устройство для контроля и управления системой водитель - транспортное средство
Классы МПК: | B60Q9/00 Размещение и модификация сигнальных устройств, не отнесенных к одной из основных групп 1/00 |
Автор(ы): | Фарбер Борис Славинович, Миркин Александр Самуилович |
Патентообладатель(и): | Фарбер Борис Славинович, Миркин Александр Самуилович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-04-24 публикация патента:
27.12.1997 |
Использование: контрольно-управляющая аппаратура транспортных средств. Сущность изобретения: когда один из датчиков отклонения контролируемых параметров от допустимых значений указывает на неполадки в системе "водитель - транспортное средство" (отсутствие масла в двигателе, перегрев узлов охлаждения, нетрезвое состояние водителя и т.п.) с помощью шифратора формируется соответствующий четырехразрядный двоичный код. Под действием этого кода коммутаторы разрешают подачу частотного сигнала возбуждения на вибраторы. Водитель, почувствовав вибрацию, заданную в определенном коде, действует таким образом, чтобы прекратилось действие виброраздражителя. В результате система переводится в нормальное состояние. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Устройство для контроля и управления системой водитель транспортное средство, содержащее датчики отклонения контролируемых параметров от допустимых значений, тактовые генераторы, элемент ИЛИ и сигнализаторы, отличающееся тем, что оно снабжено дешифратором сигналов опроса, шифратором сигналов отклонения, двумя группами ключей, коммутаторами, делителем частоты и усилителями, при этом выходы датчиков соединены с входами элемента ИЛИ и одними из входов ключей первой группы, другие входы которых через дешифратор связаны с выходом первого тактового генератора, а выходы подключены к входам шифратора, выходы последнего соединены с одними из входов коммутаторов, другие входы которых через делитель частоты соединены с выходом второго тактового генератора, а выходы подключены к одним из входов ключей второй группы, соединенных другими входами с выходом элемента ИЛИ, а выходами через усилители с входами соответствующих сигнализаторов, выполненных в виде вибраторов, размещенных с возможностью воздействия на биологически активные зоны тела водителя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к контрольно-управляющей аппаратуре транспортных средств, например автомобилей. Наиболее близким к описываемому является устройство для контроля и управления системой "водитель транспортное средство", обеспечивающее, в частности, контроль превышения допустимых значений параметров транспортного средства и содержащее датчики отклонения контролируемых параметров, подключенные к соответствующим световым сигнализаторам через блоки фиксации превышения уровня с управляемыми генераторами частоты, а также элемент ИЛИ, соединенный входами с выходами датчиков, а выходом через генератор звуковой частоты со звуковым сигнализатором (авт.св. СССР N 1225801 B 60 Q 9/00, 1986). Недостатки известного устройства определяются тем, что в реальных условиях эксплуатации, когда существует избыток звуковой и визуальной информации, использование соответствующих каналов для контроля уменьшает надежность работы системы увеличивает время адекватных действий водителя. При этом наблюдается типизация алгоритма восприятия информации водителем, исключается возможность контроля деятельности водителя и его функционального состояния. Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение надежности работы системы. Поставленная задача решается тем, что устройство для контроля и управления системой "водитель-транспортное средство", содержащее датчики отклонения контролируемых параметров от допустимых значений, тактовые генераторы, элемент ИЛИ и сигнализаторы, снабжено дешифратором сигналов опроса, шифратором сигналов отклонения, двумя группами ключей, коммутаторами, делителем частоты и усилителями, при этом выходы датчиков соединены со входами элемента ИЛИ и одними из входов ключей первой группы, другие входы которых через дешифратор связаны с выходом первого тактового генератора, а выходы подключены ко входам шифратора, выходы последнего соединены с одними из входов коммутаторов, другие входы которых через делитель частоты соединены с выходом второго тактового генератора, а выходы подключены к одним из выходов ключей группы, соединенных другими входами с выходом элемента ИЛИ, а выходами через усилители со входами соответствующих сигнализаторов, выполненных в виде вибраторов, размещенных с возможностью воздействия на биологически активные зоны тела водителя. На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для контроля и управления системой "водитель транспортное средство" (один 16-датчиковый канал); на фиг. 2 приведена таблица состояний. Устройство содержит первый тактовый генератор 1 (фиг. 1), предназначенный для формирования тактовой частоты для опроса датчиков отклонения контролируемых параметров. Делитель частоты 2 и дешифратор 3 формируют последовательно сигналы опроса на датчики отклонения контролируемых параметров. Шифратор 4 через первую группу ключей 5 шифрует сигналы от датчиков 6 отклонения контролируемых параметров (Д1 Д16) и на выходе имеет четырехразрядный код, который управляет коммутаторами 7, 8. Коммутаторы 7, 8 предназначены для передачи частоты возбуждения, получаемой со второго тактового генератора 9 и делителя частоты 10, через вторую группу ключей 11 и усилители 12, 13 на сигнализаторы 14, 15, выполненные в виде вибраторов. Ключи 11 и элемент ИЛИ 16 предназначены для отключения вибраторов 14, 15 при отсутствии сигналов от датчиков отклонения контролируемых параметров 6. Сигнализаторы 14, 15, выполненные в виде вибраторов, расположены в сидении водителя. Устройство работает следующим образом. Пусть один из датчиков 6, например Д 1, контролирующий отклонение одного из параметров системы "водитель-транспортное средство" указывает на неполадки системы (отсутствие масла в двигателе, перегрев узлов охлаждения, нетрезвое состояние водителя и т.п.). Появляется сигнал с указанного датчика, при этом элемент ИЛИ 16 открывает ключи 11. Один из ключей 5, например Кл 1, при появлении на его входе единицы с дешифратора 3 открывается и пропускает сигнал от датчика 6 (Д 1) на шифратор 4, который формирует четырехразрядный код (для данного случая 0000). Под действием этого кода коммутаторы 7, 8 разрешают подачу сигнала возбуждения (F0) с входа коммутатора 7 через ключи 11 на усилители 12, 13 и вибраторы 14, 15. При этом тактовый генератор 9 формирует частоту возбуждения, а делитель частоты 10 формирует сетку частоты возбуждения, например F0, F0/2, F0/4, F0/8 (фиг. 2). При необходимости повысить число датчиков, подключаются аналогичные каналы, обозначенные "A". Водитель, почувствовав вибрацию, заданную в определенном коде (на основе установленного ранее взаимно-однозначного соответствия "код-вибратора" "неполадка в системе"), действует таким образом, чтобы прекратить действие виброраздражителя. В результате система переводится в нормальное состояние. Расположение вибраторов в биологически активных зонах (туловища, ягодичных мышц, стоп и т.п.) водителя позволяет дополнительно понизить его утомляемость и застойные явления в организме, уменьшить вероятность появления остеохондроза и ряда других заболеваний, повысить движение и надежность работы системы "водитель-транспортное средство", а также разгрузить зрительно-звуковые рецепторы на 20 25%Класс B60Q9/00 Размещение и модификация сигнальных устройств, не отнесенных к одной из основных групп 1/00