замковое устройство для двери железнодорожного вагона
Классы МПК: | B61D19/00 Двери железнодорожных транспортных средств |
Автор(ы): | Веселова И.И., Беликов Г.С., Сударев В.Г. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "Брянский машиностроительный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-03-15 публикация патента:
27.12.1997 |
Использование: конструктивные элементы кузовов железнодорожных транспортных средств, в частности замковые устройства дверей железнодорожных грузовых вагонов. Сущность изобретения: замковое устройство для двери железнодорожного вагона, состоящее из поворотной планки, имеющей в центре приводную ось и соединенной шарнирно посредством ушек и симметрично расположенных тяг с подпружиненными защелками, снабжено отпором со скругленным концом, противоположный конец которого закреплен на оси, и двумя ограничителями, один из которых выполнен двойным, причем ось стопора размещена между упомянутыми ограничителями, а последние и стопор расположены таким образом, что в положении устройства "Закрыто" нижняя часть поворотной планки имеет возможность контактировать с одной из частей двойного ограничителя, а стопор - одновременно с верхней частью поворотной планки и второй частью двойного ограничителя, при этом в положении устройства "Открыто" стопор имеет возможность контактировать со вторым ограничителем. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Замковое устройство для двери железнодорожного вагона, состоящее из поворотной планки, имеющей в центре приводную ось и соединенной шарнирно посредством ушек и симметрично расположенных тяг с подпружиненными защелками, отличающееся тем, что оно снабжено стопором со скругленным концом, противоположный конец которого закреплен на оси, и двумя ограничителями, один из которых выполнен двойным, причем ось стопора размещена между упомянутыми ограничителями, а последние и стопор расположены таким образом, что в положении устройства "закрыто" нижняя часть поворотной планки имеет возможность контактировать с одной из частей двойного ограничителя, а стопор - одновременно с верхней частью поворотной планки и второй частью двойного ограничителя, при этом в положении устройства "открыто" стопор имеет возможность контактировать с вторым ограничителем.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к конструктивным элементам кузовов железнодорожных транспортных средств, в частности к замковым устройствам дверей железнодорожных грузовых вагонов. Известно замковое устройство двери железнодорожного вагона, состоящее из поворотной планки, имеющей в центре приводную ось и соединенной шарнирно посредством ушек и симметрично расположенных тяг с подпружиненными защелками (Тепловоз ТЭМУ2. Руководство по эксплуатации и обслуживанию". М. Транспорт, 1988, с. 236, рис. 118). Недостатками известного устройства являются сложность и неудобство в эксплуатации. Это объясняется тем, что устройство с помощью подпружиненных защелок может только стопорить дверь в дверном проеме, но не может запирать ее. Для запирания необходим дополнительный замок на вертикальной стороне двери, срабатывающий с помощью специального ключа (треугольного по требованию МПС). Кроме того, дверь должна быть снабжена (также в соответствии с требованием МПС) еще одним замком для грузополучателей. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей, поскольку с помощью приводного (от треугольного ключа МПС) стопора защелкивающее устройство превращается в замковое, сохраняя при необходимости прежние функции (после перевода стопора с помощью треугольного ключа в положение "открыто"), это позволяет удовлетворить требованию МПС без размещения в полости двери (на ее вертикальной стороне) дополнительного замка (под треугольный ключ МПС). При этом на вертикальной стороне двери сохраняется один замок для грузополучателей (также в соответствии с требованием МПС), что гарантирует запирание двери в трех точках, в двух из которых (сверху и снизу) с помощью предлагамого устройства. Технический результат достигается тем, что замковое устройство для двери железнодорожного вагона, состоящее из поворотной планки, имеющей в центре приводную ось и соединенной шарнирно посредством ушек и симметрично расположенных тяг с подпружиненных защелками, снабжено стопором со скругленным концом, противоположный конец которого закреплен на оси, и двумя ограничителями, один из которых выполнен двойным, причем ось стопора размещена между упомянутыми ограничителями, а последние и стопор расположены таким образом, что в положении устройства "Закрыто" нижняя часть поворотной планки имеет возможность контактировать с одной из частей двойного ограничителя, а стопор одновременно с верхней частью поворотной планки и второй частью двойного ограничителя, при этом в положений устройства "Открыто" стопор имеет возможность контактировать с вторым ограничителем. Изобретение поясняется чертежом, на котором изображено устройство в положении "Закрыто" (тонкими линиями положение "Открыто"). Замковое устройство состоит из поворотной планки 1, соединенной с помощью ушек 2 и симметричных тяг 3 с защелками 4, подпружиненными пружинами 5. Устройство имеет стопор 6, представляющий собой планку со скругленным концом. Противоположный конец стопора закреплен на оси 7 (под треугольный ключ МПС). Устройство имеет также ограничители 8 и 9, между которыми размещена ось 7 стопора. Ограничитель 9 выполнен двойным, состоящим из двух частей и расположен вблизи поворотной планки 1 таким образом, что поворотная планка и стопор 6 имеют возможность упираться в него в положении "Закрыто". Второй ограничитель 8 расположен с возможностью взаимодействия со стопором в положении "Открыто". Поворотная планка 1 расположена на оси 10, снабженной рукояткой 11 для открывания двери (срабатывания заделок 4). Замковое устройство работает следующим образом. Для предотвращения возможности открывания двери с помощью рукоятки 11 (т. е. в положении устройства "Закрыто") стопор 7 поворачивается вручную (съемным ключом МПС) по часовой стрелке до соприкосновения с одной из частей двойного ограничителя 9. При этом скругленный конец стопора упирается в верхнюю часть поворотной планки 1, нижняя часть которой, в свою очередь, упирается во вторую часть ограничителя 9. В этом положении при нажатии на рукоятку 11 не происходит поворота оси 10 и планки 1 против часовой стрелки, так как планка 1 зафиксирована в двух точках, поэтому защелки 4 не могут выйти из пазов дверного проема и запирают дверь. При переводе устройства в положение "Открыто" (т.е. для создания возможности открывания двери с помощью рукоятки 11) стопор 6 треугольным ключом поворачивается против часовой стрелки до соприкосновения с ограничителем 8. При этом появляется возможность при нажатии на рукоятку 11 повернуть планку 1 против часовой стрелки, благодаря чему тяги 3 сближаются, сжимают пружины 5 и оттягивают защелки 4 из пазов в дверном проеме, после чего дверь может быть открыта. Предлагаемое устройство дает возможность освободить край двери от второго замка, превратив в замок защелкивающее устройство и выполнив при этом требование МПС о снабжении двери двумя разными замками (для обслуживающего персонала МПС и грузополучателя (отправителя)).Класс B61D19/00 Двери железнодорожных транспортных средств