аэросани-амфибия

Классы МПК:B62M27/00 Движители для саней или подобных транспортных средств
B62M27/02 с силовыми установками 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Ишков Юрий Григорьевич,
Гофман Иосиф Самуилович
Приоритеты:
подача заявки:
1997-07-03
публикация патента:

Использование: амфибийный транспорт для передвижения по водной поверхности, снегу, льду и заболоченной местности. Сущность изобретения: в аэросанях-амфибии, содержащих дискообразную кабину, плавучий корпус из двух поплавков, основную и вспомогательную движительные установки, полости поплавков и кабины соединены переходами, поплавки оборудованы откидными пневмокатками, иллюминаторами, рубками управления. Длина поплавков превышает их высоту в 2,3-4,5 раза, а диаметр кабины равен 1,5-2,5 ее высоты. Внешний борт каждого поплавка может быть светопрозрачным, а в передней их части установлен наконечник в виде полуконуса и сопряженного с ним в нижней части клина. Использование изобретения повышает проходимость при движении по неровной поверхности, безопасность и маневренность амфибийного транспортного средства. 7 з. п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Аэросани-амфибия, содержащие дискообразную кабину с круговым обзором из жестко соединенных между собой по периметру выпуклых верхней и нижней секций, грузовую площадку, топливные баки, силовую установку из установленных симметрично относительно продольной оси кабины двигателей с толкающими винтами и системой их управления в виде механизма изменения шага толкающих винтов, вспомогательный подвесной движитель, смонтированные на составном плавучем корпусе из жестко связанных между собой симметричных относительно продольной оси корпуса поплавков с криволинейным поперечным сечением, образованных из верхней и нижней выпуклых оболочек с герметичными люками, наконечниками на их передних торцах, переднего и заднего демпферов и съемной опорной лыжи, установленных на нижней поверхности каждого поплавка, и систему управления, отличающиеся тем, что полости поплавков и кабины соединены переходами с вспомогательными герметичными люками, каждый поплавок снабжен рубкой управления, сблокированными попарно передними и задними откидными опорными пневмокатками и имеющими иллюминаторы внешним и внутренним продольными бортами, герметично соединяющими кромки верхней и нижней оболочек, силовая установка выполнена съемной, при этом расстояние между нижними точками поверхностей поплавков и кабины и максимальный диаметр кабины составляет соответственно 1,0 1,5 и 1,5 2,5 ее высоты, а длина поплавков превышает максимальную высоту поперечного сечения каждого поплавка в 2,3 4,5 раза.

2. Аэросани-амфибия по п. 1, отличающиеся тем, что внешний продольный борт каждого поплавка выполнен из светопрозрачного материала.

3. Аэросани-амфибия по пп. 1 и 2, отличающиеся тем, что внешний продольный борт каждого поплавка выполнен в виде выпуклой оболочки.

4. Аэросани-амфибия по пп. 1 3, отличающиеся тем, что внутренний продольный борт каждого поплавка выполнен в виде выпуклой оболочки.

5. Аэросани-амфибия по пп. 1 4, отличающиеся тем, что каждый наконечник выполнен в виде верхней части в форме полуконуса и сопряженной с ней нижней части в форме клина.

6. Аэросани-амфибия по пп. 1 5, отличающиеся тем, что они снабжены вторым вспомогательным подвесным движителем, расположенным симметрично первому относительно оси составного корпуса аэросаней.

7. Аэросани-амфибия по пп. 1 6, отличающиеся тем, что каждый вспомогательный подвесной движитель выполнен гусеничным.

8. Аэросани-амфибия по пп. 1 6, отличающиеся тем, что каждый вспомогательный подвесной движитель выполнен в виде водомета.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к наземным транспортным средствам, назначением которых является перевозка грузов и людей в экстремальных условиях при низких температурах по снегу и льду, а также, в случае необходимости, по незамерзшим рекам, водоемам и заболоченным земным поверхностям.

Известны из авт. свид. СССР N 144731, кл. В 62 М 27/02, 1961 аэросани-амфибии, содержащие плавающий корпус с закрепленной на его нижней поверхности опорной лыжей, на котором смонтированы кабина, грузовая площадка, топливные баки, силовая установка с толкающим винтом и системой управления последней.

Недостатками этих аэросаней-амфибий является сложность рулевого управления, плохая маневренность и большое удельное давление, что обуславливает низкую полезную нагрузку.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности устройством являются известные из патента N 2058066, кл. В 62 М 27/02, 1994 аэросани-амфибии, содержащие дискообразную из жестко соединенных по периметру выпуклых верхней и нижней секций кабину с круговым обзором, грузовую площадку, топливные баки, силовую установку из симметричных продольной оси кабины двигателей с толкающими винтами и системой управления последних в виде механизма изменения шага толкающих винтов, вспомогательным подвесным мотором, смонтированными на составном плавающем корпусе из жестко связанных друг с другом параллельных криволинейных в поперечном сечении поплавков с герметичными люками и наконечниками, установленной на каждом из них съемной опорной лыжей, имеющей демпферы, расположенные в ее носовой и кормовой частях, и систему управления.

Недостатками этих аэросаней-амфибии являются пониженная проходимость по земной поверхности с точками и пеньками, недостаточная безопасность передвижения по незамерзшим рекам и водоемам из-за возможности столкновения с плавающими предметами кабины.

Задачей изобретения является повышение проходимости при движении аэросаней-амфибии по замерзшей земной поверхности и недостаточном снежном покрытии с выступающими кочками и предметами за счет обеспечения необходимого клиренса кабины, повышения маневренности как при движении по замерзшей земной поверхности так и по незамерзшей водной поверхности рек и водоемов.

Задача изобретения решается тем, что аэросани амфибия с признаками, присущими ближайшему аналогу, снабжены переходами со вспомогательными герметичными люками, соединяющими полости поплавков и кабины, каждый поплавок рубкой управления и сблокированными попарно передними и задними откидными опорными пневмокатками и выполнены с имеющими иллюминаторы внешними и внутренними продольными бортами, герметично соединяющими кромки выпуклых верхней и нижней оболочек, силовая установка выполнена съемной, расстояние между крайне нижними точками наружных поверхностей кабины и поплавков и максимальный диаметр кабины составляют соответственно 1,0 1,5 и 1,5 2,5 ее высоты, при этом длина поплавков превышает высоту поперечного сечения поплавков в 2,3 4,5 раз.

Кроме того, внешний с иллюминаторами продольный борт каждого поплавка может быть выполнен из светопрозрачного материала в виде выпуклой оболочки, радиус кривизны которой соответствует радиусу кривизны верхней и нижней оболочек этого же поплавка, при этом каждый внутренний продольный борт может быть таким же выпуклым с тем же радиусом кривизны.

Аэросани-амфибия могут быть снабжены вторым вспомогательным подвесным движителем, расположенным относительно продольной оси составного плавучего корпуса симметрично первому вспомогательному подвесному движителя, при этом вспомогательные приводные движители могут быть выполнены как гусеничными, так и в виде водометов, а наконечник каждого поплавка в виде сопряженных друг с другом верхнего полуконуса и нижнего клина.

На фиг. 1 схематично изображены аэросани-амфибия, вид в плане; на фиг. 2 вид сбоку на фиг. 1; на фиг. 3 вид спереди на фиг. 2; на фиг. 4 вид сзади на фиг. 2.

Аэросани-амфибия состоят из плавучего корпуса в виде параллельных его продольной оси поплавков 1 с герметичными люками 2, соединенных друг с другом жесткими связями 3, образующими раму, на которой смонтированы дискообразная кабина с круговым обзором, грузовая платформа 4 с троссовыми отражателями 5. Дискообразная кабина выполнена составной из выпуклых верхней 6 и нижней 7 секций, при этом полость кабины соединена переходами 8, имеющими герметичные вспомогательные люки 9 с полостями поплавков 1, каждый из которых снабжен рубкой управления 10 и сблокированными попарно передними и задними откидными опорными откидными пневмокатками 11 для перемещений по проезжей части дорог, спуска на воду и выхода из водоемов на берег. На кормовых частях 12 поплавков 1 симметрично продольной оси корпуса установлены топливные баки 13 и двигатели 14 с толкающими винтами 15, система управления которых имеет механизмы 16 изменения шага толкающих винтов 15, и закреплена площадка 17 для обслуживания двигателей 14 силовой установки и вспомогательных подвесных приводных движителей 18. Симметрично продольной оси корпуса в его задней части на жестких связях 3 установлены вспомогательные подвесные приводные движители 18, которые могут в зависимости от необходимости быть как гусеничными, так и в виде водометов. Каждый поплавок 1 выполнен из верхней 19 и нижней 20 выпуклых оболочек, герметично соединенных внешним 21 с иллюминаторами 22 и внутренним 23 продольными бортами, которые могут быть также выполнены выпуклыми и опозитно расположенными из светопрозрачного материала с радиусом кривизны, соответствующим радиусу кривизны верхней 19 и нижней выпуклых оболочек. На внутренние поверхности поплавков 1 нанесено теплоизоляционное покрытие 24, а на нижней поверхности каждого поплавка 1 установлена съемная опорная лыжа 25, имеющая демпферы 26, закрепленные на носовой 27 и кормовой 12 частях поплавка 1, на котором также установлены вспомогательная площадка 28, поручни 29 и стремянки 30 для перемещения по ним команды и пассажиров, при этом опорные лыжи 25 могут быть выполнены с различной шириной, выбираемой в зависимости от требуемой величины давления на снег или лед.

На торце носовой 27 части каждого поплавка 1 закреплен наконечник 28, который выполнен в виде сопряженных друг с другом верхнего полуконуса и сопряженного с ним нижнего клина (на чертежах условно не показаны).

Поплавки 1 изогнуты по радиусу R, величина которого составляет 10-20 высот Н его поперечного сечения, а расстояние Т между нижними точками кабины и поплавков 1 и максимальный диаметр D кабины составляет соответственно 1,0 - 1,5 и 1,5 2,5 ее высоты h, при этом длина L поплавков 1 превышает высоту Н его поперечного сечения в 2,3 4,5.

Управление аэросанями-амфибией при их эксплуатации осуществляется следующим образом. После загрузки и крепления на грузовой платформе 4 и в полостях поплавков 1 транспортируемого коммерческого груза закрывают герметичные люки 2, включают двигатели 14 силовой установки при холостом положении лопастей толкающих винтов 15 и прогрев двигатели 14 на холостом ходу, переводят лопасти толкающих винтов 15 в рабочее положение, при этом скорость движения и его направление задается углом разворота лопастей толкающих винтов 15 двигателей 14 силовой установки механизмом 16 изменения шага. В случае использования основного и дополнительного вспомогательных подвесных приводных движителей 18, при необходимости, возможно снятие двигателей 14 с толкающими винтами 15 силовой установки, при этом при перемещении по снегу и замерзшей поверхности водоемов используются гусеничные вспомогательные подвесные приводные движители 18, а в случае движения по воде используется вспомогательные подвесные приводные движители 18 в виде водометов. При необходимости в поплавках 1 могут быть оборудованы спальные места. При этом демпферы 26 при передвижении аэросаней-амфибии предохраняют при наезде на препятствия от поломок сменные опорные лыжи 25 и смягчают ударные нагрузки на поплавки 1.

Класс B62M27/00 Движители для саней или подобных транспортных средств

Класс B62M27/02 с силовыми установками 

Наверх