зубчатая передача внутреннего зацепления с перекрещивающимися осями
Классы МПК: | F16H1/16 с червяком и червячным колесом |
Автор(ы): | Гольдфарб В.И., Русских А.Г., Трубачев Е.С. |
Патентообладатель(и): | Институт механики Ижевского государственного технического университета |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-04-08 публикация патента:
10.01.1998 |
Использование: машиностроение. Сущность: зубчатая передача внутреннего зацепления с перекрещивающимися осями содержит червяк с витками, расположенными на его внутренней поверхности, и колесо, частично или полностью расположенное внутри червяка с возможностью зацепления с червяком. Угол перекрещивания осей колеса и червяка не равен 90oC. Зона зацепления колеса и червяка смещена относительно межосевой линии зубчатой передачи. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Зубчатая передача внутреннего зацепления с перекрещивающимися осями, содержащая червяк с витками, расположенными на его внутренней поверхности, и колесо, установленное с возможностью зацепления с червяком, отличающаяся тем, что угол между перекрещивающимися осями колеса и червяка не равен 90o, а колесо частично или полностью расположено внутри червяка, причем зона зацепления колеса и червяка смещена относительно межосевой линии зубчатой передачи.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах. Известна спироидная передача внутреннего зацепления, у которой червяк находится внутри колеса, зубья колеса расположены на внутренней поверхности конуса колеса [1]Недостатком известного решения является то, что ведомое звено (колесо) имеет большие размеры, что затрудняет создание на основе этой передачи компактного механизма. Наиболее близкой к предлагаемой является червячная передача, у которой ведомое звено (колесо) частично или полностью находится внутри ведущего звена, причем оси скрещиваются под углом 90o (оси расположены ортогонально) и зона зацепления не смещена по отношению к межосевой линии передачи [2]
Недостатком известного решения является сложность конструкции привода с использованием этой передачи в связи с тем, что ось колеса пересекает тело червяка. Кроме того, в связи с расположением зоны зацепления в районе межосевой линии присущий червячной передаче невысокий коэффициент перекрытия не позволяет существенно повысить ее нагрузочную способность. Целью изобретения является упрощение конструкции при одновременном достижении компактности и увеличении передаваемого крутящего момента. Цель достигается тем, что в зубчатой передаче внутреннего зацепления с перекрещивающимися осями, содержащей червяк с витками, расположенными на его внутренней поверхности, и колесо, установленное с возможностью зацепления с червяком, угол между перекрещивающимися осями колеса и червяка не равен 90o, а колесо частично или полностью расположено внутри червяка, причем зона зацепления колеса и червяка смещена относительно межосевой линии зубчатой передачи. Благодаря этому ось колеса не пересекает тело червяка, что дает возможность упростить конструкцию привода, уменьшить размеры ведомого звена и передачи в целом, увеличить размеры зоны зацепления и как следствие повысить коэффициент перекрытия и нагрузочную способность передачи. На фиг.1 представлены червяк цилиндрической формы, колесо конической; на фиг.2 червяк конической формы, колесо цилиндрической. Передача состоит из червяка 1 с осью 2, витки которого расположены внутри тела червяка, и зацепляющегося с ним зубчатого колеса 3 с осью 4, зубья которого расположены снаружи тела колеса. Оси 2 и 4 скрещиваются между собой под углом сигма, не равным 90o. Колесо 3 частично или полностью находится внутри червяка 1. Зона зацепления червяка и колеса смещена относительно межосевой линии О1О2 передачи, благодаря чему число зубьев червяка и колеса, одновременно находящихся в зацеплении, может быть большим, что способствует уменьшению удельных нагрузок в каждой паре зубьев, и, следовательно, повышению нагрузочной способности передачи. Благодаря неортогональному расположению осей 2 и 4 червяка 1 и колеса 3 появляется возможность избежать пересечения тела червяка осью колеса, вследствие чего удается располагать опоры вала колеса 3 без усложнения конструкции передачи. При работе передачи вращение и крутящий момент передаются от червяка 1 к находящемуся внутри него колесу 3.
Класс F16H1/16 с червяком и червячным колесом