обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов

Классы МПК:H02K3/28 расположение обмоток или соединений между ними
H02K17/06 с обмотками, допускающими переключение полюсов 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Новосибирский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1996-03-22
публикация патента:

Использование: однофазные двигатели с изменяемым числом полюсов. Сущность изобретения: обмотка выполнена двухфазной с отношением пар полюсов P1:P2 = 1:2 и содержит две катушечные группы, шаг обмотки диаметральный по полюсности P2, полюсность P1 образована встречным включением катушечных групп первой и второй части обмотки, а полюсность P2 - их согласным включением. Технический результат: упрощение технологии изготовления обмотки и уменьшение расхода активных материалов. 3 з. п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Обмотка однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов, выполненная двухфазной и имеющая соотношение пар полюсов Р1 Р2 1 2, отличающаяся тем, что выполнена однослойной из двух частей на каждой паре Р1 полюсов первой и второй, образующих соответственно по две части обмотки первую и вторую, каждая часть обмотки на паре полюсов содержит по две катушечной группы первую и вторую, в катушечную группу включено q катушек и катушечная группа выполнена по типу однослойной обмотки со средним шагом

обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 2101833

где Z1 8 qP1 число пазов статора;

обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 21018332 - величина полюсного деления,

первыми катушечными группами в каждой из двух частей обмотки образована первая фаза обмотки, а вторыми катушечными группами в каждой из двух частей обмотки вторая фаза обмотки, при этом Р1 полюсность образована встречным включением катушечных групп первой и второй частей обмотки, а полюсность Р2 их согласным включением.

2. Обмотка по п. 1, отличающаяся тем, что она выполнена с числом катушек q1 в первых катушечных группах и q2 во вторых катушечных группах различным, при этом

q (q1 + q2)2.

3. Обмотка по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что она выполнена из двух ветвей, первая ветвь образована катушечными группами, входящими в первую часть обмотки, вторая ветвь катушечными группами, входящими во вторую часть обмотки, при этом обмотка выполнена с тремя основными выводами, первый вывод - начало первой части обмотки, третий вывод конец второй части обмотки, а второй вывод образован концом первой и началом второй части обмотки, внутри каждой ветви выполнен дополнительный отвод между первыми и вторыми катушечными группами, к каждому из этих выводов подсоединен конденсатор одним концом, а другой конец каждого конденсатора соединен с одним из основных выводов обмотки.

4. Обмотка по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что она выполнена из четырех ветвей, первая ветвь образована первыми катушечными группами первой части обмотки, вторая ветвь вторыми катушечными группами первой части обмотки, третья ветвь первыми катушечными группами второй части обмотки, четвертая ветвь вторыми катушечными группами второй части обмотки, при этом все ветви объединены в мостовую схему с включением во вторую и четвертую ветви конденсаторов, началами первой и второй ветвей образован первый вход мостовой схемы, концами третьей и четвертой ветвей образован второй вход мостовой схемы, концом первой и началом третьей ветвей образован первый выход мостовой схемы, а концом второй и началом четвертой ветвей образован второй выход мостовой схемы, при этом полюсность Р2 получена первыми и вторыми входами мостовой схемы, а полюсность Р1 образована объединением первого и второго входов, а также объединением первого и второго выходов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройству обмоток однофазных двигателей с изменяемым числом полюсов, и может быть использовано при создании асинхронных двигателей со ступенчатым регулированием частоты вращения.

Известна обмотка однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов, выполненная полюсно-переключаемой с отношением чисел пар полюсов P1:P2 1:2 и уложенная в пазы статора [1]

Недостаток заключается в том, что полюсно-переключаемая обмотка однофазных двигателей выполнена двухслойной. Изготовление двухслойной статорной обмотки очень трудоемкий технологический процесс, трудно механизируемый. От общих трудовых затрат 30-40 идет на изготовление такой обмотки. Кроме того, пазы, в которых укладывается обмотка, имеют за счет установки межслойной изоляции в пазу меньшее содержание меди, что увеличивает расход материалов.

Известна также обмотка однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов, которая наиболее близка к изобретению и является прототипом. В пазах статора этого двигателя уложены одна над другой две фазы полюсно-переключаемой обмотки с числом пар полюсов P1:P2 1:2, каждая из которых выполнена однослойной, что позволяет механизировать укладку обмотки [2]

Тем не менее, укладка двух слоев обмотки в пазу остается трудоемкой технологической операцией, а заполнение паза медью не улучшается, что определяет потребность в большем расходе материалов.

Задачей изобретения является создание обмотки однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов, которая имеет более простую технологию изготовления и меньший расход материалов.

Это достигается тем, что обмотка однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов, выполненная двухфазной и имеющая соотношение пар полюсов P1:P2 1:2, выполнена однослойной из двух частей на каждой паре P1 полюсов первой и второй, образующих соответственно по две части обмотки первую и вторую, каждая часть обмотки на паре полюсов содержит по две катушечной группе первую и вторую, в катушечную группу включено q катушек и катушечная группа выполнена по типу однослойной обмотки со средним шагом yср

обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 2101833

где Z1 8qP1 число пазов статора, обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 21018332 величина полюсного деления, первыми катушечными группами в каждой из двух частей обмотки образована первая фаза обмотки, а вторыми катушечными группами в каждой из двух частей обмотки вторая фаза обмотки, при этом P1 полюсность образована встречным включением катушечных групп первой и второй частей обмотки, а полюсность P2 их согласным включением.

Обмотка однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов может быть выполнена с числом катушек q1 в первых катушечных группах и q2 во вторых катушечных группах различным, при этом

обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 2101833

Обмотка однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов может быть выполнена из двух ветвей, первая ветвь образована катушечными группами входящими в первую часть обмотки, вторая ветвь катушечными группами, входящими во вторую часть обмотки, при этом обмотка выполнена с тремя основными выводами, первый вывод начало первой части обмотки, третий вывод - конец второй части обмотки, а второй вывод образован концом первой и началом второй части обмотки, внутри каждой ветви выполнен дополнительный отвод между первыми и вторыми катушечными группами, к каждому из этих выводов подсоединен конденсатор одним концом, а другой конец каждого конденсатора соединен с одним из основных выводов обмотки.

Обмотка однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов может быть выполнена из четырех ветвей, первая ветвь образована первыми катушечными группами первой части обмотки, вторая ветвь вторыми катушечными группами первой части обмотки, третья ветвь первыми катушечными группами второй части обмотки, четвертая ветвь вторыми катушечными группами второй части обмотки, при этом все ветви объединены в мостовую схему с включением во вторую и четвертую ветвь конденсаторов, началами первой и второй ветвей образован первый вход мостовой схемы, концами третьей и четвертой ветвей второй вход мостовой схемы, концом первой и началом третьей ветвей первый выход мостовой схемы, а концом второй и началом четвертой ветвей второй выход мостовой схемы, при этом полюсность P2 получена первыми и вторыми входами мостовой схемы, а полюсность P1 образована объединением первого и второго входов, а также объединением первого и второго выходов.

На фиг. 1 изображена схема обмотки; на фиг. 2 схема обмотки с различным числом катушек в катушечных группах; на фиг. 3 электрическая схема включения обмоток с полюсностью P1 и полюсностью P2; на фиг. 4 схема обмотки с главными выводами и дополнительными отводами с полюсностями P1 и P2; на фиг. 5 мостовая схема обмотки с полюсностями P1 и P2.

Обмотка однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов размещена в пазах статора и выполнена однослойной из четырех катушечных групп 1, 2, 3, 4 на паре полюсов P1 (фиг. 1, 2).

Катушечные группы 1 и 2 (первая и вторая) образуют первую часть обмотки 5, а катушечные группы 3 и 4, также первая и вторая, вторую часть обмотки 6 статора. Каждая катушечная группа (фиг. 1) 1, 2, 3, 4 включает q последовательно соединенных катушек, расположенных в соседних пазах. При этом катушечная группа выполнена по типу однослойных обмоток с равным шагом y, который равен среднему шагу yср

обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 2101833

где обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 21018332 величина полюсного деления;

P2 большее число пар полюсов обмотки, P2 2обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 2101833P1;

Z1 число пазов статора, Z1 8обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 2101833qP1.

Для случая, представленного на фиг. 1, Z1 8обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 21018333обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 21018331 24, а P2 2обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 21018331 2 и Yср обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 21018332 24/(2обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 21018332) 6.

Первыми катушечными группами 1 и 3 в каждой из двух частей обмотки 5 и 6 образована первая фаза обмотки U1U2, а вторыми катушечными группами 2 и 4 в каждой из двух частей обмотки 5 и 6 образована вторая фаза обмотки V1V2. Полюсность обмотки P1 1 образована встречным включением катушечных групп 1 и 3 в первой фазе обмотки статора 1U1 1U2 (фиг. 1а) и катушечных групп 2 и 4 во второй фазе обмотки статора 1V1 1V2. Полюсность обмотки P2 образована согласным включением катушечных групп 1 и 3 в первой фазе обмотки статора 2U1 2U2 (фиг. 1б) и катушечных групп 2 и 4 во второй фазе обмотки статора 2V1 2V2. Матрицы схем обмоток наглядно демонстрируют образование двухфазной системы токов и ЭДС с полюсностью P1 (фиг. 1а) и полюсностью P2 (фиг. 1б).

Катушечные группы 1, 2, 3, 4 обмотки статора могут быть выполнены по типу однослойных обмоток с концентрическими катушками разного шага (не показаны) y1 4, y2 6, y3 8, а средний шаг yср будет равен диаметральному шагу

обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 2101833

Число катушек в первых 1, 3 и вторых 2, 4 катушечных группах могут быть выполнены различной величины, соответственно q1 и q2, так, что

обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 2101833

На фиг. 2а приведена схема обмотки статора, когда катушки катушечных групп 1 и 3 имеют q1 4, а катушечных групп 2 и 4 q 2= 2, при этом

обмотка однофазного двигателя к изменяемым числом полюсов, патент № 2101833

Такое исполнение обмотки также обеспечивает создание двухфазной системы токов и ЭДС с полюсностью P1 (фиг. 2б) и P2 (фиг. 2в), как показано на соответствующих матрицах обмоток.

На фиг. 3 приведена схема подключения катушечных групп 1, 2, 3, 4 к однофазной сети, позволяющая с помощью переключения контактов 7 и 8, обеспечивать встречное и согласное включение, соответственно, катушечных групп 1, 3 и 2, 4. Изменение чередования фаз обмотки статора однофазного асинхронного двигателя при любой полюсности может быть обеспечено переключением конденсатора 9 контактами 10 и 11, из одной фазы U1U2 в другую V1V2.

Число контактов коммутационной аппаратуры может быть существенно уменьшено (фиг. 4), если обмотка однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов будет выполнена из двух ветвей 12 и 13. Первая ветвь 12 образована катушечными группами 1 и 2, входящими в первую часть обмотки 5. Вторая ветвь 13 образована катушечными группами 3 и 4, входящими во вторую часть обмотки 6. Обмотка статора выполняется с тремя основными выводами: первый 14 это начало первой части обмотки 5, третий 15 это конец второй части обмотки 6, а второй вывод 16 образован концом первой 5 и началом второй 6 частей обмотки. Внутри каждой ветви 12 и 13 выполнены дополнительные отводы 17 и 18 между первой и второй катушечными группами 1, 2 и 3, 4.

К каждому из отводов 17, 18 подсоединены конденсаторы 19, 20. Вторые концы конденсаторов 19, 20 соединены с одним из основных выводов 14, 15, 16 обмотки.

Работа на полюсности P1 или P2 обеспечивается контактами 7 и 8, а изменение чередования фаз контактами 10 и 11.

Схема включения обмотки статора (фиг. 5) на однофазную сеть с другим соотношением величины напряжения на катушечную группу фазы 1, 2, 3, 4 при переключении пар полюсов может быть обеспечена при выполнении обмотки статора из четырех ветвей: первая ветвь 21 образована первыми катушечными группами 1 первой части обмотки 5, вторая ветвь 22 вторыми катушечными группами 2 первой части обмотки 5, третья ветвь 23 первыми катушечными группами 3 второй части обмотки 6, четвертая ветвь 24 вторыми катушечными группами 4 второй части обмотки 6. Все ветви 1, 2, 3, 4 объединены в мостовую схему с включением во вторую и четвертую ветви конденсаторов 25, 26. Началами первой 21 и второй 22 ветвей образован первый вход 27 мостовой схемы, концами третьей 23 и четвертой 24 ветвей второй 28 вход мостовой схемы, концом первой 21 и началом третьей 23 ветвей первый выход 29 мостовой схемы, а концом второй 22 и началом четвертой 24 ветвей второй 30 выход мостовой схемы.

Полюсность P2 образуется первым 27 и вторым 28 входами мостовой схемы, а полюсность P1 -объединением первого 27 и второго 28 входов мостовой схемы, а также объединением первого 29 и второго 30 выходов мостовой схемы, осуществляемым контактами 7 и 8 коммутационной аппаратуры.

Предлагаемая обмотка однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов, обладая примерно одинаковыми свойствами с известными, позволяет значительно упростить операции по намотке статора однофазных двигателей, повысить производительность труда при выпуске двухскоростных двигателей, механизировать обмоточные работы. При этом в пазу лежит один слой обмотки, что повышает коэффициент заполнения паза медью, уменьшая расход материалов на изготовление.

Изменение частоты вращения осуществляется реверсированием тока в половине катушечных групп, что достигается переключением катушечных групп с согласного на встречное включение и наоборот.

Таким образом, благодаря исполнению обмотки однофазного двигателя с изменяемым числом полюсов однослойной представляется возможность упрощения технологии изготовления обмотки и уменьшение расхода активных материалов.

Класс H02K3/28 расположение обмоток или соединений между ними

совмещенная обмотка асинхронной машины для 2р=2, z=18 -  патент 2528179 (10.09.2014)
статор вращающейся электрической машины с постоянным возбуждением -  патент 2516246 (20.05.2014)
вентильный автономный асинхронный генератор -  патент 2516217 (20.05.2014)
многофункциональный автономный асинхронный генератор -  патент 2516013 (20.05.2014)
асинхронный генератор с восьмиполюсной статорной обмоткой -  патент 2516012 (20.05.2014)
обмотка электрической машины -  патент 2509402 (10.03.2014)
обмотка статора трехфазных электрических машин переменного тока -  патент 2508593 (27.02.2014)
малошумный асинхронный двигатель -  патент 2507664 (20.02.2014)
автономный асинхронный генератор с двухполюсной статорной обмоткой -  патент 2498483 (10.11.2013)
обмотка электрической машины переменного тока -  патент 2498481 (10.11.2013)

Класс H02K17/06 с обмотками, допускающими переключение полюсов 

Наверх