депрессорная присадка для получения зимнего дизельного топлива
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород |
Автор(ы): | Никитин Н.А., Никонов А.М., Попович П.Р., Токарев М.С., Черников Г.Е., Шерстнев М.П. |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Регул-ТМ", Закрытое акционерное общество "Корпорация НТЛ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-08-15 публикация патента:
20.01.1998 |
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к присадкам для получения зимнего дизельного топлива. Задача изобретения - улучшение низкотемпературных свойств дизельных топлив. Она достигается тем, что к базовому дизельному топливу добавляют присадку в концентрации 0,01-0,5 мас. %, которая содержит винилацетат, пропилен, пропилсалицилат, этанол, диэтиловый эфир, толуол. Присадка имеет невысокую стоимость, нетоксична и смешивается с любыми видами дизельного топлива в любых соотношениях. 1 з.п. ф-лы., 1 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Депрессорная присадка для получения зимнего дизельного топлива на основе органических соединений, отличающаяся тем, что она содержит смесь винилацетата, пропилена, пропилсалицилата, этанола, диэтилового эфира и толуола при следующем соотношении компонентов, мас. Диэтиловый эфир 1 40Этанол 1 40
Толуол 2 50
Пропилсалицилат 2 50
Пропилен 2 50
Винилацетат 2 50
2. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что содержит смесь компонентов при следующем соотношении, мас. Диэтиловый эфир 10
Этанол 10
Толуол 20
Пропилсалицилат 20
Пропилен 20
Винилацетат 20н
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к присадкам для получения зимнего дизельного топлива. В соответствии с ГОСТ 305-82 "Топливо дизельное" существует дизельное зимнее топливо с температурой застывания не выше минус 35oC и соответственно температурой помутнения не выше минус 25oC. В настоящее время основное количество зимнего дизельного топлива /89% от общего его количества/ вырабатывается путем снижения температуры конца кипения летнего дизельного топлива /Чесновицкий К.Г. Получение депрессорной присадки к дизельным и печным топливам. Химия и технология топлив и масел, 1989, N 1,7-8/. Для получения зимнего дизельного топлива с температурой застывания -35oC снижают его конец кипения с 360oC до 320oC. Недостатком такого подхода является снижение выхода топлива на нефть и уменьшение его ресурса. Наиболее близкой к предлагаемой является присадка, которая содержит сополимер этилена с винилацетатом /патент РФ N 2039080 кл. C 10 G 45/04, 1993 г./. В начале к смеси дизельных фракций добавляют исходную прямогонную фракцию зимнего дизельного топлива, 96% которой выкипает в пределах 140-280-310oC в количестве 30-60% В полученное базовое топливо с температурой помутнения минус 14 минус 20oC вводят депрессорную присадку сополимер этилена с винилацетатом в отношении 0,5-1 в концентрации 0,01-0,5 мас. Однако применение такой присадки связано с трудностью и сложностью ее использования и недостаточной эффективностью присадки. Задача изобретения улучшение низкотемпературных свойств дизельных топлив. Это достигается тем, что к базовому дизельному топливу добавляют присадку в концентрации 0,01-0,5% которая содержит винилацетат с формулой CH3COOCH= CH2, пропилен с формулой CH2=CH-CH3, пропилсалицилат с формулой C6H4OHCOOC3H7, этанол с формулой C2H5OH, диэтиловый эфир с формулой O/C2H5/2, толуол с формулой C6H5CH3. Соотношение компонентов может быть равно, мас. Диэтиловый эфир 10,1-40Этанол 10,1-40
Толуол 20,2-50
Пропилсалицилат 20,2-50
Пропилен 20,2-50
Винилацетат 20,2-2-50
Присадка хорошо растворяется в дизельном топливе и в таком виде может вводится в базовое топливо. Применение депрессорной присадки в базовое дизельное топливо позволяет снизить значение температур застывания и предельной фильтруемости соответственно ниже минус 35oC и минус 25oC /см.таблицу/, что отвечает требованиям ТУ 38-401-58-36-92. Из таблицы видно, что предлагаемая присадка позволяет получить зимнее дизельное топливо при использовании различных базовых образцов.
Класс C10L1/18 содержащие кислород