топливная композиция
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород C10L1/22 содержащие азот |
Автор(ы): | Никитин Н.А., Никонов А.М., Попович П.Р., Токарев М.С., Черников Г.Е., Шерстнев М.П. |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Регул-ТМ", Закрытое акционерное общество "Корпорация НТЛ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-08-15 публикация патента:
20.01.1998 |
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составам бензинов, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания. Задача изобретения - создание топливной композиции низкой стоимости при сохранении высокого значения октанового числа и возможности использования прямогонного бензина в качестве базового топлива. Она достигается тем, что топливная композиция включает прямогонный бензин, трифениламин, дипропилкетон, метилпропанол, этилмасляный альдегид, альфа-пинен, монометиланилин, ксилол, деготь березовый. Компоненты топливной композиции добавляются к прямогонному бензину в концентрации 5%. Топливная композиция имеет невысокую стоимость, нетоксична. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Топливная композиция, включающая прямогонный бензин, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит монометиланилин, ксилол, трифениламин, метилпропанол, этилмасляный альдегид, дипропилкетон, альфа-пинен, деготь березовый. 2. Композиция по п.1. отличающаяся тем, что соотношение компонентов равно, мас. Прямогонный бензин 95Трифениламин 0,1
Дипропилкетон 0,4
Метилпропанол 0,5
Этилмасляный альдегид 0,5
Альфа-пинен 0,5
Деготь березовый 0,5
Монометиланилин 1
Ксилол 1,5е
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам бензинов, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания. В настоящее время известна топливная композиция автомобильного бензина, которая дополнительно содержит 5-40 об. спиртов C4-C8 и 0,1-25 об. воды /ЕПВ заявка N 0064253, C 10 L 1/02, 1982 г./. В базовое топливо добавляли метиловый, этиловый, изопропиловый, трет-бутиловый и третамиловый спирты. Недостатком ее является сравнительно низкая эффективность и плохие температурные свойства. Наиболее близкой к предлагаемой является топливная композиция на основе бензина, содержащая в качестве высокооктановой добавки побочные продукты производства изопропилового спирта в количестве 5-20 мас. /патент РФ N2044033, кл. C 10 L 1/18, 1993 г./. Недостатками топливной композиции являются высокое содержание высокооктановых добавок, вследствие чего топливо имеет высокую стоимость, и невозможность достижения высоких значений октанового числа при использовании в качестве базового топлива прямогонных фракций бензина. Задача изобретения создание топливной композиции низкой стоимости при сохранении высокого значения октанового числа и возможности использования прямогонного бензина в качестве базового топлива. Это достигается тем, что к базовому топливу для образования топливной композиции добавляют смесь, которая содержит монометиланилин с формулой C6H5NHCH3, ксилол с формулой C6H4CH3CH3, трифениламин с формулой /C6H5/3N, метилпропанол с формулой C/CH3/3OH, этилмасляный альдегид с формулой /C2H5/2CHCHO, дипропилкетон с формулой /C3H7/2CO, альфа-пинен, деготь березовый. Соотношение компонентов может быть равно, мас. Трифениламин 2 (0,2-10)Дипропилкетон 8 (0,8-20)
Метилпропанол 10 (1-30)
Этилмасляный альдегид 10 (1-30)
Альфа-пинен 10 (1-30)
Монометиланилин 20 (2-40)
Ксилол 30 (3-50)
Деготь березовый 10 (1-30)
Синергический эффект от компонентов смеси достигается за счет потенциирования разложения гидроперекисей углеводородов, образующихся в камере сгорания двигателя, при взаимодействии компонентов смеси, образующих активные промежуточные продукты. Потенциирующий эффект обусловлен также разным механизмом антидетонационного эффекта каждого из компонентов, что дает возможность достижения неаддитивного действия всех их в топливной композиции. Предлагаемая топливная композиция представляет собой широко применяемые в химической промышленности и других областях народного хозяйства соединения
углеводороды. Было приготовлено несколько топливных композиций с применением указанной смеси. В качестве базового топлива использовали прямогонные бензины: бензин прямогонный, фракция 30-180o C.и. Топливные композиции готовили смешением базового топлива и сложной смеси. Детонационные характеристики полученных композиций представлены в таблице. Используя в качестве базового топлива прямогонный бензин за счет введения смеси компонентов возможно получить для двигателей внутреннего сгорания бензин марки А-76 /10 СТ 2084-77/. К преимуществам предлагаемой топливной композиции относится ее низкая стоимость, так как многие входящие в ее состав высокооктановые добавки являются побочными продуктами химического производства. Использование предлагаемой топливной композиции позволяет снизить токсичность отработавших газов за счет снижения уровня CO на 10-20% окислов азота на 5-10%
Класс C10L1/18 содержащие кислород
Класс C10L1/22 содержащие азот