мостоукладчик
Классы МПК: | E01D15/127 комбинированные с наземными транспортными средствами для транспортировки, манипулирования или перемещения таких мостов или их секций |
Автор(ы): | Еременко Б.И., Кокорев И.М., Котенко А.В., Кузнецов В.П., Куракин Б.М., Мазепа Г.В., Моров А.А., Хиневич Г.А. |
Патентообладатель(и): | Конструкторское бюро транспортного машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-04-02 публикация патента:
20.01.1998 |
Изобретение относится к мостоукладчикам на колесном шасси и может быть использовано для наведения механизированных мостов через препятствия. Задачей изобретения является создание мостоукладчика на колесном шасси для транспортировки и укладки тяжелых механизированных мостов большой грузоподъемности обеспечением его полной автономности. Новым в изобретении является то, что в зону задней опоры мостового блока введены гидравлические аутригеры, обеспечено надежное стопорение мостового блока в транспортном положении путем ввода в переднюю и заднюю опоры поперечных балок со стопорами, конструктивное выполнение передней опоры с возможностью выдерживания больших нагрузок и размещения на ней около 80% обслуживающих систем и штатного оборудования, конструкция связи передней опоры с несущей рамой машины выполнена с возможностью уменьшения динамических загрузок на несущую раму базовой машины, обеспечена полная автономность мостоукладчика. 13 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13
Формула изобретения
Мостоукладчик, содержащий базовую машину, выполненную на колесном шасси с несущей рамой, на которой смонтированы кабина оператора, моторный отсек и механизм укладки, связанный с мостовым блоком, уложенным и застопоренным на передней и задней опорах, связанных с несущей рамой машины, обслуживающие системы и штатное оборудование мостоукладчика, обеспечивающее функционирование основных систем и механизмов укладки и стопорения мостового блока, отличающийся тем, что в плоскости задней опоры с обеих сторон мостоукладчика дополнительно введены аутригеры, выносная опора и рабочие элементы каждого из которых через Г-образный опорный и упорный кронштейны шарнирно связаны с несущей рамой базовой машины, а передняя и задняя опоры мостоукладчика снабжены параллельными между собой поперечными балками со стопорами мостового блока, при этом передняя опора выполнена в виде грузовой платформы каркасно-рамной конструкции, которая по обеим сторонам поперечной балки сверху оборудована опорно-монтажными площадками под обслуживающие системы и штатное оборудование мостоукладчика, под которые в боковых стенках платформы дополнительно выполнены сотовые герметичные отсеки, а на задней стенке грузовой платформы дополнительно закреплены стеллажи с фиксирующим устройством под штатное оборудование мостоукладчика, причем снизу грузовая платформа снабжена двумя передними и одной задней опорными проушинами, при этом передние проушины через оси шарнирно связаны с ответными проушинами, жестко закрепленными на установочных кронштейнах, которые, в свою очередь, через опорные кронштейны неподвижно закреплены на несущей раме базовой машины, а задняя опорная проушина выполнена вильчатой и шарнирно связана осью с ответной вильчатой проушиной, выполненной в виде поперечной балки с вилкой, связанной понизу с несущей рамой, а сверху снабженной соединительной втулкой под ось шарнира, которая перпендикулярна осям передних шарниров, при этом в плоскости задних проушин снизу грузовая платформа снабжена упорами, напротив которых на вильчатой проушине несущей рамы закреплены резинометаллические ограничители, причем мостоукладчик дополнительно оборудован страховочными леерами безопасности, выполненными в виде тросов (канатов), закрепленных с обеих сторон базовой машины через поручни и кронштейны на кабине оператора, грузовой платформе, на поперечной балке задней опоры и на концах самой опоры, при этом базовая машина снабжена дополнительным контейнером, выполненным с лестничной подножкой, который закреплен через упорный кронштейн на несущей раме машины перед задней опорой слева по ходу мостоукладчика, а с противоположной стороны контейнера на несущей раме смонтированы ложементы с откидными хомутами для крепления колесоупоров, причем в зоне крепления колесоупоров справа на несущей раме закреплено фиксирующее устройство для крепления съемного трапа.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к мостопереправочной технике и может быть использовано в механизированных мостах. Известен транспортабельный мост, связанный с транспортным средством для его перевозки и наводки, и способ его наводки с помощью этого транспортного средства [1] Мост имеет две параллельные балки, образующие дорожки, соединенные шарнирными элементами настила, которые позволяют сужать мост по ширине для транспортировки на производящем наводку транспортном средстве. В транспортном положении мост, перевернутый проезжей частью вниз, опирается на наводящую раму, которая может поворачиваться вокруг заднего конца транспортного средства, от которого мост может быть развернут при установке рамы с помощью гидроцилиндров вместе с мостом в вертикальное положение, из которого мост может быть повернут далее вниз до горизонтального положения при помощи домкрата, закрепленного на наводящей раме. Недостатком известного мостоукладчика является то, что мостоукладчик в целом невозможно использовать для тяжелых многосекционных механизированных мостов, как для транспортировки, так и для укладки и взятия вышеуказанных мостов. Известен мостоукладчик [2] содержащий базовую машину, выполненную на колесном шасси с несущей рамой, на котором смонтированы кабина оператора моторный отсек и механизм укладки, связанный с мостовым блоком, уложенным и застопоренным на передней и задней опорах, связанных с несущей рамой машины, обслуживающие системы и штатное оборудование мостоукладчика, обеспечивающее функционирование основных систем и механизмов укладки и стопорения мостового блока. Мостовой блок связан с машиной посредством установочного механизма, выполненного в виде выносной опоры, шарнирно соединенной одним концом с базовой машиной, а другим с захватной рамой, к которой крепится мостовой блок и отклоняемой стойкой, верхний конец которой через шарниры связан с силовыми приводами с одной стороны с захватной рамой, а с другой с базовой машиной, при этом выносная опора выполнена в виде двуплечего рычага, свободное плечо которого является опорой для захватной рамы в интервале ее положения от транспортного момента контакта выносной опоры с грунтом. В транспортном положении мостовой блок укладывается на переднюю стойку и на выносную опору, при этом стопорение мостового блока осуществляется в основном передними зацепами захватной рамы (от поперечных и продольных на корму перемещений) и стопором, расположенным на захватной раме, от перемещения вперед, а так как захватная рама закреплена на выносной опоре, то вся система (мостовой блок и механизм установки) стопорится посредством силовых гидроцилиндров (их гидрозамков). При укладке и взятии с грунта мостового блока в интервале его перемещения от контакта с грунтом до укладки на машину вся нагрузка от мостового блока и механизма установки передается на заднюю подвеску машины. Кроме того, штатное оборудование, обеспечивающее функционирование основных систем мостоукладчика механизмов укладки и стопорения мостового блока, а также ЗИП размещено в кабине и моторном отсеке. Недостатком известного мостоукладчика является то, что вся его компоновочная система ненадежна как при транспортировке, так и при установке и взятии мостового блока, особенно мостового блока большой грузоподъемности, с массой более 10 т. Данная конструкция рассчитана для механизированных мостов с небольшой массой, и тем не менее, большое количество шарнирных соединений, принимающих на себя все нагрузки от моста как при транспортировки, так и при укладке, значительно снижают в целом ресурс работы мостоукладчика. Кроме того, как передняя транспортная стойка, так и задняя выносная опора с опорным плечом не могут быть использованы в качестве дополнительных грузовых платформ для размещения на них штатного оборудования, обеспечивающего функционирование основных систем мостоукладчика и мостового блока, а это ведет к увеличению габаритов моторного отсека и кабины, а в целом к увеличению общего высотного силуэта мостоукладчика. Задачей настоящего изобретения является создание мостоукладчика на базе колесного транспортного средства, обеспечивающего перевозку, укладку и взятие с препятствия на себя тяжелых, многосекционных механизированных мостов большой грузоподъемности, с обеспечением полной автономности изделия при наведении переправы через препятствия. Поставленная задача решена за счет того, что в известном мостоукладчике в плоскости задней опоры с обеих сторон мостоукладчика дополнительно введены аутригеры, выносная опора и рабочие элементы каждого из которых через Г-образный опорный и упорный кронштейны шарнирно связаны с несущей рамой базовой машины, а последняя и задняя опоры мостоукладчика снабжены параллельными между собой поперечными балками со стопорами мостового блока, при этом передняя опора выполнена в виде грузовой платформы каркасно-рамной конструкции, которая по обеим сторонам поперечной балки сверху оборудована опорно -монтажными площадками под обслуживающие системы и штатное оборудование мостоукладчика, под которые в боковых стенках платформы дополнительно выполнены сотовые герметичные отсеки, а на задней стенке грузовой платформы дополнительно закреплены стеллажи с фиксирующим устройством под штатное оборудование мостоукладчика, причем снизу грузовая платформа снабжена двумя передними и одной задней опорными проушинами, при этом передние проушины через оси шарнирно связаны с ответными проушинами, жестко закрепленными на установочных кронштейнах, которые в свою очередь, через опорные кронштейны неподвижно закреплены на несущей раме базовой машины, а задняя опорная проушина выполнена вильчатой и шарнирно связана осью с ответной вильчатой проушиной, выполненной в виде поперечной балки с вилкой, связанной понизу с несущей рамой, а сверху снабженной соединительной втулкой под ось шарнира, которая перпендикулярна осям передних шарниров, при этом в плоскости задних проушин снизу грузовая платформа снабжена упорами, напротив которых на вильчатой проушине несущей рамы закреплены резинометаллические ограничители, причем мостоукладчик дополнительно оборудован страховочными леерами безопасности, выполненными в виде тросов (канатов), закрепленных с обеих сторон базовой машины через поручни и кронштейны на кабине оператора, грузовая платформа, на поперечной балке задней опоры и на концах самой опоры, при этом базовая машина снабжена дополнительным кронштейном, выполненным с лестничной подножкой, который закреплен через упорный кронштейн на несущей раме машины перед задней опорой слева по ходу мостоукладчика, а с противоположной стороны контейнера на несущей раме смонтированы ложементы с откидными хомутами для крепления колесоупоров, причем в зоне крепления колесоупоров справа на несущей раме закреплено фиксирующее устройство для крепления съемного трапа. Анализ основных отличительных признаков изобретения показал, что:ввод в зону задней опоры аутригеров значительно снизил нагрузку на подвеску задних колес базовой машины при установке и взятии мостового блока;
стопорение мостового блока как на передней, так и на задней опорах обеспечило надежное его закрепление при транспортировке, при этом полностью исключило воздействие нагрузок на силовые приводы механизма укладки;
выполнение передней опоры в виде грузовой платформы с опорномонтажными площадками, сотовыми отсеками и стеллажами обеспечило разгрузку кабины оператора и мостового отсека базовой машины, исключило сопроводительное транспортное средство для перевозки ЗИПа, штатного и специального оборудования, необходимого для построения переправы;
шарнирное крепление передней опоры на несущей раме машины в трех точках (на двух передних шарнирах и одном заднем шарнире, у которого ось перпендикулярна осям передних шарниров) обеспечило снижение величин динамических нагрузок от приложенных масс передней опоры и части мостового блока на несущую раму машины;
ввод страховочных лееров безопасности обеспечил удобство перемещения оператора при осмотре и регулировке систем и механизмов мостоукладчика. Изобретение поясняется чертежами, где: на фиг. 1 изображен мостоукладчик с установленным на нем мостовым блоком (вид сбоку), где показаны грузовая платформа и поперечная балка с механизмом стопорения мостоблока; на фиг.2 - мостоукладчик с установленным на нем мостовым блоком (вид сбоку), где показаны задняя опора с поперечной балкой и механизмом стопорения мостового блока, механизм укладки мостового блока, аутригеры (в рабочем спущенном положении), которая является продолжением изображения на фиг.1; на фиг.3 мостоукладчик без мостового блока (вид сверху); на фиг.4 мостоукладчик без мостового блока (вид сверху), которая является продолжением изображения на фиг.3; на фиг.5 грузовая платформа с оборудованием и ее установка на несущей раме базового шасси (вид сбоку); на фиг.6 грузовая платформа с оборудованием (сид сверху); на фиг.7 сечение Б-Б фиг.5, где изображена грузовая платформа и ее установка на раме базового шасси; на фиг.8 вид В фиг.5 и 7, где изображено переднее шарнирное крепление грузовой платформы к раме базового шасси через установочный кронштейн; на фиг.9 вид Г фиг.5 и 7, где изображено заднее шарнирное крепление платформы к раме базового шасси; на фиг.10 вид Д фиг. 6, где изображен стеллаж под элементы оборудования мостоукладчика на грузовой платформе; на фиг.11 аутригер ( увеличение) и его крепление к раме базового шасси; на фиг.12 вид Е на фиг.11, где изображен кронштейн крепления аутригера к раме базового шасси (вид спереди); на фиг.13 сечение А-А фиг.3, где изображено крепление контейнера колесоупоров и трапа. Мостоукладчик состоит (см. фиг. 1 4) из базовой машины, выполненной на колесном шасси с несущей рамой 1, на которой смонтированы кабина 2 оператора, моторный отсек 3 и механизм укладки, включающий опорную раму 4, сцепную раму 5, стойки 6, телескопическую тягу 7, силовые гидроцилиндры 8 опорной рамы 4 и силовые гидроцилиндры 9 сцепной рамы 5, которая связана с мостовым блоком 10, уложенным и застопоренным на передней 11 и задней 12 опорах, связанных с рамой 1, В плоскости опоры 12 установлены с обеих сторон аутригеры 13. На опорах 11 и 12 закреплены поперечные балки 14, снабженные стопорами 15 для фиксации мостового блока 10 в транспортном положении. Передняя опора 11 выполнена в виде грузовой платформы (см. фиг. 5 и 6) каркасно-рамной конструкции, которая сверху оборудована опорно-монтажными площадками 16 для размещения гидроаппаратуры (на черт. не показана) и 17 для размещения и закрепления средств разведки параметров препятствий, например, надувной лодки, глубиномера и т.д. (на черт. не показаны). По периметру боковых наружных сторон платформа снабжена сотовыми отсеками: отсек 18 для размещения и закрепления в нем энергоагрегата 19, отсеков 20 для ЗИП, отсека 21 для размещения и крепления через кронштейны 22 гидробака 23, отсека 24 для крепления гидропривода (на черт. не показан), отсека 25 для размещения средств и оборудования по технике безопасности, например, спасательных надувных жилетов, оборудования по пожаротушению и т.д. (на чертежи не показаны). С задней стороны на стенке платформы (фиг.10) закреплены обрезиненные стеллажи 26 под средства разведки параметров препятствия, например, монтажные пояса со страховочными фалами, которые закреплены посредством планки 27 с упором 28 и откидного обрезиненного держателя 29 с гайкой-барашком 30. Снизу грузовая платформа (фиг.5, 7, 8 и 9) снабжена двумя передними опорными проушинами 31 и одной задней вильчатой опорной проушиной 32, которые через оси 33 и 34 шарнирно связаны с ответными проушинами рамы 1, т.е. проушины 31 связаны с вильчатыми проушинами 35, а проушина 32 связана с проушиной 36, при этом проушины 31 жестко связаны c установочными кронштейнами 37, которые болтами связаны с опорными кронштейнами 38, жестко соединенными с рамой 1. Связь проушины 31 с проушиной 35 (см. фиг. 8) посредством пустотелой оси 33 осуществляется болтом 39 и гайкой 40, при этом внутри между смежными боковыми поверхностями проушин 31 и 35 установлены регулировочные шайбы 41 для обеспечения зазоров "а", равных 1/10 1/15 величины диаметра оси 33, обусловленного величинами динамических нагрузок от приложенных масс платформы и части масс мостового блока 10. А связь проушины 32 через ось 34 (фиг.7, 9) с проушиной 36 осуществлена путем ввода стопорной планки 42, болтов 43, регулировочных шайб 44, обеспечивающих зазоры "б" между смежными поверхностями проушин 32 и 36, причем зазоры "б" подбираются равными 1/10 1/15 величины диаметра оси 34. Проушина 32 выполнена вильчатой, снабженной ребрами жесткости 45 и 46 с установленными в соосных отверстиях заходных втулок 47 под ось 34. Ответная проушина 36 выполнена в виде вильчатой поперечной балки 48, связанной понизу болтовым креплением с рамой 1, а поверху вилки балки 48 связаны между собой втулкой 50 под ось 34, которая перпендикулярна осям 32. Выносная опора 51 (фиг.11, 12) аутригера 13 и ее силовые гидроцилиндры 52, 53 шарнирно крепятся к раме 1 через Г -образный опорный кронштейн 54 с проушинами 55, 56, который болтами 57 неподвижно связан с упорным кронштейном 58, жестко связанным с рамой 1. С целью обеспечения безопасности работы оператора при осмотре узлов и механизмов также систем, обеспечивающих работу мостового блока, мостоукладчик снабжен страховочными леерами безопасности 59 (фиг.1, 2), выполненными в виде тросов (канатов), закрепленных с обоих сторон базовой машины посредством поручней 60 на кабине 2, кронштейнов 61 на передней опоре 11, кронштейнов 62 на балке 14 к кронштейнов 63 на опоре 12. С целью размещения штатного оборудования на базовой машине без ущерба для работы всех систем и элементов мостового блока 10, перед опорой 12 на раме 1 слева по ходу мостоукладчика закреплены крепежные элементы, например, в виде ложементов 64 (фиг.13) и откидных хомутов 65 для крепления колесоупоров 66 и в виде упорного кронштейна 67 для крепления на нем дополнительного контейнера 68 с лестничной подножкой 69, а с правой стороны через упорный кронштейн 70 установлено фиксирующее устройство 71 для закрепления съемного трапа 72. Передняя опора 11 в плоскости проушин 32, 36 заднего шарнира снабжена упорами 73, напротив которых на балке 48 закреплены резинометаллические ограничители 74. Работа. В транспортном положении мостовой блок 10 находится в зацеплении со сцепной рамой 5 механизма укладки, уложен на переднюю 11 и заднюю 12 опоры, контактируя колеями блока 10 с поперечными балками 14 и зафиксирован стопорами 15 от продольных, поперечных и высотных перемещений. Все нагрузки, исходящие от тяжелого мостового блока, равномерно распределяются на переднюю 11 и заднюю 12 опоры, освобождая от них элементы механизма укладки. Для постановки мостового блока 10 на препятствие сначала производят расстопоривание мостового блока 10, затем опускают выносные опоры 51 аутригеров 13 до соприкосновения с грунтом и отжимают заднюю подвеску колес, переводя нагрузку на аутригеры 13. Включив в работу гидроцилиндры 8,опускают опорную раму 4, совместно с подъемом мостового блока 10, на грунт. В этом момент первоначально до соприкосновения рамы 4 с грунтом, вся нагрузка от блока 10 через элементы механизма укладки и заднюю опору 12 передается на аутригеры 13 и частично на задние колеса машины, а после соприкосновения опорной рамы 4 с грунтом нагрузка равномерно перераспределяется на раму 4 и остальные элементы механизма укладки. Таким образом, ввод аутригеров 13 в мостоукладчик значительно снизил воздействие нагрузок на подвеску задних колес машины при установке и взятии мостового блока 10. Выполнение передней опоры 11 каркасно-рамной конструкции с сотовыми отсеками обеспечило увеличение ее прочности, а также обеспечило возможность размещения около 80% обслуживающих систем и штатного оборудования мостоукладчика, тем самым разгрузив кабину 2 и моторный отсек 3, что в целом повлияло на их габариты, а вместе с тем и на уменьшение силуэта мостоукладчика. Крепление передней опоры 11 на двух шарнирах спереди с прокачкой вдоль базовой машины и одного шарнира сзади с поперечной прокачкой обеспечило уменьшение передачи динамических нагрузок на масс как самой опоры 11, так и части масс мостового блока 10 на несущую раму 1 базовой машины, особенно при транспортировке в момент торможения и поворотах на виражах, при которых инерционные нагрузки перемещают мостовой блок 10 то в одну сторону, то в другую, однако, эта, так называемая плавающая система имеет ограничения до расчетного момента, ограниченного зазором "в" между упорами 73 опоры 11 и ограничителя 74 несущей рамы 1 (см. фиг. 7), а также зазорами "а" передних шарниров и "б" заднего шарнира. Использование несущей рамы 1 для крепления и размещения колесоупоров 66 съемного трапа 72, а также дополнительного контейнера 68 совместно с сотовыми отсеками передней опоры 11 сделало мостоукладчик автономным объектом, способным одному, без сопровождающих средств, полностью выполнять его функциональные задачи как при сооружении одномостовой переправы, так и при сооружении многомостовой переправы. Таким образом, предложенный мостоукладчик выполнен с обеспечением транспортировки, укладки и взятия с препятствия на себя механизированных мостов большой грузоподъемности и перекрытия препятствия с длиной, большей, чем это осуществляется в настоящее время известными мостоукладчиками.
Класс E01D15/127 комбинированные с наземными транспортными средствами для транспортировки, манипулирования или перемещения таких мостов или их секций