способ возведения станции метрополитена глубокого заложения
Классы МПК: | E21D13/02 способы E02D29/00 Подземные и подводные сооружения; подпорные стенки |
Автор(ы): | Бахарев Б.А., Гаев Д.В., Жуков И.Л., Земельман А.М., Костюченко В.Г., Кривенко А.А., Левина Н.П., Мамаладзе Э.Г., Манюков А.Г., Меркулов В.В., Милов В.Г., Рахманинов Ю.П., Тараров Н.А., Шмерлинг В.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Трансинжстрой" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-04-23 публикация патента:
20.01.1998 |
Изобретение относится к подземному строительству, в частности к возведению станций метрополитена глубокого заложения. Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения включает проходку штолен по границам станционного тоннеля с транспортными тоннелями, возведения вдоль осей штолен опор в виде колонн с опорными пятами и уложенными на колонны прогонам, раскрепление опор с помощью инвентарных распорок в боковые стенки штолен, снятие распорок, циклическую проходку станционного и транспортных тоннелей и разработкой грунта заходками, равными шагу опор, возведение свободных частей обделок тоннелей с опиранием их на опоры, монтаж платформенной части станционного тоннеля в виде бетонной монолитной плиты и лотковых частей обделок транспортных тоннелей и нагнетание цементного раствора за внешнюю поверхность обделок тоннелей. Отличие состоит в том, что монолитную плиту соединяют непосредственно с лотковыми частями транспортных тоннелей, а в процессе проходки штолен и тоннелей производят соответственно монтаж и разборку временной крепи штолен, при этом снятие распорок осуществляют в процессе разработки грунта в тоннелях перед возведением их обделок. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий проходку штолен по границам станционного тоннеля с транспортными тоннелями, монтаж вдоль осей штолен опор в виде колонн с опорными пятами и уложенными на колонны прогонами, раскрепление опор с помощью инвентарных распорок в боковые стенки штолен, снятие распорок, цикличную проходку станционного и транспортных тоннелей с разработкой грунта заходками, равными шагу опор, возведение сводовых частей обделок тоннелей с опиранием их на опоры, монтаж платформенной части станционного тоннеля в виде бетонной монолитной плиты и лотковых частей обделок транспортных тоннелей и нагнетание цементного раствора за внешнюю поверхность обделок тоннелей, отличающийся тем, что в процессе проходки штолен и тоннелей производят соответственно монтаж и разборку временной крепи штолен, при этом снятие распорок осуществляют в процессе разработки грунта в тоннелях перед возведением их обделок, а монолитную плиту соединяют с лотковыми частями транспортных тоннелей непосредственно.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подземному строительству и, в частности, к строительству станции метрополитена глубокого заложения. Известен способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, проходку боковых и среднего тоннелей вначале от шелыг до обреза установленных опор, монтаж обделок тоннелей с опиранием обделки среднего тоннеля на опоры и обделок тоннелей на опоры и грунт, а затем последующую разработку грунта до подошвы опор с возведением лотковой части станции [1]Недостатками данного способа возведения станции является повышенная трудоемкость и материалоемкость при выполнении технологических операций с установкой фасонных тюбингов клинчатой перемычки, тюбингов временного заполнения проемов при проходке боковых и среднего тоннелей, при осуществлении проходки проемов с предварительным демонтажом конструкций временного заполнения и последующим монтажом обделки проемов, а также при выполнении в крайних штольнях опор в виде тюбингов с бетонными приливами и средних опор в виде скрепленных нижних смежных тюбингов. Наиболее близким к предлагаемому является способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий проходку штолен по границам станционного тоннеля с транспортными тоннелями станции, возведение вдоль осей штолен опор в виде колонн с опорными пятами и уложенными на колонны прогонами, раскрепление опор с помощью инвентарных распорок в боковые стенки штолен, цикличную проходку вначале станционного, а затем транспортных тоннелей с разработкой грунта заходками, равными шагу опор, возведение сводовых частей обделок тоннелей с опиранием их на опоры, монтаж платформенной части станционного тоннеля в виде бетонной монолитной плиты и лотковых частей обделок транспортных тоннелей и нагнетание цементного раствора за внешнюю поверхность обделки тоннелей [2]
Недостатком данного способа является узкая область его применения в связи с тем, что при проходке штолен не производится возведение временной крепи, а также из-за недостаточной жесткости возведенной конструкции станции, так как монолитная плита платформенной части станции не связывается непосредственно с обделками транспортных тоннелей. Задачей изобретения является расширение области применения способа и повышение срока службы станции. Задача решается за счет того, что в способе возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающем проходку штолен по границам станционного тоннеля с транспортными тоннелями, монтаж вдоль осей штолен опор в виде колонн с опорными пятами и уложенными на колонны прогонами, раскрепление опор с помощью инвентарных распорок в боковые стенки штолен, снятие распорок, цикличную проходку станционного и транспортных тоннелей с разработкой грунта заходками, равными шагу опор, возведение сводовых частей обделок тоннелей с опиранием их на опоры, монтаж платформенной части станционного тоннеля в виде бетонной монолитной плиты и лотковых частей обделок транспортных тоннелей и нагнетание цементного раствора за внешнюю поверхность обделок тоннелей, в процессе проходки штолен и тоннелей производят соответственно монтаж и разборку временной крепи штолен, при этом снятие распорок осуществляют в процессе разработки грунта в тоннелях перед возведением их обделок, а монолитную плиту соединяют с лотковыми частями транспортных тоннелей непосредственно. На фиг. 1 показана проходка штолен, установка опор с опорными пятами и прогонами, установка распорных элементов; на фиг. 2 проходка станционного и транспортных тоннелей, монтаж обделок с возведением их лотковых частей в форме обратного свода (поперечное сечение); на фиг. 3 показан вид А на плиту, соединенную с опорными пятами и обделкой лотковой части транспортных тоннелей. Станция метрополитена включает транспортные (боковые) 1 и станционный (средний) 2 тоннели с обделками 3 и лотковой частью 4, две штольни 5 с опорами, выполненными в виде колонн 6 с прогонами 7 и опорными пятами 8, обратные своды 9 лотковой части тоннелей 1 и плоскую монолитную бетонную плиту 10 платформенной части станционного тоннеля. Способ возведения станции осуществляют следующим образом. Проходку штолен 5 выполняют, например, механизированными горнопроходческими комбайнами с возведением временной крепи (на чертежах не показано). В штольнях 5 размещают опоры колонн 6 с прогонами 7, после чего колонны 6 раскрепляют инвентарными распорками 11. Затем осуществляют циклично заходками, равными шагу колонн, проходку станционного 2 тоннеля с разборкой временной крепи, а также монтаж обделок из блоков, имеющих внутреннюю полость. Обделку 3 монтируют, соединяя блоки между собой последовательно, с использованием специальных платформ (на чертеже не показано). Затем за внешнюю поверхность обделки 3 из блоков нагнетают быстротвердеющий цементный раствор 12 с обеспечением плотного прилегания к стенке тоннеля, после чего бетонируют внутреннюю полость блоков. При этом предусмотрен контроль полного заполнения зазора между внешней поверхностью блоков и стенкой, а также полноты заполнения при бетонировании внутренней полости блоков в соединении. Под опорными пятами 8 и плитой 10 выполняют подготовку, соответственно 13 и 14. Далее производят разработку грунта платформенной части 4 среднего 2 тоннеля и укладку монолитной плиты 10. После этого осуществляют циклично (шаг колонны) проходку боковых 1 тоннелей и монтаж обделок 3 из блоков с опиранием одной стороной на грунт, а другой на плиту 10. Последовательность операций проводится по подобию монтажа обделок среднего тоннеля 2. В процессе разработки грунта в тоннелях перед возведением их обделок инвентарные распорки 11 демонтируют. Соединение плиты 10 с опорными пятами 8 и обделкой 3 боковых тоннелей создает жесткую конструкцию станции в поперечном и продольном сечениях станции.
Класс E02D29/00 Подземные и подводные сооружения; подпорные стенки