устройство для соединения вала со втулкой
Классы МПК: | F16B3/00 Шпоночные соединения; шпонки B23P11/00 Соединение или разъединение металлических изделий или их частей способами металлообработки, не отнесенными к другим рубрикам |
Патентообладатель(и): | Царенко Анатолий Иванович[UA] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-08-20 публикация патента:
20.01.1998 |
Изобретение относится к деталям машин и может быть реализовано в машиностроении. Устройство для соединения вала 1 с втулкой 2 включает шпонки 3, 4, установленные в пазах втулки 2 и своими поверхностями контактирующие с лысками вала 1. Изобретение позволяет упростить конструкцию и технологию при уменьшении концентрации напряжений в пазах втулки и у лысок вала. Пазы и лыски образованы цилиндрической поверхностью, а шпонки 3, 4 выполнены в виде правильных цилиндров, оси которых параллельны оси вала. Оси шпонок расположены на цилиндрической поверхности 5 сопряжения вала и втулки. Шпонки от осевого смещения зафиксированы плоским диском 6 с торцовыми круглыми гнездами 7, контактирующими с выступающими концами шпонок 3 и 4. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Устройство для соединения вала с втулкой, включающее круглые шпонки, расположенные в канавках вала и пазах втулки параллельно оси вала, отличающееся тем, что оно снабжено диском, закрепленным на торце вала с возможностью демонтажа, при этом в диске со стороны вала выполнены круглые глухие отверстия, в которых размещены концы шпонок. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оси глухих отверстий в диске расположены на окружности, диаметр которой равен диаметру сопряжения вала с втулкой, при этом концы шпонок выполнены коническими.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к деталям машин и может быть реализовано в машиностроении при выполнении шпоночных разъемных соединений. Известно шпоночное соединение (см. журнал "Машиностроитель", N 6, 1992, с. 20-21 прототип), в котором связь вала с втулкой осуществляется посредством шпонок, установленных в пазах втулки и своими плоскими поверхностями контактирующих с лысками вала. Такое соединение сложно по конструкции, нетехнологично, так как требует фрезеровки шпонки, пазов, лысок, что долго и требует нескольких станков. Кроме того, создается значительная концентрация напряжения в материале вала, втулки и шпонки у пазов и лысок. Цель изобретения упрощение конструкции и технологии при уменьшении концентрации напряжений в пазах втулки и у лысок вала. Цель достигается тем, что пазы и лыски образованы цилиндрической поверхностью, а шпонки выполнены в виде правильных цилиндров, оси которых параллельны оси вала. Оси шпонок расположены на цилиндрической поверхности сопряжения вала и втулки; шпонки от осевого смещения зафиксированы плоским диском с торцовыми круглыми гнездами, контактирующими с выступающими концами шпонок. На фиг. 1 показан продольный вид устройства для соединения вала с втулкой в разрезе, фиг.2 сечение по А-А. Соединения вала 1 с втулкой 2 включает шпонки 3 и 4, установленные в пазах втулки 2 и своими поверхностями контактирующие с лысками вала 1. Пазы и лыски образованы цилиндрической поверхностью, а шпонки выполнены в виде правильных цилиндров, оси которых параллельны оси вала. Оси шпонок располагаются на цилиндрической поверхности 5 сопряжения вала 1 и втулки 2. При таком исполнении пазы и лыски формируются одновременно при сверлении вала и втулки сверлом на сверлильном станке; потребности во фрезерном (и долбежном) станке не возникает. Технология упрощается и процесс ускоряется. Шпонку можно выточить на токарном станке с заданными допусками без каких-либо слесарно-подгоночных работ. Шпонки 3, 4 от осевого смещения зафиксированы плоским диском 6 с торцовыми круглыми гнездами 7, контактирующими с выступающими концами шпонок (см. фиг. 1). Диск 6 на торце вала 1 удерживается винтом 8, пружинная шайба 9 повышает надежность работы резьбового соединения винта с нарезанным отверстием в торце вала. Наибольшее сечение шпонки измеряется произведением ее диаметра на длину (эффективную); диаметр шпонки располагается как раз на поверхности 5. Форма шпонок, лысок и пазов способствует уменьшению концентрации напряжений в материале шпонок, вала и втулки. Для устройств с незначительным передаваемым крутящим моментом можно ограничиться одной шпонкой на части длины втулки. Если приходится передавать значительные крутящие моменты, число шпонок принимают 2 и более, устанавливая шпонки на всей длине втулки. Выступающая часть шпонки, входящая в полость гнезда 7 диска 6, облегчает демонтаж соединения вала с втулкой. С противоположной относительно диска 6 стороны конца вала имеется упорный бурт несколько большего диаметра шейки вала по отверстию втулки.Класс F16B3/00 Шпоночные соединения; шпонки
шпоночное соединение - патент 2502895 (27.12.2013) | |
каретка велосипеда - патент 2476345 (27.02.2013) | |
ненапряженное шпоночное соединение невыпадающей шпонкой - патент 2466302 (10.11.2012) | |
шпоночное соединение - патент 2443912 (27.02.2012) | |
шпоночное соединение - патент 2418998 (20.05.2011) | |
шпоночное соединение - патент 2374510 (27.11.2009) | |
велосипед "спорт-автомат" - патент 2329912 (27.07.2008) | |
шпоночное соединение е.в. бусыгина - патент 2277649 (10.06.2006) | |
способ соединения вала со ступицей колеса и предохранительное шпоночное соединение для него - патент 2253764 (10.06.2005) | |
шпоночное соединение - патент 2243423 (27.12.2004) |
Класс B23P11/00 Соединение или разъединение металлических изделий или их частей способами металлообработки, не отнесенными к другим рубрикам