запорно-пломбировочное устройство
Классы МПК: | E05B39/02 с разрушаемыми пломбами, бумажными прокладками или печатями E05B65/14 для грузовых железнодорожных вагонов и тп; для грузовых автомобилей G09F3/03 пломбы |
Автор(ы): | Болдырев Александр Александрович, Каргаев Леонид Александрович |
Патентообладатель(и): | Болдырев Александр Александрович, Каргаев Леонид Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-06-05 публикация патента:
27.01.1998 |
Запорно-пломбировочное устройство может быть использовано для запирания и пломбирования различных модулей с грузом и транспортных средств. Имеющий центральное отверстие корпус устройства неразъемно соединен с крышкой, образующей замкнутую полость. Выполненный в виде проходящего через корпус троса запираемый элемент установлен с возможностью перемещения и соосно отверстию корпуса. На запираемом элементе расположен стопор, представляющий собой подпружиненное кольцо, сопрягаемое с внутренней поверхностью корпуса и охватывающее трос. Один конец троса выходит из корпуса и на нем выполнен элемент разрушения с образованием выступающих проволочек. Второй конец троса выполнен в виде проходящей через проушины изделия петли, замыкаемой путем сопряжения конца троса с кольцевой канавкой крышки с последующим обжатием его и выводом конца троса из корпуса через его дополнительное отверстие. Отверстие кольца смещено на величину, равную полуразности диаметров отверстия корпуса и троса. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Запорно-пломбировочное устройство, содержащее корпус с центральным отверстием, установленный с возможностью перемещения и соосно с отверстием корпуса запираемый элемент, выполненный в виде проходящего через корпус троса с выходящим из корпуса одним концом и выполненным в виде проходящей через проушины изделия петли вторым концом, стопор, расположенный на запираемом элементе с возможностью перемещения и воздействия на корпус, и запираемый элемент при их относительном движении только на запирание, и пломбу, отличающееся тем, что корпус неразъемно соединен с крышкой, образующей замкнутую полость, а стопор выполнен в виде подпружиненного кольца, сопрягаемого с внутренней поверхностью корпуса и охватывающего трос, при этом отверстие кольца выполнено со смещением на величину, равную полуразности диаметров отверстия кольца и троса плюс 2 3 мм, в зоне выхода конца троса из корпуса после запирания выполнен элемент разрушения, примерно на 1/4 1/3 сечения троса, с образованием выступающих проволочек, на крышке выполнена кольцевая канавка, а корпус имеет дополнительное отверстие, расположенное в плоскости кольцевой канавки, при этом петля выполнена замыкаемой путем сопряжения конца троса с кольцевой канавкой крышки с последующим обжатием его и с выводом конца из корпуса через его дополнительное отверстие. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на петле троса в зоне выхода из корпуса запрессована втулка.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для запирания и пломбирования различных модулей с грузом и транспортных средств (вагонов, контейнеров, емкостей, ящиков и т.п.). Известно запорно-пломбировочное устройство, состоящее из корпуса с отверстием, запираемого элемента, установленного подвижно и соосно отверстию корпуса и состоящего из втулки с центральным стержнем под ключ, стопора, расположенного на запираемом элементе и выполненного в виде разрезного кольца, воздействующего одновременно на корпус и запираемый элемент при их относительном движении в процессе запирания и открывания устройства [1]. Основным недостатком указанного устройства является сложность конструкции, возможность свободного открывания его посторонними лицами путем подбора ключей, использования скопированных с оригинала ключей и даже использование существующих ключей, например, в форме служебных злонарушений. Известно также запорно-пломбировочное устройство, используемое в защитно-контрольном приспособлении к шифровому замку, содержащее корпус в виде резьбового выступа с глухим отверстием, запираемый элемент, состоящий из колпачка и жестко связанного с ним при помощи трех штырей контрольного кольца, установленного в отверстии корпуса, и подвижный стопор, выполненный в виде подпружиненных пальцев, расположенных в контрольном кольце запираемого элемента и взаимодействующих с выступами в отверстии корпуса. Стопор воздействует одновременно на корпус и запираемый элемент при их относительном движении, причем только на запирание устройства. Открытие же указанного приспособления возможно осуществить только путем разрушения запираемого элемента (колпака) [2]. Основным недостатком данного запорного устройства является возможность легкого открывания его при незначительных силовых воздействиях на запираемый элемент, а также сложность конструкции. Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является известное запорно-пломбировочное устройство, содержащее корпус с центральным отверстием, установленный с возможностью перемещения и соосно отверстию корпуса запираемый элемент, выполненный в виде проходящего через корпус троса с выходящим из корпуса одним концом и выполненным в виде проходящей через проушины изделия петли вторым концом, стопор, расположенный на запираемом элементе с возможностью перемещения и воздействия на корпус и запираемый элемент при их относительном движении только на запирание, и пломбу [3]. К недостаткам данного устройства относится ненадежность его запирания при сложности конструкции. Задачей изобретения является создание запорно-пломбировочного устройства, обеспечивающего получение технического результата, состоящего в повышении надежности запирания и упрощении конструкции. Этот технический результат в запорно-пломбировочном устройстве, содержащем корпус с центральным отверстием, установленный с возможностью перемещения и соосно отверстию корпуса запираемый элемент, выполненный в виде проходящей через корпус троса с выходящим из корпуса одним концом и выполненным в виде проходящей через проушины изделия петли вторым концом, стопор, расположенный на запираемом элементе с возможностью перемещения и воздействия на корпус и запираемый элемент при их относительном движении только на запирание, и пломбу, достигается тем, что корпус неразъемно соединен с крышкой, образующей замкнутую полость, а стопор выполнен в виде подпружиненного кольца, сопрягаемого с внутренней поверхностью корпуса и охватывающего трос, при этом отверстие кольца выполнено со смещением на величину, равную полуразности диаметров отверстия кольца и троса плюс 2-3 мм, в зоне выхода конца троса корпуса после запирания выполнен элемент разрушения, примерно на 1/4-1/3 сечения троса, с образованием выступающих проволочек, на крышке выполнена кольцевая канавка, а корпус имеет дополнительное отверстие, расположенное в плоскости кольцевой канавки, при этом петля выполнена замыкаемой путем сопряжения конца троса с кольцевой канавкой крышки с последующим обжатием его и с выводом конца из корпуса через его дополнительное отверстие. На петле троса в зоне выхода из корпуса запрессована втулка. На фиг.1 изображено запорно-пломбировочное устройство, разрез в застопоренном состоянии; на фиг.2 - положение стопорного кольца в корпусе до ввода троса в корпус; на фиг.3 и 4 - вариант с вводом троса со стороны крышки. При этом обозначено:dв - диаметр входного отверстия корпуса;
dс - диаметр отверстия кольца (стопора);
e - величина смещения оси отверстия кольца (эксцентриситет). dт - наружный диаметр троса (описанной окружности). Запорно-пломбировочное устройство состоит из корпуса 1, выполненного в виде стакана и завальцованной в корпус крышки 2, образующей замкнутую полость 3. На дне стакана корпуса 1 (и на крышке 2) выполнено центральное отверстие 4 диаметра dв, через которое вводится в сопряжение с корпусом 1 запираемый элемент - трос 5. В полости 3 корпуса у дна стакана установлен стопор в виде кольца 6, сопрягаемого с внутренней поверхностью корпуса и сжимаемого пружиной сжатия 7 к дну корпуса. Отверстие 8 кольца 6 диаметром dс (фиг.2) выполнено со смещением - эксцентриситетом e. Это смещение рано сумме:
что обеспечивает гарантированное перекрытие отверстия 4 диаметром dв кольцом 6 (при приближении кольца 6 к дну корпуса) на 2-3 см. Конец троса 5 выполнен в виде сферы или конуса 9. В зоне выхода троса 5 из корпуса 1 выполнен элемент разрушения 10 прядей троса (примерно на 1/4 - 1/3 сечения троса). При этом разрушенные пряди из проволоки распределяются и в месте повреждения образуются выступающие проволочки в виде ерша. На крышке 2 выполнена кольцевая канавка 11 сечения, соответствующего сечению троса. В плоскости расположения кольцевой канавки 11 в корпусе 1 расположено дополнительное отверстие 13 (на фиг.2 показано пунктирной линией), проходящее вдоль касательной кольцевой канавки 11. Второй конец троса 5 выполнен в виде петли, проходящей через проушины 12 изделия и замыкаемой путем сопряжения конца троса с кольцевой канавкой крышки 2 с последующим обжатием его (вне корпуса) и выводом из корпуса при установке крышки 2 через дополнительное отверстие 13. На петле троса 5 в зоне выхода из корпуса запрессована втулка 14, по которой при вскрытии запорно-пломбирующего устройства осуществляют разрушение троса. Снаружи корпуса 1 нанесена пломба 15 в виде пластмассового покрытия с образованием номера запорно-пломбировочного устройства и других реквизитов. Работа запорно-пломбировочного устройства выполняется следующим образом. В исходном положении, до ввода троса 5 в корпус 1, кольцо 6, находясь под воздействием пружины 7, располагается на дне корпуса и частично перекрывает входное отверстие 4. При пломбировании изделия конец троса пропускают через проушины 12 изделия и вводят в отверстие 4. Конец 9 троса начинает упираться в край отверстия 8. При дальнейшем вводе троса преодолевают усилие сжатия пружины 7, и кольцо 6 под воздействием конусной части 9 троса поворачивается до тех пор, пока трос не выйдет в отверстие 8 полным сечением. При этом кольцо 6 упирается на внутреннюю поверхность 16 полости 3. С этого момента пропускают трос 5 на выход из корпуса до обеспечения минимальной петли троса. Изделие становится запломбированным. При попытке вытащить трос 5 (по стрелке А) острая кромка отверстия 8, расположенная с противоположной смещению "е" отверстия 8 стороны, упирается в трос и поворачивает кольцо 6 по стрелке Б. При этом трос 5 смешается в поперечном направлении. Однако этому смещению препятствует отверстие 4 корпуса, которое начинает перекрываться кольцом 6, и трос 5 резко перегибается на участке от кольца 6 до входного отверстия 4. В результате этого трос 5 защепляется, препятствуя вытягиванию троса из корпуса. Чем больше усилие вытягивания троса, тем сильнее будет его защемление, тем больше кромка кольца 6 врезается в трос и во внутреннюю поверхность полости 3, а трос 5 - дополнительно в кромку входного отверстия 4. Элемент разрушения 10 исключает возможность повторного ввода троса 5 в корпус 1, если по каким-либо причинам (например, брак или использование поддельного корпуса) удалось вытащить трос из корпуса 1. Торчащие концы проволоки упираются в кольцо 6 и не позволяют ввести трос в отверстие кольца 6 и тем более в выходное отверстие 4. Этим исключается повторное использование запорно-пломбировочного устройства при его несанкционированном вскрытии. Санкционированное вскрытие запорно-пломбировочного устройства осуществляется путем резки троса в зоне установки втулки 14. Благодаря сильному обжатию троса втулкой 14 образуется монолитной пакет из троса и втулки 14, который позволяет в процессе резки исключить деформацию изгиба проволочек троса, создавая одну деформацию среза. Это уменьшает усилие на срез и исключает возможность травмирования рук при снятии запорно-пломбировочного устройства. Возможна конструкция запорно-пломбировочного устройства, у которого входное отверстие 4 будет располагаться на крышке 2, а выходное - в дне корпуса 1. При этом необходимо только кольцо 6 расположить со стороны крышки 2, а пружину - со стороны дна корпуса (фиг.3, 4). При этом пружина сжатия 7 выполнена в виде двух колец, соединенных перемычкой 17. Таким образом, предлагаемая конструкция запорно-пломбировочного устройства позволяет увеличить надежность запирания, универсальность использования (за счет использования тросового запираемого элемента), упростить конструкцию, исключить возможность повторного использования без нарушения пломбы и облегчить снятие устройства при санкционированном вскрытии запорно-пломбировочного устройства.
Класс E05B39/02 с разрушаемыми пломбами, бумажными прокладками или печатями
Класс E05B65/14 для грузовых железнодорожных вагонов и тп; для грузовых автомобилей