контейнер для транспортировки и хранения отработавших тепловыделяющих сборок
Классы МПК: | G21F5/008 контейнеры для топливных элементов |
Автор(ы): | Матвиенко Леонид Федорович[UA], Кохан Анатолий Емельянович[UA], Щеглов Олег Михайлович[UA], Полетун Леонид Ефимович[UA], Головченко Владимир Иванович[UA], Морозов Владимир Викторович[UA], Ткаченко Лилия Васильевна[UA] |
Патентообладатель(и): | Мариупольский концерн "Азовмаш" (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-05-19 публикация патента:
27.01.1998 |
Использование: контейнер для транспортировки и хранения отработавших тепловыделяющих сборок. Сущность изобретения: контейнер содержит корпус, наружный кожух, расположенный между ними нейтронопоглощающий элемент, защитную крышку и цапфы, закрепленные на корпусе и каждая цапфа выполнена в виде цилиндра, на одном конце которого расположен буртик, а на другом, размещенном в корпусе, выполнено отверстие, при этом цилиндр жестко установлен в защитной втулке и приварен к ней по периметру буртика. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Контейнер для транспортировки и хранения отработавших тепловыделяющих сборок, содержащий корпус, наружный кожух, расположенный между ними нейтронопоглощающий элемент, защитную крышку и цапфы, закрепленные на корпусе, отличающийся тем, что каждая цапфа выполнена в виде цилиндра, на одном конце которого расположен буртик, а на другом, размещенном в корпусе, выполнено отверстие, причем цилиндр жестко установлен в защитной втулке и приварен к ней по периметру буртика.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к атомной энергетике и может быть использовано для транспортировки и хранения отработавших тепловыделяющих сборок (ОТС). Известны контейнеры для транспортировки и хранения ОТС, содержащие корпус, наружный кожух, защитную крышку и закрепление на наружном кожухе грузоподъемные элементы [1]. Такие контейнеры надежно предохраняют от утечки продукты, выделяемые ОТС, однако установка грузоподъемных элементов на кожухе контейнера вызывает необходимость увеличения толщины стенок кожуха в местах их креплениям а увеличение грузоподъемности контейнера ведет к увеличению его массы, поэтому указанная конструкция малопригодна для крупногабаритных контейнеров. Наиболее близким к изобретению является контейнер для транспортировки и хранения ОТС, содержащий корпус, наружный кожух, расположенный между ними нейтроннопоглощающий элемент, защитную крышку и закрепленные на корпусе грузоподъемные элементы-цапфы [2]. Недостатками этой конструкции являются появление в районе сварных швов дополнительных концентраторов напряжений и невозможность проведения контроля прочности цапф в процессе эксплуатации, что не может гарантировать надежности устройства, В основу изобретения поставлена задача усовершенствовать конструкцию контейнера для транспортировки и хранения ОТС так, чтобы исключить отрицательное влияние сварных швов в местах крепления цапф к корпусу контейнера на его прочности и обеспечить возможность контроля прочности цапф в процессе эксплуатации контейнера. Здача изобретения - усовершенствование конструкции контейнера для транспортировки и хранения ОТС таким образом,чтобы исключить отрицательное влияние сварных швов в местах крепления цапф к корпусу контейнера на его прочность и обеспечить возможность контроля прочности цапф в процессе эксплуатации контейнера. Задача решается за счет того, что в контейнере для транспортировки и хранения OTC, содержащем корпус, наружный кожух, расположенный между ними нейтроннопоглощающий элемент, защитную крышку и цапфы, закрепленные на корпусе, каждая цапфа выполнена в виде цилиндра, на одном конце которого расположен буртик, а на другом, размещенном в корпусе, выполнено отверстие, причем цилиндр жестко установлен в защитной втулке и приварен к ней по периметра буртика. Совокупность признаков предлагаемой конструкции позволяет повысить прочность и надежность контейнера вследствие того, что сварные швы накладываются не непосредственно на поверхности цилиндров цапф, а на защитную втулку и буртик, выполненный на одном конце каждой из цапф, при этом они не создают дополнительных напряжений и не оказывают отрицательного влияния на надежность цапф, гарантия которой увеличивается за счет наличия отверстия на другом конце цилиндра каждой цапфы, которое можно использовать для настройки ультразвукового дефектоскопа и выполнения неразрушающего контроля в процессе эксплуатации контейнера. На фиг, 1 изображен общий вид контейнера; на фиг. 2 - выносной элемент на фиг. 1. Контейнер для транспортировки и хранения отработавших тепловыделяющих сборок содержит корпус 1, наружный кожух 2, расположенный между ними нейтроннопоглощающий элемент 3, защитную крышку 4 и грузоподъемные элементы - цапфы, выполненные в виде цилиндров 5 (фиг. 1) на одном конце которых расположен буртик 6 (фиг 2). Каждый цилиндр жестко установлен в защитной втулке 7 (фиг. 2) и приварен к ней по периметру буртика 6. Втулка 7 приварена к корпусу 1 и наружному кожуху 2. На другом, размещенном в корпусе 1 конце каждого цилиндра 5 выполнено отверстие 8 (фиг. 2). В процессе эксплуатации контейнера не возникают дополнительные напряжения на поверхности цапф ввиду отсутствия сварных швов в зоне приложения сил при погрузочно-разгрузочных районах, а возможность выполнения неразрушающею контроля прочности цапф дополнительно повышает надежность контейнера и позволяет увеличить срок службы.Класс G21F5/008 контейнеры для топливных элементов