акустическая шестиструнная гитара а.н.овчинникова
Классы МПК: | G10D1/08 гитары |
Патентообладатель(и): | Овчинников Анатолий Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-06-16 публикация патента:
10.02.1998 |
Изобретение относится к акустической шестиструнной гитаре. Сущность: внутри корпуса расположена распорка по оси симметрии гитары параллельно струнам, снаружи корпуса параллельно верхней деке установлена звуковая пластина, на которой закрепляются струны, колебания со звуковой пластины при помощи двух винтов передаются на верхнюю деку, которая собирается из треугольных деревянных пластинок. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Акустическая шестиструнная гитара, содержащая гриф, струны и корпус, образованный восьмеркообразными верхней и нижней деками, соединенными между собой обечайкой, отличающаяся тем, что внутри корпуса расположена распорка по оси симметрии гитары параллельно струнам, снаружи корпуса параллельно верхней деке установлена звуковая пластина, на которой закрепляются струны, колебания со звуковой пластины при помощи двух винтов передаются на верхнюю деку, которая собирается из треугольных деревянных пластинок, образующих радиально расходящиеся секторы, с тыльной стороны грифа расположено ребро параллельно грифу, а сечение грифа выполнено вогнутым.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к производству струнных музыкальных инструментов, в частности, акустическим гитарам. Известны акустические гитары, содержащие корпус, включающий соединенные между собой деки, дно, обечайку, клецы и соединенный с корпусом гриф, включающий ручку, наклейки, колковый механизм, струны и подставку (Белов С.И. Щипковые инструменты.- М.: Гослесбумиздат, 1963, с.17-26). Недостатком известных конструкций являются низкие звуковые качества инструмента и неудобство в пользовании. Известны акустические (шестиструнные или семиструнные) гитары, состоящие из корпуса, грифа и струн. Корпус гитары имеет овальную форму и состоит из верхней и нижней дек, соединенных боковыми выемками, так называемыми обечайками (Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М.: Советский композитор, 1983). Недостатками известных акустических гитар являются:а) статическое натяжение струн через подставку передается на верхнюю деку, которая является источником звука. Это заставляет делать деку достаточно массивной (путем надклейки изнутри специальных планок), а это в свою очередь отрицательно сказывается на звуковых качествах инструмента;
б) звуковые колебания от струн распространяются по деке как вдоль волокон дерева, так и поперек. Акустические свойства дерева поперек волокон невысоки, что отрицательно сказывается на звуковых качествах инструмента;
в) под действием натяжения струн гриф изгибается, что приводит к дополнительным техническим трудностям при игре;
г) гриф имеет разное сечение и с тыльной стороны закруглен. Разное сечение грифа создает дополнительные трудности при игре, а закругление создает повышенное давление на большой палец левой руки;
д) пятка грифа, выступая за корпус инструмента, создает трудности при игре в верхних позициях. Изобретение направлено на устранение вышеотмеченных недостатков и от его использования может быть получен следующий технический результат: повышение акустических свойств деки, повышение удобства при игре, повышение прочности инструмента. Указанный технический результат достигается за счет того, что предлагается конструкция гитары, содержащая внутри корпуса специальную распорку по оси симметрии гитары параллельно струнам и установку специальной звуковой пластины вместо подставки, верхнюю деку, склеенную из треугольных деревянных пластинок, образующих радиально расходящиеся секторы, гриф, с тыльной стороны которого приклеивается деревянная распорка параллельно грифу, а в сечении гриф выполнен вогнутым. Особенность изобретения состоит в том, что установлена верхняя дека с радиальным расположением древесных слоев, произведена разгрузка верхней деки от статического натяжения струн путем совместной установки специальной распорки и звуковой пластины, установлена распорка с тыльной стороны грифа, изменена форма сечения грифа. Предлагаемый инструмент является более прочным. Громкость звучания в 1,5 раза выше, чем у известных. Тембр инструмента можно регулировать в широких пределах при изготовлении путем наклейки на деку изнутри пружин, число которых может быть выбрано по желанию. Разгрузка верхней деки от статического натяжения струн производится за счет установки внутри корпуса специальной деревянной распорки по оси симметрии гитары параллельно струнам и установкой вместо подставки звуковой пластины. Эта пластина устанавливается параллельно верхней деке на расстоянии, равном высоте бывшей подставки. На звуковой пластине закрепляются струны. Звуковая пластина исполняет две функции: принимает на себя статическое натяжение струн и излучает звук. Колебания звуковой пластины передаются на верхнюю деку при помощи двух винтов, ввинчивающихся в дерево верхней деки. Конструкция верхней деки принципиально иная. Дека склеивается из треугольных деревянных пластинок. Треугольники образуют радиально расходящиеся секторы, заполняющие всю поверхность деки. Центр склейки лежит посередине между винтами, передающими колебания на деку. В результате колебания, проходя клеевой шов, всегда распространяются вдоль волокон по всем направлениям. Акустические свойства такой деки выше, чем у известных аналогов. Гриф выполнен повышенной жесткости. С тыльной стороны грифа приклеивается деревянная распорка параллельно грифу на расстоянии 30 мм. Она придает грифу дополнительную жесткость. При игре на гитаре большой палец левой руки скользит между распоркой и тыльной стороной грифа. Такая конструкция не создает трудностей при игре. Более того, гриф можно сделать одинаковым по толщине. В предлагаемой гитаре выполнено сечение грифа, повторяющим с тыльной стороны форму большого пальца, т.е. слегка вогнутым (а не выпуклым, как в известных решениях). Такое сечение снижает давление на большой палец левой руки, рука меньше устает при игре. На фиг. 1 показана предлагаемая гитара, продольный разрез по плоскости симметрии; на фиг.2 - верхняя дека, общий вид; на фиг.3 - звуковая пластина, общий вид; на фиг.4 - разрез А-А на фиг.3; на фиг.5 - узел 1 на фиг.1. Предлагаемая акустическая шестиструнная гитара содержит корпус 1, состоящий из соединенных между собой обечайками 2, нижней 3 и верхней 4 восьмеркообразными деками, гриф 5 и струны 6 (фиг.1). При этом верхняя дека 4 (фиг.2) состоит из хорошо подогнанных одна к другой треугольных пластин 7, из резонансной древесины (ели, пихты, кедра сибирского), центральной пружины - планки 8 из этого же дерева, в которую завинчиваются два винта 9, передающие колебания со звуковой пластины 10. Звуковая пластина 10 (фиг.3) представляет собой пластину 11 из резонансного дерева в форме полуовала. Перпендикулярно волокнам (направления древесных волокон обозначены линией а-а) на одном конце пластины 11 установлены две березовые пружины 12 и 13 (фиг.4) для обеспечения прочности. Между этими пружинами размещена дюралюминиевая пластина 14 с шестью наклонными отверстиями 15 для прохождения струн 6. Напротив каждого отверстия в звуковой пластине 10 расположены окна 16, в которых установлены стальные стерженьки 17. В пружинах 12 и 13 имеются два отверстия 18 под винты 9 для передачи колебаний верхней деке 4. Закругленным концом звуковая пластина 10 через специальную бобышку 19 (фиг.1) присоединяется к распорной планке 20, которая расположена внутри корпуса 1. К этой же распорной планке 20 присоединен гриф 5. С тыльной стороны к грифу 5 присоединено ребро 21, другим концом оно соединено с распорной планкой 20. При необходимости между деками устанавливаются шайбы 22. Предлагаемый музыкальный инструмент собирается следующим образом. Хорошо подогнанные одна к другой треугольные пластины 7 толщиной 3 мм из резонансного дерева (пихта, ель, сибирский кедр) склеиваются таким образом, чтобы направление слоев дерева было радиальным (фиг.2), а вершины треугольников сходились в едином центре, на который сверху наклеивают центральную пружину - планку 8 из того же дерева размером 140x20x3 мм. Количество треугольных пластин лежит в пределах от 10 до 17. Из полученной таким образом доски вырезают верхнюю деку 4 по размерам гитары. В отверстия, расположенные в пружине-планке 8, ввинчивают два винта 9, которые передают колебания со звуковой пластины 10. Колебания от центральной пружины через клеевые швы распространяются вдоль волокон дерева по всем направлениям. Такая дека обладает лучшими акустическими свойствами, чем у известных аналогов за счет радиального расположения слоев дерева. Звуковая пластина 10 представляет собой пластину 11 (фиг.3) из резонансного дерева толщиной 3 мм в форме полуовала. Перпендикулярно волокнам дерева на одном конце приклеивают две березовые пружины 11 и 13 (направления древесных волокон обозначены линиями а-а), размером 140x24x2 мм для обеспечения прочности. Между этими пружинами вклеивают дюралюминиевую пластину 14 с шестью наклонными отверстиями 15 диаметром 1,8 мм для прохождения струн 6. Напротив каждого отверстия в пластине 10 пропиливают окна 16, в которые вклеивают стальные стерженьки 17 диаметром 1,5 мм. Струну пропускают сквозь дюралюминиевую пластину 14 по наклонному отверстию 15 и цепляют петлей за стерженек 17. Другим закругленным концом пластину 10 приклеивают через специальную бобышку 19 (фиг.1) к распорной планке 20. В пружины 12 и 13 закручивают винты 9 передачи колебаний верхней деке 4. Собирают корпус 1 гитары одним из известных способов (элементы конструкции, не отличающиеся от существующих аналогов, не упоминаются). Внутри корпуса 1 устанавливают распорную планку 20 в виде сосновой трапециевидной доски толщиной 20 мм, которая принимает на себя статическое натяжение струн 6. Гриф 5 приклеивают к распорной планке 20, а на другом конце распорной планки 20 через бобышку 19 приклеивают звуковую пластину 10. Высота бобышки 19 подбирается такой, чтобы струны 6 находились на нужном расстоянии от грифа 5. Между верхней декой 4 и распорной планкой 20 оставляют зазор 6 мм. Струны 6 натянуты таким образом, что на звуковую пластину 10 действует растягивающее усилие, параллельное верхней деке 4. Ребро 21 служит для повышения жесткости грифа 5. Его изготавливают из сосны толщиной 20 мм и одним концом приклеивают к распорной планке 20, а другим - к грифу 5. Все клеевые соединения усилены шкантами из березы. Во всех ответственных местах применяют эпоксидный клей. Из фиг.1 ясно, что натяжение струн 6 передается через звуковую пластину 10 и гриф 5 на распорную планку 20, минуя основную верхнюю деку 4. После того как струны будут натянуты, затягивают винты 9, соединяющие деку 4 и звуковую пластину 10. Большой палец левой руки играющего во время игры скользит между ребром 21 и грифом 5, расстояние между которыми 30 мм. У грифа 5 отсутствует пятка, гриф одинаков всюду по толщине. Тыльная сторона грифа вогнута, это увеличивает площадь соприкосновения большого пальца с грифом и уменьшает давление на палец. Изготовленная предлагаемая акустическая шестиструнная гитара обладает ярким тембром, громкостью, превышающей в 1,5 раза обычные гитары, достаточно прочна и легка в освоении.