универсальная пломба-запор
Классы МПК: | B61D19/00 Двери железнодорожных транспортных средств G09F3/03 пломбы |
Автор(ы): | Рогатнев Н.Т., Зуев А.В., Вишнева Л.В. |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество - Научно-производственное объединение "Энергосплав" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-02-21 публикация патента:
20.02.1998 |
Использование: универсальная пломба-запор предназначена для запирания с опломбированием объектов, где нет фиксированного размера закидок и расстояний между ними, и может быть использована для запирания с опломбированием вагонов и контейнеров железнодорожного транспорта, цистерн, пакгаузов, складов, магазинов, торговых палаток, люков и автомобилей и т.д. Универсальная пломба-запор содержит корпус с головкой, фиксирующий и запирающий элементы. Запирающий элемент связан гибкой связью в виде отрезка троса с дополнительно введенным наконечником, и выполнен в виде цилиндрического стержня с заостренным концом с одной стороны, и с односторонне скошенными зубцами на боковой поверхности, при этом оба конца отрезка троса прикреплены соответственно к наконечнику и к цилиндрическому стержню запирающего элемента жестко, фиксирующий элемент выполнен в виде, по крайней мере, двух отдельных элементов с внешней конической поверхностью, соответствующей внутренней конической поверхности, выполненной в корпусе, и с внутренней поверхностью, на которой выполнены односторонне скошенные зубцы с возможностью их взаимодействия с соответствующими им зубцами запирающего элемента, причем, фиксирующие элементы подпружинены относительно корпуса, место для нанесения необходимой информации предусмотрено на боковой поверхности наконечника, на которой, кроме того, выполнено сквозное отверстие с возможностью пропускания через него запирающего элемента. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Универсальная пломба-запор с местом для нанесения необходимой информации, содержащая корпус с головкой, фиксирующий и запирающий элементы, отличающаяся тем, что запирающий элемент связан гибкой связью в виде отрезка троса с дополнительно введенным наконечником и выполнен в виде цилиндрического стержня с заостренным концом с одной стороны и с односторонне скошенными зубцами на боковой поверхности, при этом оба конца отрезка троса прикреплены соответственно к наконечнику и к цилиндрическому стержню запирающего элемента жестко, фиксирующий элемент выполнен в виде по крайней мере двух отдельных элементов с внешней конической поверхностью, соответствующей внутренней конической поверхности, выполненной в корпусе, и с внутренней поверхностью, на которой выполнены односторонне скошенные зубцы с возможностью их взаимодействия с соответствующими им зубцами запирающего элемента, причем фиксирующие элементы подпружинены относительно корпуса, место для нанесения необходимой информации предусмотрено на боковой поверхности наконечника, на которой, кроме того, выполнено сквозное отверстие с возможностью пропускания через него запирающего элемента. 2. Пломба-запор по п.1, отличающаяся тем, что фиксирующие элементы подпружинены относительно корпуса с помощью пружины и шайбы, жестко зафиксированной в корпусе. 3. Пломба-запор по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что на внешней поверхности запирающего элемента выполнены упоры с возможностью ограничения пропускания запирающего элемента в сквозном отверстии наконечника. 4. Пломба-запор по пп.1 3, отличающаяся тем, что жесткое крепление концов отрезка троса к запирающему элементу и к наконечнику осуществляется посредством их завальцовки в торцевые отверстия, выполненные соответственно в запирающем элементе и в наконечнике. 5. Пломба-запор по пп.1 4, отличающаяся тем, что упоры на внешней поверхности запирающего элемента образованы при завальцовке конца металлического плетеного троса в его торцевое отверстие.Описание изобретения к патенту
Предлагаемая пломба-запор предназначена для запирания с опломбированием объектов, где нет фиксированного размера закидок и расстояний между ними и может использоваться для запирания с опломбированием вагонов и контейнеров железнодорожного транспорта, цистерн, пакгаузов, складов, магазинов, торговых палаток, люков и автомобилей и т.д. Известные пломбы-запоры предназначены для использования в объектах только с определенными, фиксированными размерами закидок и расстояний между ними. Прототипом предлагаемой пломбы-запора является запорно-пломбировочное устройство, описанное в авт.св. СССР N 1288747, кл. G 09 F 3/03, 1984, содержащее корпус с головкой, фиксирующий и запирающий элементы с местом, предусмотренным для нанесения необходимой информации. Фиксирующий элемент выполнен в виде кожуха и упора, а запирающий элемент - в виде пружины. Указанное известное запорно-пломбировочное устройство, кроме отмеченного выше, имеет еще ряд недостатков. Так, оно сложно в изготовлении, поскольку требует нарезания сложной резьбы внутри гайки, не удобно в эксплуатации в связи с необходимостью применения при запирании специального инструмента, вручную осуществить процесс запирания этого устройства невозможно. Недостатком его является и то, что оно применимо лишь для "жесткого" запирания, т.к. для его отпирания также необходимо применение специального инструмента. Предлагаемая пломба-запор не имеет вышеперечисленных недостатков, отличается универсальностью в области применения и использования, не требует применения специальных инструментов для запирания и отпирания, удобно и просто в эксплуатации и изготовлении. Эти достоинства предлагаемой пломбы-запора достигаются за счет того, что в предлагаемой пломбе-запоре запирающий элемент выполнен в виде цилиндрического стержня с заостренным концом с одной стороны, с односторонне скошенными зубцами и с упорами на боковой поверхности, при этом запирающий элемент связан гибкой связью в виде отрезка металлического, преимущественно стального, плетеного троса с наконечником, на боковой поверхности которого предусмотрено место для нанесения необходимой информации и выполнено сквозное отверстие с возможностью размещения в нем корпуса, внутри которого выполнена коническая поверхность, соответствующая внешней конической поверхности двух отдельных фиксирующих элементов, на внутренних поверхностях которых выполнены односторонне скошенные зубцы с возможностью их взаимодействия с зубцами запирающего элемента, при этом фиксирующие элементы подпружинены относительно корпуса. Сущность предлагаемой пломбы-запора поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен запирающий элемент, связанный гибкой связью с наконечником, а на фиг. 2 - пломба-запор в сборе, в закрытом состоянии. Предлагаемая пломба-запор содержит корпус 1 с головкой 2, запирающий элемент 3, выполненный в виде стержня с заостренным концом 4 с одной стороны, с односторонне скошенными зубцами 5, с упорами 6. С другой стороны запирающего элемента 3 выполнено торцевое отверстие 7, в которое жестко завальцован один конец отрезка металлического троса 8, другой конец которого также жестко завальцован в торцовое отверстие 9 наконечника 10, на боковой поверхности которого предусмотрено место для нанесения необходимой информации 11 и выполнено сквозное отверстие 12 с возможностью свободного пропускания через него при запирании запирающего элемента 3. В корпусе 1 выполнена внутренняя коническая поверхность 13, соответствующая внешней конической поверхности двух отдельных фиксирующих элементов 14, на внутренних поверхностях которых выполнены односторонне скошенные зубцы 15, соответствующие односторонне скошенным зубцам 5 запирающего элемента 3, с возможностью их взаимодействия при запирании. Фиксирующие элементы 14 подпружинены в корпусе 1 с помощью пружины 16 и шайбы 17, жестко закрепленной в корпусе 1. Предлагаемая пломба-запор используется следующим образом. Предварительно фиксирующие элементы 14 устанавливаются в корпусе 1 и подпружиниваются с помощью пружины 16 и шайбы 17, которая затем жестко фиксируется относительно корпуса 1, что дает возможность получить неразъемную конструкцию, многократно используемую при эксплуатации. При запирании, запирающий элемент 3 с прикрепленным к нему отрезком троса 8 пропускают через закидки запираемых объектов, при необходимости это осуществляется несколько раз (обычно два-три раза), при этом закидки оплетаются отрезком троса 8. Затем запирающий элемент 3 пропускают через сквозное отверстие 12 наконечника 10 (до упоров 6, в случае их выполнения) и замыкают с обратной стороны наконечника 10 предварительно собранным корпусом 1 с фиксирующими элементами 14, пружиной 16 и шайбой 17, до упирания корпуса 1 своим торцом в боковую поверхность наконечника. При этом, заостренный конец 4 запирающего элемента 3 смещает фиксирующие элементы 14 вдоль продольной оси корпуса 1, которые раздвигаясь, обеспечивают возможность прохождения запирающего элемента 3 в корпусе 1 в одном направлении, а затем, смыкаясь при взаимодействии односторонне скошенных зубцов 5 и 15 запирающего 3 и фиксирующего элемента 14 обеспечивают надежное замыкание пломбы-запора. Причем, это замыкание производится легко, вручную, не требуя применения специальных приспособлений. Упоры 6 на запирающем элементе 3 могут быть образованы при завальцовке конца отрезка троса 8 в торцевое отверстие 7 запирающего элемента 3. При этом происходит расплющивание поверхностей запирающего элемента 3 с образованием утолщений, которые выполняют роль упоров при замыкании. При необходимости, упоры 6 могут быть выполнены любым известным способом, при определенном изготовлении запирающего элемента 3 (сваркой, напайкой, при точении и т.д.) Упоры 6 на запирающем элементе 3 позволяют обеспечить жесткость замыкания всей системы при запирании, т.к. тогда положение наконечника фиксируется между упоров запирающего элемента и торцом корпуса. Отпирание предлагаемой пломбы-запора может быть произведено перекусыванием отрезка троса, что упрощает процесс отпирания. Применение гибкой связи в виде отрезка металлического троса позволяет расширить область ее применения за счет возможности использования в объектах с различными размерами закидок и расстояний между ними и обеспечивает ее универсальность за счет варьирования длиной отрезка троса. Таким образом, предлагаемая пломба-запор в представленной совокупности признаков, каждый из которых выполняет свою функцию, а вместе, во взаимосвязи, решают задачу простой и универсальной конструкции, надежной и удобной в эксплуатации.Класс B61D19/00 Двери железнодорожных транспортных средств