способ очистки бензина или дизельного топлива от сероводорода

Классы МПК:C10G7/00 Перегонка углеводородных масел
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-02-14
публикация патента:

Предлагаемое изобретение относится к процессам переработки дистиллятов и может найти применение в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Сущность изобретения заключается в том, что бензин или дизельное топливо, содержащее сероводород, предварительно перед поступлением в стабилизатор продувают жирным нефтезаводским углеводородным газом в абсорбере колонного типа под избыточным давлением до 1,6 МПа, при температуре верха колонны 40 - 50oC и температуре низа колонны 50 - 130oC. 2 табл., 1 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Способ очистки бензина или дизельного топлива от сероводорода, включающий подачу нагретого бензина или дизельного топлива в стабилизатор на тарелку питания с вводом горячей струи стабильного бензина или дизельного топлива в середину отгонной части стабилизатора и продувание бензина или дизельного топлива углеводородным газом, отличающийся тем, что продувание осуществляют перед подачей бензина или дизельного топлива в стабилизатор в абсорбере колонного типа под избыточным давлением до 1,6 МПа, температуре верха абсорбера 40 50oС и температуре низа абсорбера 50 130oС, а в качестве углеводородсодержащего газа используют жирный нефтезаводской углеводородный газ.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к процессам переработки нефтяных дистиллятов и может найти применение в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Известен способ очистки бензина и дизельного топлива от сероводорода путем подачи нагретого неочищенного бензина или дизельного топлива в колонну на тарелку питания и горячей струи вниз колонны (Суханов В.П. Каталитические процессы в нефтепереработке Изд-во Химия, 1978, стр. 168 - 169, стр. 243 - 244).

Недостатком данного способа являются значительные энергетические затраты и присутствие сероводорода до 1 ppm.

Известен способ очистки дизельного топлива от сероводорода, заключающийся в том, что в отгонную часть под нижнюю тарелку стабилизатора вводят горячие струи углеводородосодержащего газа, при этом в середину отгонной части стабилизатора и ниже точки ввода бессернистого углеводородосодержащего газа под ее нижнюю тарелку вводят горячие струи стабильного дизельного топлива. (Авторское свидетельство N 1109420 МКИ C 10 G 7/00, опубликовано Б.И. N 31 23.08.84 г.).

Недостатком этого способа является продувание бензина или дизельного топлива углеводородным газом в стабилизаторе, что требует вторичной очистки подаваемых углеводородных газов и повышенные энергозатраты.

Целью изобретения является получение экологически чистого продукта, не содержащего сероводород, предотвращение загрязнения окружающей среды и снижение энергозатрат на очистку.

Поставленная цель достигается тем, что продувание осуществляют перед подачей бензина или дизельного топлива в стабилизатор в абсорбере колонного типа под избыточным давлением до 1,6 МПа, температуре верха абсорбера 40 - 50oC и температуре низа абсорбера 50 - 130oC, а в качестве углеводородсодержащего газа используют жирный нефтезаводской углеводородный газ.

Температурные пределы и предел давления зависят от состава продувочного углеводородного газа. Если изменить пределы температуры и давления, то не будет обеспечена необходимая степень очистки.

На чертеже приведена принципиальная технологическая схема осуществления предлагаемого способа.

Линия I - продувочный углеводородный газ (жирный нефтезаводской газ).

Линия II - бензин или дизельное топливо, содержащее сероводород.

Линия III - сухой углеводородный газ, содержащий сероводород, на очистку.

Линия IV - рефлюкс на газофракционирование.

Линия V - сухой газ.

Линия VI - очищенный от сероводорода бензин или дизельное топливо.

Линия VII - нагретый бензин или дизельное топливо.

Линия VIII - горячая струя стабильного бензина или дизельного топлива.

Технологическая схема включает в себя: продувочную колонну (абсорбер) 1, теплообменник 2, стабилизатор 3, рефлюксную емкость 4, рефлюксный насос 5, конденсатор-холодильник 6, печной насос 7, печь 8, холодильник 9.

Согласно схеме бензин или дизельное топливо, содержащее сероводород, по линии II подают на верх абсорбера и продувают углеводородным газом, который подают вниз абсорбера 1 по линии I. С верха абсорбера 1 по линии III выводят основное количество сероводорода в смеси с сухим углеводородным газом на установку очистки и получения серы. С низа продувочной колонны 1 бензин или дизельное топливо, насыщенные тяжелыми углеводородами, по линии VII поступают в стабилизатор 3 через теплообменник 2. С верха колонны газ поступает в конденсатор-холодильник 6 и рефлюксную емкость 4. Из рефлюксной емкости 4 сухой газ с остаточным содержанием сероводорода по линии V выводят в заводскую сеть на очистку.

Рефлюкс из емкости 4 насосом 5 подают на орошение в стабилизатор 3, а балансовый избыток по линии IV откачивают на газоразделение.

Очищенный от сероводорода стабильный бензин или дизельное топливо с низа стабилизатора 3 насосом 7 через печь 8 по линии VIII подают в стабилизатор 3 в качестве горячей струи, а балансовый избыток стабильного бензина или дизельного топлива, очищенного от сероводорода, через теплообменник 2, холодильник 9 по линии VI откачивают в резервуары готовой продукции.

Жирными нефтезаводскими газами являются, например, газы процессов термического и каталитического крекингов.

Состав указанных газов приводится в таблице 1.

Указанный способ можно реализовать на нефтеперерабатывающих заводах для очистки от сероводорода бензинов термического и каталитического крекингов или дизельного топлива установки гидроочистки.

Реализацию предлагаемого способа осуществляют на абсорбционной газофракционирующей установке (АГФУ) для очистки от сероводорода смеси нестабильных бензинов термического и каталитического крекингов, что позволяет сократить до минимума капитальные и энергетические затраты, исключить применение реагентов для очистки бензина или дизельного топлива от сероводорода и обеспечивается полное отсутствие сероводорода в готовом продукте, что подтверждается данными, приведенными в таблице 2.

Класс C10G7/00 Перегонка углеводородных масел

Наверх