способ вентиляции тоннелей метрополитена глубокого заложения при их строительстве

Классы МПК:E01F1/00 Конструкции платформ или островков безопасности
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество по строительству метрополитена в г.Санкт-Петербург
Приоритеты:
подача заявки:
1996-04-25
публикация патента:

Изобретение относится к подземному строительству, непосредственно к способам вентиляции тоннелей метрополитена при их строительстве. Новым является то, что после сбойки перегонных тоннелей их проветривание осуществляют сквозными струями по принципу эксплуатационного проветривания с помощью главной вентиляторной установки с регулированием расхода воздуха по направлениям посредством перемычек с проемами и перемычек с окнами. При этом проветривание тупиковых выработок могут осуществлять за счет общешахтной депрессии, за счет которой проветривают тупиковые выработки до 10 м. Перемычки с проемами могут устанавливать на всех струях, кроме струи, депрессия которой является максимальной, а перемычки с окнами могут устанавливать в наклонных ходах и подводных тоннелях вентиляционных стволов. 4 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ вентиляции тоннелей метрополитена глубокого заложения при их строительстве, включающий монтаж при проходке тупиковых выработок вентиляционных систем местного проветривания, состоящих из вентиляторов и трубопроводов, осуществление проветривания тупиковых выработок по мере их проходки с установкой перемычек, отличающийся тем, что после сбойки перегонных тоннелей их проветривание осуществляют сквозными струями по принципу эксплуатационного проветривания с помощью главной вентиляторной установки с регулированием расхода воздуха по направлениям посредством перемычек с проемами и перемычек с окнами.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что проветривание тупиковых выработок осуществляют за счет общешахтной депрессии.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что за счет общешахтной депрессии проветривают тупиковые выработки до 10 м.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что перемычки с проемами устанавливают на всех струях, кроме струи, депрессия которой является максимальной.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что перемычки с окнами устанавливают в наклонных ходах и подводных тоннелях вентиляционных стволов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к подземному строительству, непосредственно к способам вентиляции тоннелей метрополитена при их строительстве.

Известен центральный способ проветривания, включающий сооружение в центре шахтного поля двух шахтных стволов, один из которых является воздухоподающим, а другой воздуховыдающим, подачу свежего воздуха с дневной поверхности в шахту по воздухоподающему стволу, разветвление его на две струи, которые, двигаясь в сторону флангов обоих крыльев и дойдя до очистных забоев, проветривают их, после чего поступают в выработки вентиляционного горизонта, движутся в обратною направлении к вытяжному стволу, сливаются в один поток и выходят по вытяжному стволу на дневную поверхность (См. Справочник по рудничной вентиляции под редакцией А.И.Ксенофонтовой. Государственное научно-техническое издательство литературы по горному делу. М., 1962, с. 373, 374).

Недостатками центрального способа проветривания являются более длинный путь вентиляционной струи и более высокая депрессия шахты в период ведения работ у границ шахтного поля, значительные изменения величины общешахтной депрессии в зависимости от удаления очистных работ от шахтных стволов, что требует регулирования режима вентилятора.

Известен фланговый (диагональный) способ проветривания, включающий сооружение одного или двух стволов в центре шахтного поля, а двух других - на его флангах, поступивший в шахту свежий воздух движется по выработкам основного горизонта в сторону очистных забоев и после их проветривания выходит на вентиляционный горизонт и, не меняя направления, движется к вытяжным стволам для выхода на дневную поверхность (см. там же, с. 374, 375).

Недостатками флангового способа проветривания являются большая величина капитальных затрат, большой срок подготовки к эксплуатации, большая трудность и сложность реверсирования вентиляционный струй в шахтах, взаимное влияние фланговых вентиляторов при их совместной параллельной работе.

Известны комбинированные способы проветривания:

центрально-фланговые, включающие сооружение двух вытяжных стволов на флангах и двух стволов - всасывающего и нагнетательного в центре поля (см. там же, с. 375) и секционные схемы с расположением, примерно, в центре шахтного поля двух стволов - воздухоподающего и вытяжного - и нескольких шурфов на флангах шахтного поля (см. там же, с. 375).

Недостатками комбинированных способов проветривания являются более сложная схема проветривания шахты, более трудное управление вентиляцией ввиду совместной работы нескольких вентиляторов, более высокие капитальные и эксплуатационные затраты на вентиляцию, более трудное и сложное реверсирование вентиляционных струй в шахте.

Известен принятый за прототип способ вентиляции тоннелей метрополитена глубокого заложения при их строительстве, включающий монтаж при проходке тупиковых выработок вентиляционных систем местного проветривания, состоящих из вентиляторов и трубопроводов, осуществление проветривания тупиковых выработок по мере из проходки с установкой перемычек (См. В.П.Волков Тоннели. Транспорт, М., 1970, с. 276-281).

Недостатками данного способа являются недостаточная его эффективность, сложность его реализации для протяженных выработок.

Задачей изобретения является повышение эффективности вентиляции тоннелей метрополитена глубокого заложения большой протяженности при их строительстве.

Указанная задача решается за счет того, что в способе вентиляции тоннелей метрополитена глубокого заложения при их строительстве, включающем монтаж при проходке тупиковых выработок вентиляционных систем местного проветривания, состоящих из вентиляторов и трубопроводов, осуществление проветривания тупиковых выработок по мере их проходки с установкой перемычек, после сбойки перегонных тоннелей их проветривание осуществляют сквозными струями по принципу эксплуатационного проветривания с помощью главной вентиляторной установки с регулированием расхода воздуха по направлениям посредством перемычек с проемами и перемычек с окнами.

При этом проветривание тупиковых выработок могут осуществлять за счет общещахтной депрессии.

За счет общешахтной депрессии могут проветривать тупиковые выработки до 10 м.

Перемычки с проемами могут устанавливать на всех струях, кроме струи, депрессия которой является максимальной.

Перемычки с окнами могут устанавливать в наклонных ходах и подводных тоннелях вентиляционных стволов.

Предложенный способ вентиляции тоннелей метрополитена при их строительстве включает монтаж при проходке тупиковых выработок вентиляционных систем местного проветривания, состоящих из вентиляторов и трубопроводов и осуществление проветривания тупиковых выработок по мере их проходки с установкой перемычек. После сбойки перегонных тоннелей их проветривание осуществляют сквозными струями по принципу эксплуатационного проветривания с помощью главной вентиляторной установки с регулированием расхода воздуха по направлениям посредством перемычек с проемами и перемычек с окнами.

Проветривание тупиковых забоев при их проведении осуществляют за счет общешахтной депрессии или посредством вентилятора местного проветривания.

Все тупиковые выработки до 10 м проветривают с помощью общешахтной депрессии, перемычки с проемами и перемычки с окнами могут устанавливать для полного распределения воздуха в системе выработок, причем перемычки с проемами могут устанавливать на всех струях, кроме струи, депрессия которой является максимальной, а перемычки с окнами могут устанавливать в наклонных ходах и подводных тоннелях вентиляционных стволов.

Предложенный способ обеспечивает устойчивое движение воздуха и проветривание всей системы выработок большой протяженности, качество воздуха в пределах нормативов "Правил техники безопасности и производственной санитарии при строительстве метрополитена".

Предложенный способ позволяет решить одну из наиболее сложных технических задач по вентиляции выработок глубокого заложения большой протяженности, проводимых под застроенными районами города.

По сравнению с известными способ исключает установку большого количества вентиляторов, глушителей, трубопроводов, позволяет упростить управление вентиляцией, сократить срок подготовки к эксплуатации, значительно снизить капитальные и эксплуатационные затраты на вентиляцию.

Класс E01F1/00 Конструкции платформ или островков безопасности

платформа -  патент 2403337 (10.11.2010)
железнодорожная система -  патент 2243114 (27.12.2004)
вокзал аттракциона -  патент 2186603 (10.08.2002)
Наверх