артиллерийская гильза

Классы МПК:F42B5/28 металлические 
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральный казенный завод "Штамп",
Государственное научно-производственное предприятие "Сплав"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-07-16
публикация патента:

Изобретение относится к области боеприпасов, в частности к конструкции артиллерийских гильз, и может найти широкое применение при производстве цельнотянутых артиллерийских гильз. Сущность изобретения заключается в том, что в известной гильзе, содержащей дно с фланцем, корпус и дульце, на корпусе выполнены одна или несколько обтюрирующих канавок, причем расстояние от первой обтюрирующей канавки до среза дульца равно 0,22...0,63 общей длины гильзы. Такая конструкция значительно снижает поступление порохового газа в обслуживаемую зону. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Артиллерийская гильза, содержащая дно с фланцем, корпус и дульце, отличающаяся тем, что в ней на корпусе выполнены одна или несколько обтюрирующих канавок, причем расстояние от первой обтюрирующей канавки до среза дульца равно 0,22 0,63 общей длины гильзы.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области боеприпасов, в частности к конструкции артиллерийских гильз, и может найти широкое применение при производстве цельнотянутых артиллерийских гильз.

Известна артиллерийская гильза [1], имеющая дульце, корпус, дно и фланец, выбранная авторами за прототип.

Недостатком известной гильзы является то, что она не обеспечивает надежную обтюрацию пороховых газов при невысоких (до 1500 кгс/см2) давлениях.

Проведенное исследование показало следующее. Так как при выстреле после воспламенения порохового заряда в гильзе время деформации стенок гильзы, до прижатия их к каморе ствола, больше, чем время прохождения потока пороховых газов по зазору между гильзой и каморой ствола, то пороховые газы, имеющие в своем составе 40% токсичного газа - окиси углерода (CO), прорываются за казенный срез оружия и попадают в боевое отделение танка, БМП или САО, снижая условия жизнедеятельности и работы орудийного расчета.

В отличие от прототипа в предлагаемой артиллерийской гильзе на корпусе выполнены одна или несколько обтюрирующих канавок, причем расстояние от первой обтюрирующей канавки до среза дульца равно 0,22...0,63 общей длины гильзы, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения критерию "новизна".

Общими признаками известной гильзы с предлагаемой авторами является наличие дульца, корпуса, дна и фланца.

Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, во всех случаях достаточны.

Предлагаемая конструкция имеет преимущества перед прототипом. Так, выполнение на корпусе одной или нескольких обтюрирующих канавок, причем расстояние от первой обтюрирующей канавки до среза дульца равно 0,22...0,63 общей длины гильзы, значительно снижает поступление порохового газа в обслуживаемую зону.

Это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемыми техническими результатами, что соответствует критерию "изобретательский уровень".

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение обтюрации пороховых газов при давлениях до 1500 кгс/см2.

Сущность изобретения заключается в том, что в артиллерийской гильзе, содержащей дно с фланцем, корпус и дульце, на корпусе выполнены одна или несколько обтюрирующих канавок, причем расстояние от первой обтюрирующей канавки до среза дульца равно 0,22...0,63 общей длины гильзы.

Изобретение поясняется чертежом, где изображен продольный разрез гильзы. Гильза состоит из корпуса 1, на котором выполнены обтюрирующие канавки 2, дно 3 с фланцем 4, дульце 5, "L" - общая длина гильзы и "H" - расстояние от первой обтюрирующей канавки до среза дульца.

Применение обтюрирующих канавок дает достаточное замедление газового потока между станками гильзы и каморой орудия.

Очевидно, что величина замедления газового потока зависит от расстояния между первой обтюрирующей канавкой и срезом дульца.

Проведенные эксперименты показали, что наибольший эффект замедления скорости газового потока получен при отношении расстояния от первой обтюрирующей канавки до среза дульца к общей длине гильзы, равном 0,22...0,63.

Если отношение расстояния от первой обтюрирующей канавки до среза дульца к общей длине гильзы будет больше 0,63, то на этом расстоянии скорость газового потока не успевает достичь своего максимального значения и, следовательно, абсолютная величина уменьшения скорости в обтюрирующей канавке будет меньшей, т. к. падение скорости прямо пропорционально зависит от скорости газового потока на входе в канавку и коэффициента гидравлического сопротивления канавки.

При отношении расстояния от первой обтюрирующей канавки до среза дульца к общей длине гильзы меньше 0,22 тормозящий эффект от канавки уменьшается из-за того, что канавка в этом месте располагается в сечении с повышенной толщиной стенки, и следовательно, время радиальной деформации стенки корпуса гильзы увеличивается и гильза не успевает перекрыть доступ пороховых газов к зеркалу затвора.

Расстояние между срезом дульца и первой обтюрирующей канавкой установлено экспериментально. При этом расстоянии торможение потока пороховых газов канавкой будет максимальным, т.е. канавка будет работать с большим эффектом.

При необходимости для значительного замедления скорости газового потока (если одной канавки недостаточно) применяют несколько обтюрирующих канавок.

Вышеописанная гильза в составе выстрела функционирует следующим образом.

Пороховые газы после воспламенения заряда устремляются в зазор между стенками гильзы и каморой орудия. Стенки гильзы под действием нарастающего давления пороховых газов, деформируясь в радиальном направлении, стремятся прижаться к стенкам каморки орудия. По достижении потоком пороховых газов обтюрирующей канавки скорость его уменьшается во столько раз, во сколько площадь поперечного сечения газового потока до обтюрирующей канавки меньше подобной площади газового потока в месте расположения обтюрирующей канавки, что обусловлено гидравлическим сопротивлением канавки.

Кроме того, еще необходимо дополнительное время для заполнения пороховым газом объема обтюрирующей канавки.

Совокупность конструктивных и размерных параметров обтюрирующей канавки позволяет значительно увеличить время движения газового потока по длине гильзы. Стенки гильзы за это время успевают прижаться к стенкам каморы, полностью прекращая доступ газам в боевое отделение танка, БМТ и САУ.

Таким образом, совокупное использование технических решений и их размерных параметров в предлагаемой гильзе позволило получить приращение, по сравнению с прототипом, положительного эффекта при ее эксплуатации.

Была изготовлена опытная партия предлагаемой артиллерийской гильзы и испытана с положительными результатами, на основании которых принято решение об использовании ее в массовом производстве.

Наверх