движитель для транспортного средства
Классы МПК: | B62D55/02 со вспомогательными колесами |
Автор(ы): | Мухаметшин М.Р., Газизов А.З. |
Патентообладатель(и): | Камский политехнический институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-05-11 публикация патента:
27.02.1998 |
Использование: изобретение относится к области автомобилестроения и может найти применение в движителях транспортных средств. Сущность изобретения: изобретение направлено на повышение универсальных качеств движителя - увеличение скорости и плавности движения, возможности регулировки площадки контакта с полотном дороги, уменьшение неподрессоренных масс и также возможности получения ровного поля большей площади при тех же габаритных размерах кузова. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Движитель для транспортного средства, содержащий цстановленное на ступице ведущее зубчатое колесо, сцепленную с ним замкнутую зубчатую ленту с металлическим сердечником, опорные ролики, установленные на нижней ветви зубчатой ленты, рычажную подвеску для соединения движителя с кузовом транспортного средства и несущий упругий элемент, отличающийся тем, что он снабжен натяжным устройством, кронштейном и пневматической опорной подушкой, при этом рычажная подвеска включает в себя продольный рычаг, выполненный с возможностью качания в вертикальной плоскости относительно ступицы, связанной с несущим упругим элементом и опирающийся на пневматическую опорную подушку, к нижней поверхности которой прикреплены опорные ролики, натяжное устройство образовано шарнирно прикрепленным одним концом к неподвижно установленному на ступице кронштейну гибким опорным элементом, и размещенными на нем по всей его длине роликами для контактирования с внутренней стороной верхней ветви зубчатой ленты, и следящим цилиндром, связанным с продольным рычагом и с гибким упругим элементом. 2. Движитель по п.1, отличающийся тем, что несущий упругий элемент шарнирно соединен с продольным рычагом и с кронштейном. 3. Движитель по п.2, отличающийся тем, что несущий упругий элемент представляет собой гидропневмоцилиндр с регулируемой рабочей длиной.Описание изобретения к патенту
Изображение относится к движителям транспортных средств. Известна гусеничная машина Т.С.Левшина, в которой вместо колес используются гусеничные тележки [1]Известна также ходовая часть транспортного средства, содержащая направляющее и ведущее колеса, на которых установлена гусеничная цепь, соединенные с каретками с опорными катками при помощи рычажных балансиров, шарнирно связанных с общим балансиром, образованных рычагами, жестко соединены между собой, упругие элементы, установленные между рамой и концами рычагов [2]
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому объекту является обкатывающее устройство для транспортных средств [3] которое имеет два опорных катка и ведущее колесо, приводящее в движение замкнутый ленточный элемент (фиг. 1). Это устройство ставится на место обычного колеса. Использование этого устройства позволяет уменьшить давление на грунт и тем самым увеличить проходимость транспортного средства. Однако такое решение приводит к увеличению неподрессоренных масс, не дает возможности автомобилю развивать высокие скорости, а вследствие отсутствия пневматических элементов, выполняющих роль шины, на подвеску и кузов будут передаваться значительные толчки от неровностей дороги. Кроме того это устройство не позволяет уменьшать размеры ниш для получения ровного пола большей площади при тех же габаритах размерах кузова. Изобретение направлено на повышение универсальных качеств движителя - увеличение скорости движения транспортного средства с подобным типом движителя, увеличение плавности движения, возможность регулировки площади контакта с полотном дороги, уменьшение неподрессоренных масс, а также возможность получения ровного пола большей площади при тех же габаритах размерах кузова. Для достижения этого результата известный движитель, содержащий установленное на ступице ведущее зубчатое колесо, сцепленную с ним замкнутую зубчатую ленту с металлическим сердечником, опорные ролики, установленные на нижней ветви зубчатой ленты, рычажную подвеску для соединения движителя с кузовом транспортного средства и несущий упругий элемент, снабжен натяжным устройством, кронштейном и пневматической опорной подушкой, при этом рычажная подвеска включает в себя продольный рычаг, выполненный с возможностью качания в вертикальной плоскости относительно ступицы, связанный с несущим упругим элементом и опирающийся на пневматическую опорную подушку, к нижней поверхности которой прикреплены опорные ролики, натяжное устройство образовано шарнирно прикрепленным одним концом к неподвижно установленному на ступице кронштейну гибким опорным элементом, и размещенными на нем по всей его длине роликами для контактирования с внутренней стороной верхней ветви зубчатой ленты, и следящим цилиндром, связанным с продольным рычагом и с гибким упругим элементом. Другим отличием движителя является то, что несущий упругий элемент шарнирно соединенный с продольным рычагом и с кронштейном, и представляет собой гидропневмоцилиндр с регулируемой рабочей длиной. Такое выполнение устройства позволяет обеспечить увеличение скорости, плавности движения и проходимости транспортного средства, повысить его функциональные возможности. Кроме того такое решение приводит к уменьшению размеров колесных ниш и тем самым увеличивается полезная площадь ровного пола при тех же габаритах кузова. При этом появляется также возможность регулировки погрузочной высоты кузова. На фиг. 1 общий вид предлагаемого движителя, установленного на автомобиле; на фиг.2 показан движитель прототипа, установленный на автомобиле; на фиг. 3 общий вид движителя в разрезе; на фиг.4 вид по А-А на фиг.1; на фиг.5 и фиг.6 показаны положение основных деталей движителя при ходах отбоя сжатия соответственно. Устройство состоит из вильчатого продольного рычага 1 (фиг.1, 3, 4), соединенного через подшипник со ступицей 2, на которой установлено ведущее колесо 3, приводящее в движение зубчатую ленту 4 с гибким металлическим сердечником 5. Рычаг 1 опирается через две опорные пневматические подушки 6 на опорные ролики 7, которые в свою очередь передают давление через замкнутую ленту 4 на опорную поверхность. Полоски подушек 6 соединены между собой трубкой 8. Вертикальную нагрузку воспринимает гидропневматический цилиндр 9 подвески с регулируемой рабочей длиной. В натяжное устройство входит гибкий упругий элемент 10, на котором размещены ролики 11. Элемент 10 закреплен шарнирно на кронштейне 12, который в свою очередь жестко закреплен на ступице 2. К тому же кронштейну 12 шарнирно крепится верхняя опора гидропневмоцилиндра 9 подвески. Степень натяжения ленты 4 варьируется изменением давления в следящем цилиндре 13, от которого усилие передается системе рычагов 14, шарнирно соединенных между собой. Для передачи крутящего момента от трансмиссии к ведущему колесу 3 служит полуось 15. Внутри колеса 3 установлен тормозной механизм. Устройство работает следующим образом. Через полуось 15 на ведущее колесо 3 передается крутящий момент. Посредством зубьев ленты 4, входящих в зацепление с ведущим колесом 3, лента 4, а вместе с ней и транспортное средство приводятся в движение. При наезде на неровности, лента 4 и подушки 6 деформируются, передавая усилия рычагу 1 (фиг. 3, 4, 5, 6). Вертикальную нагрузку от него воспринимает и гасит гидропневмоцилиндр 9. Перемещение рычага 1 передается через следящий цилиндр 13 системе рычагов 14, вследствие действия которых на упругий элемент 10 сохраняется необходимая степень натяжения ленты 4. Длина и точки соединения рычагов 14 подбираются таким образом, чтобы обеспечивалось получение лентой формы, близкой к окружности при ходе отбоя, и близкой к эллипсу с горизонтальной большой осью при ходе сжатия, чем достигается малая высота колесной ниши. Если в результате наезда на неровности произойдет сжатие только одной из подушек 6, то вследствие того, что они соединены трубкой 8, давление в них будет одинаковым, и тогда усилие будет передаваться на рычаг не только со стороны деформированной, но и со стороны другой подушки, что улучшает плавность движения. Изменением давления в подушках 6 регулируется величина опорной площади, при этом срабатывает цилиндр 13 также изменяя натяжение ленты. За счет того, что гибкая лента при работе имеет большие радиусы кривизны, достигается увеличение скорости движения транспортного средства. Для того, чтобы ведущее колесо 3 и лента 4 не проворачивались один относительно другого при динамических нагрузках, возникающих при торможении или при разгоне, натяжение ленты 4 при этом должно увеличиваться. Для этого в цилиндре 13 автоматически повышается давление и рычаги, расходясь, обеспечивают необходимое натяжение. При движении по прямолинейным участкам дороги с установившейся скоростью с целью уменьшения потерь на трение и тем самым уменьшение нагрева ленты, ее натяжение ослабляется, для чего несколько снижается давление в цилиндре 13. Источники информации:
1. Авторское свидетельство СССР N 1079527, кл. B 62 D 55/06. 2. Авторское свидетельство СССР N 1562233, кл. B 62 D 55/06. 3. Заявка ФРГ OS N 3146511, кл. B 62 D 55/08.4