запорно-регулирующий вентиль
Классы МПК: | F16K1/14 с шаровыми запорными элементами |
Автор(ы): | Володин Ю.Г., Васильева Н.А., Баранов С.А., Зарайский Г.П. |
Патентообладатель(и): | Конструкторское бюро общего машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-03-22 публикация патента:
27.02.1998 |
Запорно-регулирующий вентиль предназначен для использования в области арматуростроения для плавного регулирования расхода. Запорно-регулирующий вентиль содержит корпус 1 с входным 7 и выходным 10 штуцерами, шпиндель 2 с толкателем 4, выполненным в виде цилиндра с поперечным каналом 6, имеющим обтекаемые поверхности, шаровой запорный орган 9, контактирующий с профилированной поверхностью толкателя, а также маховик 3. Толкатель 4 выполнен намагниченным, а запорный орган - из магнитного материала. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Запорно-регулирующий вентиль, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, шпиндель, соединенный с толкателем, в котором выполнен поперечный канал для прохода рабочей среды, шаровой запорный орган, контактирующий с профилированной поверхностью толкателя, маховик, отличающийся тем, что толкатель выполнен в виде цилиндра с поперечным каналом, имеющим обтекаемые поверхности, при этом толкатель выполнен намагниченным, а запорный орган из магнитного материала.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к трубопроводной арматуре. Преимущественная область использования плавное регулирование расхода и снижение гидравлического сопротивления потоку газа или жидкости. Известные запорно-регулирующие вентили не обеспечивают достаточной плавности регулирования расхода газа или жидкости во всем рабочем диапазоне. В особенности, плавность регулирования расхода не обеспечивается в начале открытия вентиля и перед его закрытием. Кроме того, известные запорные регулирующие вентили обладают большим гидравлическим сопротивлением (коэффициент гидравлического сопротивления достигает 5 и более единиц). Известен вентиль, содержащий корпус, винт с маховиком, клапан цилиндрической формы, плоское седло, входной и выходной штуцеры [1]Недостаток данного вентиля заключается в том, что при его работе не обеспечивается требуемая плавность регулирования. Кроме того, этот вентиль обладает сравнительно большим гидравлическим сопротивлением. Известен запорно-регулирующий вентиль, содержащий корпус, винт с маховиком, клапан в виде конуса, седло в виде конусного отверстия, входной и выходной штуцеры [2]
Его недостаток заключается в том, что при работе не обеспечивается требуемая плавность регулирования расхода газа или жидкости в начальный период открытия и при закрытии ввиду того, что к маховику необходимо прикладывать большие усилия. Кроме того, этот вентиль создает большое гидравлическое сопротивление потоку, так как входной и выходной штуцеры расположены под углом 90o. Известен запорно-регулируюший вентиль, содержащий корпус, винт с маховиком, клапан в виде шарика, седло в виде конусного отверстия, входной и выходной штуцеры [3]
Недостаток этого вентиля фактически тот же, что и у рассмотренных выше, т. е. не обеспечивается плавность регулирования расхода газа или жидкости в положениях, близких к закрытию открытию и сравнительно большое гидравлическое сопротивление потоку (входной и выходной штуцеры также расположены под углом 90o). Известно также запорное устройство, содержащее корпус, шпиндель, соединенный с толкателем, шаровой запорный орган, контактирующий с профилированной поверхностью толкателя, маховик. В толкателе выполнен поперечный канал для прохода рабочей среды [4]
Недостатком известного устройства является наличие в нем конструктивно сложного средства для поджатия шарового запорного органа к толкателю при открытом положении запорного устройства. Указанное средство является ненадежным в связи с наличием в нем большого количества элементов-пружин, рычагов, тяг и т. д. Кроме того, стенки поперечного канала толкателя не имеют обтекаемой формы. Задачей настоящего изобретения является обеспечение высокой надежности устройства, улучшение плавности регулирования расхода газа или жидкости и снижение гидравлических потерь. Технический результат достигается тем, что в запорно- регулирующем вентиле, содержащем корпус с входным и выходным штуцерами, шпиндель, соединенный с толкателем, имеющим поперечный канал для прохода рабочей среды и профилированную поверхность, шаровой запорный орган, контактирующий с профилированной поверхностью толкателя, маховик, согласно изобретению толкатель выполнен в виде цилиндра с поперечным каналом, имеющим обтекаемые поверхности, при этом толкатель выполнен намагниченным, а запорный орган из магнитного материала. Цилиндрическая форма толкателя является более технологической в изготовлении. Выполнение поперечного канала с поверхностью обтекаемой формы позволяет улучшить плавность регулирования расхода газа или жидкости и снизить гидравлические потери. Выполнение запорного органа из магнитного материала, а толкателя - намагниченным позволяет обеспечивать прижатие запорного органа к толкателю при поднятии толкателя и проходе рабочей среды. На фиг. 1 приведен запорно-регулирующий вентиль, разрез; на фиг.2 показано сечение запорно-регулирующего вентиля по оси входного и выходного штуцеров; на фиг.3 приведена схема разложения сил. Запорно-регулирующий вентиль (см. фиг. 1, 2) содержит корпус 1, соединенный с корпусом шпиндель 2, маховик 3, толкатель 4, выполненный в виде цилиндра с боковой профилированной поверхностью 5 и поперечным каналом 6 для прохождения газа или жидкости. В корпусе 1 закреплен входной штуцер 7 с седлом 8, выполненным в виде конусного отверстия. Между седлом 8 и толкателем 4 размещен запорный орган 9, выполненный в виде шарика, установленного с возможностью его перемещения в радиальном направлении относительно вертикальной оси вентиля. Соосно входному штуцеру 7 в корпусе закреплен выходной штуцер 10. Толкатель 4 выполнен намагниченным, а запорный орган из магнитного материала. Профилированная поверхность 5 может быть выполнена, например, параболической формы при условии обеспечения минимальной величины угла между касательной в точке соприкосновения толкателя 4 с запорным органом 9 и осью шпинделя при закрытом вентиле и максимальной величины этого же угла в открытом положении вентиля. Седло 8 выполнено во входном штуцере 7. В общем случае конфигурация седла 8 определяется геометрией запорного органа 9 и может быть различной формы, например в виде сферической поверхности, в виде плоской поверхности и т.д. В данном случае седло 8 выполнено в виде конусной поверхности, а запорный орган 9 в виде шарика. В зависимости от рабочего давления газа или жидкости запорный орган 9 может быть изготовлен из прочного, практически недеформируемого материала, например из стали. Поджатие запорного органа 9 к профилированной поверхности 5 толкателя 4 обеспечено за счет того, что запорный орган 9 выполнен из магнитного материала. Поверхность поперечного канала 6 выполнена обтекаемой. При этом кромки канала 6 являются направляющими для запорного органа 9. Запорно-регулируюший вентиль (см. фиг. 1, 2) работает следующим образом. Для открытия запорно-регулируюшего вентиля (в исходном положении вентиль закрыт) вращают маховик 3 против хода часовой стрелки. Вращательное движение маховика 3 и связанного с ним шпинделя 2 преобразуется в поступательное движение толкателя 4 (устройство, преобразующее вращательное движение шпинделя 2 в поступательное движение толкателя 4, на фиг. 1, 2 не показано). В результате этого толкатель 4 поднимается. При этом снимается усилие, приложенное толкателем 4 к запорному органу 9, который под воздействием магнитных сил перемешается к оси шпинделя и тем самым открывает проход для газа или жидкости. Газ или жидкость протекает через входной штуцер 7, зазор, образованный между седлом 8 и запорным органом 9, поперечный канал 6 и далее через выходной штуцер 10 поступает к потребителю. Для закрытия запорно-регулируюшего вентиля вращают маховик 3 по ходу часовой стрелки, в результате чего толкатель 4 опускается, вызывая радиальное перемещение запорного органа 9 в направлении к седлу 8, осуществляя герметичное перекрытие отверстия входного штуцера 7. При работе предлагаемого запорно-регулирующего вентиля одновременно достигаются: высокая надежность перекрытия магистрали, так как радиальное усилие, прилагаемое к запорному органу 9 оказывается в несколько раз больше, чем осевое усилие, приложенное к толкателю 4 (см. фиг. 3), более плавное регулирование расхода газа или жидкости, так как величина радиального перемещения запорного органа 9 в несколько раз меньше осевого перемещения толкателя 4 (см. фиг. 3), уменьшение гидравлических потерь, так как при движении газа или жидкости поток практически не изменяет направления, омывая хорошо обтекаемые тела. Таким образом, предлагаемый запорно-регулирующий вентиль позволяет одновременно повысить надежность перекрытия магистрали, улучшить плавность регулирования расхода газа или жидкости и уменьшить гидравлические потери. При этом достигается дополнительный положительный признак возможность уменьшения габаритных размеров вентиля.
Класс F16K1/14 с шаровыми запорными элементами
уплотнительное соединение с упругой кромкой - патент 2467231 (20.11.2012) | |
клапан топливного бака летательного аппарата - патент 2385271 (27.03.2010) | |
нормально закрытый клапан на основе трубчатого упругодеформируемого элемента - патент 2224156 (20.02.2004) | |
запорный клапан (варианты) - патент 2185558 (20.07.2002) | |
клапан высокого давления - патент 2185557 (20.07.2002) | |
шаровой клапан - патент 2184293 (27.06.2002) | |
клапан - патент 2132505 (27.06.1999) | |
вентиль - патент 2105914 (27.02.1998) |