способ а.п.никитина обучения учащихся
Классы МПК: | G09B5/04 с звуковой демонстрацией материала, подлежащего изучению (чтение и распознавание напечатанных и(или) написанных знаков G 06K 9/00; запись и воспроизведение звука G 11B) |
Патентообладатель(и): | Никитин Анатолий Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-12-19 публикация патента:
27.02.1998 |
Изобретение относится к методам и техническим средствам обучения и может быть использован при изучении родного и ирностранного языков. Сущность изобретения заключается в создании и демонстрации звукового образа ритмоинтонационной модели речи, причем в процессе демонстрации осуществляют регулирование тона звуков путем изменения частоты звуковых колебаний, создаваемых звуковым генератором, громкость регулируют с помощью громкоговорителя, а ритм, темп и длительность звуков - с помощью телеграфного ключа. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи, при котором демонстрируют мелодику, ритм, темп и длительность речи, отличающийся тем, что создают звуковой образ ритмоинтонационной модели речи, для демонстрации которой используют регулируемый звуковой генератор, позволяющий изменять в процессе демонстрации тональность звуков, громкость воспроизведения которых регулируют с помощью громкоговорителя, а ритм, темп и длительность звуков осуществляют с помощью телеграфного ключа.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к методикам обучения учащихся и может быть использовано при изучении родного или иностранных языков. Известен способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи под руководством преподавателя, который заключается в прослушивании учащимся произносимой преподавателем речи или звуковой записи диктора, затем в многократном повторении услышанного с интонацией преподавателя. При этом преподаватель отстукивает рукой ритм, показывает жестом направление движения тона голоса [1]Однако известная методика обучения учащихся требует больших затрат учебного времени, не гарантирует сознательного и успешного освоения ритмоинтонационной структуры речи, что снижает мотивацию к изучению иностранного языка. Известен способ обучения учащихся, реализуемый устройством для обучения радиотелеграфистов, состоящим из нескольких звуковых генераторов, телеграфных ключей и телефонов [2]
Указанный способ исключает возможность использования его для обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи. Наиболее близким к предлагаемому способу является способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи, осуществляемый устройством для тренировки произношения, при котором демонстрируют мелодику, ритм, темп и длительность речи [3]
Недостатком упомянутого способа является невысокая эффективность обучения учащихся. Задачей данного изобретения является достижение нового технического результата, заключающегося в повышении эффективности обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи за счет расширения дидактических и технических возможностей преподавания. Новый технический результат достигается тем, что по предлагаемому способу обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи, при котором демонстрируют мелодику, ритм, темп и длительность речи, согласно изобретению создают звуковой образ ритмоинтонационной модели речи, для демонстрации которой используют регулируемый звуковой генератор, позволяющий изменять в процессе демонстрации тональность звуков, громкость воспроизведения которых регулируют с помощью громкоговорителя, а ритм, темп и длительность звуков осуществляют с помощью телеграфного ключа. Предлагаемый способ обучения учащихся позволяет:
1. Ограничивать диапазон изменения частоты основного тона;
2. Обучать мелодике, ритму, темпу, интенсивности и длительности речи;
3. Обучать произношению слогов, слов, предложений;
4. Обучать постановке тональных и силовых ударений;
5. Индивидуализировать процесс обучения интонации;
6. Обучать длительности гласных фонем и слогов;
7. Обучать произношению гласных фонем и слогов на разных частотах, а также с изменением частоты основного тона;
8. Обучать интонации как в целом, так и раздельно ее компонентам. На фиг. 1 изображена схема устройства, используемого при осуществлении предлагаемого способа обучения учащихся; на фиг. 2 и 3 примеры ритмоинтонационных моделей речи и их лексико-грамматическое наполнение. Предлагаемый способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи осуществляется с использованием устройства, содержащего звуковой генератор 1, к выходу которого последовательно подключены динамический громкоговоритель 2 и телеграфный ключ 3. Способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи осуществляется следующим образом. Преподаватель выделяет из предложения или выбирает соответствующую ритмоинтонационную модель, записывает ее в виде графического изображения /см. фиг. 2 и 3/ и включает устройство. При нажатии на кнопку телеграфного ключа 3 из громкоговорителя 2 будут слышны выделяемые звуковым генератором 1 звуки, тон которых имеет определенную частоту и длительность. Работая ключом 3 и одновременно регулируя частоту тона на генераторе 1, а громкость - громкоговорителем 2, преподаватель добивается получения необходимого ритмоинтонационного контура речи, который затем демонстрирует учащимся. Звуковой образ интонации-инварианта может предъявляться учащимся непосредственно с устройством, либо путем воспроизведения записи звуков. Учащиеся воспринимают звуковой образ интонации-инварианта на слух, анализируют его, затем воспроизводят интонацию, наполняя его конкретным содержанием: звуками речи, фонемами, слогами, словами и предложениями. При этом в полной мере реализуются такие принципы, как наглядность и сознательность. Предлагаемый способ обучения учащихся повышает эффективность обучения ритмоинтонационной структуре речи, сокращает длительность учебного процесса, значительно повышает дидактические возможности преподавателя и учащихся в процессе изучения иностранных языков.