способ измерения угловой скорости гироплатформы
Классы МПК: | G01C19/42 для индикации скорости поворота; для суммирования скоростей поворота |
Автор(ы): | Малышкин Н.Н., Юланов В.С. |
Патентообладатель(и): | Центральный научно-исследовательский институт "Дельфин" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-05-16 публикация патента:
10.03.1998 |
Использование: в области навигации. Сущность изобретения: способ измерения угловой скорости гироплатформы, при котором поплавковый интегрирующий гироскоп с магнитоэлектрическим двигателем, охваченный отрицательной обратной связью, работает в режиме модуляции кинетического момента, ротору гироскопа дополнительно сообщают возвратно-поступательные перемещения вдоль оси собственного вращения попеременным эталонным изменением токов в статорных обмотках магнитоэлектрического двигателя.
Формула изобретения
Способ измерения угловой скорости гироплатформы, при котором поплавковый интегрирующий гидроскоп с магнитоэлектрическим двигателем, охваченный отрицательной обратной связью, работает в режиме модуляции кинетического момента, отличающийся тем, что ротору гироскопа дополнительно сообщают возвратно-поступательные перемещения вдоль оси собственного вращения попеременным эталонным изменением токов в статорных обмотках магнитоэлектрического двигателя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области навигации, в частности к способу измерения угловой скорости гироплатформы. Известен способ измерения угловой скорости гироплатформы трехосных гиростабилизаторов при помощи установки дополнительного контрольного поплавкового интегрирующего гироскопа (ПИГ), который охватывают отрицательной обратной связью [1]. Однако этот способ позволяет замерять вертикальную составляющую угловой скорости платформы только с точностью до погрешности контрольного ПИГ. Наиболее близким техническим решением является способ измерения угловой скорости платформы при помощи ПИГ с магнитоэлектрическим двигателем, охваченного отрицательной обратной связью, который работает в режиме модуляции кинетического момента [2]. Недостатком этого способа, сдерживающим дальнейшее увеличение точности, является появление помех, синхронных с модуляцией кинетического момента, вызванных изменением усилий, воздействующих на ротор гироскопа, при изменении его частоты вращения. В частности, основными причинами являются изменение тяжений между постоянными магнитами ротора и статорами из-за изменения токов в обмотках статоров вследствие изменения нагрузки на валу двигателя и изменения индуктивного сопротивления, а также изменение параметров газовых потоков в двигателе. Это видно из следующих рассуждений. Уравнение моментов на выходной оси контрольного ПИГ, установленного на гироплатформе и работающего в режиме датчика угловой скорости, записывается следующим образом:Ioc1Kдм= Hпл+Mp+Mн+Aicp+f(), (1) ,
где
Iос1 - ток обратной связи в датчике момента ПИГ;
Kдм - крутизна характеристики датчика момента ПИГ;
H - кинетический момент гироскопа,
пл - угловая скорость гироплатформы (определяемая величина);
Mн-момент, обусловленный постоянными тяжениями между поплавком и корпусом ПИГ (токоподводы, реактивные моменты в датчиках угла и т.д.);
Mр - момент, обусловленный разбалансировкой поплавка;
A iср- момент, вызванный тяжением между постоянными магнитами ротора и током (iср) статоров;
A - коэффициент пропорциональности (неизвестная величина);
f() - момент, вызванный наличием аэродинамической асимметрии конструкции гиродвигателя (неизвестная величина);
- угловая частота вращения ротора. При изменении частоты вращения ротора с на 1 (модуляции кинетического момента) уравнение (I) перепишется в следующем виде:
Ioc2Kдм= H1пл+Mp+Mн+A(icp-i1)+f(1), (2) ,
где
i1 - изменение тока в статоре. Из совместного решения (1) и (2) будем иметь:
Из уравнения (3) видно, что погрешности, обусловленные моментами разбалансировки (Mр) и тяжений (Mн), в полезном сигнале (разность токов обратной связи) отсутствуют. Однако, полезный сигнал пропорционален не только искомой величине (пл) , но и синхронной погрешности (второй и третий члены правой части уравнения). Для устранения указанных помех в известном способе, основанном на том, что в ПИГ с магнитоэлектрическим двигателем, установленном на гироплатформе, охваченной отрицательной обратной связью и работающей в режиме модуляции кинетического момента, ротору гироскопа дополнительно сообщают возвратно-поступательные перемещения вдоль оси собственного вращения попеременным эталонным изменением токов в статорных обмотках магнитоэлектрического двигателя (МЭД), что позволяет определить синхронные помехи, обусловленные тяжением между постоянными магнитами ротора и статорами. Это видно из следующего. При изменении, например, в левом статоре двухстаторного МЭД эталонного значения тока на величину iэ , из уравнения (I) будем иметь:
Ioc3Kдм= Hпл+Mp+Mн+A(icp-iэ)+f(), (4) . Решая совместно (1) и (4), будем иметь:
(Ioc1-Ioc3)Kдм= Aiэ . Откуда
Изменяя затем ток правого статора на эталонную величину iэ , запишем уравнение (I) в виде:
Ioc4Kдм= Hпл+Mp+Mн-A(icp-iэ)+f(), (6) . Решая совместно (1) и (6), имеем:
. Подставляя в (3) выражение (5), если разность Iос1 - Iос2 > 0, или выражение (7), если Iос1 - Iос2 <0, будем иметь:
. Из уравнения (8) видно, что неопределенная погрешность, обусловленная тяжением статора и ротора (A i1 - см. уравнение (3)), исчезла. Для определения оставшейся составляющей синхронной помехи , обусловленной конструктивной асимметрией, проводим описанные операции (1) - (8) на неподвижном основании, когда пл= u3sin (для азимутальной ориентации ПИГ), где Uз- угловая скорость вращения Земли, - широта места. Тогда из уравнения (8) находим:
. Так как для конкретного гироскопа эта составляющая синхронной помехи является величиной постоянной, то ее можно, в частности, аттестовать заранее при изготовлении гироскопа и занести в сопроводительную документацию на него. Таким образом, из уравнения (8) с учетом (9) можно определить вертикальную составляющую угловой скорости платформы без синхронных помех контрольного гироскопа, что повышает точность измерения угловой скорости гироплатформы.
Класс G01C19/42 для индикации скорости поворота; для суммирования скоростей поворота