противоослепляющие очки для водителей транспортных средств

Классы МПК:G02C7/10 фильтры, например для облегчения приспособления глаз к темноте; солнечные очки 
G02C7/16 защитные стекла и экраны; обтюраторы, например с отверстиями малых диаметров или щелями 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Институт физики АН Азербайджана (AZ)
Приоритеты:
подача заявки:
1991-08-07
публикация патента:

Использование: оптическая техника, в частности, в качестве защитного средства для водителей от слепящего действия дальнего света фар транспортных средств при эксплуатации их в темное время суток. Сущность изобретения: противоослепляющие очки для водителей транспортных средств содержат оправу и размещенные на ней линзы, выполненные цветными и размещенными на оправе с возможностью съема и дискретной регулировки их пространственного положения относительно оси, проходящей через центр зрачка пользователя очками под углом противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 30 - 45o к горизонтальной плоскости и под углом противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 0o или противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 68o к вертикальной плоскости, причем размер линз выбирается обеспечивающим соотношение l противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 h/cosпротивоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 , где l - расстояние от точки крепления линзы до нормали, восстановленной от центра зрачка и лежащей на нижней границе линзы, h - расстояние от точки крепления линзы до центра зрачка водителя. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, содержащие оправу и размещаемые на ней линзы, отличающиеся тем, что линзы выполнены цветными и размещены на оправе с возможностью съема и дискретной регулировки их пространственного положения относительно оси, проходящей через центр зрачка пользователя очками под углом противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 30 - 45o к горизонтальной плоскости и под углом противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 0 или противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 68o к вертикальной плоскости, причем размер линз выбирается обеспечивающим соотношение l противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 h/cosпротивоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 , где l - расстояние от точки крепления линзы до точки пересечения его с нормалью, восстановленной от центра зрачка и лежащей на нижней границе линзы, h - расстояние от точки крепления линзы до центра зрачка водителя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к оптической технике и может найти широкое применение в качестве защитного средства для водителей от слепящего действия света фар транспортных средств при их эксплуатации в темное время суток.

Одним из направлений борьбы со слепящим эффектом фар дальнейшего света транспортных средств является физическое воздействие на световой поток в непосредственной близости от субъекта восприятия физиологического дискомфорта (в частности, создание устройств для предохранения глаз водителя от прямых лучей фар).

Известное устройство - противоослепляющие очки со специальными стеклами, которые, беспрепятственно пропуская лучи, отраженные от поверхности дороги, смазывают направленный непосредственно на глаза водителя пучок света большой интенсивности от фар, превращая его в легкие светлые радужные кружки [1]. К устройству аналогично типа относятся и защитные очки от ослепления с фильтром на подложке, выполненным в виде голограммы, (записанной пучками, образованными из одного путем сдвига его на угол 7-15) [2]. Принцип действия устройства заключается в уменьшении времени адаптации зрения к перепаду интенсивности освещения за счет смещения максимума световой энергии, падающей на глаза в процессе встречного разъезда вследствие дифрагирования излучения от фар на фильтре очков.

Недостатком этих устройств является необходимость получения специального синтетического материала со специфическими свойствами и фильтра со специальной голографической записью, а также появление в поле зрения дополнительного образа в виде светлых радужных кружков (или дифракционных колец), осложняющих восприятие дорожной обстановки.

Известно также устройство для защиты водителя от ослепления с экранирующим элементом тоже сложной конструкции, состоящей из двух сопряженных по сферической поверхности призм с противоположно направленными преломляющими углами [3]. Применение такого окуляра в очках довольно эффективно экранирует левую зону видимости зрачка водителя от слепящего источника, принцип действия которого основан на полном внутреннем отражении.

Недостатком этого устройства является сложность конструкции и узость поля зрения стабильного действия устройства, скоррелированного для данного водителя в зависимости от положения головы, (стабильное экранирование осуществляется в поле зрения, ограниченном углами 25-35o от центральной оси зрения).

Известны также очки с ребристыми решетками, принцип действия которых заключается в существенном снижении интенсивности прямых лучей, воздействующих на глаза водителей, путем легкого наклона головы, в результате лучи экранируются ребрами решетки, установленной на очках [1].

Недостатком данного устройства является то, что в поле зрения водителя вводится дополнительный ребристый экранирующий элемент, который осложняет восприятие дорожной обстановки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому устройству является противоослепляющие очки на жидком кристалле [4] . Принцип действия этого устройства заключается в следующем. Под действием фототока, создаваемого источником ослепления, происходит затенение жидкого кристалла в определенной узкой полосе, которая экранирует прямые лучи от фар. В этом случае затененные полосы носят динамический характер и возникают только в необходимых областях поля зрения водителя в зависимости от количества слепящих источников.

Недостатком известного устройства, принятого за прототип, является крайне сложная конструкция окуляра с дополнительным источником питания.

Целью настоящего изобретения является упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей противоослепляющих очков, а именно, путем очень простой корректировки использования их одновременно и в качестве противосолнечных очков.

Указанная цель обеспечивается тем, что противосолнечные очки, содержащие оправу и окуляр, выполненный из цветных схемных линз, снабжен системой крепления, позволяющей дискретно регулировать пространственное положение линзы относительно оси, проходящей через центр зрачка под углом противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 30-45o к горизонтальной плоскости, и противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 0, противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 68противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 к вертикальной плоскости, причем размер линзы и величина угла противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 в зависимости от конкретного водителя определяются из соотношения l противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 h/cosпротивоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669, где l - длина радиуса вектора от точки крепления линзы до точки пересечения его с нормалью, восстановленной с центра зрачка и лежащей на нижней границе линзы, h - расстояние точки крепления линзы до центра зрачка водителя.

На фиг. 1 изображен общий вид противослепляющих очков: а) 1 - оправа, 2 - съемные цветные линзы, 3 - центральный элемент крепления, 4 - боковой элемент крепления. Там же справа б) и снизу в) приведена схема одного из примеров конструктивного исполнения системы крепления съемных линз. Элементы крепления 3 и 4 могут быть исполнены как отдельно от оправы, так и отлиты или штампованы как единое целое с ним. Линза с помощью шпильки 2а, имеющей дискретный выступ, входящий в соответствующие пазы гнезда крепления, устанавливаются в соответствующий режим работы очков: A - строго вертикальное положение (противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 0) - обычные противосолнечные очки; B - наклонное положение (противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 68противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669) - режим эксплуатации в качестве противоослепляющих очков, причем в зависимости от конкретного водителя (с целью удовлетворения условия l противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 h/cosпротивоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669, см. ниже) значение угла противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 растет с шагом противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 =2o-3o, начиная с противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 68o.

На фиг. 2 приведена схема хода прямых лучей, падающих на поверхность линзы, вызывающие ослепление в режиме противослепляющих очков. Положение линзы относительно вертикальной плоскости определяется углом противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 . Угол противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 определяет угол расфокусировки светового пучка в вертикальной плоскости. Угол падения расфокусированного луча (непараллельного к оптической оси фары) на поверхность линзы очков, есть угол противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 . Легко показать что угол противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669+противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669. . Так из противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 где L K2 = 180o - (противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669+противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669K1), поскольку из противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 МАР, L K0 = 90o - противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669, то противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669K1= 180противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669(90противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669-противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669) = 90противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669+противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669, . Следовательно L K2 = 180o - (90противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669+противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669+противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669) = 90противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669-противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669-противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669. . Тогда противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669+противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669.

Максимальный угол расфокусировки противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 12o почти для всех типов фар. С другой стороны по формулам Френеля, позволяющим оценить интенсивность отраженной и преломленной волн при относительном коэффициенте преломления материала линзы n=1,52 (стекло, оргстекло, полистирол), следует, что ослабление интенсивности волны за счет отражения естественного света в 2,2 - 3 раза достигается при угле падения противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 80 - 85o [5]. Ослабление интенсивности примерно в 2,5 - 3 раза вполне достаточно для снятия слепимости (уменьшения коэффициента ослепленности на 40 - 60%). Следовательно угол наклона линзы к вертикальной плоскости при максимальной расфокусировке (противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 12противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669), противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 > противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669-12противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 68противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669, будет достаточным для существенного снижения эффекта слепимости фар дальнего света.

Чтобы исключить действие бликов от посторонних источников света в поле зрения водителя, возникающих при наклонном расположении линз, необходимо развернуть их также по горизонтальной плоскости на угол противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 = 30-45o. В таком случае блики будут создавать источники, расположенные на правой обочине дороги, на уровне ниже высоты расположения фар встречного транспорта, которые по условиям эксплуатации транспортных средств в принципе отсутствуют.

Из фиг. 2 легко видеть, что размеры линзы и угол наклона ее к вертикальной плоскости противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 должно удовлетворять соотношению l противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669 h/cosпротивоослепляющие очки для водителей транспортных средств, патент № 2106669, (где l - длина радиус-вектора от точки крепления линзы до точки пересечения его с осью, проходящей через центр зрачка, лежащей на нижней границе линзы, h - расстояние точки крепления до центра зрачка водителя), чтобы линза при ее эксплуатации в режиме противоослепляющих очков не экранировала поле зрения водителя.

Наконец для полного снятия бликов от возможных источников, а также с целью дополнительного снижения интенсивности воспринимаемого потока света в левой слепящей зоне видимости необходимо использовать в качестве линз - цветные фильтры, что одновременно удовлетворяет условию использования очков и в качестве противосолнечных.

Применение предложенного изобретения в сравнении с известными устройством позволит существенно снизить интенсивность слепящего потока света от фар транспортных средств при значительном упрощении конструкции и одновременном использовании в качестве противосолнечных очков, тем самым сократить количестов дорожно-тарнспортных происшествий, особенно с тяжелыми последствиями, имеющими место при эксплуатации их в темное время суток.

Источники информации

1. Мишурин В. М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения, М.:Транспорт, 1990, с.101.

2. Авторское свидетельство СССР N 1323997, кл. G 02 C 7/10, 1987.

3. Авторское свидетельство СССР N 1270737, кл. G 02 C 7/14, 7/16, 1986.

4. Авторское свидетельство СССР N 1413577, кл. G 02 C 7/16, 1988 - прототип.

5. Ландсберг Г.С. Оптика, М.: Наука, 1976, с. 478.

Класс G02C7/10 фильтры, например для облегчения приспособления глаз к темноте; солнечные очки 

адаптивный светозащитный фильтр -  патент 2513659 (20.04.2014)
способ изготовления линз для стоматологических очков -  патент 2505845 (27.01.2014)
способ светозащитной фильтрации с зональной адаптацией и устройство для его осуществления -  патент 2482526 (20.05.2013)
светочувствительная композиция для светофильтров защитно-профилактического назначения -  патент 2466173 (10.11.2012)
стабилизация фотохромных систем -  патент 2405793 (10.12.2010)
композиция, отверждаемая полимеризацией -  патент 2360932 (10.07.2009)
очки для безопасного вождения -  патент 2350989 (27.03.2009)
пластиковая линза и способ изготовления линзы -  патент 2283765 (20.09.2006)
противоослепляющие очки для автомобилистов -  патент 2274439 (20.04.2006)
противоослепляющие очки -  патент 2273039 (27.03.2006)

Класс G02C7/16 защитные стекла и экраны; обтюраторы, например с отверстиями малых диаметров или щелями 

Наверх