противоослепляющие очки для водителей транспортных средств
Классы МПК: | G02C7/10 фильтры, например для облегчения приспособления глаз к темноте; солнечные очки G02C7/16 защитные стекла и экраны; обтюраторы, например с отверстиями малых диаметров или щелями |
Автор(ы): | Гусейнов Октай Хангусейн оглы[AZ], Касумов Фикрет Касум оглы[AZ], Гусейнова Севиндж Октай кызы[AZ] |
Патентообладатель(и): | Институт физики АН Азербайджана (AZ) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-08-07 публикация патента:
10.03.1998 |
Использование: оптическая техника, в частности, в качестве защитного средства для водителей от слепящего действия дальнего света фар транспортных средств при эксплуатации их в темное время суток. Сущность изобретения: противоослепляющие очки для водителей транспортных средств содержат оправу и размещенные на ней линзы, выполненные цветными и размещенными на оправе с возможностью съема и дискретной регулировки их пространственного положения относительно оси, проходящей через центр зрачка пользователя очками под углом = 30 - 45o к горизонтальной плоскости и под углом = 0o или 68o к вертикальной плоскости, причем размер линз выбирается обеспечивающим соотношение l h/cos , где l - расстояние от точки крепления линзы до нормали, восстановленной от центра зрачка и лежащей на нижней границе линзы, h - расстояние от точки крепления линзы до центра зрачка водителя. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, содержащие оправу и размещаемые на ней линзы, отличающиеся тем, что линзы выполнены цветными и размещены на оправе с возможностью съема и дискретной регулировки их пространственного положения относительно оси, проходящей через центр зрачка пользователя очками под углом = 30 - 45o к горизонтальной плоскости и под углом = 0 или 68o к вертикальной плоскости, причем размер линз выбирается обеспечивающим соотношение l h/cos , где l - расстояние от точки крепления линзы до точки пересечения его с нормалью, восстановленной от центра зрачка и лежащей на нижней границе линзы, h - расстояние от точки крепления линзы до центра зрачка водителя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к оптической технике и может найти широкое применение в качестве защитного средства для водителей от слепящего действия света фар транспортных средств при их эксплуатации в темное время суток. Одним из направлений борьбы со слепящим эффектом фар дальнейшего света транспортных средств является физическое воздействие на световой поток в непосредственной близости от субъекта восприятия физиологического дискомфорта (в частности, создание устройств для предохранения глаз водителя от прямых лучей фар). Известное устройство - противоослепляющие очки со специальными стеклами, которые, беспрепятственно пропуская лучи, отраженные от поверхности дороги, смазывают направленный непосредственно на глаза водителя пучок света большой интенсивности от фар, превращая его в легкие светлые радужные кружки [1]. К устройству аналогично типа относятся и защитные очки от ослепления с фильтром на подложке, выполненным в виде голограммы, (записанной пучками, образованными из одного путем сдвига его на угол 7-15) [2]. Принцип действия устройства заключается в уменьшении времени адаптации зрения к перепаду интенсивности освещения за счет смещения максимума световой энергии, падающей на глаза в процессе встречного разъезда вследствие дифрагирования излучения от фар на фильтре очков. Недостатком этих устройств является необходимость получения специального синтетического материала со специфическими свойствами и фильтра со специальной голографической записью, а также появление в поле зрения дополнительного образа в виде светлых радужных кружков (или дифракционных колец), осложняющих восприятие дорожной обстановки. Известно также устройство для защиты водителя от ослепления с экранирующим элементом тоже сложной конструкции, состоящей из двух сопряженных по сферической поверхности призм с противоположно направленными преломляющими углами [3]. Применение такого окуляра в очках довольно эффективно экранирует левую зону видимости зрачка водителя от слепящего источника, принцип действия которого основан на полном внутреннем отражении. Недостатком этого устройства является сложность конструкции и узость поля зрения стабильного действия устройства, скоррелированного для данного водителя в зависимости от положения головы, (стабильное экранирование осуществляется в поле зрения, ограниченном углами 25-35o от центральной оси зрения). Известны также очки с ребристыми решетками, принцип действия которых заключается в существенном снижении интенсивности прямых лучей, воздействующих на глаза водителей, путем легкого наклона головы, в результате лучи экранируются ребрами решетки, установленной на очках [1]. Недостатком данного устройства является то, что в поле зрения водителя вводится дополнительный ребристый экранирующий элемент, который осложняет восприятие дорожной обстановки. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому устройству является противоослепляющие очки на жидком кристалле [4] . Принцип действия этого устройства заключается в следующем. Под действием фототока, создаваемого источником ослепления, происходит затенение жидкого кристалла в определенной узкой полосе, которая экранирует прямые лучи от фар. В этом случае затененные полосы носят динамический характер и возникают только в необходимых областях поля зрения водителя в зависимости от количества слепящих источников. Недостатком известного устройства, принятого за прототип, является крайне сложная конструкция окуляра с дополнительным источником питания. Целью настоящего изобретения является упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей противоослепляющих очков, а именно, путем очень простой корректировки использования их одновременно и в качестве противосолнечных очков. Указанная цель обеспечивается тем, что противосолнечные очки, содержащие оправу и окуляр, выполненный из цветных схемных линз, снабжен системой крепления, позволяющей дискретно регулировать пространственное положение линзы относительно оси, проходящей через центр зрачка под углом = 30-45o к горизонтальной плоскости, и = 0, 68 к вертикальной плоскости, причем размер линзы и величина угла в зависимости от конкретного водителя определяются из соотношения l h/cos, где l - длина радиуса вектора от точки крепления линзы до точки пересечения его с нормалью, восстановленной с центра зрачка и лежащей на нижней границе линзы, h - расстояние точки крепления линзы до центра зрачка водителя. На фиг. 1 изображен общий вид противослепляющих очков: а) 1 - оправа, 2 - съемные цветные линзы, 3 - центральный элемент крепления, 4 - боковой элемент крепления. Там же справа б) и снизу в) приведена схема одного из примеров конструктивного исполнения системы крепления съемных линз. Элементы крепления 3 и 4 могут быть исполнены как отдельно от оправы, так и отлиты или штампованы как единое целое с ним. Линза с помощью шпильки 2а, имеющей дискретный выступ, входящий в соответствующие пазы гнезда крепления, устанавливаются в соответствующий режим работы очков: A - строго вертикальное положение ( = 0) - обычные противосолнечные очки; B - наклонное положение ( 68) - режим эксплуатации в качестве противоослепляющих очков, причем в зависимости от конкретного водителя (с целью удовлетворения условия l h/cos, см. ниже) значение угла растет с шагом =2o-3o, начиная с = 68o. На фиг. 2 приведена схема хода прямых лучей, падающих на поверхность линзы, вызывающие ослепление в режиме противослепляющих очков. Положение линзы относительно вертикальной плоскости определяется углом . Угол определяет угол расфокусировки светового пучка в вертикальной плоскости. Угол падения расфокусированного луча (непараллельного к оптической оси фары) на поверхность линзы очков, есть угол . Легко показать что угол = +. . Так из где L K2 = 180o - (+K1), поскольку из МАР, L K0 = 90o - , то K1= 180(90-) = 90+, . Следовательно L K2 = 180o - (90++) = 90--. . Тогда = +.Максимальный угол расфокусировки = 12o почти для всех типов фар. С другой стороны по формулам Френеля, позволяющим оценить интенсивность отраженной и преломленной волн при относительном коэффициенте преломления материала линзы n=1,52 (стекло, оргстекло, полистирол), следует, что ослабление интенсивности волны за счет отражения естественного света в 2,2 - 3 раза достигается при угле падения = 80 - 85o [5]. Ослабление интенсивности примерно в 2,5 - 3 раза вполне достаточно для снятия слепимости (уменьшения коэффициента ослепленности на 40 - 60%). Следовательно угол наклона линзы к вертикальной плоскости при максимальной расфокусировке ( = 12), > -12 68, будет достаточным для существенного снижения эффекта слепимости фар дальнего света. Чтобы исключить действие бликов от посторонних источников света в поле зрения водителя, возникающих при наклонном расположении линз, необходимо развернуть их также по горизонтальной плоскости на угол = 30-45o. В таком случае блики будут создавать источники, расположенные на правой обочине дороги, на уровне ниже высоты расположения фар встречного транспорта, которые по условиям эксплуатации транспортных средств в принципе отсутствуют. Из фиг. 2 легко видеть, что размеры линзы и угол наклона ее к вертикальной плоскости должно удовлетворять соотношению l h/cos, (где l - длина радиус-вектора от точки крепления линзы до точки пересечения его с осью, проходящей через центр зрачка, лежащей на нижней границе линзы, h - расстояние точки крепления до центра зрачка водителя), чтобы линза при ее эксплуатации в режиме противоослепляющих очков не экранировала поле зрения водителя. Наконец для полного снятия бликов от возможных источников, а также с целью дополнительного снижения интенсивности воспринимаемого потока света в левой слепящей зоне видимости необходимо использовать в качестве линз - цветные фильтры, что одновременно удовлетворяет условию использования очков и в качестве противосолнечных. Применение предложенного изобретения в сравнении с известными устройством позволит существенно снизить интенсивность слепящего потока света от фар транспортных средств при значительном упрощении конструкции и одновременном использовании в качестве противосолнечных очков, тем самым сократить количестов дорожно-тарнспортных происшествий, особенно с тяжелыми последствиями, имеющими место при эксплуатации их в темное время суток. Источники информации
1. Мишурин В. М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения, М.:Транспорт, 1990, с.101. 2. Авторское свидетельство СССР N 1323997, кл. G 02 C 7/10, 1987. 3. Авторское свидетельство СССР N 1270737, кл. G 02 C 7/14, 7/16, 1986. 4. Авторское свидетельство СССР N 1413577, кл. G 02 C 7/16, 1988 - прототип. 5. Ландсберг Г.С. Оптика, М.: Наука, 1976, с. 478.
Класс G02C7/10 фильтры, например для облегчения приспособления глаз к темноте; солнечные очки
Класс G02C7/16 защитные стекла и экраны; обтюраторы, например с отверстиями малых диаметров или щелями
противолазерный защитный светофильтр - патент 2463632 (10.10.2012) | |
тренажер для глаз - патент 2271794 (20.03.2006) | |
линза дырчатых очков - патент 2266731 (27.12.2005) | |
перфорационные очки - патент 2253143 (27.05.2005) | |
система лобового освещения транспортных средств - патент 2249512 (10.04.2005) | |
растровые экраны релаксационных очков - патент 2245570 (27.01.2005) | |
очки для повышения остроты зрения (варианты) - патент 2226083 (27.03.2004) | |
очки и способ коррекции и восстановления зрения - патент 2189802 (27.09.2002) | |
очки - патент 2176809 (10.12.2001) | |
устройство для коррекции зрения - патент 2160458 (10.12.2000) |