противоослепляющие очки для водителей транспортных средств
Классы МПК: | G02C7/10 фильтры, например для облегчения приспособления глаз к темноте; солнечные очки G02C7/16 защитные стекла и экраны; обтюраторы, например с отверстиями малых диаметров или щелями |
Автор(ы): | Гусейнов Октай Хангусейн оглы[AZ], Касумов Фикрет Касум оглы[AZ], Гусейнова Севиндж Октай кызы[AZ] |
Патентообладатель(и): | Институт физики АН Азербайджана (AZ) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-08-07 публикация патента:
10.03.1998 |
Использование: оптическая техника, в частности, в качестве защитного средства для водителей от слепящего действия дальнего света фар транспортных средств при эксплуатации их в темное время суток. Сущность изобретения: противоослепляющие очки для водителей транспортных средств содержат оправу и размещенные на ней линзы, выполненные цветными и размещенными на оправе с возможностью съема и дискретной регулировки их пространственного положения относительно оси, проходящей через центр зрачка пользователя очками под углом
= 30 - 45o к горизонтальной плоскости и под углом
= 0o или
68o к вертикальной плоскости, причем размер линз выбирается обеспечивающим соотношение l
h/cos
, где l - расстояние от точки крепления линзы до нормали, восстановленной от центра зрачка и лежащей на нижней границе линзы, h - расстояние от точки крепления линзы до центра зрачка водителя. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2






Формула изобретения
Противоослепляющие очки для водителей транспортных средств, содержащие оправу и размещаемые на ней линзы, отличающиеся тем, что линзы выполнены цветными и размещены на оправе с возможностью съема и дискретной регулировки их пространственного положения относительно оси, проходящей через центр зрачка пользователя очками под углом





Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к оптической технике и может найти широкое применение в качестве защитного средства для водителей от слепящего действия света фар транспортных средств при их эксплуатации в темное время суток. Одним из направлений борьбы со слепящим эффектом фар дальнейшего света транспортных средств является физическое воздействие на световой поток в непосредственной близости от субъекта восприятия физиологического дискомфорта (в частности, создание устройств для предохранения глаз водителя от прямых лучей фар). Известное устройство - противоослепляющие очки со специальными стеклами, которые, беспрепятственно пропуская лучи, отраженные от поверхности дороги, смазывают направленный непосредственно на глаза водителя пучок света большой интенсивности от фар, превращая его в легкие светлые радужные кружки [1]. К устройству аналогично типа относятся и защитные очки от ослепления с фильтром на подложке, выполненным в виде голограммы, (записанной пучками, образованными из одного путем сдвига его на угол 7-15) [2]. Принцип действия устройства заключается в уменьшении времени адаптации зрения к перепаду интенсивности освещения за счет смещения максимума световой энергии, падающей на глаза в процессе встречного разъезда вследствие дифрагирования излучения от фар на фильтре очков. Недостатком этих устройств является необходимость получения специального синтетического материала со специфическими свойствами и фильтра со специальной голографической записью, а также появление в поле зрения дополнительного образа в виде светлых радужных кружков (или дифракционных колец), осложняющих восприятие дорожной обстановки. Известно также устройство для защиты водителя от ослепления с экранирующим элементом тоже сложной конструкции, состоящей из двух сопряженных по сферической поверхности призм с противоположно направленными преломляющими углами [3]. Применение такого окуляра в очках довольно эффективно экранирует левую зону видимости зрачка водителя от слепящего источника, принцип действия которого основан на полном внутреннем отражении. Недостатком этого устройства является сложность конструкции и узость поля зрения стабильного действия устройства, скоррелированного для данного водителя в зависимости от положения головы, (стабильное экранирование осуществляется в поле зрения, ограниченном углами 25-35o от центральной оси зрения). Известны также очки с ребристыми решетками, принцип действия которых заключается в существенном снижении интенсивности прямых лучей, воздействующих на глаза водителей, путем легкого наклона головы, в результате лучи экранируются ребрами решетки, установленной на очках [1]. Недостатком данного устройства является то, что в поле зрения водителя вводится дополнительный ребристый экранирующий элемент, который осложняет восприятие дорожной обстановки. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому устройству является противоослепляющие очки на жидком кристалле [4] . Принцип действия этого устройства заключается в следующем. Под действием фототока, создаваемого источником ослепления, происходит затенение жидкого кристалла в определенной узкой полосе, которая экранирует прямые лучи от фар. В этом случае затененные полосы носят динамический характер и возникают только в необходимых областях поля зрения водителя в зависимости от количества слепящих источников. Недостатком известного устройства, принятого за прототип, является крайне сложная конструкция окуляра с дополнительным источником питания. Целью настоящего изобретения является упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей противоослепляющих очков, а именно, путем очень простой корректировки использования их одновременно и в качестве противосолнечных очков. Указанная цель обеспечивается тем, что противосолнечные очки, содержащие оправу и окуляр, выполненный из цветных схемных линз, снабжен системой крепления, позволяющей дискретно регулировать пространственное положение линзы относительно оси, проходящей через центр зрачка под углом











































Максимальный угол расфокусировки













1. Мишурин В. М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения, М.:Транспорт, 1990, с.101. 2. Авторское свидетельство СССР N 1323997, кл. G 02 C 7/10, 1987. 3. Авторское свидетельство СССР N 1270737, кл. G 02 C 7/14, 7/16, 1986. 4. Авторское свидетельство СССР N 1413577, кл. G 02 C 7/16, 1988 - прототип. 5. Ландсберг Г.С. Оптика, М.: Наука, 1976, с. 478.
Класс G02C7/10 фильтры, например для облегчения приспособления глаз к темноте; солнечные очки
Класс G02C7/16 защитные стекла и экраны; обтюраторы, например с отверстиями малых диаметров или щелями
противолазерный защитный светофильтр - патент 2463632 (10.10.2012) | ![]() |
тренажер для глаз - патент 2271794 (20.03.2006) | ![]() |
линза дырчатых очков - патент 2266731 (27.12.2005) | ![]() |
перфорационные очки - патент 2253143 (27.05.2005) | ![]() |
система лобового освещения транспортных средств - патент 2249512 (10.04.2005) | ![]() |
растровые экраны релаксационных очков - патент 2245570 (27.01.2005) | ![]() |
очки для повышения остроты зрения (варианты) - патент 2226083 (27.03.2004) | |
очки и способ коррекции и восстановления зрения - патент 2189802 (27.09.2002) | |
очки - патент 2176809 (10.12.2001) | |
устройство для коррекции зрения - патент 2160458 (10.12.2000) |