способ автоматического управления торможением транспортного средства
Классы МПК: | B60T8/00 Устройства, регулирующие тормозное усилие колесного тормоза в зависимости от различных транспортных или дорожных условий, например устройства для ограничения или изменения распределения тормозного усилия между колесами B64C25/46 тормозные регуляторы, предотвращающие занос на развороте или опрокидывание самолета |
Автор(ы): | Волков С.В. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа Авиационная корпорация "Рубин" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-04-16 публикация патента:
10.04.1998 |
Способ может быть использован в тормозных системах объектов авиационной техники, обеспечивая необходимую эффективность торможения при значительном разбросе параметров тормоза колеса. Для этого сигнал управления, давлением в тормозах определяют как разность величин, одна из которых пропорциональна интегралу от разности между заданным и текущим (с учетом относительного проскальзывания) угловыми замедлениями колеса, а другая - первой производной от текущего углового замедления колеса. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ автоматического управления торможением транспортного средства, заключающийся в формировании сигнала управления давлением в зависимости от величины перемещения тормозной педали, отличающийся тем, что сигнал управления, которому соответствует тормозное давление, формируют в зависимости от текущего углового замедления тормозного колеса с учетом его проскальзывания по следующему закону:![способ автоматического управления торможением транспортного средства, патент № 2108247](/images/patents/363/2108247/2108247-3t.gif)
где Ео - величина заданного углового замедления колеса, пропорциональная перемещению тормозной педали;
Ек - величина текущего углового замедления колеса;
t - текущее время торможения;
d(Ек)/dt - производная по времени от величины Ек;
Wт - угловая скорость тормозящего колеса;
Wо - угловая скорость колеса, соответствующая скорости транспортного средства. К1, К2 - коэффициенты пропорциональности.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления торможением транспортного средства и предназначено для использования преимущественно в объектах авиационной техники. Известен способ управления торможением колес транспортного средства, заключающийся в поддержании в тормозах колес давления, пропорционального перемещению оператором тормозной педали путем формирования сигнала управления, подаваемого на исполнительный агрегат, пропорционального разности между сигналом датчика перемещения педали и сигналом датчика тормозного давления (см. например. Зверев И.И., Коконин С.С. Проектирование авиационных колес и тормозных систем, М.: Машиностроение, 1973, стр. 144, рис. 9.11). При использовании известного способа в процессе торможения транспортного средства в тормозах колес поддерживается постоянный уровень давления независимо от обеспечивающего при этом тормозного момента, величина которого при одном и том же уровне давления может изменяться в зависимости от текущей скорости вращения колеса, поглощенной тормозом энергия, степени изношенности тормоза в процессе эксплуатации и других причин. Нестабильность тормозного момента может привести в отдельных случаях (например, в режиме торможения при повышенной массе и скорости транспортного средства) к значительному увеличению дистанции торможения транспортного средства. Кроме того, при использовании дополнительных средств торможения транспортного средства (аэродинамическое сопротивление, реверс тяги и др.) происходит неоправданный износ тормозов колес, снижающий из ресурс, так как в этом случае тормозной момент превышает необходимое значение. Указанные недостатки известного способа в конечном итоге снижают эксплуатационную надежность транспортного средства. Положительный результат, который может быть достигнут при использовании предлагаемого технического решения, выражается в повышении точности обеспечения заданной эффективности торможения транспортного средства и повышении ресурса тормозов колес за счет поддержания в процессе торможения заданного значения замедления транспортного средства, что повышает его эксплуатационную надежность. Указанный результат достигается тем, что сигнал управления, которому соответствует тормозное давление, вычисляют как разность величин, одна из которых пропорциональна интегралу от разности между заданным и текущим (с учетом относительного проскальзывания) угловыми замедлителями колеса, а другая - первой производной от текущего углового замедления колеса:![способ автоматического управления торможением транспортного средства, патент № 2108247](/images/patents/363/2108247/2108247-2t.gif)
где
Eо - величина заданного углового замедления колеса, пропорциональная перемещению тормозной педали;
Eк - величина текущего углового замедления колеса;
t - текущее время торможения;
d(Eк)/dt- производная по времени от величины Eк;
Wт - угловая скорость тормозящегося колеса;
Wо - угловая скорость колеса, соответствующая скорости транспортного средства;
K1,K2 - коэффициенты пропорциональности. Благодаря изменению сигнала управления указанным образом в процессе торможения замедление транспортного средства поддерживается на уровне, заданном оператором, обеспечивая необходимую эффективность торможения при значительном разбросе параметров тормоза колеса, а также при изменении сил торможения, не связанных с тормозом колеса, что, в конечном итоге, повышает эксплуатационную надежность транспортного средства. На чертеже представлены графики изменения сигнала управления (U), тормозного давления (Pт) и других величин, иллюстрирующие предлагаемый способ управления торможением транспортного средства. Нажатием тормозной педали оператор задает необходимую эффективность торможения транспортного средства (величину углового замедления колеса Eo). При этом сигнал (U) и тормозное давление нарастают пропорционально интегралу [
![способ автоматического управления торможением транспортного средства, патент № 2108247](/images/patents/363/2108247/8747.gif)
![способ автоматического управления торможением транспортного средства, патент № 2108247](/images/patents/363/2108001/183.gif)
![способ автоматического управления торможением транспортного средства, патент № 2108247](/images/patents/363/2108001/183.gif)
Класс B60T8/00 Устройства, регулирующие тормозное усилие колесного тормоза в зависимости от различных транспортных или дорожных условий, например устройства для ограничения или изменения распределения тормозного усилия между колесами
Класс B64C25/46 тормозные регуляторы, предотвращающие занос на развороте или опрокидывание самолета