двойной борт судна
Классы МПК: | B63B3/20 двухслойная B63B3/24 со средствами для уменьшения повреждений при соприкосновении с грунтом, рифами и тп |
Автор(ы): | Нестеров А.Б. |
Патентообладатель(и): | Центральный научно-исследовательский институт им.акад.А.Н.Крылова |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-06-19 публикация патента:
10.04.1998 |
Использование: судостроение, конструкции двойного борта судов. Сущность: в двойном борту в составе наружного, внутреннего бортов и междубортных диафрагм со сквозными вырезами, разделенными на ячейки горизонтальными диафрагмами, вертикальные диафрагмы выполнены из листов толщиной (0,005 - 0,009)В, а сквозные вырезы в средней части ячеек диафрагм имеют размер (0,25 - 0,75)В, где В- расстояние между бортами, при этом соединения диафрагм выполнены ослабленным сварным швом. Использование изобретения повышает энергоемкость деформирования двойного борта без увеличения его размеров и тем самым повышает безопасность транспортировки экологически вредных веществ при аварийном столкновении судов. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Двойной борт судна, содержащий наружный борт, внутренний борт и вертикальные междубортные диафрагмы со сквозными вырезами, разделенные на ячейки горизонтальными междубортными диафрагмами, соединенные в местах разделения сварным швом, отличающийся тем, что вертикальные диафрагмы выполнены из листов толщиной (0,005 - 0,009)В, где В - расстояние между наружным и внутренним бортами, при этом сквозные вырезы выполнены в средней части ячеек диафрагм размером (0,25 - 0,75)В, а соединения вертикальных и горизонтальных диафрагм осуществлены ослабленным сварным швом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и касается конструкции корпусов танкеров, химовозов и других судов, предназначенных для транспортировки экологически опасных веществ. Известен принятый за прототип в качестве ближайшего аналога двойной борт судна, содержащий наружный борт, внутренний борт и вертикальные междубортные диафрагмы со сквозными вырезами, разделенные на ячейки горизонтальными междубортными диафрагмами, соединенные в местах разделения сварным швом [1]. Известный двойной борт характеризуется излишней жесткостью и устойчивостью вертикальных междубортных диафрагм. В процессе деформирования вовлекается только часть борта между двумя соседними вертикальными диафрагмами, в связи с чем при аварийном столкновении судов со скоростью 3-5 узлов, типичными при маневрировании в акватории порта или в узкостях, может произойти разрушение как наружного, так и внутреннего борта, приводящее к загрязнению акватории экологически опасными веществами. Изобретение направлено на решение задачи повышения безопасности при транспортировке экологически вредных веществ в случае аварийного столкновения судов без увеличения размеров связей двойного борта или введения дополнительных связей. Технический результат достигается тем, что в известном двойном борту судна, характеризуемом указанными выше признаками, вертикальные диафрагмы выполнены из листов толщиной (0,005-0,009)В, где В - расстояние между наружным и внутренним бортами, при этом сквозные вырезы выполнены в средней части ячеек диафрагм размером (0,25-0,75)В, а соединения вертикальных и горизонтальных диафрагм осуществлены ослабленным сварным швом. Благодаря выполнению вертикальных диафрагм уменьшенной толщины и с вырезами происходит снижение их устойчивости на сжатие в своей плоскости. Выполнение соединений обеспечивает возможность отрыва вертикальных диафрагм от горизонтальных без образования в них трещин. На фиг. 1 изображен общий вид двойного борта в аксонометрии; на фиг. 2 и 3 - схемы деформирования двойного борта соответственно до и после смятия вертикальных диафрагм. Двойной борт (фиг. 1) состоит из наружного борта 1 и внутреннего борта 2, соединенных вертикальными междубортными диафрагмами 3, разделенными на ячейки горизонтальными междубортными диафрагмами 4. В средней части ячеек вертикальных диафрагм 3 выполнены сквозные вырезы 5. Вертикальные диафрагмы 3 соединены с горизонтальными диафрагмами 4 ослабленным сварным швом 6. Повышенный защитный эффект двойного борта при аварийном столкновении судов реализуется следующим образом. При взаимодействии (фиг. 2, 3) двойного борта с носовой оконечностью таранящего судна 7 на первом этапе деформирования (фиг. 2) происходит деформирование наружного борта 1. Вследствие того что устойчивость вертикальных диафрагм 3 специально снижена, еще до разрыва борта 1 происходит потеря устойчивости вертикальных диафрагм 3, их отрыв от горизонтальных диафрагм 4 по ослабленному сварному шву 6 и их смятие. После этого в процесс деформирования, помимо участка борта 1 между двумя соседними вертикальными диафрагмами, деформировавшегося на первом этапе, вовлекаются также примыкающие к нему с обеих сторон участки (фиг. 3). Благодаря этому деформационная способность борта 1 существенно возрастает, и его разрушение происходит с существенно большим энергополощением, чем по схеме фиг. 2. Подобный эффект реализуется и при деформировании внутреннего борта 2. Использование изобретения позволит повысить энергоемкость деформирования конструкций двойного борта более чем в два раза, что соответствует повышению критической скорости таранящего судна, при которой противотаранная защита обеспечивает предотвращение вылива экологически опасного груза, примерно в полтора раза.Класс B63B3/24 со средствами для уменьшения повреждений при соприкосновении с грунтом, рифами и тп
днищевое перекрытие судна - патент 2463198 (10.10.2012) | |
двойной борт судна - патент 2448014 (20.04.2012) | |
корпус судна с защитой отсека при столкновении с другим судном - патент 2432295 (27.10.2011) | |
корпус судна - патент 2127206 (10.03.1999) | |
днищевое перекрытие судна - патент 2096241 (20.11.1997) | |
судовое перекрытие и способ его ремонта - патент 2072935 (10.02.1997) |