двойной борт судна

Классы МПК:B63B3/20 двухслойная 
B63B3/24 со средствами для уменьшения повреждений при соприкосновении с грунтом, рифами и тп 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Центральный научно-исследовательский институт им.акад.А.Н.Крылова
Приоритеты:
подача заявки:
1995-06-19
публикация патента:

Использование: судостроение, конструкции двойного борта судов. Сущность: в двойном борту в составе наружного, внутреннего бортов и междубортных диафрагм со сквозными вырезами, разделенными на ячейки горизонтальными диафрагмами, вертикальные диафрагмы выполнены из листов толщиной (0,005 - 0,009)В, а сквозные вырезы в средней части ячеек диафрагм имеют размер (0,25 - 0,75)В, где В- расстояние между бортами, при этом соединения диафрагм выполнены ослабленным сварным швом. Использование изобретения повышает энергоемкость деформирования двойного борта без увеличения его размеров и тем самым повышает безопасность транспортировки экологически вредных веществ при аварийном столкновении судов. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Двойной борт судна, содержащий наружный борт, внутренний борт и вертикальные междубортные диафрагмы со сквозными вырезами, разделенные на ячейки горизонтальными междубортными диафрагмами, соединенные в местах разделения сварным швом, отличающийся тем, что вертикальные диафрагмы выполнены из листов толщиной (0,005 - 0,009)В, где В - расстояние между наружным и внутренним бортами, при этом сквозные вырезы выполнены в средней части ячеек диафрагм размером (0,25 - 0,75)В, а соединения вертикальных и горизонтальных диафрагм осуществлены ослабленным сварным швом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции корпусов танкеров, химовозов и других судов, предназначенных для транспортировки экологически опасных веществ.

Известен принятый за прототип в качестве ближайшего аналога двойной борт судна, содержащий наружный борт, внутренний борт и вертикальные междубортные диафрагмы со сквозными вырезами, разделенные на ячейки горизонтальными междубортными диафрагмами, соединенные в местах разделения сварным швом [1].

Известный двойной борт характеризуется излишней жесткостью и устойчивостью вертикальных междубортных диафрагм. В процессе деформирования вовлекается только часть борта между двумя соседними вертикальными диафрагмами, в связи с чем при аварийном столкновении судов со скоростью 3-5 узлов, типичными при маневрировании в акватории порта или в узкостях, может произойти разрушение как наружного, так и внутреннего борта, приводящее к загрязнению акватории экологически опасными веществами.

Изобретение направлено на решение задачи повышения безопасности при транспортировке экологически вредных веществ в случае аварийного столкновения судов без увеличения размеров связей двойного борта или введения дополнительных связей.

Технический результат достигается тем, что в известном двойном борту судна, характеризуемом указанными выше признаками, вертикальные диафрагмы выполнены из листов толщиной (0,005-0,009)В, где В - расстояние между наружным и внутренним бортами, при этом сквозные вырезы выполнены в средней части ячеек диафрагм размером (0,25-0,75)В, а соединения вертикальных и горизонтальных диафрагм осуществлены ослабленным сварным швом.

Благодаря выполнению вертикальных диафрагм уменьшенной толщины и с вырезами происходит снижение их устойчивости на сжатие в своей плоскости. Выполнение соединений обеспечивает возможность отрыва вертикальных диафрагм от горизонтальных без образования в них трещин.

На фиг. 1 изображен общий вид двойного борта в аксонометрии; на фиг. 2 и 3 - схемы деформирования двойного борта соответственно до и после смятия вертикальных диафрагм.

Двойной борт (фиг. 1) состоит из наружного борта 1 и внутреннего борта 2, соединенных вертикальными междубортными диафрагмами 3, разделенными на ячейки горизонтальными междубортными диафрагмами 4. В средней части ячеек вертикальных диафрагм 3 выполнены сквозные вырезы 5. Вертикальные диафрагмы 3 соединены с горизонтальными диафрагмами 4 ослабленным сварным швом 6.

Повышенный защитный эффект двойного борта при аварийном столкновении судов реализуется следующим образом. При взаимодействии (фиг. 2, 3) двойного борта с носовой оконечностью таранящего судна 7 на первом этапе деформирования (фиг. 2) происходит деформирование наружного борта 1. Вследствие того что устойчивость вертикальных диафрагм 3 специально снижена, еще до разрыва борта 1 происходит потеря устойчивости вертикальных диафрагм 3, их отрыв от горизонтальных диафрагм 4 по ослабленному сварному шву 6 и их смятие. После этого в процесс деформирования, помимо участка борта 1 между двумя соседними вертикальными диафрагмами, деформировавшегося на первом этапе, вовлекаются также примыкающие к нему с обеих сторон участки (фиг. 3). Благодаря этому деформационная способность борта 1 существенно возрастает, и его разрушение происходит с существенно большим энергополощением, чем по схеме фиг. 2. Подобный эффект реализуется и при деформировании внутреннего борта 2.

Использование изобретения позволит повысить энергоемкость деформирования конструкций двойного борта более чем в два раза, что соответствует повышению критической скорости таранящего судна, при которой противотаранная защита обеспечивает предотвращение вылива экологически опасного груза, примерно в полтора раза.

Класс B63B3/20 двухслойная 

двойной борт судна -  патент 2448014 (20.04.2012)
многоцелевое сухогрузное судно -  патент 2297942 (27.04.2007)
способ транспортировки наливных грузов (варианты) -  патент 2286915 (10.11.2006)
корпус танкера для наливных грузов -  патент 2286914 (10.11.2006)
грузовой танк судна для наливных грузов -  патент 2286913 (10.11.2006)
танк судна для наливных грузов (варианты) -  патент 2286912 (10.11.2006)
танкер - судно для наливных грузов (варианты) -  патент 2286911 (10.11.2006)
танк судна для наливных грузов (варианты) -  патент 2286910 (10.11.2006)
способ транспортировки наливных грузов (варианты) -  патент 2286909 (10.11.2006)
корпус танкера ледового класса (варианты) -  патент 2286908 (10.11.2006)

Класс B63B3/24 со средствами для уменьшения повреждений при соприкосновении с грунтом, рифами и тп 

Наверх