гребной винт
Классы МПК: | B63H1/26 лопасти B63H1/14 гребные винты |
Автор(ы): | Селезнев Ю.В., Полтавцев А.А. |
Патентообладатель(и): | Селезнев Юрий Викторович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-06-26 публикация патента:
10.04.1998 |
Использование: судостроение, движители судов. Сущность: в гребном винте, содержащем ступицу, лопасти выпукло-вогнутого сечения с винтовой поверхностью, последняя выполнена чашеобразной формы, сечения которой продольными плоскостями имеют кривизну и угол наклона к оси винта, монотонно уменьшающиеся по мере удаления от оси, при этом винтовая поверхность лопастей в указанных сечениях имеет форму параболы. Использование изобретения позволяет повысить тягу винта за счет принудительного направления захваченной лопастями воды вдоль оси винта. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Гребной винт, содержащий ступицу с присоединенными к ней лопастями выпукло-вогнутого сечения с рабочими поверхностями в виде участков винтовой поверхности постоянного или переменного шага, отличающийся тем, что винтовая поверхность выполнена чашеобразной формы, сечения которой продольными плоскостями, проходящими через ось винта, имеют кривизну и угол наклона к оси винта, монотонно уменьшающиеся по мере удаления от оси винта. 2. Винт по п.1, отличающийся тем, что винтовая поверхность лопастей в проходящих через ось продольных сечениях выполнена в виде параболы y = k x2, где k = 0,2 - 3,0, а y и x - соответственно абсцисса и ордината точки поверхности лопасти относительно продольной оси винта, см.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, а именно к гребным винтам, используемым в качестве движителя судна. Известен гребной винт, содержащий ступицу с присоединенными к ней лопастями, снабженными на нагнетательной поверхности дополнительными лопастями (СССР, а.с. 654490, кл. B 63 H 1/26, 1975). За счет наличия на лопастях двух дополнительных лопастей для создания упора в движение будет вовлечена дополнительная масса воды, что позволяет повысить тягу, развиваемую винтом. Недостатком этого гребного винта является низкий КПД вследствие повышенного поперечного сечения винта в местах крепления дополнительных лопастей к основным. наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является гребной винт, содержащий ступицу с присоединенными к ней лопастями выпукло-вогнутого сечения с рабочими поверхностями, представляющими из себя участки винтовой поверхности постоянного или переменного шага (Сандлер Л.Б. Практические методы расчета ходкости судов внутреннего плавания. - Новосибирск: Новосиб. ин-тут инженеров водн. транспорта, 1970, с. 59-60). Шаг винтовой линии такого винта уменьшается к периферии, что снижает опасность наступления кавитации и выравнивает упор винта в гидродинамическом сечении. Недостатком этого гребного винта является наличие "спутной" расширяющейся струи и вследствие этого низкий КПД, что в конечном итоге снижает возможности повышения тяги винта. Изобретение предназначено для решения технической задачи повышения тяги винта. Технический результат достигается за счет того, что гребной винт содержит ступицу с присоединенными к ней лопастями выпукло-вогнутого сечения с рабочими поверхностями в виде участков винтовой поверхности постоянного или переменного шага, причем винтовая поверхность выполнена чашеобразной формы, сечения которой продольными плоскостями, проходящими через ось винта, имеют кривизну и угол наклона к оси винта, монотонно уменьшающиеся по мере удаления от оси винта. Преимущественно винтовая поверхность лопастей в проходящих через ось продольных сечениях выполнена в виде параболы y = kx2, где k = 0,2 - 3,0, а y и x - соответственно абсцисса и ордината точки поверхности лопасти относительно продольной оси винта, см. На фиг. 1 изображен гребной винт, аксонометрическая проекция; на фиг. 2 - форма лопасти в проходящем через ось винта продольном сечении. Гребной винт содержит ступицу 1, к которой присоединены лопасти 2. Лопасти 2 выполнены выпукло-вогнутого сечения с рабочими поверхностями, представляющими из себя участки винтовой поверхности постоянного или переменного шага чашеобразной формы, сечения которой параллельными плоскостями, проходящими через ось винта, имеют кривизну и угол наклона к оси винта 3, монотонно уменьшающиеся по мере удаления от оси винта. Преимущественно винтовая поверхность лопастей в проходящих через ось продольных сечениях выполнена в виде параболы y = kx2, где y и x - соответственно абсцисса и ордината точки поверхности лопасти относительно продольной оси винта, см. Применительно к маломерным скоростным (спортивным) судам k = 0,2-3,0. Меньшие значения диапазона изменения k относятся к винтам с повышенными тяговыми характеристиками, большие - к скоростным. При выполнении винтовой поверхности в проходящих через ось 3 продольных сечениях в виде параболы угол наклона этой образующей к оси винта изменяется от 90o у ступицы 1 винта до величины, стремящейся к нулю, на периферии лопастей 2. Вследствие этого каждая лопасть 2 винта со ступицей 1 формируют пространство, ограниченное снаружи. Гребной винт работает следующим образом. При вращении винта лопасти 2 отбрасывают воду в направлении вдоль его оси 3. Выполнение лопастей 2 винта в проходящих через ось 3 продольных сечениях с углами наклона к оси 3 у ступицы 1, близкими к 90o, позволяет получить большой упор, а близкими к нулю на периферии - способствует формированию направленного потока отбрасываемой винтом воды за счет принудительного направления захваченной лопастями 2 винта воды вдоль оси 3 винта. Выполнение лопастей 2 винта в проходящих через ось 3 продольных сечениях с монотонно уменьшающейся по мере удаления от оси 3 винта кривизной способствует формированию плавного потока воды, сходящего с лопастей 2 винта и повышению КПД винта. Выполнение лопастей 2 винта в проходящих через ось 3 продольных сечениях в виде параболы позволяет использовать свойство параболы фокусировать поток в направлении ее оси 3 и способствует улучшению гидродинамических характеристик винта. На исследовательских испытаниях макетного образца предлагаемого винта с диаметром винта 180 мм, диаметром ступицы 60 мм, шагом 200 мм при скорости вращения вала 1500 об/мин получено увеличение тяги винта на 80% по сравнению с традиционным винтом. Как было показано, предложенный гребной винт позволяет повысить тягу винта за счет принудительного направления захваченной лопастями винта воды вдоль оси винта.движитель (винт) - патент 2524511 (27.07.2014) | |
водометный движитель - патент 2523720 (20.07.2014) | |
лопастная система водометного движителя - патент 2510357 (27.03.2014) | |
движитель (винт) - патент 2501706 (20.12.2013) | |
движитель (винт) - патент 2469906 (20.12.2012) | |
судовой движитель-концентратор - патент 2438917 (10.01.2012) | |
электромагнитный движитель в жидких средах с электрической редукцией - патент 2421373 (20.06.2011) | |
способ и устройство для перемещения в газообразной или жидкой среде - патент 2412082 (20.02.2011) | |
винт - патент 2401770 (20.10.2010) | |
гребной винт для надводного и подводного транспорта чурилина с.н. - патент 2390463 (27.05.2010) |
гребной винт - патент 2482011 (20.05.2013) | |
гребной винт конструкции калашникова - патент 2452653 (10.06.2012) | |
судовой движитель-концентратор - патент 2438917 (10.01.2012) | |
система защиты от коррозии гребного винта и гребного вала судна - патент 2429158 (20.09.2011) | |
водно-воздушное транспортное средство "аквалёт", безмачтовый парус, устройство управления парусом - патент 2419557 (27.05.2011) | |
водное транспортное средство - патент 2402452 (27.10.2010) | |
гребной винт для надводного и подводного транспорта чурилина с.н. - патент 2390463 (27.05.2010) | |
гребной винт - патент 2387572 (27.04.2010) | |
гребной винт корабельный - патент 2382715 (27.02.2010) | |
подводный гидроцикл - патент 2370409 (20.10.2009) |