способ оперативной синхронизации мер времени и частоты, размещенных на подвижных объектах
Классы МПК: | G04C11/02 с помощью радиотехнических средств G04G7/02 с помощью радиотехнических средств |
Автор(ы): | Донченко С.И., Отвиновский А.Е. |
Патентообладатель(и): | 32 Научно-исследовательский центр Министерства обороны РФ |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-04-27 публикация патента:
20.04.1998 |
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения частотно-временных параметров высокостабильных генераторов (мер времени и частоты), размещенных на подвижных объектах, например самолетах или навигационных космических аппаратах (НКА) системы "ГЛОНАСС". Относительную разность частот бортового (подвижного) и наземного (неподвижного) генераторов определяют в одной зоне радиовидимости подвижного объекта в зависимости от разности моментов времени достижения минимального расхождения шкал времени бортового и наземного генераторов и прохождения подвижного объекта через точку траверза. Момент времени достижения минимального расхождения шкал времени бортового и наземного генераторов определяют в беззапросном канале радиотехнической системы наземного объекта, а момент времени прохождения подвижного объекта через точку траверза - в запросном канале. Предлагаемый способ позволяет повысить точность частотно-временной синхронизации мер времени и частоты, размещенных на подвижных объектах, на коротких интервалах времени. 7 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
Способ оперативной синхронизации мер времени и частоты, размещенных на подвижных объектах, основанный на определении запросной и беззапросной дальности до подвижного объекта, отличающийся тем, что в беззапросном канале радиотехнической системы наземного объекта определяют момент времени достижения минимального расхождения бортовой и наземной шкал времени, в запросном канале радиотехнической системы наземного объекта определяют момент времени прохождения подвижного объекта через точку траверза, а относительную разность частот бортового (подвижного) и наземного (неподвижного) генераторов определяют по формуле
где

fн - частота наземного генератора;
vс - скорость подвижного объекта;
с - скорость света;
Rо - высота орбиты подвижного объекта;
tmin - момент времени достижения минимального расхождения бортовой и наземной шкал времени;
tо - момент времени прохождения подвижного объекта через точку траверза.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения частотно-временных параметров высокостабильных генераторов (мер времени и частоты), размещенных на подвижных объектах, например самолетах или навигационных космических аппаратах (НКА) системы "ГЛОНАСС". Известен наиболее близкий к изобретению по техническому решению способ определения частотно-временных параметров высокостабильных генераторов, который по существу сводится к определению запросной и беззапросной дальности до НКА. Рассмотрим подробнее способ определения шкал времени бортовой и наземной аппаратуры [1]. По запросу с Земли бортовая аппаратура излучает сигнал, несущий информацию о бортовой шкале времени. Излучается импульс, временное положение которого совпадает с секундной меткой бортовой шкалы. В наземной аппаратуре осуществляется измерение временного интервала между моментом приема сигнала с борта и ближней секундной отметкой наземной шкалы. Очевидно, что поправка U к шкале бортового времени связана с измеренным интервалом

U=


Учет непрерывно изменяющегося времени распространения сигнала может выполняться при обработке результатов измерений расхождения шкал времени в соответствии с соотношением (1). При этом обычно имеется возможность достаточно точного учета времени распространения сигнала, например по результатам измерения запросной дальности


где
fэ - номинальное значение частоты исследуемых генераторов;













1. Земля является сферой радиуса Rз = 6371 км. 2. Движение спутника происходит под действием только силы притяжения Земли. 3. Ускорение силы земного притяжения всегда направлено к центру Земли, и его абсолютная величина g определяется по формуле Ньютона

где
R - расстояние от центра Земли до спутника;



4. Величина и направление начальной скорости спутника (скорости вывода его на орбиту) подобраны из условия получения круговой орбиты. При принятых выше допущениях, с учетом релятивистских эффектов, измеренная на неподвижном объекте разность частот


где









Если ограничиться двумя первыми членами разложения (4), то получим приближенное выражение для измеренной на неподвижном объекте разности частот




Будем считать, что частота наземного генератора fн равна частоте бортового генератора fб (fн = fб), тогда выражение (5) можно переписать в виде



Соответствующая измеренная разность шкал времени наземного и бортового генераторов, связанных с системой отсчета наземного генератора, с учетом (6) будет иметь вид [2]:

где Uн = Uн-б(tн) - начальное (на момент времени tн) значение измеренной разности шкал времени. Первая частная производная функции Uн-б(t) по времени равна

Момент времени tмин достижения Uн-б(t) своего минимального значения (dUн-б(t)/dt = 0) будет при cos


что соответствует моменту времени t0(tмин = t0) прохождения КА непосредственно над радиоприемником наземного генератора (точка траверза). Рассмотрим случай, когда частота наземного генератора не равна частоте бортового генератора и отсутствует систематическое изменение частоты (


Соответствующая измеренная разность шкал времени наземного и бортового генераторов, связанных с системой отсчета наземного генератора, с учетом (10) запишется как:

Первую частотную производную функции Uн-б(t) по времени из (11) запишем

Обозначив

получим

Соответствующий момент времени tмин достижения Uн-б(t) своего минимального значения (dUн-б(t)/dt = 0) будет иметь вид

Сопоставление выражений (9) и (14) показывает, что, если разность частот бортового и наземного генераторов не равна нулю (




Предварительный анализ выражения (15) показывает, что существует принципиальная возможность определения относительной разности частот бортового и наземного генераторов в одной зоне радиовидимости КА, если измерить скорость Vс движения КА и угол между плоскостью распространения радиоволн, излученных бортовым передатчиком и направлением на наземный генератор в момент tмин, когда Uн-б(t), т.е. измеренная разность шкал времени бортового и наземного генераторов, минимальна. Величина








где
t0 - момент времени прохождения движущегося объекта непосредственно над радиоприемником неподвижного объекта (точка траверза);
R0 - высота орбиты КА. Подставляя (16) в (11) и используя первую подставновку Эйлера для нахождения интеграла, получим

Введем обозначение aр=Vс2/СR0 и перепишем выражение (17) в виде
Uн-б(t)=Uн+afн(t-tн)+1/2aр х (1-afн)(t-tн) х (t-2t0+tн). (18)
Первая частная производная функция Uн-б(t) по времени с учетом выражения (18) имеет вид

Соответствующий момент времени tмин достижения Uн-б(t) своего минимального значения (dUн-б(t)/dt=0) будет

В таблице и на фиг. 5 приведены значения разностей, полученные в соответствии с выражением (20) для различных типов бортовых мер частоты и времени. Приведем выражение (20) к виду

Таким образом, относительная разность частот бортового и наземного генераторов на одном витке КА может быть определена в соответствии с (21). Исходными данными для расчета являются разность моментов времени прохождения движущегося объекта непосредственно над радиоприемником неподвижного объекта (точкой траверза) t0 и момент времени tмин нахождения минимальной разности бортовой и наземной шкал времени, а также параметры орбиты НКА - орбитальная скорость движения Vс и высота орбиты R0 известные априорно или полученные в процессе сеанса измерений. При этом следует отметить, что разность моментов времени tмин и t0 составляет для КНС "ГЛОНАСС" величину от 1 с до 50 мкс, в зависимости от типа бортового стандарта частоты (см. таблицу и фиг. 5), что может быть измерено современными техническими средствами, применяемыми в наземном комплексе управления КНС. Рассмотрим возможности технической реализации предлагаемого способа. Материальным объектом, на котором может быть реализован предлагаемый способ, является совмещенная радиотехническая система (РТС), в которой имеется запросный и беззапросный фазовые каналы измерения дальности (например, СУИК - система управления измерения и контроля КНС "ГЛОНАСС"). При этом момент времени tмин нахождения минимальной разности наземной и бортовой шкал времени может быть определен в беззапросном канале измерения дальности ОТС, а момент времени t0 нахождения точки траверза в запросном канале измерения дальности РТС (в этом случае получаемые измерения дальности не зависят от частоты бортового генератора). Остальные исходные данные, необходимые для расчета относительной разности частот бортового и наземного генераторов в соответствии с выражением (21), а именно орбитальная скорость Vc движения КА и высота орбиты R0 измеряются известными методами [8] радиотехническими средствами наземного комплекса управления (НКУ) или передаются потребителю в составе эфемеридной информации. Порядок определения разности моментов времени tмин и t0 следующий. Момент времени t0 находится в запросном канале измерения дальности РТС. В этом случае на наземном пункте и на борту НКА устанавливается приемопередающая аппаратура в соответствии с тем, как показано на фиг. 6. Высокочастотные колебания частоты f1, излучаемые передатчиком наземного пункта, принимаются на борту и после частотного преобразования излучаются бортовым передатчиком, работающем на частоте f2. Такое преобразование частоты необходимо для частотного разделения прямого канала и канала ретрансляции. Измерение фазовых сдвигов проводится на наземном пункте) осуществляется на одной и той же частоте. Для этого частота ретрансляции f2 выбирается такой, чтобы в месте сравнения (на наземном пункте) колебания частот f1 и f2 можно было бы легко путем преобразования привести к одной и той же частоте. Такое преобразование удобно выполнить, если частоты f1 и f2 удовлетворяют условиям

где
m и n - целые числа. Ретранслированные сигналы на частоте f2 принимаются наземным приемником, преобразуются к частоте f1 и вместе с колебаниями передатчика подаются на измеритель разности фаз (измеритель интервалов времени), который регистрирует фазовый сдвиг между двумя этими колебаниями. После устранения фазовой неоднозначности (используя значение примерного, заданного априорно, расстояния от НКА до наземного пункта) на наземном пункте выполняются измерения в соответствии с выражением


где
Utн - измеренные значения разности фаз для времени tн;
U(tн+










Q = F(Q1, Q2,...Qm). (23)
В [9] показано, что в качестве наиболее достоверного значения


Так как исходные величины в выражениях (21) измеряют с помощью различных средств измерения в разное время, то можно с большой степенью достоверности считать результаты измерений некоррелированными, поэтому дисперсия оценки (24) определяется из выражения

где



где



S

1) относительная разность частот бортового и наземного генераторов;
2) средняя квадратическая погрешность измерения высоты орбиты КА;
3) средняя квадратическая погрешность измерения орбитальной скорости движения КА;
4) средняя квадратическая погрешность измерения разности моментов времени прохождения движущегося объекта непосредственно на радиоприемником неподвижного объекта (точкой траверза) (t0) и момента времени нахождения минимальной разности бортовой и наземной шкал времени (tмин). Расчеты, выполненные в соответствии с (26) показали, что средняя квадратическая погрешность определения относительной разности частот бортового и наземного генераторов на ограниченном интервале (в зоне радиовидимости КА) с помощью разработанного способа, при относительной погрешности по частоте бортового генератора 2


1. Шебшаевич В.С., Дмитриев П.П., Иванцевич Н.В. и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы / Под ред. П.П. Дмитриева и В.С. Шебшаевича. - М.: Радио и связь, 1982. 2. Тищенко В.А., Рассадин А.А. Центральный синхронизатор системы ГЛОНАСС//Радионавигация и время/РИРВ. - СПб. - 1994, - N 1. - с. 15-16. 3. Фатеев В.Ф. Введение в релятивистскую теорию радионавигации и синхронизации. Л.: ВИКИ им. А.Ф. Можайского, 1988. 4. Дейл С.А., Дейли П. Результаты наблюдения советских спутников глобальной орбитальной навигационной системы / Пер. с англ. IEEE PLANS, Las-Vegas. 5. Тихонравов М.К. Элементы теории полета и элементы проектирования искусственных спутников Земли. М.: Машиностроение, 1974. 6. Тоннелла М.-А. Основы электромагнетизма и теории относительности. - М.: Иностр. лит., 1962. 7. Корн Г. , Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. - М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. литер., 1984. 8. Космические радиотехнические комплексы /Под ред. С.И. Бычкова. М.: Сов. радио, 1967. 9. Бурдун Г.Д., Марков Б.Н. Основы метрологии. - М.: Изд-во стандартов, 1975.
Класс G04C11/02 с помощью радиотехнических средств