способ обучения письменной речевой деятельности и способ построения учебного пособия для его осуществления на основе психологических закономерностей восприятия и усвоения знаний
Классы МПК: | G09B19/00 Средства обучения, не отнесенные к другим группам этого подкласса |
Автор(ы): | Бадмаев Б.Ц., Иванов А.Н., Иванова Е.В., Романова Е.С. |
Патентообладатель(и): | Московский городской педагогический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-04-03 публикация патента:
27.04.1998 |
Способ обучения письменной речевой деятельности и способ построения учебного пособия для его осуществления предназначены для обучения письменной речевой деятельности старшеклассников и всех желающих освоить русскую орфографию и пунктуацию. Способ обучения включает последовательное выполнение письменных упражнений. При выполнении второго и последующих упражнений используют ориентировочную основу действий. При выполнении третьего и последующих упражнений ориентировочную основу действия используют при невозможности правильного выполнения очередного упражнения. Правила, примеры, исключения из правил размещают в блок-схемах с учетом психологических механизмов восприятия. Блок-схемы по каждой теме выполняют с включением в них правил, относящихся непосредственно к теме. Общие части правил каждой блок-схемы выделяют в самостоятельные элементы. Частные случаи применения правил и сопутствующие правила выносят в примечания и размещают в нижней части схем. Блок-схемы с правилами и примечаниями размещают на одной книге, а упражнения и ключи к ним на - другой. Количество однотипных элементов на одной схеме не превышает число Миллера. Текст в блок-примеры к ним в отдельных элементах блок-схем представляют без разделителей. Правила формулируют в повелительном наклонении без отрицания. Правила, примеры, исключения из правил и примечания изображают единообразно с использованием разных типов шрифтов и их сочетаний. Рамки каждого элемента блок-схемы выполняют со скругленными углами. 2 с.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Способ обучения письменной речевой деятельности на основе психологических закономерностей восприятия и усвоения знаний, включающий последовательное выполнение письменных упражнений, отличающийся тем, что он включает выполнение упражнений по ориентировочной основе действий, которую используют при выполнении второго и последующих письменных упражнений, причем при выполнении третьего и последующих упражнений ориентировочную основу действий используют при невозможности правильного выполнения очередного упражнения. 2. Способ построения учебного пособия для осуществления способа обучения письменной речевой деятельности на основе психологических закономерностей восприятия и усвоения знаний, включающий составление правил, примеров, исключений из правил, упражнений и ключей к ним, группировку правил, примеров, исключений из правил в блок-схемы, размещение блок-схем, упражнений и ключей к ним на носителе информации, например в учебном пособии, отличающийся тем, что правила, примеры, исключения из правил размещают в блок-схемах с учетом психологических механизмов восприятия, для чего блок-схемы по каждой теме выполняют с включением в них правил, относящихся непосредственно к теме, при этом общие части правил каждой блок-схемы выделяют в самостоятельные элементы, частные случаи применения правил и сопутствующие правила выносят в примечания, которые размещают в нижней части схем, блок-схемы с правилами и примечаниями размещают на одном носителе информации, а упражнения и ключи к ним - на втором, в качестве носителей информации используют, например, книги, количество однотипных элементов на одной схеме не превышает число Миллера, причем текст в блок-схемах размещают по горизонтали, правила и примеры к ним в отдельных элементах блок-схем представляют без разделителей, правила формулируют в повелительном наклонении без отрицания, правила, примеры, исключения из правил и примечания в блок-схемах изображают единообразно с использованием разных типов шрифтов и их сочетаний, а рамки каждого элемента блок-схемы выполняют со скругленными углами.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к педагогической психологии, а более конкретно - к обучению письменной речевой деятельности старшеклассников и всех желающих освоить русскую орфографию и пунктуацию. Эффективность процесса обучения письменной речевой деятельности в наибольшей степени определяется способом обучения и качеством учебных пособий. Известен способ обучения письменной речевой деятельности [9,10,14-17], включающий последовательно выполняемые операции изучения и заучивания путем произвольного запоминания правил русской орфографии и пунктуации, обеспечивающие формирование знаний, выполнение письменных упражнений, обеспечивающих формирование умений и навыков грамотной письменной речевой деятельности. Главным недостатком такого способа является низкая эффективность обучения из-за отрыва теории от практики, выражающегося в том, что сначала изучаются правила, потом осуществляется их произвольное запоминание (заучивание) и лишь после этого обучаемый применяет полученные знания на практике при выполнении письменных упражнений. Такая последовательность операций способа обучения, когда изучение теории выполняется раньше, а позже всего происходит применение теоретических знаний на практике, ради которой они изучались, ведет к значительной потере информации на длинном пути от получения знаний до их применения [5-7,9,13]. Эти потери обусловлены тем, что не все понимают сразу, поскольку могут быть незнакомые термины, система понятий, логика и ход рассуждений. Это ведет к тому, что даже тот, кто внимательно слушает, но не все понимает, вскоре начинает теряться перед большим объемом непонятного материала, что усугубляет психологические трудности восприятия информации. Многое из того, что сообщается, не запоминается или запоминается с трудом и часто искаженно. В дальнейшем забывается часть знаний, которые запечатлелись в памяти не очень прочно, и обучаемому не удалось сохранить их до применения на практике. Наконец, воспринятое и понятое, прочно запечатлевшееся в памяти знание сохранилось до применения на практике, и тут вдруг выясняется, что применить его в реальной деятельности обучаемый не умеет. Это происходит по той причине, что дать знания еще не означает научить действовать на основе этих знаний [13]. Известен способ построения учебных пособий для обучения письменной речевой деятельности [10,14,16,17], включающий в себя составление и последовательное размещение на одном носителе, например в одном учебном пособии, правил, примеров, исключений из правил, примечаний, упражнений по каждой теме и ключей к ним. В некоторых учебных пособиях сразу после упражнений [15] или в конце пособия [10,16] приводятся ключи к упражнениям для самопроверки. Основным общим недостатком является невозможность использования построенных таким способом учебных пособий для обучения письменной речевой деятельности заявляемым способом, поскольку при их создании не учтены психологические закономерности восприятия и усвоения знаний:затруднено различение доминирующих и рецессивных признаков стимулов [1, с. 30; 12, с. 209-210], поскольку в некоторые темы включены правила, непосредственно не относящиеся к изучаемой теме, а примеры не соответствуют или соответствуют не в полном объеме изучаемым правилам [14, с. 16,27,54,82,108,188-189; 16, с. 87; 17, ч. I, с. 10,15- 18,20,25,27,31; ч. II, с. 13,14,32,44; ч. III, с. 24,39; ч. IV, с. 10,11,20], нет единообразного выделения правил, примеров, исключений из правил [16, с. 12, 69];
искусственно усложнена интерпретация информации формулировками, допускающими неоднозначное толкование [14, с. 128,145,318], частым употреблением подряд нескольких сокращений типа "...в им. и вин. пад. ед. ч." [14, с. 56] или "Искл.: формы м.р. им. и вин. п. на -ый/-ий..." [16, с. 12, 15, 17];
формулировки, включающие в свой состав отрицания [14, с. 16,26,27,33,40,82,159,216,278; 16, с. 9,16,18,21,23,32,37; 17: ч. I, с. 15,31,45; ч. II, с. 17, 44; ч. III, с. 33,39; ч. IV, с. 35,38], на подсознательном уровне ведут к активизации ошибок в письменной речевой деятельности [2, с. 42-46; 8, с. 82; 18, с. 67];
представление правил в чисто текстовом виде, а не в виде графической информационной модели (например, в виде блок-схем) усложняет и снижает скорость восприятия взаимосвязи правил [1, с. 38- 39, 51-52; 12, с. 209-210]. Наиболее близким к заявляемому способу построения учебных пособий для обучения письменной речевой деятельности по совокупности существенных признаков является способ, включающий составление правил, примеров, исключений из правил, упражнений и ключей к ним, группировку правил в блок-схемы, размещение блок-схем, упражнений и ключей к ним на носителе информации, например в учебном пособии, использованный для построения учебного пособия Д. С. Светлышева и 3. Д. Гольдина [15]. Однако сами авторы в предисловии указывают, что обучаемый сначала должен из схем вывести правило, выучить его, а потом применять при выполнении письменных упражнений. Тем самым предлагается традиционный способ обучения, в котором "...действие и знание оторваны друг от друга" [9] . Кроме того, способ построения учебного пособия не предусматривает учета психологических закономерностей восприятия и усвоения знаний:
затруднено различение доминирующих и рецессивных признаков стимулов [1, с. 30,53; 12, с. 209-210], поскольку в некоторые темы включены правила, непосредственно к ним не относящиеся, примечания, разъясняющие частные случаи и сопутствующие теме правила не выделены в самостоятельные элементы и приведены в схемах на первом месте [15, с. 165,177,180 и др.], нет единообразного выделения правил, примеров, исключений из правил, нет единообразия в представлении теоретического материала - в одних схемах правила приведены в такой форме, чтобы обучаемый сам их формулировал, в других правила приведены в полном объеме [15, с. 179-181 и др.];
искусственно усложнена интерпретация информации формулировками, допускающими неоднозначное толкование [15, с. 167: "Подбери такую форму слова или такое однокоренное слово, где эта согласная отчетливо слышится (или нет)"; с. 210: "Стоит ли после согласной е,ю,я,и,о?" и др.], размещением текста в некоторых схемах по горизонтали и по вертикали [15, с. 175,199, 210 и др.], а примеров отдельно от правил [15, с. 174,175,177 и др.];
формулировки, включающие в свой состав отрицания [15, с. 165: "Не приставка, а первая буква корня...", "Не смешивай приставку с корнем"; с. 167: "Не пропускай букв", "Не вставляй лишние буквы" и др.], на подсознательном уровне ведут к активизации ошибок в письменной речевой деятельности [2, с. 42-46; 8, с. 82; 18, с. 67];
не выполнен принцип уменьшения длины массивов однотипных элементов [1, с.107; 3, с. 230; 12, с. 35], в результате чего количество однотипных функциональных элементов на одной схеме, как правило, значительно превышает число Миллера [15, с. 54-21 и 12 элементов, с. 173 - 23 и 22 элемента, с. 179 - 25 и 23 элемента, с. 184 - 14 и 13 элементов и др.];
текстовая часть схем заключена в рамки с прямыми, а не скругленными углами, что на подсознательном уровне приводит к психоэмоциональному дискомфорту восприятия информации и вследствие этого к ухудшению усвоения материала [2, с. 30; 4]. Изобретение предназначено для решения задачи повышения эффективности обучения письменной речевой деятельности старшеклассников и всех желающих освоить русскую орфографию и пунктуацию. Задача решается путем изменения традиционного способа обучения, заключающегося в последовательном выполнении письменных упражнений, для чего упражнения выполняют по ориентировочной основе действий, которую используют при выполнении второго и последующих письменных упражнений, причем при выполнении третьего и последующих упражнений ориентировочную основу действий используют при невозможности правильного выполнения очередного упражнения, и изменением способа построения учебного пособия, включающего составление правил, примеров, исключений из правил, упражнений и ключей к ним, группировку правил, примеров, исключений из правил в блок-схемы, размещение блок-схем, упражнений и ключей к ним на носителе информации, например в учебном пособии, для чего правила, примеры, исключения из правил размещают в блок-схемах с учетом психологических механизмов восприятия, для этого блок-схемы по каждой теме выполняют с включением в них правил, относящихся непосредственно к теме, при этом общие части правил каждой блок-схемы выделяют в самостоятельные элементы, частные случаи применения правил и сопутствующие правила выносят в примечания, которые размещают в нижней части схем, блок-схемы с правилами и примечаниями размещают на одном носителе информации, а упражнения и ключи к ним на втором, в качестве носителей информации используют, например, книги, количество однотипных элементов на одной схеме не превышает число Миллера, причем текст в блок-схемах размещают по горизонтали, правила и примеры к ним в отдельных элементах блок-схем представляют без разделителей, правила формулируют в повелительном наклонении без отрицания, правила, примеры, исключения из правил и примечания в блок-схемах изображают единообразно с использованием разных типов шрифтов и их сочетаний, а рамки каждого элемента блок-схемы выполняют со скругленными углами. Сущность изобретения заключается в следующем. Для устранения недостатков известного способа в заявляемом способе обучения операции изучения и заучивания путем произвольного запоминания правил орфографии и пунктуации замещают операцией ориентировки обучаемого на так называемую ориентировочную основу действий [5-7,9,11,13,19], размещенную на носителе информации, например в учебном пособии. По ней обучаемый ориентируется, что, как и в какой последовательности надо сделать, чтобы написать слово правильно или поставить нужный знак препинания. Теперь обучаемый сразу без заучивания правил приступает к выполнению письменных упражнений с использованием ориентировочной основы действий. В процессе ориентировки он бегло прочитывает правила, примеры к ним, исключения из правил и примечания и записывает слово из упражнения правильно или правильно ставит знак препинания. В ходе выполнения упражнения в результате многократного прочитывания правил срабатывает психологический механизм непроизвольного запоминания [3,9,19], в результате чего правила запоминаются. Одновременно с этим, поскольку усвоение правил происходит в процессе письменной речевой деятельности, вырабатываются умения и навыки применения этих правил на практике [5- 7,9,11,13,19] , происходит быстрое образование устойчивого динамического стереотипа грамотного письма. Одним из основных психологических факторов, оказывающих существенное влияние на качество обучения, является мотивация [3,5-7,9,11,13,19]. Формирование положительной мотивации на обучение в заявляемом способе осуществляется следующим образом. Первое упражнение обучаемый выполняет без опоры на ориентировочную основу действий для оценки исходного уровня знаний по изучаемой теме. Формирование положительной мотивации на обучение происходит в результате быстрого прогресса в приобретении знаний, умений и навыков грамотного письма, проявляющегося при выполнении последующих упражнений с опорой на ориентировочную основу действий [19], на фоне, как правило, низких оценок исходного уровня знаний. Второе и последующие письменные упражнения обучаемый выполняет с опорой на ориентировочную основу действий. По мере формирования знаний путем непроизвольного запоминания правил и формирования умений и навыков их применения на практике обучаемый скоро начинает замечать, что все реже обращается к ориентировочной основе действий. Поэтому при выполнении третьего и последующих упражнений обучаемый выполняет операцию ориентировки по мере необходимости. Обучение по теме можно считать законченным, когда очередное упражнение обучаемый выполнит без опоры на ориентировочную основу действий и без ошибок. Таким образом, в совокупность существенных признаков, отличающих заявляемый способ обучения от известного, входят: выполнение упражнений по ориентировочной основе действий, которую используют при выполнении второго и последующих письменных упражнений; при выполнении третьего и последующих упражнений ориентировочную основу действий используют при невозможности правильного выполнения очередного упражнения. Наличие этих признаков, отличающих заявляемый способ обучения от известного, свидетельствует о том, что заявляемое решение соответствует критерию "новизна". В научно-технической литературе не обнаружен "Способ обучения письменной речевой деятельности" с такой совокупностью признаков. Следовательно, заявляемое решение соответствует критерию "изобретательский уровень". В заявляемом способе построения учебного пособия недостатки, присущие известному способу, устранены за счет следующей совокупности существенных отличительных признаков:
правила, примеры, исключения из правил в блок-схемах размещают с учетом психологических механизмов восприятия, для чего блок-схемы по каждой теме выполняют с включением в них правил, относящихся непосредственно к теме;
общие части правил каждой блок-схемы выделяют в самостоятельные элементы;
частные случаи применения правил и сопутствующие правила выносят в примечания, которые размещают в нижней части схем;
блок-схемы с правилами и примечаниями размещают на одном носителе информации, а упражнения и ключи к ним на втором, в качестве носителей информации используют, например, книги;
количество однотипных элементов на одной схеме не превышает число Миллера;
текст в блок-схемах размещают по горизонтали;
правила и примеры к ним в отдельных элементах блок-схем представляют без разделителей;
правила формулируют в повелительном наклонении без отрицания;
правила, примеры, исключения из правил и примечания в блок-схемах изображают единообразно с использованием разных типов шрифтов и их сочетаний;
рамки каждого элемента блок-схемы выполняют со скругленными углами. Размещение упражнений и ключей к ним на втором носителе информации (во второй книге) обеспечивает максимальное удобство одновременной работы с правилами, размещенными на первом носителе информации, поскольку операции ориентировки обучаемый выполняет в процессе выполнения упражнений. Заявляемое решение соответствует критерию "новизна", поскольку имеются признаки, отличающие заявляемый способ построения учебного пособия от известного способа. Дополнительный положительный эффект от применения такого способа построения учебного пособия при его выполнении на бумажном носителе заключается в экономии бумаги и соответственно уменьшении стоимости за счет того, что объем теоретической части примерно в два раза меньше, чем у известных учебных пособий. На фиг. 1-3 представлены примеры построения заявляемым способом блок-схем ориентировочной основы действий учебного пособия: по правильному написанию суффиксов глаголов - фиг.1, употреблению мягкого знака - фиг.2, постановке тире - фиг.3. Во всех блок-схемах текст размещен по горизонтали, в элементы блок-схем включены правила, только непосредственно относящиеся к изучаемой теме, правила и примеры к ним выполнены в единых элементах блок-схем без разделителей. Каждая блок-схема начинается с заголовка, в котором раскрывается название изучаемой темы. Ниже заголовка начинается построение блок-схемы, по которой обучаемый ориентируется, как правильно написать слово или поставить нужный знак препинания. В начале каждой блок-схемы располагают один или несколько элементов, в котором указывают конечную цель действия или несколько целей. На фиг.1 две цели действия: какой суффикс писать у глагола прошедшего времени -ОВА-(-ЕВА-) или -ЫВА-(-ИВА-) - первая цель; какую гласную поставить перед суффиксом глагола - вторая цель. На фиг.2 цель действия - правильная постановка ь, на фиг.3 - постановка тире. На фиг. 1 одна общая часть правил выделена в самостоятельный элемент, в котором в повелительном наклонении предписано поставить глагол в форму 1 лица единственного числа настоящего или будущего времени. На фиг.2 в самостоятельные элементы выделены три общих части правил: общая часть для двух элементов блок-схемы, в которой записано "употребляйте для обозначения мягкости согласного звука"; общая часть для пяти элементов блок-схемы, в которой записано "пишите после шипящих в конце"; общая часть для трех элементов блок-схемы, в которой записано "глаголов". На фиг.1 количество однотипных функциональных элементов равно 7, на фиг.2 - 7, на фиг.3 - 5, т.е. не превышает число Миллера. Во всех блок-схемах фиг.1-3 осуществлено единообразное шрифтовое выделение. На фиг.2 в первое примечание вынесен частный случай, в котором ь не ставится, причем для исключения отрицания в примечании записано: "...всегда пишите без ь", а не "...не ставьте ь". По такому же принципу во втором примечании записано: "Пишите без ь...". Во второе примечание вынесено сопутствующее правило. Примечания, раскрывающие частный случай и сопутствующее правило, размещены в нижней части блок- схемы. Примеры в элементах блок-схем не отделены от правил. Элементы блок-схем заключены в рамки со скругленными углами. Возможность осуществления изобретения подтверждается следующим. Примеры построения ориентирующей основы действий для построения блок-схем учебного пособия заявляемым способом, приведенные выше, показывают, что для их построения используются общеизвестные операции. Способ обучения с опорой на блок-схемы учебного пособия осуществляется следующим образом. На первом занятии преподаватель подробно рассказывает учащимся, как работать со схемами нового учебного пособия. Далее преподаватель не объясняет новый или повторяемый материал, а обучаемые сразу приступают к практической деятельности. Это позволяет сэкономить до 25% учебного времени и использовать его для выполнения большего числа упражнений. Для оценки исходного уровня знаний по теме первое упражнение учащиеся выполняют без использования учебного пособия. Это необходимо для формирования положительной мотивации на обучение путем наглядной демонстрации успехов, достигаемых при выполнении последующих упражнений, в сравнении с исходным уровнем. Второе упражнение обучаемые выполняют с использованием схем учебного пособия. Для этого они открывают нужную блок-схему пособия, ищут в ней правило, в соответствии с которым следует написать слово или поставить знак препинания, записывают слово правильно или ставят нужный знак препинания, переходят к выполнению следующего задания упражнения и т.д. Таким образом, каждый раз перед выполнением действия обучаемые заглядывают в блок-схемы, бегло прочитывают правила и выполняют действие правильно в соответствии с указаниями, представленными на схемах. При этом преподаватель дает индивидуальные консультации тем, у кого возникают вопросы. Третье и последующие упражнения обучаемые выполняют с опорой на схемы учебного пособия, но уже без консультаций преподавателя. Это приучает их к самостоятельной работе. По мере выполнения все большего числа упражнений обучаемые все реже заглядывают в схемы, так как в процессе деятельности происходит непроизвольное запоминание правил и формируется устойчивый динамический стереотип грамотного письма. Решение задачи повышения эффективности обучения письменной речевой деятельности при осуществлении изобретения подтверждается экспериментальным обучением около 500 человек [19], показавшим снижение числа ошибок в среднем в 8 раз по сравнению с исходным уровнем. Дополнительный положительный эффект от использования изобретения заключается в [19]:
экономии до 25% учебного времени, ранее используемого преподавателем для объяснения изучаемого (повторяемого) теоретического материала, и экономии до 50% времени при выполнении домашних заданий, которое ранее использовалось для заучивании правил, а теперь может использоваться для выполнения дополнительных письменных упражнений;
реализации в практике преподавания индивидуального подхода к обучению, поскольку преподаватель при выполнении второго письменного задания, когда обучаемые первый раз используют ориентировочную основу действий по данной теме, дает индивидуальные консультации лишь тем, у кого возникли трудности;
привитии навыка самостоятельной работы в процессе самостоятельного использования ориентировочной основы действий;
формировании положительной мотивации на обучение путем наглядной демонстрации быстро достигаемых успехов на фоне, как правило, невысоких оценок исходного уровня знаний, получаемых при выполнении первого упражнения без опоры на ориентировочную основу действий.
Класс G09B19/00 Средства обучения, не отнесенные к другим группам этого подкласса