способ лечения нарушений зрительного восприятия при задержках психоневрологического развития у детей и устройство для его осуществления
Классы МПК: | A61N5/06 с использованием света |
Автор(ы): | Скворцов Игорь Арнольдович, Осипенко Татьяна Николаевна, Барышников Александр Андреевич |
Патентообладатель(и): | Скворцов Игорь Арнольдович, Осипенко Татьяна Николаевна, Барышников Александр Андреевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-01-05 публикация патента:
20.05.1998 |
Изобретение относится к медицине, а именно к терапии нарушений зрительного восприятия у детей при задержках психоневрологического развития, например, связанных с перинатальным поражением центральной нервной системы. Способ позволяет повысить эффективность лечения. Для этого у детей путем зрительной стимуляции с использованием включения и выключения источника света зрительную стимуляцию проводят в условиях внешней освещенности в диапазоне 0 ...2 лк в два этапа, при этом на первом этапе проводят от 2-х до 15-ти ежедневных сеансов, заключающихся в стимуляции сериями периодических включений и выключений неподвижного источника света, производя в каждой серии первого сеанса от 10 до 30 включений (выключений) на время от 1 - 2 до 4 - 5 с и от 20 до 100 включений (выключений) на указанное время в каждой серии последнего сеанса, увеличивая количество включений - выключений от первого сеанса к последнему, а на втором этапе проводят от 10 до 30 ежедневных сеансов, заключающихся в стимуляции сериями периодических перемещений в горизонтальном направлении справа налево и слева направо периодически включающегося (выключающегося) на 1 ... 3 с источника света, с продолжительностью каждой серии от 2-х до 10 мин при увеличении продолжительности серий от первого сеанса к последнему. Указанный технический результат достигается тем, что устройство для лечения нарушений зрительного восприятия при задержках психоневрологического развития у детей, содержащее источник света 6, соединенный с коммутирующим ключом 7, дополнительно содержит генератор импульсов 1, преобразователь 2 последовательности импульсов в позиционный код, блок 3 управления направлением преобразования, преобразователь 4 позиционного кода в линейное перемещение источника света и коммутатор 5 с соответствующими связями. 2 с. и 2 з. п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Способ лечения нарушений зрительного восприятия при задержках психоневрологического развития у детей, включающий стимуляцию зрительного анализатора световыми стимулами в режиме периодического включения и выключения источника света, отличающийся тем, что стимуляцию осуществляют в условиях внешнего освещения 0 - 2 лк, курс лечения включает два этапа: на первом этапе проводят 2 - 15 ежедневных сеансов, на первом сеансе стимуляцию осуществляют сериями стимулов, содержащими 10 - 30 включений и выключений на 1 - 2, 4 - 5 с неподвижного источника света с постепенным увеличением количества стимулов в серии 20 - 100 при стимуляции на последующих сеансах; на втором этапе лечения проводят 10 - 30 ежедневных сеансов, стимуляцию осуществляют сериями стимулов с включением и выключением источника света на 1 - 3 с при перемещении источника стимуляции в горизонтальном направлении справа налево и слева направо с продолжительностью каждой серии 2 - 10 мин при увеличении продолжительности серий от первого к последнему сеансу. 2. Устройство для лечения нарушений зрительного восприятия при задержках психоневрологического развития у детей, содержащее источник света, соединенный с коммутирующим ключом, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит генератор импульсов, выполненный с возможностью изменения частоты следования импульсов, преобразователь последовательности импульсов в позиционный код, блок управления направлением преобразования последовательности импульсов в позиционный код, преобразователь позиционного кода в линейное перемещение источника света и коммутатор, при этом преобразователь позиционного кода в линейное перемещение источника света выполнен в виде источника света, соединенного с коммутирующим ключом и размещенного в центре линейно расположенных дополнительных источников света, соединенных с дополнительными коммутирующими ключами, а коммутатор выполнен в виде переключателя с четырьмя группами контактов, каждая из которых содержит подвижный и неподвижные контакты, при этом подвижный контакт первой группы контактов соединен с входом разрешения работы преобразователя последовательности импульсов в позиционный код, неподвижные контакты первой группы контактов соединены соответственно с шинами логических уровней запрета и разрешения работы преобразователя последовательности импульсов в позиционный код, подвижный контакт второй группы контактов соединен с входом управления коммутирующим ключом преобразователя позиционного кода в линейное перемещение источника света, неподвижные контакты второй группы контактов соединены соответственно с входом генератора импульсов и с выходом центральной позиции кода преобразователя последовательности импульсов в позиционный код, подвижные контакты третьей и четвертой групп контактов коммутатора соединены соответственно с первым и вторым входами управления блока управления направлением преобразования последовательности импульсов в позиционный код, а неподвижные контакты третьей и четвертой групп контактов - соответственно с выходами позиций кода, симметрично отстоящих от центральной позиции кода преобразователя последовательности импульсов в позиционный код, при этом выходы позиций кода преобразователя последовательности импульсов в последовательности импульсов в позиционный код, кроме выхода центральной позиции, соединены соответственно с входами управления дополнительными коммутирующими ключами преобразователя позиционного кода в линейное перемещение источника света, вход блока управления направлением преобразования последовательности импульсов в позиционный код соединен с выходом генератора импульсов, а его выходы - соответственно с входами прямого и обратного направления преобразования преобразователя последовательности импульсов в позиционный код. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что генератор импульсов выполнен с возможностью изменения частоты импульсов от 1,5 до 0,1 Гц. 4. Устройство по пп.2 и 3, отличающееся тем, что выход генератора импульсов соединен с неподвижным контактом второй группы контактов коммутатора через элемент совпадения, второй вход которого соединен с подвижным контактом первой группы контактов коммутатора.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, а именно к способам лечения с помощью светолучевой терапии нарушений зрительного восприятия у детей при задержках психоневрологического развития, например, связанных с перинатальным поражением центральной нервной системы. Известен способ лечения нарушений зрительного восприятия пи задержках психоневрологического развития у детей, заключающийся в зрительной стимуляции с использованием включения и выключения источника света (бытового фонарика) в темной комнате с одновременной вербальной стимуляцией путем произнесения слов: "это свет" [1]. Однако, как показала практика, данный способ не имеет достаточно больших возможностей и не обладает достаточной эффективностью лечения, так как не обеспечивает требуемых режимов стимуляции, например, таких как периодичность включения и выключения источника света, оптимальное число таких включений во время одной серии включений, число ежедневных сеансов, а также не обеспечивает указанные режимы стимуляции во время перемещения источника света, что не позволяет с достаточной степенью эффективности лечить у детей нарушения зрительного восприятия при задержках психоневрологического развития у детей. Известно устройство для лечения нарушений зрительного восприятия при задержках психоневрологического развития у детей, представляющее автономный источник света, управляемый ручным коммутирующим ключом, например кнопкой (бытовой фонарик) [1]. Недостатком известного устройства является использование в нем ручной манипуляции источником "мерцающего" света, не позволяющим в требуемых пределах стабилизировать время включения и выключения источника света в режиме неподвижной "мерцающей" световой точки, а также не позволяющим осуществить в режиме подвижной "мерцающей" световой точки равномерное перемещение равномерно "мерцающего" источника света в горизонтальном направлении. Указанные режимы необходимы для эффективного лечения, например, в первом режиме, нарушений при частичной атрофии зрительного нерва "от бездействия", а во втором режиме нарушений при снижении активности фиксации взора на движущемся предмете, а также дефиците внимания к зрительному стимулу. Техническим результатом, на который направлены оба объекта изобретения, является повышение эффективности лечения. Указанный технический результат по первому объекту достигается тем, что в способе лечения нарушений зрительного восприятия при задержках психоневрологического развития у детей путем зрительной стимуляции с использованием включения и выключения источника света зрительную стимуляцию проводят в условиях внешней освещенности в диапазоне 0...2 лк в два этапа, при этом на первом этапе проводят от 2-х до 15-ти ежедневных сеансов, заключающихся в стимуляции сериями периодических включений и выключений неподвижного источника света, производя в каждой серии первого сеанса от 10 до 30 включений (выключений) на время от 1-2 до 4-5 с и от 20 до 100 включений (выключений) на указанное время в каждой серии последнего сеанса, увеличивая количество включений-выключений от первого сеанса к последнему, а на втором этапе проводят от 10 до 30 ежедневных сеансов, заключающихся в стимуляции сериями периодических перемещений в горизонтальном направлении справа налево и слева направо периодически включающегося (выключающегося) на 1...3 с источника света, с продолжительностью каждой серии от 2-х до 10 мин при увеличении продолжительности серий от первого сеанса к последнему. Указанный технический результат по второму объекту изобретения достигается тем, что устройство для лечения нарушений зрительного восприятия при задержках психоневрологического развития у детей, содержащее источник света, соединенный с коммутирующим ключом, дополнительно содержит генератор импульсов, выполненный с возможностью изменения частоты следования импульсов, преобразователь последовательности импульсов в позиционный код, блок управления направлением преобразования последовательности импульсов в позиционный код, преобразователь позиционного кода в линейное перемещение источника света и коммутатор, при этом преобразователь позиционного кода в линейное перемещение источника света выполнен в виде источника света, соединенного с коммутирующим ключом и размещенного в центре линейно расположенных дополнительных источников света, соединенных с дополнительными коммутирующими ключами, а коммутатор выполнен в виде переключателя с четырьмя группами контактов, каждая из которых содержит подвижный и неподвижные контакты, при этом подвижный контакт первой группы контактов соединен со входом разрешения работы преобразователя последовательности импульсов в позиционный код, неподвижные контакты первой группы контактов соединены соответственно с шинами логических уровней запрета и разрешения работы преобразователя последовательности импульсов в позиционный код, подвижный контакт второй группы контактов соединен со входом управления коммутирующим ключом преобразователя позиционного кода в линейное перемещение источника света, неподвижные контакты второй группы контактов соединены соответственно с одним из выходов генератора импульсов и с выходом центральной позиции кода преобразователя последовательности импульсов в позиционный код, подвижные контакты третьей и четвертой групп контактов коммутатора соединены соответственно с первым и вторым входами управления блока управления направлением преобразования последовательности импульсов в позиционный код, а неподвижные контакты третьей и четвертой групп контактов - соответственно с выходами позиций кода, симметрично отстоящих от центральной позиции кода преобразователя последовательности импульсов в позиционный код, при этом выходы позиций кода преобразователя последовательности импульсов в позиционный код, кроме выхода центральной позиции, соединены соответственно со входами управления дополнительными коммутирующими ключами преобразователя позиционного кода в линейное перемещение источника света, вход блока управления направлением преобразования последовательности импульсов в позиционный код соединен с одним из выходов генератора импульсов, а его выходы - соответственно со входами прямого и обратного направления преобразования преобразователя последовательности импульсов в позиционный код. Указанный технический результат по второму объекту достигается также тем, что генератор импульсов устройства выполнен с возможностью изменения частоты импульсов от 1,5 Гц до 0,1 Гц, а также тем, что выход генератора импульсов соединен с неподвижным контактом второй группы контактов коммутатора через элемент совпадения, второй вход которого соединен с подвижным контактом первой группы контактов коммутатора. В основу предлагаемого способа лечения положен тот факт, что недостаточность рецепторной информации у ребенка, например, в случаях биологического, социального неблагополучия, обуславливающая неполноценность дальнейшего развития как корковых зрительных клеток, так и всего анализатора в целом, как самостоятельной функциональной системы, можно скомпенсировать в более поздние сроки, если реанимировать процесс развития корковых зрительных клеток путем форсированной бомбардировки коры афферентными сигналами от рецепторов сетчатки. Проводимая для этого зрительная стимуляция, при соблюдении определенных режимов стимуляции и последовательности действий, позволяет лечить детей с врожденными нарушениями зрительного гнозиса, вплоть до полной слепоты, а также детей с различным аномальным развитием мозга по типу задержек развития высших психических функций. Экспериментально установлено, что эффективность лечения достигается при проведении зрительной стимуляции в темном помещении, при условии внешней освещенности в пределах 0...2 л. При этом наилучшие результаты при лечении достигаются при периодическом включении и выключении источников света, причем время каждого включения (выключения) и их количество в каждой серии включений-выключений, указанные в формуле изобретения, также подобраны экспериментально, исходя из требований достижения необходимой эффективности лечения, которая достигается при условии проведения необходимого количества, приведенного в формуле изобретения, сеансом лечения, причем конкретное число сеансов выбирается с учетом тяжести нарушений и способности к реабилитации. Также установлено, что при проведении стимуляции в условиях и при режимах, отличных от указанных в формуле изобретения, не удается достичь названного выше технического результата. Предложенный способ осуществляется в два этапа следующим образом. Все сеансы зрительной стимуляции на обоих этапах проводят в темной комнате с уровнем освещенности не более 2-х лк. При этом, на первом этапе восстанавливают функцию фиксации взора, для чего проводят сеанс стимуляции неподвижным "мерцающим" источником света, расположенным напротив глаз ребенка, периодически включая и выключая источник света. Время включения (выключения) выбирают равным 1. ..5 с, при этом возможна дополнительная вербальная стимуляция, для чего вслух произносят слова: "это свет". Один сеанс состоит из серии таких включений-выключений, количество которых в серии от 10 до 30 во время первого сеанса, причем в день проводится до трех серий таких включений-выключений. Количество сеансов выбирается равным от 2-х до 15-ти, в зависимости от тяжести нарушений. При этом количество включений-выключений в серии увеличивается от сеанса к сеансу (и, следовательно, увеличивается продолжительность стимуляции во время одного сеанса). Во время последнего сеанса количество включений-выключений в одной серии может быть от 20 до 100 в зависимости от тяжести нарушения и от скорости реабилитации. На II-этапе осуществляют восстановление функции движения взора. Для этого в такой же темной комнате располагают напротив глаз ребенка, перемещающийся в линейном направлении, слева направо и затем, справа налево "мерцающий" источник света. При этом источник света "мерцает", т.е. включается периодически на время 1...3 с и выключается примерно на такое же время, осуществляя свое перемещение слева направо и справа налево также периодически, что способствует более четкому восприятию его корковыми зрительными клетками. При этом ежедневный сеанс стимуляции на втором этапе также состоит из проводимой от одного до трех раз в день серии периодических движений "мерцающего" источника света, с продолжительностью серии от 2-х до 10 мин. Количество сеансов выбирают от 10 до 30, в зависимости от тяжести нарушений и скорости реабилитации, при этом продолжительность серии периодических перемещений "мерцающего" источника света постепенно увеличивают от сеанса к сеансу. Предложенный способ лечения осуществляется с помощью специально разработанного для этого устройства, приведенного во втором пункте формулы изобретения. Функциональная схема этого устройства приведена на фиг.1. На фиг. 2 приведен один из вариантов принципиальной электрической схемы. Устройство для лечения нарушений зрительного восприятия при задержках психоневрологического развития у детей содержит (см. фиг. 1):1 - генератор импульсов;
2 - преобразователь последовательности импульсов в позиционный код;
3 - блок управления направлением преобразования последовательности импульсов в позиционный код;
4 - преобразователь позиционного кода в линейное перемещение источника света;
5 - коммутатор;
6 - источник света;
7 - коммутирующий ключ;
8 - дополнительные источники света;
9 - дополнительные коммутирующие ключи;
10. . . 13 - соответственно первая, вторая, третья и четвертая группы контактов коммутатора;
14 - элемент совпадения;
15 - выход генератора импульсов 1;
16 - вход блока 3 управления направлением преобразования;
17 - выходы блока 3 управления направлением преобразования;
18 - входы прямого и обратного направления преобразования преобразователя 2 последовательности импульсов в позиционный код;
19 - выходы позиций кода преобразователя 2;
20 - выход центральной позиции кода преобразователя 2;
21 - входы управления дополнительными коммутирующими ключами 9;
22 - вход управления коммутирующим ключом 7;
23 - вход разрешения работы преобразователя 2;
24 - шины логических уровней;
25 - входы управления блока 3 управления направлением преобразования. Выход 15 генератора импульсов 1 соединен со входом 16 блока 3 управления направлением преобразования последовательности импульсов в позиционный код, его выходы 17 соединены соответственно со входами 18 прямого и обратного направления преобразования преобразователя 2 последовательности импульсов в позиционный код, выходы 19 позиций кода которого, кроме выхода 20 центральной позиции, соединены соответственно с входами 21 управления дополнительными коммутирующими ключами 9, соединенными с дополнительными источниками 8 света преобразователя 4 позиционного коды в линейное перемещение источников света. Выход 20 центральной позиции преобразователя 2 последовательности импульсов в позиционный код соединен с одними неподвижными контактами второй группы II контактов коммутатора 5, с другим неподвижным контактом этой группы соединен непосредственно или через элемент 14 совпадения один из выходов генератора импульсов 1, подвижный контакт второй группы II контактов коммутатора 5 соединен с входом 22 управления коммутирующим ключом 7, соединенным с источником света 6. Второй вход элемента 14 совпадения соединен с подвижным контактом первой группы 10 контактов коммутатора 5 и со входом 23 разрешения работы преобразователя 2 последовательности импульсов в позиционный код, а неподвижные контакты этой группы соединены соответственно с шинами 24 логических уровней запрета и разрешения работы преобразователя 2 последовательности импульсов в позиционный код, подвижные контакты третьей группы 12 и четвертой группы 13 контактов коммутатора 5 соединены соответственно с первым и вторым входами 25 управления блока 3 управления направлением преобразования последовательности импульсов в позиционный код, одни неподвижные контактные третьей и четвертой групп 12, 13 контактов соединены соответственно с выходами 19 позиций кода, равноотстоящих от центральной позиции кода, а другие неподвижные контакты третьей и четвертой группы 12, 13 контактов соединены соответственно с выходами первой и последней позиций кода, равноотстоящих от центральной позиции. Устройство для лечения нарушений зрительного восприятия при задержках психоневрологического развития у детей работает следующим образом. С генератора импульсов 1, который может быть выполнен, например, на основе мультивибратора с регулируемой частотой импульсов, импульсы поступают, в первом режиме работы (неподвижного "мерцающего" источника света), через контакты второй группы 11 контактов коммутатора 5 непосредственно на вход 22 управления коммутирующим ключом 7, соединенным с источником света 6 (лампочкой). При этом преобразователь 2 последовательности импульсов в позиционный код заперт по входу 23 разрешения работы соответствующим логическим уровнем, поступающим с соответствующей шины 24 через контакты первой группы 10 контактов коммутатора 5. Импульсы с генератора 1 импульсов могут также поступать на вход 22 управления коммутирующим ключом 7 через элемент совпадения 14, например логический элемент 2И-НЕ, второй вход которого в первом режиме соединен через контакты первой группы 10 контактов с шиной 24 логической единицы. Источник света 6 периодически включается и выключается с требуемой частотой. Экспериментально установлен необходимый ее диапазон: 1,5... 0,1 Гц. Во втором режиме работы (перемещающегося "мерцающего" источника света) коммутатор 5 разрешает работу преобразователя 2 последовательности импульсов в позиционный код, для чего на вход 23 разрешения работы преобразователя 2 подается через контакты коммутатора 5 соответствующий логический уровень. При этом вход 22 управления коммутирующим ключом 7 отсоединяется от генератора 1 импульсов и подсоединяется к выходу 20 центральной позиции позиционного кода преобразователя 2. Импульсы с выхода 15 генератора 1 импульсов поступают через блок 3 управления направлением преобразования на один из кодов 18 преобразователя 2. Преобразователь 2 последовательности импульсов в позиционный код с каждым поступающим импульсом последовательно на своих выходах 19 формирует логические уровни, соответствующие коду данной позиции выхода. Данный преобразователь может быть выполнен на основе реверсивного счетчика с предустановкой в центральный код, соединенного с дешифратором, либо на основе регистров или распределителей с соответствующей логикой, один из возможных вариантов преобразователя 2 приведен на фиг. 2. Изменение направления преобразования, например, путем изменения направлением счета реверсивным счетчиком осуществляется с помощью блока 3 управления направлением преобразования, который может быть выполнен на основе RS-триггера, управляющего логическими вентилями, R-и S-входы которого, являющиеся управляющими входами 25 блока 3, соединены через третью и четвертую группы 12, 13 контактов коммутатора 5 с выходами 19 позиций преобразователя 2, при этом, когда с выхода одной из позиций преобразователя 2 поступит логический уровень, соответствующий данной позиции, триггер переходит в другое состояние, отпирая одним из своих выходов соответствующий логический вентиль, через который импульсы с генератора импульсов 1 начинают поступать на другой вход 18 реверсивного счетчика. Другой вариант блока 3 управления направлением преобразования приведен на фиг. 2. В самом простейшем варианте он может быть реализован на поляризованных реле (с усилителями). При работе устройства в режиме движущегося "мерцающего" источника света, логический уровень, соответствующий данной позиции кода поступает с соответствующего вывода 20 или 19 преобразователя 2 последовательности импульсов в позиционный код на вход 22 управления коммутирующего ключа 7 или на вход 21 соответствующего дополнительного коммутирующего ключа 9, который соответственно включает источник света 6 или дополнительный источник 8 света, при этом с изменением позиции кода изменяется позиция включенного дополнительного источника света 8, что создает эффект перемещения "мерцающего" источника света. С помощью третьей и четвертой групп 12, 13 контактов коммутатора можно изменять длину перемещения источника света, что осуществляется подключением соответствующих выходов 19 позиций кода преобразователя 2 к управляющим входам 25 блока 3 управления направлением преобразования. С помощью оптимизации подключения первой и второй групп 10, 11 контактов соответствующим входам и выходам преобразователей 2, 4 и генератора импульсов 1 удалось осуществить режим возврата источника света в исходное положение при смене режимов работы устройства из режима перемещающегося источника света в режим неподвижного источника света, что необходимо в ряде случаев лечения предложенным способом. При этом группы 10, 11 контактов могут быть с независимым переключением от групп 12, 13 контактов коммутатора 5. Клинический пример 1. Миша Р., 3-х лет, от 6 беременности, протекавшей с угрозой выкидыша, 1 преждевременных родов с ранним излитием околоплодных вод, родился в асфикции. Раннее развитие с задержкой, сидит с 1 г. 1 мес, не ходит. С рождения отмечалась слепота, ребенок не видел предметы, мать и т.д. В клинику поступил с диагнозом ДЦП, спастический тетраперез. Амавроз. Задержка психомоторного развития. Ребенку на фоне медикаментозного лечения проведено с промежутками в 6 мес 5 курсов дистанционной стимуляции зрительного анализатора, из них 1 курс - фонариком, 4 курса - аппаратом - стимулятором зрительного восприятия (СЭВ) по предложенной методике. В промежутках между курсами ежедневная стимуляция зрения фонариком. После 1 курса ребенок стал устойчиво фиксировать взгляд на предметах, после 2 курса - появилось слежение за движущими предметами, яркая эмоциональная реакция на лица, после 3 курса стал зрительно дифференцировать предметы по форме, иногда по цвету, после 4 курса полностью сформировался цветовой гнозис, после 5 курса в 3 г. - на фоне возрастания психической активности и коммуникативной деятельности, становление фразовой речи, зрительное восприятие на уровне узнавания реальных изображений предметов, животных и др., понимания простых сюжетных картинок, конструктивная деятельность с выкладыванием простых конструкций - поезда, моста и др. Курсы лечения с помощью предложенного способа прибором СЭВ показали более эффективное лечение по сравнению с методикой лечения с помощью фонарик. На фиг. 3 представлен динамический профиль развития высших психических функций Миши Р., на фоне лечения. Клинический пример 2. Женя Г., 4-х лет с перинатальным неблагополучием в анемнезе (асфиксия в родах) поступил в клинику в возрасте 3-х лет с диагнозом: ДДП, атонически-астатическая форма. Сходящееся косоглазие. Ранний детский аутизм. В неврологическом статусе задержка двигательных навыков (ребенок не ходит), диффузная мышечная гипотония проксимальных и дистальных отделов конечностей, гипорефлексия, туловищная атаксия, дискоординация в руках и ногах. В психоэмоциональном статусе общее речевое недоразвитие, аутистические проявления в поведении, вычурный характер игры. Ребенку проведено 4 курса стимуляции зрительного анализатора по предложенному способу аппаратом СЭВ на фоне медикаментозной терапии, с промежутками в 3 мес. После I курса лечения наряду с положительной динамикой в двигательной сфере наступил прорыв аутизма, эгоцентричности речи, появилась экспрессивная речь (отдельные слова); социальное поведение имело позитивную динамику - обращается с вопросами и отвечает социальными сигналами. После II курса терапии стал говорить сам с собой, появилась реакция "глаза в глаза", интерес к игрушкам. После III курса лечения ребенок самостоятельно ходит, адекватно ориентируется в быту, расширился социальный контакт, появились реакции подражания, улучшилась экспрессивная и импрессивная речь (понимает как бытовые, так и сложные конструкции слов - частично заполняет доску Сегена по словесной конструкции, расширился словарный запас, улучшилось произношение ряда звуков). После 4 курса ребенок значительно продвинулся в развитии моторных и речевых навыков, формировании эмоций. Стал вступать в примитивную игру, проявляет большую активность в требованиях и собственных действиях, имеет полный контакт с матерью, проявляет интерес и коммуникабельность с окружающими. У мальчика практически нивелировалось косоглазие (фиг. 4). Клинический пример 3. Саша Б., 1986 г. рождения от 1 беременности у женщины 38 лет, имеющей в периоде беременности СВЧ-вредность. Отец ребенка - инженер алюминиевого завода, имеет вредность на производстве - высокую концентрацию фтора в воздухе. Беременность протекала с угрозой выкидыша и нефропатией. Роды со слабостью родовой деятельности, осложненные асфиксией плода. Ребенок развивался с грубым отставанием от возраста: головку начал держать с 1,5 лет, сидеть - в 4 г, с рождения у ребенка - судорожный синдром. При поступлении в клинику в возрасте 3 лет диагноз : ДЦП, смешанной этнологии, атонически-астатическая форма. Грубое психомоторное недоразвитие. Амавроз. Эписиндром. В психоневрологическом статусе при поступлении: отсутствие контакта с ребенком, нет фиксации взгляда, ничем не интересуется, не знает мать ни визуально, ни по голосу, пальцы рук паратичны, выраженная мышечная гипотония, сухожильная гипорефлексия, не держит голову, не сидит, не ходит. В течение 6 мес ребенку купировали эписиндром при воздействии адекватной антиконвульсантной терапии. Всего проведено 8 курсов стимуляции зрительного восприятия по предложенному способу аппаратом СЭВ на фоне медикоментозной стимулирующей терапии (между курсами - стимуляция ЗВ-фонариком). После каждого курса лечения ребенка давал "скачок" в развитии. Появились реакция на окружающих, фиксация взора, затем движение взора за предметами, игрушками, показывание предмета на картинках, понимание речи; экспрессивная речь до уровня лепетной, пытается произносить отдельные слова, сортирует предметы по размеру, форме, цвету и количеству; мелкая моторика в стадии формирования: помогает одевать носки, туфли, выкладывает пирамидку; ребенок стал активно участвовать в играх, любит слушать музыку, пританцовывает, на слух узнает по шагам мать. В двигательной сфере отмечается также положительные сдвиги: стал жевать, хорошо сидит, активно ползает, ходит уверенно с поддержкой за одну ручку, пытается ходит самостоятельно, но самостоятельно не стоит, стоит при поддержке ввиду наличия у ребенка туловищной атаксии (фиг. 5). Таким образом, стимуляция зрительного анализатора аппаратом СЭВ имеет большие возможности при коррекции зрительной, эмоциональной и общей психомоторной недостаточности у детей.
Класс A61N5/06 с использованием света