Изобретение относится к учебным приборам по ботанике, предназначенным для проведения лабораторных работ, и может быть использовано в вузах и средних школах в ходе изучения явления геотропизма. Сущность предлагаемого способа заключается в том, что в известном способе изучения влияния физического фактора на развитие биологических объектов, включающем наблюдение за развитием биологических объектов, помещенных в сосуд с питательной средой, в условиях воздействия земного притяжения, сосуд вращают относительно вертикальной оси, а биологические объекты располагают в прозрачной питательной среде симметрично относительно оси вращения. 3 ил.
Способ изучения влияния физического фактора на развитие биологических объектов, включающий наблюдение за развитием биологических объектов, помещенных в сосуд с питательной средой, в условиях воздействия земного притяжения, отличающийся тем, что сосуд вращают относительно вертикальной оси, а биологические объекты располагают в прозрачной питательной среде симметрично относительно оси вращения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к учебным приборам по биологии, предназначенным для проведения лабораторных работ, и может быть использовано в вузах и средних школах в ходе излучения явления геотропизма. Известен способ изучения влияния физического фактора на развитие биологических объектов, включающий наблюдение за развитием биологических объектов, помещенных во вращающийся сосуд с питательной средой, в условиях воздействия земного притяжения [1] - прототип. Недостатком известного способа является ограниченность возможностей демонстрации влияния физических факторов на развитие биологических объектов. Сущность предлагаемого способа заключается в том, что в известном способе излучения влияния физического фактора на развитие биологических объектов, включающем наблюдение за развитием биологических объектов, помещенных во вращающийся сосуд с питательной средой, в условиях воздействия земного притяжения, сосуд вращают относительно вертикальной оси, а биологические объекты располагают в прозрачной среде симметрично относительно оси вращения. На фиг. 1 приведена схема устройства, предназначенного для реализации предлагаемого способа; на фиг. 2 - схема роста биологических объектов при одновременном действии на них силы притяжения к Земле и силы инерции; на фиг. 3 - пример реализации предлагаемого способа на проростках ячменя. Устройство содержит электродвигатель 1, на вертикально расположенный вал которого насажен сосуд 2 с прозрачной питательной средой 3. В среду 3 симметрично на расстояниях r1, r2 и т.д. помещают биологические объекты 4. Способ реализуется включением электродвигателя в сеть и последующим наблюдением за поведением биологических объектов. В качестве биологических объектов нами выбраны проросшие зерна ячменя. При вращении биологических объектов вокруг вертикальной оси действие силы притяжения к Земле сохраняется таким же, каким оно было до вращения и одинаковым для всех объектов. При вращении возникают равные по величине центробежные силы инерции (F1= m2r1; F2= m2r2) , направленные перпендикулярно оси вращения в противоположную от нее сторону (см. фиг. 2). При действии одной силы притяжения к Земле растущие стебли 5 проявляют отрицательный геотропизм, т.е. растут вверх, а их корни 6 обнаруживают положительный геотропизм - растут вниз (центральное растение на фиг. 2). Действие центробежной силы проявляется следующим образом: чем ее величина больше, тем угол отклонения оси роста растений от вертикальной оси больше (фиг. 2). Прозрачная питательная среда 3 позволяет наблюдать за аналогичным поведением корней 6. Таким образом, реализация предлагаемого способа позволяет продемонстрировать влияние на рост растений не только со стороны силы притяжения к Земле, но и центробежной силы инерции, причем характер действия последней аналогичен действию силы тяготения Земли. Это означает, что предлагаемый способ обладает более высокими демонстрационными возможностями по сравнению с прототипом. Пример реализации предлагаемого способа, приведенный на фиг. 3, полностью подтверждает приведенные выше рассуждения. Очевидно, что в качестве биологических объектов могут быть выбраны не только растения, но и различные микроорганизмы, животные и т.п. Предлагаемый способ можно использовать в вузовских и школьных курсах биологии для показа влияния физических факторов на биологические процессы. Литература. 1. Якушкина Н.И. Физиология растений. - М.: Просвещение, 1980, с. 264 - 265 - прототип.