устройство для сцепки тягача с машиной
Классы МПК: | B60D1/26 для дистанционного управления, например для расцепления B62D49/00 Тягачи |
Автор(ы): | Ковалев Владислав Петрович, Ковалев Сергей Владиславович, Старостин Михаил Михайлович |
Патентообладатель(и): | Ковалев Владислав Петрович, Ковалев Сергей Владиславович, Старостин Михаил Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-03-05 публикация патента:
10.06.1998 |
Изобретение предназначено для соединения тягача с буксируемым объектом без выхода экипажей из машин в зонах обстрела, заражений и пожаров. Устройство содержит соединенные одними концами с корпусом тягача буксирные тросы 10 и 12 и установленные на корпусе тягача 1 сошник 4 и тяговую лебедку 14, на сошнике закреплен рычаг 6 с установленным на нем блоком полиспаста, на концах рычага размещены захваты 7 и 11 для буксирных тросов, каждый захват в нижней части имеет сквозной продольный паз, внутри захвата размещен зажим 9 петли другого конца троса с возможностью фиксации, перемещения вдоль продольной оси и поворота вокруг этой оси. Освобождение тросов из захватов происходит после сцепки и натягивания тросов за счет различия в размерах паза, диаметра зажима и троса. Для увеличения тягового усилия концы тросов соединены с крюками полиспаста. 6 з.п.ф-лы, 3 ил,
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Устройство для сцепки тягача с машиной, содержащее соединенные одними концами с корпусом тягача буксирные тросы и установленный на корпусе тягача сошник с жестко прикрепленным к нему рычагом, на свободном конце которого закреплены выполненные с сквозными продольными пазами для буксирных тросов захваты, разнесенные по ширине рычага на расстоянии, превышающем ширину петли троса, а по длине рычага - на расстоянии, меньшем длины петли троса, внутри захватов размещены зажимы для соответствующих концов троса, а ширина каждого захвата превышает диаметр троса и меньше диаметра зажима, отличающееся тем, что средние части тросов закреплены на корпусе тягача посредством разрушающихся элементов, срабатывающих при натяжении тросов, а размещенные внутри захватов зажимы установлены с возможностью перемещения вдоль продольной оси соответствующего захвата, поворота вокруг этой оси и фиксации в требуемом положении. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на каждом тросе закреплено взрывчатое вещество, соединенное проводником с внутренней частью тягача. 3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что оно снабжено установленными на корпусе тягача тяговой лебедкой с блоком полиспаста и емкостью с чистящими веществами. 4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что блок полиспаста закреплен на корпусе тягача за счет разрушающихся элементов, срабатывающих при натяжении тросов. 5. Устройство по п.3, отличающееся тем, что блок полиспаста закреплен на корпусе тягача с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях. 6. Устройство по пп. 1 - 3, 4 или 5, отличающееся тем, что на рычаге закреплен шланг, второй конец которого соединен с емкостью для чистящих веществ. 7. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что к передней части зажима прикреплен буксирный крюк с подпружиненной защелкой зева.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гусеничной и колесной технике, а более конкретно - к тягачам и может быть использовано для соединения тягача и буксируемого объекта без выхода экипажей из машин в зонах обстрела, заражений и пожаров. Известно устройство для сцепки бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ) с машиной, содержащей соединенные одними концами с корпусом тягача буксирные тросы и установленные на корпусе тягача сошник и тяговую лебедку с блоком полиспаста [1]. Однако в условиях обстрела, заражений и пожаров выход экипажей из машин невозможен или крайне опасен, что приводит к ранению или гибели людей и потере машин. Кроме того, при невозможности эвакуации машины ее экипаж может погибнуть, а если машина является источником пожара, взрыва или заражения, ущерб увеличивается. Известно и другое устройство для сцепки БРЭМ с машиной без выхода экипажей. Это устройство содержит шарнирно закрепленную на сошнике буксирную штангу, на конце которой установлен вильчатый наконечник для соединения штанги со сцепным устройством эвакуируемой машины. Для точного наведения наконечник соединен тросом с внутренним приводом через отверстие в корпусе БРЭМ [2]. Жесткая буксирная штанга с вильчатым наконечником имеет малую вероятность сцепки на пересеченной местности, а также невозможность применять ее для сцепки с машинами, имеющими различные конструкции буксирных устройств. Тяговые усилия при эвакуации ограничиваются силой тяги по двигателю или сцеплением БРЭМ с грунтом, поэтому нельзя эвакуировать машины с неисправной ходовой частью или застрявшие. При застревании или возгорании эвакуируемой машины жесткий буксир не позволяет от нее освободиться. Буксирование после сцепки передним ходом БРЭМ невозможно. Известно также устройство для сцепки тягача с машиной, содержащее соединенные одними концами с корпусом тягача буксирные тросы и установленный на корпусе тягача сошник с жестко прикрепленным к нему рычагом, на свободном конце которого закреплены выполненные со сквозными продольными пазами для буксирных тросов захваты, разнесенные по ширине рычага на расстояние, превышающее ширину петли троса, а по длине рычага - на расстояние, меньшее длины петли троса, внутри захватов размещены зажимы для соответствующих концов троса, а ширина каждого захвата превышает диаметр троса и меньше диаметра зажима [3]. Недостатком устройства является то, что оно имеет ограниченные показатели надежности, унификации и тяговых усилий. Задачей изобретении является унификация, повышение надежности и тяговых усилий при эвакуации машины из опасных зон без выхода экипажей. Для этого в описываемом устройстве средние части тросов закреплены на корпусе тягача посредством разрушающихся элементов, срабатывающих при натяжении тросов, а размещенные внутри захватов зажимы установлены с возможностью перемещения вдоль продольной оси соответствующего захвата, поворота вокруг этой оси и фиксации в требуемом положении, на каждом тросе может быть закреплено взрывчатое вещество, соединенное проводником с внутренней частью тягача, устройство может быть снабжено установленными на корпусе тягача тяговой лебедкой с блоком полиспаста и емкостью с чистящими веществами, блок полиспаста может быть закреплен на корпусе тягача разрушающимися элементами, срабатывающими при натяжении тросов, блок полиспаста может быть закреплен на корпусе тягача с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях, на рычаге может быть закреплен шланг, второй конец которого соединен с емкостью для чистящих веществ, а к передней части зажима прикреплен буксирный крюк с подпружиненной защелкой зева. На фиг. 1 изображено устройство, вид сверху; на фиг.2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - вариант устройства с использованием лебедки. Лучший вариант осуществления изобретения. Устройство содержит корпус тягача 1, движитель 2, буксирный крюк 3, сошник 4, привод сошника 5, рычаг 6, первый захват 7, стопор захвата 8, зажим 9, первый трос 10, второй захват 11, второй трос 12, разрушающийся элемент 13, трос лебедки 14, блок полиспаста 15, крюк полиспаста 16, емкость 17 для чистящих веществ, шланг 18. В качестве сошника 4, который используется для закрепления машины на грунте при применении тяговой лебедки, может быть использован бульдозерный отвал. Сошник или будьдозерный отвал управляется изнутри тягача. Захваты 7 и 11 служат для размещения в них тросов, соединяющихся с эвакуируемой машиной. Захваты разнесены по ширине рычага на расстояние, превышающее ширину петли троса, а по длине рычага - на расстояние, превышающее длину петли троса. Ширина внутренней части каждого захвата больше диаметра троса, но меньше диаметра зажима. Стопор захвата 8 служит для удержания и фиксации троса в определенных положениях. Зажим 9 предназначен для образования петли или соединения коуша с концом троса. Для увеличения силы сжатия и трения между ветвями троса при образовании петли внутренняя полость зажима для троса выполнена не прямолинейной. Кроме того, он используется для размещения троса в захвате и освобождения от него после сцепки. Для этого захват выполнен с продольным пазом в нижней части, а зажим имеет возможность перемещения вдоль продольной оси в захвате и поворота вокруг этой оси. Разрушающийся элемент 13 предназначен для закрепления полиспаста на рычаге или средней части троса на корпусе и освобождения их после натяжения тросов. В качестве разрушающегося элемента может быть использован, например, средной штифт, срабатывающий при натяжении троса. Кроме того, средняя часть каждого троса может быть закреплена на корпусе или сошнике тягача, например, пружинными зажимами. Блок полиспаста 15 служит для увеличения тягового усилия при эвакуации машины и имеет возможность поворота в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Для очистки и специальной обработки буксирного устройства машины на рычаге закреплен шланг 18, другой конец которого соединен с емкостью 17 для чистящих веществ. Емкость для чистящих веществ 17 может содержать компоненты для чистки, дезактивации и дегазации машины, а также тушения локальных пожаров. В качестве чистящих или огнегасящих веществ могут использоваться, например, выхлопные газы двигателя тягача. Устройство для сцепки тягача с машиной работает следующим образом (фиг.1 и 2). В исходном положении рычаг 6 установлен на сошнике 4 тягача 1, тросы 10 и 12 одними концами соединены с буксирными крюками 3. Зажимы 9, установленные на вторых концах тросов и образующие петли тросов, вставлены в захваты 7 и 11 и закреплены в них стопорами 8. В зависимости от положения буксирных устройств эвакуируемой машины петли устанавливаются горизонтально или вертикально. Средняя часть тросов закреплена на тягаче разрушающимися элементами 13. На тросах закреплено взрывчатое вещество, соединенное проводником с внутренней частью тягача. Тягач подъезжает к эвакуируемой машине и, маневрируя при помощи движителя 2 в горизонтальной плоскости и приводом сошника 5 для перемещения рычага в вертикальной плоскости, петлю первого троса 10 устанавливают в полости зева буксирного крюка эвакуируемой машины и накидывают на крюк. После накидывания петли первого троса тягач начинает движение назад. При этом захват 7 преодолевает усилие стопора 8 и перемещается по зажиму 9. При выходе зажима из захвата трос 10 проваливается в паз захвата, ширина которого больше диаметра троса. Первый трос оказывается соединенным с машиной и разъединенным с устройством. При дальнейшем движении тягача назад трос натягивается, сила натяжения троса при буксировании превышает прочность элемента 13, последний срабатывает, и средняя часть первого троса освобождается. Соединение второго троса 12 с машиной осуществляется аналогичным образом. При необходимости ликвидируют очаг пожара снаружи машины, а буксирное устройство машины обрабатывают чистящими веществами, которые подаются в зону сцепки через шланг 18. Для буксирования передним ходом тягача средняя часть тросов пропускается вдоль одного из бортов машины, закрепляется на нем разрушающимися элементами, а концы тросов, противоположные зажимам, соединяются с задними крюками тягача. Сцепка тросов тягача с крюками эвакуируемой машины происходит так же, как и при буксировании задним ходом. Освобождение тросов от бортов после сцепки с машиной осуществляется при повороте корпуса тягача в сторону, противоположную размещению тросов за счет того, что сила натяжения тросов при развороте превышает силу разрушения элементов. Для повышения тяговых усилий при эвакуации машины используются блок полиспаста и лебедка тягача (фиг.3). В исходном положении рычаг установлен на сошнике. На рычаге закреплен блок полиспаста 15 посредством разрушающегося элемента 13. Трос лебедки 14 пропущен вокруг блока и соединен с крюком 3. Тросы 10 и 12 одними концами соединены с крюками 16 полиспаста, а другими концами соединены с захватами 7 и 11 и закреплены в них стопорами. Средняя часть тросов закреплена на тягаче разрушающимися элементами 13. После поочередного накидывания петель обоих тросов на буксирные крюки машины и освобождения средней части тросов аналогично вышеописанному тягач продолжает движение назад. При натяжении тросов 10 и 12 разрушающийся элемент 13 блока полиспаста срабатывает, т.к. сила натяжения троса превышает силу разрушения элемента. Блок освобождается от рычага и оказывается соединенным натянутыми тросами с крюками машины. Дальнейшее движение тягача назад происходит с опущением рычагов и размоткой троса лебедки. Размотка лебедки происходит за счет включения ее на выдачу троса и превышения силы натяжения буксирных тросов относительно силы удержания троса лебедки в корпусе тягача. После отъезда на нужное расстояние сошник утыкают в грунт и начинают намотку троса для вытаскивания машины. В случае необходимости операции по размотке и намотке троса повторяют. Для сцепки с машинами, на которых вместо буксирных тросов имеются буксирные пальцы, к передней части зажима вместо петли крепится буксирный крюк с внешней подпружиненной защелкой зева крюка. Сцепка с машиной осуществляется движением тягача вперед с преодолением силы пружины защелки. В случае опасности для тягача расцепка с эвакуируемой машиной осуществляется подрывом взрывчатого вещества, расположенного на тросе и соединенного проводником с внутренней частью тягача.Класс B60D1/26 для дистанционного управления, например для расцепления