выключатель электрооборудования транспортного средства
Классы МПК: | B60R16/02 электрические B60R25/04 предотвращающие использование двигателя (двигатели, вспомогательные устройства для нормального использования их см соответствующие классы, к которым отнесены такие двигатели и устройства) |
Автор(ы): | Сидоров Б.Н. |
Патентообладатель(и): | Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-10-31 публикация патента:
10.06.1998 |
Использование: автомобилестроение, легковые и грузовые автомобили. Сущность изобретения: в разъединитель массы для транспортного средства введены контактное кольцо с винтами и пружинами, сердечник, катушка с управляющей обмоткой, ртутный переключающий герметизированный контакт и тумблер управления выключателем электрооборудования. Контактное кольцо крепится к диэлектрическому толкателю через винты со стороны нижней плоскости и подпружинено пружинами. Со стороны верхней плоскости в центре диска толкателя ввернут сердечник, свободная часть которого находится внутри катушки с обмоткой. При этом один из выводов обмотки соединен с наружным концом углового контактного элемента, связанного с отрицательным полюсом аккумуляторной батареи, а другой вывод через контакт геркона и тумблер управления подключен к положительному полюсу последней. При опрокидывании транспортного средства происходит аварийное отключение аккумуляторной батареи от электрооборудования благодаря размыканию контакта геркона. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Выключатель электрооборудования транспортного средства, содержащий связанный с массой цилиндрический металлический корпус, во внутренней полости которого размещены прикрепленный к основанию корпуса стакан с двумя стержневыми контактными элементами, установленными на диэлектрической пластине и предназначенными для включения в цепь зажигания транспортного средства, подпружиненный относительно основания корпуса дисковый диэлектрический толкатель с металлической пластиной, прикрепленной к его нижней поверхности с возможностью замыкания стержневых контактных элементов, угловой контактный элемент, выведенный посредством изоляционной втулки за стенку корпуса для присоединения к отрицательному полюсу аккумуляторной батареи, и диэлектрическую крышку, установленную поверх корпуса, отличающийся тем, что к нижней поверхности толкателя посредством винтов и пружин прикреплено контактное кольцо с возможностью контактирования с корпусом и угловым контактным элементом, крышка выполнена с выступающим отсеком, в котором размещена катушка с сердечником, закрепленным одним из концов в центральном пазу верхней поверхности толкателя, и обмоткой, соединенной одним из выводов с наружным концом углового контактного элемента, а другим выводом через последовательно включенные ртутный геркон и тумблер управления - с положительным полюсом аккумуляторной батареи, при этом геркон установлен с возможностью замыкания и размыкания своих контактных элементов соответственно в нормальном и опрокинутом положениях транспортного средства.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автомобилестроению и может быть применено как на личных, так и на государственных легковых и грузовых автомобилях. Известен электронный выключатель массы автомобиля, в котором подключение минусовой клеммы аккумуляторной батареи к корпусу автомобиля осуществляется дистанционно при нажатии на кнопку управления, а отключение производится автоматически в случае выключения двигателя автомобиля поворотом выключателя зажигания в первое положение или повторным нажатием на кнопку управления (авт. св. СССР N 1699833, кл. B 60 R 16/02, 1991). Применение на автомобиле указанного выключателя массы делает невозможным работу потребителей (системы аварийной сигнализации, габаритных огней, радиоаппаратуры и т.п.) в случае нахождения выключателя зажигания в первом положении. В случае включения в работу потребителей при втором положении выключателя зажигания и не работающем двигателе будут наблюдаться повышенный разряд аккумуляторной батареи токами системы зажигания и цепи возбуждения генераторной установки и одновременно перегрев выходных транзисторов обеих цепей с возможным выходом их из строя. Эффективность электронного выключателя массы как противоугонного средства мала, так как соединение корпуса автомобиля с аккумуляторной батареей может быть осуществлено и непосредственно при помощи отрезка провода достаточного сечения. Кроме того, электронный выключатель массы не обеспечивает защиту от короткого замыкания электрических цепей системы электрооборудования в случае опрокидывания автомобиля, когда создаются условия для поступления топлива к местам возможного искрообразования вследствие замыкания проводника. Наиболее близким к описываемому является выключатель электрооборудования транспортного средства, содержащий размещенные в цилиндрическом корпусе симметрично его вертикальной оси подвижный и выполненный в виде втулки неподвижный контакты, а также неподвижный заземленный контакт, снабженный размещенными в корпусе симметрично его вертикальной оси и с возможностью взаимодействия с подвижным контактом дополнительными подвижными контактами, подпружиненными относительно корпуса и выполненными один в виде диэлектрического толкателя с прикрепленной к его нижней плоскости металлической пластиной, а другой, установленный с возможностью взаимодействия с вышеупомянутой пластиной и включенный в цепь зажигания транспортного средства, в виде двух стержней, закрепленных в диэлектрической пластине, размещенной внутри стакана, прикрепленного к дну корпуса (авт. св. СССР N 950565, кл. B 60 P 16/02, 1982). Недостатками известного устройства являются низкие эргономические качества, так как разъединение корпуса автомобиля с минусовой клеммой аккумуляторной батареи осуществляется ручным способом, что может представлять значительные трудности в случае установки последнего в труднодоступном месте с целью использования в качестве противоугонного средства. Противопожарные функции известного устройства также ограничены, поскольку их выполнение производится только на стоянке автомобиля при разъединенных контактах. В случае опрокидывания автомобиля электрические цепи системы электрооборудования последнего оказываются не защищены от короткого замыкания, а сам автомобиль - от возгорания. Изобретение направлено на обеспечение удобства пользования и расширение функциональных возможностей. Решение поставленной задачи достигается тем, что в выключателе электрооборудования транспортного средства, содержащем связанный с массой цилиндрический металлический корпус, во внутренней полости которого размещены прикрепленный к основанию корпуса стакан с двумя стержневыми контактными элементами, установленными на диэлектрической пластине и предназначенными для включения в цепь зажигания транспортного средства, подпружиненный относительно основания корпуса дисковый диэлектрический толкатель с металлической пластиной, прикрепленной к его нижней поверхности с возможностью замыкания стержневых контактных элементов, угловой контактный элемент, выведенный посредством изоляционной втулки за стенку корпуса для присоединения к отрицательному полюсу аккумуляторой батареи, и диэлектрическую крышку, установленную поверх корпуса, к нижней поверхности толкателя посредством винтов и пружин прикреплено контактное кольцо с возможностью контактирования с корпусом и угловым контактным элементом, крышка выполнена с выступающим отсеком, в котором размещена катушка с сердечником, закрепленным одним из концов в центральном пазу верхней поверхности толкателя, и обмоткой, соединенной одним из выводов с наружным концом углового контактного элемента, а другим выводом через последовательно включенные ртутный геркон и тумблер управления с положительным полюсом аккумуляторной батареи, при этом геркон установлен с возможностью замыкания и размыкания своих контактных элементов соответственно в нормальном и опрокинутом положениях транспортного средства. На чертеже представлена конструкция описываемого выключателя электрооборудования транспортного средства. Выключатель состоит из цилиндрического корпуса 1, на который симметрично его вертикальной оси навернута крышка 2 из диэлектрического материала, а к стенке прикреплен угловой контакт 3, резьбовая поверхность которого выведена через диэлектрическую втулку 4 за стенку корпуса 1 для присоединения провода 5 к аккумуляторной батареи. Дополнительные подвижные контакты размещены в корпусе симметрично его вертикальной оси и представляют собой подпружиненный пружиной 6 диэлектрический толкатель 7 с прикрепленной к его нижней плоскости металлической пластиной 8 и стакан 9, прикрепленный к дну корпуса 1 с завальцованной верхней кромкой, внутри которого помещается опирающаяся на плоские пружины 10 диэлектрическая пластина 11 с закрепленными в ней стержнями 12, включенными в цепь зажигания. Провода 13 от контакта 12 выведены за пределы корпуса 1. К диэлектрическому толкателю 7 со стороны нижней плоскости крепится контактное кольцо 14 через винты 15, подпружиненное пружинами 16, а со стороны верхней плоскости в центр диска диэлектрического толкателя 7 ввернут сердечник 17, свободная часть которого находится внутри катушки 18 с управляющей обмоткой 19. Один из выводов обмотки 19 подключен к неподвижному контакту ртутного геркона 20, расположенного таким образом, что ртуть замыкает между собой неподвижные контакты, а второй вывод - к клемме "минус" аккумуляторной батареи. При этом второй неподвижный контакт геркона 20 подключен через тумблер управления 21 к клемме "плюс" аккумуляторной батареи. Выключатель электрооборудования крепят в потайном месте на кузове транспортного средства. Провод 5 подключают к клемме "минус" аккмуляторной батареи, провода 13 подключают в разрыв провода от выключателя зажигания к катушке зажигания. Тумблер управления 21 устанавливают в потайном месте. Выключатель электрооборудования работает следующим образом. При выключенном тумблере управления 21 управляющая обмотка 19 обесточена и диэлектрический толкатель 7 под действием пружины 6 находится в верхнем положении. При этом цепь: кузов автомобиля - корпус 1 - контактное кольцо 14 - угловой контакт 3 - провод 5 - клемма "минус" аккумуляторной батареи разомкнута и система электрооборудования автомобиля обесточена. Одновременно отсутствует контакт между металлической пластиной 8 и стержнями 12, т.е. цепь системы зажигания разомкнуты. При включении тумблера управления 21 в цепи: клемма "плюс" аккумуляторной батареи - тумблер 21 - замкнутые ртутью неподвижные контакты ртутного геркона 20 - управляющая обмотка 19 - клемма "минус" аккумуляторной батареи появляется ток, наводящий внутри катушки 18 магнитодвижущую силу, под действием которой сердечник 17 подается вниз и замыкает угловой контакт 3 с корпусом 1 через контактное кольцо 14. Одновременно металлической пластиной 8 замыкаются стержни 12, при этом работоспособность цепи системы зажигания восстанавливается. В случае опрокидывания автомобиля ртуть внутри ртутного геркона 20 под действием силы тяжести перетекает к месту крепления подвижного контакта, тем самым размыкая неподвижные контакты и прерывая ток в управляющей обмотке 19. Магнитодвижущая сила, наведенная действием тока внутри катушки 18, исчезает, диэлектрический толкатель 7 под действием пружины 6 отключает клемму "минус" аккумуляторной батареи от корпуса автомобиля и разъединяет цепь системы зажигания, тем самым исключая появление искрения в случае разъединения или разрыва проводов системы электрооборудования и значительно снижая вероятность воспламенения автомобиля.Класс B60R25/04 предотвращающие использование двигателя (двигатели, вспомогательные устройства для нормального использования их см соответствующие классы, к которым отнесены такие двигатели и устройства)