способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта

Классы МПК:B64C27/46 лопасти 
B64C11/06 с изменяемым шагом 
B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Казанское научно-производственное предприятие "Вертолеты-МИ"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-07-19
публикация патента:

Использование: изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления лопастей несущих винтов вертолетов. Сущность изобретения: способ приклейки хвостовых отсеков лопасти несущего винта заключается в том, что хвостовые отсеки приклеивают к задней стенке лонжерона, имеющей предварительные напряжения растяжения, например за счет изгиба лонжерона в плоскости хорд в стапеле, основание которого выполнено криволинейным в направлении, обеспечивающем растяжение в задней стенке лонжерона, причем радиус кривизны определен по формуле R = Eh/способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702изг, где Е - модуль упругости материала лонжерона, h - расстояние от задней кромки лонжерона до его нейтральной оси при изгибе в плоскости наибольшей жесткости, способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702изг- желаемая величина дополнительных напряжений сжатия в передней части обшивки хвостовых отсеков. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта, основанный на введении клеевой пленки между лонжероном, установленным своим носком в основание стапеля, хвостовыми отсеками, расположенными на лонжероне и поджимаемыми колодками, и последующем нагреве клеевого слоя колодками, отличающийся тем, что хвостовые отсеки приклеивают к задней стенке лонжерона, имеющей предварительные напряжения растяжения, например, за счет изгиба лонжерона в плоскости хорд в стапеле, основание которого выполнено криволинейным в направлении, обеспечивающем растяжение в задней стенке лонжерона, причем радиус кривизны определен по формуле

P = способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702h/способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702изг.,

где способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702 - модуль упругости материала лонжерона;

h - расстояние от задней кромки лонжерона до его нейтральной оси при изгибе в плоскости наибольшей жесткости;

способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702изг. - желаемая величина дополнительных напряжений сжатия в передней части обшивки хвостовых отсеков.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов.

Большинство лопастей несущего винта вертолета содержат (фиг. 1) лонжерон 1 закрытого сечения из алюминиевого сплава и хвостовых отсеков 2 с тонкой алюминиевой (толщиной 0,3 мм) обшивкой 3 и сотовым заполнителем 4, которые приклеиваются передними кромками 5 к лонжерону.

В качестве прототипа будем рассматривать способ сборки лопастей вертолетов Ми-8, Ми-8МТ, Ми-17, Ми-14, Ми-24, имеющих указанную конструкцию. В эксплуатации на этих лопастях наблюдается значительное количество случаев появления трещин в обшивке хвостовых отсеков в районе передней кромки 5 в зоне склейки с лонжероном. Указанные трещины связаны с особенностями нагружения в полете и технологии сборки (склейки) хвостовых отсеков с лонжероном. (кн. "Вертолет МИ-8" Устройство и техническое обслуживание" В.А.Данилов изд. М. Транспорт, 1988 г. с. 134 - 137)

В полете лонжерон лопасти загружен большими растягивающими силами N (в комлевой части лопасти Ми-8 28 тс) и переменным изгибом в плоскостях тяги и вращения, вызывающим дополнительные переменные напряжения растяжения в зоне задней стенки лонжерона. Растяжение через клеевой шов (зона 5 на фиг. 1) передается на хвостовой отсек, причем в обшивке отсеков вблизи задней кромки лонжерона на боковых кромках (точки A на фиг. 1) имеет место значительная концентрация напряжений сдвига). Эти напряжения, возникающие в полете вследствие растяжения и изгиба лонжерона, возрастают из-за наличия в указанной зоне технологических напряжений растяжения.

Рассмотрим механизм появления указанных технологических напряжений растяжения. Хвостовые отсеки склеиваются с лонжероном в специальном стапеле, схема которого представлена на фиг. 2. Стапель включает прямолинейное основание 6, боковые прижимные колодки 7 и хвостовые прижимные колодки 8. Лонжерон лопасти 1, устанавливается носком на прямолинейное основание 6, на лонжерон устанавливаются хвостовые отсеки 2 и поджимаются колодками 7 и 8. Для проведения склейки отсека и лонжерона между ними прокладывается клеевая пленка и производится нагрев клеевого слоя колодками 7 в течение 2 ч. Как показали измерения, задняя стенка лонжерона под колодками 7 имеет температуру tзадн = 150oC, а носок лонжерона - tпередн = 15oC. Вследствие этого в процессе склейки в прямолинейном лонжероне возникает разность напряжений между носком и задней стенкой

способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702 .

Задняя кромка сжата, передняя растянута с напряжениями способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702темп/2 . Здесь способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702 = 25способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 211270210-6 1/способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702C - коэффициент линейного расширения алюминиевого сплава, E = 0,72способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702 106 кгс/см2 - его модуль упругости. В хвостовых отсеках в процессе склейки этих напряжений нет. После остывания лонжерона в нем выравниваются температуры и снимаются напряжения, его длина сокращается на величину, соответствующую остыванию среднего слоя от температуры tср = 132oC. Обшивка отсека остывает от tост = 150oC и в нем появляются напряжения растяжения, соответствующие разности температур tотс - tср

способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702 .

Эти технологические напряжения в полете добавляются к напряжениям растяжения 500 - 600 кгс/см2 от центробежной силы в лопасти и способствуют появлению трещин в обшивке хвостовых отсеков (точки A на фиг. 1).

Решаемая задача: ликвидировать трещины в хвостовых отсеках лопасти путем устранения вредных технологических напряжений растяжения в передней части обшивки хвостовых отсеков, приклеиваемой к лонжерону, и создания в ней, наоборот, благоприятных напряжений сжатия.

Предлагается приклейку хвостовых отсеков производить к задней стенке лонжерона, имеющей предварительные напряжения растяжения, например, за счет изгиба лонжерона в плоскости хорд, для чего основание 6 стапеля выполнить криволинейным (фиг. 3). В остальном конструкция стапеля может быть сохранена прежней.

В этом случае к напряжениям в лонжероне добавляются изгибные напряжения

способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702изг = Mизг/Wизг = EI/RWизг = Eh/R ,

где

R - радиус изгиба основания стенда;

h - расстояние от задней кромки лонжерона до его нейтральной оси изгиба 4 (на лопасти Ми-8 h = 11,2 см).

После снятия лопасти со стапеля и ее распрямления напряжения от изгиба лонжерона способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702изг обратятся в ноль, волокна металла задней части лонжерона сократят свою длину до исходной, но одновременно сократят свою длину и приклеенные к лонжерону волокна металла обшивки и в ней появятся сжимающие напряжения, равные способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702изг , которые вычтутся из технологических растягивающих напряжений растяжения и напряжений от центробежных сил в лопасти в полете.

Кривизну 1/R можно сделать переменной по длине лопасти: поскольку согласно опыту эксплуатации в концевой части лопасти трещины не появляются, кривизну к концу лопасти можно уменьшить. Если например, на лопасти Ми-8 обеспечивать способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702изг = 3,5 кгс/мм2 ,

способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702 ,

что на длине L = 10 м дает стрелу прогиба

способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702 = (L/2)2/ 2R = 5,02/ 2способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702230 = 0,0545 м = 55 м .

Таким образом, предлагается способ приклейки хвостовых отсеков лопасти несущего винта к лонжерону отличающийся тем, что приклейка хвостовых отсеков производится к задней части лонжерона, имеющей предварительные напряжения растяжения, например, за счет изгиба лонжерона в плоскости хорд в стапеле, основание которого выполнено криволинейным в направлении, обеспечивающим растяжение задней стенки лонжерона; причем радиус кривизны определен по формуле

R = Eh / способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702изг ,

где

h - удаление задней кромки лонжерона от нейтральной оси изгиба в плоскости хорд;

способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702изг - желаемая величина технологических напряжений сжатия в передней части обшивки хвостовых отсеков.

На фиг. 1 - схема конструкции лопасти; на фиг. 2 - схема стапеля, реализующего способ - прототип приклейки хвостовых отсеков к лопасти; на фиг. 3 - схема стапеля реализующего предлагаемый способ приклейки хвостовых отсеков.

1 - лонжерон лопасти; 2 - хвостовой отсек; 3 - пластина на задней кромке лопасти; 4 - сотовый блок хвостового отсека; 5 - передняя часть обшивки хвостового отсека с клеевым швом; 6 - основание стапеля; 7 - боковые колодки, снабженные нагревательными элементами; 8 - хвостовые колодки.

Оценка эффективности выполним на примере лопасти вертолетов Ми-8.

Влияние уменьшения постоянной части растягивающих напряжений в передней кромке обшивки лопасти можно оценить по формуле Хея:

способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702w2 = способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702w1 + K(способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702раст1 - способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702раст2) , ,

где

способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702w1 - предел усталости при растягивающих напряжениях способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702раст i (i = 1, 2).

K - коэффициент, равный по данным ЦАГИ 0,2 для алюминиевых сплавов.

По данным летных измерений действующие эквивалентные напряжения в рассматриваемой зоне составляют около 3 кгс/мм2 и, поскольку в эксплуатации имеют место трещины, величина способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702w1 < 3 кгс/мм2 . Пусть за счет рассматриваемого предложения растягивающие напряжения в передней части обшивки хвостового отсека уменьшатся на величину (способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702раст1 - способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702раст2) = 3,5 кгс/мм2 . Тогда предел усталости способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702w2 = способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 2112702w1 + 0,2способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти   несущего винта, патент № 21127023,5 = 3 + 0,7 = 3,7 кгс/мм2 и долговечность рассматриваемой зоны возрастает не менее, чем в (3,7/3)6 = 3,5 раза.

Кроме указанного эффекта от сжимающих напряжений в передней части отсека, имеет место еще один положительный эффект от появления благоприятных напряжений сдвига в обшивке хвостового отека при распрямлении лонжерона после приклейки к нему хвостовых отсеков.

Класс B64C27/46 лопасти 

лопасть несущего винта летательного аппарата -  патент 2529065 (27.09.2014)
лопасть винта из композитного материала /варианты/ и способ ее изготовления /варианты/ -  патент 2516829 (20.05.2014)
аэродинамическая поверхность -  патент 2513355 (20.04.2014)
лопасть для лопастной машины -  патент 2503588 (10.01.2014)
аэромеханический воздушный винт -  патент 2465173 (27.10.2012)
способ изготовления легкой металлической лопасти воздушного винта -  патент 2432298 (27.10.2011)
чехол на лопасть винта вертолета (варианты) -  патент 2418717 (20.05.2011)
лопасть несущего винта для высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата -  патент 2408499 (10.01.2011)
способ увеличения эффективности лопастного винта -  патент 2381144 (10.02.2010)
лопасть несущего винта вертолета -  патент 2314230 (10.01.2008)

Класс B64C11/06 с изменяемым шагом 

винт без обтекателя с лопатками с изменяемым углом установки для турбомашины -  патент 2525039 (10.08.2014)
несущий винт винтокрылого летательного аппарата -  патент 2523723 (20.07.2014)
воздушный винт без обтекателя с лопастями с переменным углом установки для турбомашины -  патент 2516957 (20.05.2014)
устройство для крепления лопасти с изменяемым углом установки -  патент 2501713 (20.12.2013)
турбовинтовой двигатель, имеющий воздушный винт, состоящий из лопастей с изменяемым шагом -  патент 2452658 (10.06.2012)
втулка воздушного винта изменяемого шага с механизмом автоматического флюгирования лопастей -  патент 2383465 (10.03.2010)
узел лопасти воздушного винта самолета -  патент 2348566 (10.03.2009)
лопасть хвостового винта вертолета в обтекателе, выполненная из термопластичного композиционного материала (варианты), и способ ее изготовления -  патент 2111894 (27.05.1998)
лопасть несущего винта вертолета -  патент 2104222 (10.02.1998)
способ изготовления аэродинамических/гидродинамических обтекаемых изделий типа крыла из композиционного материала -  патент 2087383 (20.08.1997)

Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам

способ и установка для изготовления секции фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2525590 (20.08.2014)
способ изготовления конструкций, содержащих замкнутые полости с малой геометрической высотой -  патент 2523857 (27.07.2014)
диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
способ изготовления полых конструкций с внутренними стенками -  патент 2522725 (20.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
способ повышения жесткости нервюры -  патент 2518104 (10.06.2014)
способ сборки изделия на нескольких рабочих этапах, комплекс сборочных приспособлений и используемое в них переносное сборочное приспособление -  патент 2517920 (10.06.2014)
устройство для предварительной сборки и встраивания, по меньшей мере, части салона воздушного судна в конструкцию воздушного судна -  патент 2517019 (27.05.2014)
устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов -  патент 2514282 (27.04.2014)
Наверх