фрикционный реверсивный вариатор
Классы МПК: | F16H15/52 с элементом с постоянным рабочим диаметром, взаимодействующим с различными частями другого элемента |
Автор(ы): | Ваганов Леонид Александрович |
Патентообладатель(и): | Ваганов Леонид Александрович, Венглинский Дмитрий Джонович, Дьяков Михаил Владимирович, Федоткин Александр Николаевич, Штагер Виктор Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-01-11 публикация патента:
10.06.1998 |
Использование: фрикционный реверсивный вариатор предназначен для непрерывного преобразования мощности по вращательной скорости и крутящему моменту. В симметрично расположенных и параллельно связанных планетарных механизмах типа ЗК сателлиты имеют соосные рабочие конические поверхности- основную и две дополнительных. Сателлиты образуют конические передачи с центральными колесами: с ведомым колесом фрикционную, а с ведущим и неподвижным -зубчатые. Система формирования силы прижатия во фрикционной передаче содержит кроме механизма самоподтягивания еще нагружающий механизм, который посредством зубчатых передач и дифференциального механизма связан с ведомым валом. Система уравновешивания сателлитов снабжена, вращательнными опорами. Ведущий и ведомый валы вариатора соосны. 5 з.п.ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
1. Фрикционный реверсивный вариатор, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, два параллельно соединенных трехколесных планетарных механизма, расположенных соосно и симметрично относительно поперечной плоскости, сателлиты которых имеют в качестве рабочих по три соосных конических поверхности, основная из которых с образующей, параллельной оси вариатора, направлена вершиной к периферии и введена в контакт с ведомым колесом, две дополнительные, из которых одна направлена противоположно основной, при этом сателлиты, размещенные в водиле с возможностью самоустановки, образуют с ведущим, неподвижным и ведомым колесами конические передачи, из которых передача сателлит - ведомое колесо выполнена фрикционной, устройство для перемещения ведомых колес, систему формирования силы прижатия во фрикционной передаче в виде механизма самоподтягивания, ведомые нажимные кольца которого жестко связаны со ступицами ведущих колес и через шарики - с ведущими нажимными кольцами, систему уравновешивания сателлитов, а также устройство соединения ведомых колес с ведомым валом, отличающийся тем, что ведущий и ведомый валы расположены соосно, вариатор снабжен внутренним ведущим валом, кинематически связанным и соосным с ведущим валом, внутренним ведомым валом, кинематически связанным и соосным с ведомым валом и жестко посредством полуосей - с устройством соединения ведомых колес с ведомым валом, сателлиты в расположенных рядом планетарных механизмах установлены таким образом, что их геометрические оси сходятся к оси вариатора, каждый сателлит снабжен зубчатым венцом, состоящим в зацеплении с ведущим и неподвижным колесами, выполненными зубчатыми, при этом ведущие колеса своими ступицами подвижно установлены на внутреннем ведущем валу, а неподвижные колеса жестко связаны с поперечной кольцевой перегородкой, установленной в корпусе между планетарными механизмами, при этом другая дополнительная рабочая коническая поверхность сателлита направлена вершиной к оси вариатора, углы при вершинах обеих дополнительных конических поверхностей равны, а величина углов такова, что их образующие по одну сторону сателлита расположены перпендикулярно к оси вариатора, а по другую сторону сателлита наклонены под углом 4 - 10o, система уравновешивания сателлитов снабжена опорами, введенными в контакт с дополнительными рабочими коническими поверхностями сателлитов и имеющими возможность вращения за счет установки на подшипниках качения, из них опора для восприятия осевой нагрузки расположена между поперечной перегородкой и сателлитами, а опоры для восприятия радиально-осевой нагрузки разнесены в осевом направлении на расстояние, обеспечивающее уравновешивание сателлитов, кроме того, система формирования силы прижатия во фрикционной передаче снабжена шариковинтовым механизмом нагружения, нажимные кольца которого взаимно кинематически связаны и расположены справа и слева от поперечной перегородки корпуса для взаимодействия друг с другом посредством шариков, размещенных в отверстиях поперечной перегородки, и дифференциальным механизмом, посредством зубчатых колес, связывающим нажимные кольца механизма нагружения и ведомый вал, при этом ведущие нажимные кольца механизма самоподтягивания установлены неподвижно на внутреннем ведущем валу и расположены снаружи относительно ведомых нажимных колец. 2. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что кинематическая связь и соосность ведущего вала с внутренним ведущим и внутренним ведомым валами достигнута за счет планетарного механизма с передаточным числом i=1,0, водило которого совмещено с полуосью, связанной с внутренним ведомым валом со стороны ведущего вала, одно из центральных колес связано с ведущим валом, а второе - с внутренним ведущим валом, при этом числа зубьев обоих центральных колес равны. 3. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что водило дифференциального механизма связано внутренним ведомым валом и через прикрепленную к нему полуось - с устройством соединения ведомых колес с ведомым валом, внутреннее центральное колесо связано с ведомым валом, а наружное центральное колесо связано зубчатыми колесами с механизмом нагружения. 4. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что механизм самоподтягивания выполнен шариковинтовым с возможностью самозатягивания под действием крутящего момента переменного направления. 5. Вариатор по пп.1 и 4, отличающийся тем, что шариковинтовые механизмы имеют в нажимных кольцах канавки, образующие левую и правую цилиндрические винтовые спирали, введенные в контакт друг с другом посредством шариков, расположенных в канавках. 6. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что опоры в системе уравновешивания сателлитов выполнены в виде тел вращения, рабочие поверхности которых, введенные в контакт с дополнительными коническими поверхностями сателлитов, в поперечном сечении очерчены по дуге окружности.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может применяться в различных его областях для машин, характеризующихся переменным характером внешней нагрузки и, как следствие, потребностью в непрерывном и плавном преобразовании крутящего момента и скорости вращения. Показательным примером возможного применения изобретения являются транспортные машины, где фрикционный реверсивный вариатор может служить устройством непрерывного регулирования передаточного числа трансмиссии с целью поддержания оптимального режима работы двигателя, и, тем самым, для обеспечения наиболее высоких тягово-скоростных и топливно-экономических свойств транспортной машины. Известен фрикционный вариатор, входящий в регулируемый поток замкнутой передачи [1]. Аналог характеризуется следующими признаками:1. Наличие корпуса, ведущего и ведомого валов. 2. Установленные в корпусе планетарные механизмы, расположенные соосно и симметрично и соединенные параллельно в потоке передаваемой мощности. 3. Каждый планетарный механизм типа 2К-Н (по классификации Кудрявцева В. Н.) содержит два центральных колеса, водило и сателлиты. 4. Сателлиты образуют с центральными колесами конические передачи. 5. Водило неподвижно относительно корпуса, что превращает планетарный механизм в простую многопоточную передачу. 6. Сателлиты имеют в качестве рабочих соосные конические поверхности - основную, направленную вершиной к периферии, и по две дополнительных. 7. Передача от сателлита - через основную коническую поверхность - к ведомому колесу выполнена фрикционной. 8. Передача от ведущего колеса к сателлиту выполнена фрикционной. 9. Регулирование скорости вращения ведомого колеса достигается за счет возможности его перемещения вдоль образующей основной конической поверхности сателлита, которая параллельна оси вариатора. Скорость точек образующей переменная. 10. Наличие устройства для перемещения ведомых колес (синхронное сближение или удаление) винтового типа. 11. Наличие системы формирования силы прижатия во фрикционной передаче в виде самозатягивающегося от момента передаваемой мощности механизма шариковинтового типа, установленного со стороны ведущего вала. 12. Система уравновешивания сателлитов основана на силах взаимодействия их дополнительных конических поверхностей с сопрягаемыми деталями. 13. Одна из дополнительных конических поверхностей сателлита взаимодействует с ведущим колесом и вращательной опорой. 14. Вторая дополнительная коническая поверхность взаимодействует с осевой вращательной опорой, которая является сателлитом соседнего планетарного механизма. 15. Устройство соединения ведомых колес с ведомым валом содержит две полуоси, связанные с ведомыми колесами подвижно в осевом направлении. 16. Полуоси связаны с центральными колесами дифференциала. 17. Ведущий и ведомый валы расположены соосно. 18. Точка пересечения геометрических осей сателлитов соседних планетарных механизмов расположена на периферии вариатора. По признакам аналога 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 17, имеется совпадение с существенными признаками изобретения. В качестве причин, препятствующих получению требуемого технического результата, следует отметить:
1. Недостаточный - узкий - диапазон регулирования передаточного числа вариатора. 2. Отсутствие возможности реверсирования, т.е. придания ведомому валу вращения в противоположных направлениях. Аналогом, наиболее близким к изобретению по совокупности признаков (прототипом), является фрикционный планетарный реверсивный вариатор [2]. Прототип характеризуется следующими признаками:
1. Наличие корпуса, ведущего и ведомого валов. 2. Установленные в корпусе планетарные механизмы, расположенные соосно и симметрично и соединенные параллельно в потоке передаваемой мощности. 3. Каждый планетарный механизм типа 3К (по классификации Кудрявцева В.Н. ) содержит три центральных колеса, водило и сателлиты. 4. Сателлиты образуют со всеми центральными колесами конические передачи. 5. Сателлиты имеют в качестве рабочих по три соосные конические поверхности. 6. Передача от сателлита - через основную коническую поверхность - к ведомому колесу выполнена фрикционной. 7. Передача от ведущего колеса к сателлиту выполнена фрикционной. 8. Передача от сателлита к неподвижному колесу выполнена фрикционной. 9. Регулирование скорости вращения ведомого колеса достигается за счет возможности его перемещения вдоль образующей основной конической поверхности сателлита, которая параллельна оси вариатора. Скорость точек образующей переменная. 10. Наличие в пределах длины рабочего отрезка образующей основной конической поверхности сателлита точки с нулевой скоростью /V = 0/ - на пересечении с мгновенной осью вращения сателлита. 11. Наличие устройства для перемещения ведомых колес (синхронное сближение или удаление) винтового типа. 12. Сателлиты размещены в водиле с возможностью самоустановки. 13. Наличие системы формирования силы прижатия во фрикционной передаче в виде самозатягивающегося от момента передачи мощности механизма самоподтягивания шариковинтового типа, установленного со стороны ведущего вала. 14. Система уравновешивания сателлитов основана на силах взаимодействия их дополнительных конических поверхностей с сопрягаемыми деталями (опорами). 15. Одна из дополнительных конических поверхностей сателлита взаимодействует с ведущим, и неподвижным колесами. 16. Другая дополнительная коническая поверхность сателлита взаимодействует с сателлитом соседнего планетарного механизма. 17. Устройство соединения ведомых колес с ведущим валом содержит две полуоси, связанные с ведомыми колесами подвижно в осевом направлении. 18. Кроме полуосей устройство соединения содержит конический дифференциал, водило которого связано с ведущим колесом цилиндрической зубчатой передачи, а ведомое колесо неподвижно связано с ведомым валом вариатора. 19. Ведущий и ведомый валы вариатора несоосны, параллельны. 20. Неподвижные центральные колеса связаны с боковыми крышками корпуса. 21. Точка пересечения геометрических осей сателлитов расположенных рядом планетарных механизмов находится на периферии вариатора. 22. Ведущие нажимные кольца механизма самоподтягивания, установленные неподвижно на ведущем валу, расположены внутри относительно его ведомых колец. По признакам прототипа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17 имеется совпадение с существенными признаками изобретения. Причинами, препятствующими получению требуемого технического результата, являются:
1. Отсутствие в прототипе устройства для обеспечения оптимального и стабильного отношения
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
а/ при значениях
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112002/183.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
а/ ограничение нагрузочной способности вариатора,
б/ понижение КПД вариатора. 4. Неоптимальность системы уравновешивания сателлита, заключающаяся в том, что силы прижатия в контактных точках трех фрикционных передач прототипа одновременно являются силами, участвующими в обеспечении условий равновесия сателлита. По условиям равновесия сумма сил, действующих на сателлит, должна быть равна нулю /
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112119/931.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112119/931.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112119/931.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112119/931.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112138/956.gif)
1. Повышение нагрузочной способности вариатора. 2. Повышение коэффициента полезного действия /КПД/. 3. Повышение надежности. 4. Улучшение компоновочных свойств вариатора. Сущность предлагаемого изобретения заключается в следующем. Фрикционный реверсивный вариатор содержит корпус, ведущий и ведомый валы, а также два параллельно соединенных трехколесных планетарных механизма, которые расположены соосно и симметрично относительно поперечной плоскости. Сателлиты имеют в качестве рабочих по три соосных конических поверхности - основную и по две дополнительных. Основная рабочая коническая поверхность имеет образующую, параллельную оси вариатора и направлена вершиной к периферии. Основная коническая поверхность введена в контакт с ведомым колесом. Одна из дополнительных конических поверхностей направлена вершиной противоположно основной. Сателлиты, размещенные в водиле с возможностью самоустановки, образуют с ведущим, неподвижным и ведомым колесами конические передачи. Передача от сателлита к ведомому колесу выполнена фрикционной. Вариатор содержит устройство для перемещения ведомых колес, а также систему формирования силы прижатия во фрикционной передаче, выполненную в виде механизма самоподтягивания, ведомые нажимные кольца которого связаны со ступицами ведущих колес и - через шарики - с ведущими нажимными кольцами. Вариатор имеет систему уравновешивания сателлитов, а также устройство соединения ведомых колес с ведомым валом. От прототипа изобретение отличается следующим. Ведущий и ведомый валы расположены соосно, что улучшает компоновочные свойства вариатора. Вариатор снабжен внутренним ведущим валом, кинематически связанным и соосным с ведущим валом, а также внутренним ведомым валом, кинематически связанным и соосным с ведомым валом. Внутренний ведомый вал жестко посредством полуосей связан с устройством соединения ведомых колес с ведомым валом. Для повышения нагрузочной способности и КПД сателлиты в расположенных рядом планетарных механизмах установлены так, что их геометрические оси сходятся к оси вариатора, а каждый сателлит снабжен зубчатым венцом, состоящим в зацеплении с ведущим и неподвижным колесами, при этом ведущие колеса подвижно установлены на внутреннем ведущем валу, а неподвижные колеса жестко связаны с поперечной кольцевой перегородкой корпуса - между планетарными механизмами. Вторая дополнительная рабочая коническая поверхность сателлита направлена вершиной к оси вариатора, т.е. в ту же сторону, как и первая дополнительная поверхность. Углы при вершинах таковы, что образующие углов по одну сторону сателлита расположены перпендикулярно к оси вариатора, а по другую сторону сателлита образующие наклонены под углом от 4 до 10o к оси вариатора. Система уравновешивания сателлитов снабжена опорами, введенными в контакт с дополнительными коническими поверхностями сателлитов. Опоры имеют возможность вращения за счет установки на подшипниках качения. Опора для восприятия осевой нагрузки расположена между поперечной перегородкой и сателлитами, а опоры для восприятия радиально-осевой нагрузки разнесены в осевом направлении на расстояние, при котором обеспечивается уравновешивание сателлитов. Для повышения надежности, нагрузочной способности и КПД вариатора система формирования силы прижатия во фрикционной передаче снабжена шариковинтовым механизмом нагружения, нажимные кольца которого связаны кинематически и расположены справа и слева от поперечной перегородки корпуса для взаимодействия друг с другом посредством шариков, размещенных в отверстиях поперечной перегородки, и дифференциальным механизмом, посредством зубчатых колес связывающим механизм нагружения и ведомый вал. Ведущие нажимные кольца механизма самоподтягивания установлены неподвижно на внутреннем ведущем валу и расположены снаружи относительно ведомых нажимных колец. На фиг. 1 изображена конструктивная схема фрикционного реверсивного вариатора; на фиг. 2 - силуэт сателлита, параметры его рабочих поверхностей и расположение сил, действующих на него; на фиг. 3 - четырехугольник сил, действующих на сателлит; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 1 по механизму самоподтягивания; на фиг. 5 - в развернутом виде разрез В-В на фиг. 4 по нажимным кольцам механизма самоподтягивания; на фиг. 6 - разрез А-А на фиг. 1, где секущая плоскость в большей части проходит по оси симметрии поперечной перегородки корпуса; на фиг. 7 разрез Г-Г на фиг. 6 с одним из колес, связывающих нажимные кольца механизма нагружения системы формирования силы прижатия; на фиг. 8 - разрез Д-Д на фиг. 6 по второму колесу, участвующему в связи нажимных колец механизма нагружения; на фиг. 9 - разрез Е-Е на фиг. 6 по шариковинтовому механизму нагружения. Фрикционный реверсивный вариатор /фиг. 1/ содержит пылевлагозащитный герметичный корпус 1 цилиндрической формы с поперечной перегородкой 2 кольцеобразной формы посредине. По бокам корпуса расположены передняя крышка 3 и задняя крышка 4 фланцевого крепления. Через центральное отверстие крышки 3 внутрь корпуса проходит ведущий вал 5, а через аналогичное отверстие крышки 4 из корпуса 1 наружу выходит ведомый вал 6. Валы 5 и 6 соосны, их общая ось "а-а" /фиг. 1, 2/ является осью вариатора. Внутри корпуса 1 /фиг. 1/ справа и слева от перегородки 2 размещены два одинаковых по устройству планетарных механизма 7 и 8. Планетарные механизмы расположены относительно друг друга соосно /общая ось совпадает с осью "а-а" вариатора/ и симметрично относительно плоскости "б-б" симметрии поперечной перегородки 2. Применение планетарных механизмов обусловлено необходимостью разделения передаваемого потока мощности на несколько элементарных потоков - по числу сателлитов планетарного механизма. Удвоение количества участвующих в передаче мощности планетарных механизмов - при условии их параллельного соединения в потоке - позволяет увеличить число элементарных потоков. Схема применяемых планетарных механизмов - трехколесная /ЗК/ с водилом 9, не участвующим в передаче мощности. Кроме водила 9, общего для обоих планетарных механизмов, в каждый из них входят центральные колеса - ведущее колесо 10, ведомое колесо 11 и неподвижное колесо 12 - и сателлиты 13. Оси 14 сателлитов снабжены цифрами 15, 16, которые подвижно связаны с водилом 9. В целом, за счет водила 9 и осей 14 геометрическая ось "в-в" вращения каждого сателлита 13 пересекается с осью "а-а" вариатора /фиг. 2/, а это означает, что передачи, связывающие сателлит 13 с колесами 10, 11, 12, являются по типу коническими. Рабочими поверхностями сателлита 13, которыми он взаимодействует с другими деталями, являются /фиг. 2/: И - основная коническая поверхность, К и Л - дополнительные конические поверхности. Рабочие конические поверхности соосны с осью "в-в" сателлита. Основная коническая поверхность И направлена вершиной /фиг. 1/ в сторону периферии. Передача от сателлита - через основную коническую поверхность И - к ведомому колесу 11 выполнена фрикционной, т.е. использующей силы трения, что определяет основную характеристику изобретения - фрикционный вариатор. Пара трения этого вариатора - закаленная сталь по закаленной стали в масле. Характер контакта основной конической поверхности И сателлита 13 /фиг. 1/ с колесом 11 точечный за счет того, что профиль поверхности колеса 11, соприкасающийся с сетеллитом, очерчен по дуге окружности. Две другие передачи (с колесами 10 и 12) выполнены зубчатыми, цилиндроконического исполнения. В связи с этим сателлит 13 снабжен зубчатым венцом 17, который входит в зацепление с ведущим колесом 10, установленным своей ступицей подвижно на внутреннем ведущем валу 18, и с неподвижным колесом 12, связанным жестко с поперечной перегородкой 2 корпуса 1 (фиг. 1). На фиг. 2 показаны силы, действующие на сателлит 13 и приложенные к конкретным рабочим поверхностям. Сила F - от взаимодействия сателлита с ведомым колесом 11 - это сила прижатия в точке фрикционного контакта M на основной конической поверхности И. Сила Q - это усилие взаимодействия сателлита 13 (через дополнительную коническую поверхность K) с осевой опорой 19 (фиг. 1). Силы R и S - это усилия взаимодействия сателлита (через дополнительные конические поверхности К и Л) с радиально-осевыми опорами 20 и 21. (фиг. 1). Опоры 19, 20 и 21 представляют собой тела вращения, установленные на подшипниках качения. Осевая опора 19 расположена в пространстве между сателлитами 13 (фиг. 1) и поперечной перегородкой 2 корпуса. Радиально-осевые опоры 20 и 21 размещены на ступице 22 ведущего колеса 10. Характер контакта опор 19, 20, 21 с рабочими коническими поверхностями К, Л сателлита 13 - точечный. Из фиг. 2 видно, что если межосевой угол
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112089/981.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112069/947.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112089/920.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112089/920.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112089/981.gif)
1/ в системе уравновешивания сателлитов - через восприятие сил их рабочими коническими поверхностями,
2/ в системе формирования силы прижатия в контакте фрикционной передачи. Для создания прижимающей силы F /фиг. 2/, являющейся прямой функцией силы Q /фиг. 3/, служит система формирования силы прижатия 25, содержащая механизм нагружения 23, механизм самоподтягивания 24 и дифференциальный механизм 35. Механизм нагружения 23 классифицируется как шариковинтовой с возможностью самозатягивания под действием крутящего момента переменного направления и содержит нажимные кольца 26, 27 /фиг. 1, 7, 8, 9/, расположенные слева и справа от поперечной перегородки 2 корпуса и взаимодействующие посредством шариков 28 /фиг. 6, 9/, размещающихся свободно в отверстиях поперечной перегородки 2 и в канавках C нажимных колец 26, 27 /фиг. 9/. Эти канавки имеют сечение полукруглой формы с радиусом, несколько превышающим радиус шарика 28, и винтовую форму с постоянным углом подъема и выходом на обе стороны. Таким образом, каждая канавка C снабжена поверхностями с левой и правой винтовой спиралями. Через нажимные кольца 26, 27 и осевые опоры 19 механизм нагружения 23 взаимодействует с сателлитами 13 обоих планетарных механизмов. Нажимные кольца 26, 27 снабжены зубчатыми венцами 29, 30 /фиг. 1, 6, 7 и 8/ для обеспечения кинематической связи посредством зубчатых колес 31, 32 /фиг. 6, 7, 8/, установленных подвижно на осях 33 /фиг. 6, 7, 8/ в перегородке 2 корпуса с помощью кронштейнов 34 /фиг. 7, 8/. Колеса 31, 32 зацепляются друг с другом. Механизм самоподтягивания 24 по типу - автоматический шариковинтовой с возможностью самозатягивания под действием крутящего момента переменного направления. По принципу устройства он аналогичен механизму нагружения 23. Механизм самоподтягивания 24 содержит два нажимных кольца 45 и два нажимных кольца 46 /фиг. 1, 4, 5/, взаимодействующих через шарики 47 /фиг. 4, 5/. Ведущие нажимные кольца 45 неподвижно связаны с внутренним ведущим валом 18 /фиг. 1/, а ведомые нажимные кольца 46 связаны неподвижно со ступицами 22 ведущих колес 10 /фиг. 1/. Как видно из фиг. 1, ведущие нажимные кольца 45 расположены снаружи относительно ведомых нажимных колец 46. В системе формирования силы прижатия 25 механизм самоподтягивания 24 предназначен для автоматической выборки зазоров между рабочими поверхностями сателлитов 13, колесом 11 и опорами 19, 20, 21. Кроме того, благодаря механизму 24 достигается исходная величина силы прижатия F во фрикционной передаче. Расчетная же величина силы прижатия обеспечивается за счет механизма нагружения 23. Дифференциальный механизм 35 /фиг. 1/ содержит водило 36, неподвижно связанное с внутренним ведомым валом 37, внутреннее центральное колесо 38, связанное неподвижно с ведомым валом 6 /фиг. 1/, сателлиты 39 и наружное центральное колесо 40, подвижно установленное в крышке 4 корпуса 1 и связанное с механизмом нагружения 23 /фиг. 1/ за счет зубчатого сектора 41 и зубчатых колес 42, 43, неподвижно соединенных с валом 44. Колесо 43 входит в зацепление с зубчатым венцом 30 нажимного кольца 27 /фиг. 1, 7/. Функциональная зависимость силы прижатия F в контакте фрикционной передачи от сателлита 13 к ведомому колесу 11, графически иллюстрируемая четырехугольником сил, действующих на сателлит /фиг. 3/, достигается за счет внешней формы сателлита, конкретно же, за счет параметров его рабочих конических поверхностей и их взаимного расположения /фиг. 1, 2/. Основная коническая поверхность И сателлита направлена вершиной в сторону периферии. Обе дополнительные конические поверхности К и Л направлены вершинами к оси вариатора, т.е. противоположно основной поверхности И. Углы
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112038/945.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112038/945.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112037/946.gif)
![фрикционный реверсивный вариатор, патент № 2112900](/images/patents/359/2112089/8734.gif)
Класс F16H15/52 с элементом с постоянным рабочим диаметром, взаимодействующим с различными частями другого элемента
дисковый планетарный вариатор - патент 2523509 (20.07.2014) | ![]() |
широкодиапазонный бесступенчатый привод (супервариатор) - патент 2523507 (20.07.2014) | ![]() |
широкодиапазонный бесступенчатый привод (супервариатор) - патент 2523506 (20.07.2014) | ![]() |
широкодиапазонный бесступенчатый привод (супервариатор) - патент 2428608 (10.09.2011) | ![]() |
широкодиапазонный бесступенчатый привод (супервариатор) - патент 2428607 (10.09.2011) | ![]() |
дисковый планетарный вариатор - патент 2428606 (10.09.2011) | ![]() |
дисковый планетарный вариатор - патент 2391586 (10.06.2010) | ![]() |
дисковый планетарный вариатор - патент 2357139 (27.05.2009) | ![]() |
бесступенчатая передача - патент 2332599 (27.08.2008) | ![]() |
импульсный вариатор - патент 2297565 (20.04.2007) | ![]() |