массивная шина
Классы МПК: | B60C7/00 Ненадувные или сплошные шины |
Автор(ы): | Дзюра Евгений Антонович (UA), Науменко Александр Петрович (UA), Волченок Лина Михайловна (UA), Лейкин Александр Давидович (UA) |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский институт крупногабаритных шин (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-05-15 публикация патента:
20.06.1998 |
Изобретение относится к шинам транспортных средств , в частности к шинам внутризаводского транспорта. Цель изобретения - повышение долговечности шины. Новым является то, что при создании шины используют один полимерный композит, у которого соотношение модуля упругости при растяжении во внутренней, средней и наружной зонах составляет в окружном направлении (2 - 6) : 1: (1,1 - 1,9), а в радиальном - 1: (2 - 6) : (1,1 - 1,9). 1 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
Массивная шина, представляющая собой торообразное тело из полимерного композита, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности шины, полимерный композит имеет разную степень анизотропии по высоте профиля шины, а отношение модулей упругости при растяжении материала во внутренней, средней и наружной зонах составляет в окружном направлении (2 - 6) : 1 : (1,1 - 1,9), а в радиальном 1 : (2 - 6) : (1,1 - 1,9).Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к шинам внутризаводского транспорта, а также малогабаритной сельскохозяйственной техники, и может быть использовано в автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении. Известна массивная шина, представляющая собой торообразное тело из одного полимерного композита, содержащего отрезки волокон, хаотически расположенные в матрице, изготавливаемая путем навивки полосы из полимерного композита вокруг зажимного приспособления до заданного веса и размера с последующим прессованием в форме и выдержкой необходимое время при определенной температуре [1]. Однако, такое решение не обеспечивает долговечность шины из-за отсутствия взаимосвязи между модулем упругости полимерного композита и функциональным назначением зон шины по высоте профиля, т.е. низкой упругостью в радиальном направлении средней зоны и недостаточной жесткостью при растяжении в окружном направлении внутренней зоны, примыкающей к ободу. Это приводит к появлению избыточных напряжений в указанных зонах и, как следствие, перегреву и разрушению шины по средней зоне, либо провороту на ободе. Цель изобретения - повышение долговечности шины. Сущность изобретения в том, что массивная шина представляет собой торообразное тело из одного полимерного композита, имеющего разную степень анизотропии по высоте профиля шины, и отношение модулей упругости при растяжении во внутренней, средней и наружной зонах составляет в окружном направлении (2 -6) : 1 : (1,1 - 1,9), а в радиальном 1 : (2 - 6) : (1,1 - 1,9). Изобретение иллюстрируется следующими примерами. Массивные шины размером 18 x 7 - 8 изготавливают из полимерного композита (ПК) на основе полиизопрена и отрезков полиамидных волокон. Изменяя степень анизотропии ПК по высоте профиля шины, достигают различных соотношений модулей упругости при растяжении в окружном и радиальном направлении. Эффективность предлагаемых соотношений модулей демонстрируется в шинах по примерам 1 - 5. В таблице представлены соотношения модулей упругости при растяжении (деформации 5%) в окружном (Eо) и радиальном (Eр) направлениях во внутренней (прилегающей к ободу), средней и наружной зонах (Eов : Eос : Eон и Eрв : Eрс : Eрн) и соответствующие значения эксплуатационных показателей шин. Результаты испытаний, приведенные в примерах 1 - 6, показывают, что предлагаемая массивная шина по сравнению с известной меньше разогревается при эксплуатации, способна передавать больший крутящий момент и, как следствие, имеет большую долговечность.Класс B60C7/00 Ненадувные или сплошные шины