способ изготовления трехструнной домры
Классы МПК: | G10D1/08 гитары |
Автор(ы): | Шугаюпов В.Ш. |
Патентообладатель(и): | Министерство культуры Республики Башкортостан |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-10-01 публикация патента:
20.06.1998 |
Изобретение относится к способу изготовления трехструнной домры, который заключается в том, что открытые струны думбары с внутренними размерами корпуса строят в квинту, а длину с шириной - в кварту для повышения качества звучания. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Способ изготовления трехструнной домры, в частности башкирской национальной думбары, путем изготовления корпуса, грифа и последующего их соединения, отличающийся тем, что открытые струны думбары с внутренними размерами корпуса строят в квинту, длину с шириной - в кварту, ширину с наибольшей высотой - в квинту при круглом дне и в квинту через октаву - при плоском дне, при этом месторасположение резонаторного отверстия на деке корпуса настраивают в кварту. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что определение внутренних размеров корпуса и месторасположение резонаторного отверстия на деке производят с помощью открытых трубок разной длины, диаметра, материала, например деревянных, длины которых настроены на определенный звук по длине, ширине, наибольшей высоте корпуса, а также по месторасположению резонаторного отверстия на деке, при этом корректировку найденных размеров производят с помощью пробки, установленной в нижнем клеце корпуса. 3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что разбивку ладов производят на укороченной длине мензуры, переместив верхний порожек на 1/16 тона, после чего порожек возвращают на свое первоначальное расчетное место. 4. Способ по пп.1 - 3, отличающийся тем, что корпус с грифом соединяют на 15 ладу, а наименьшее количество ладов выполняют равным 19.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к производству трехструнных домр, а именно - башкирской национальной трехструнной думбыры (домбры). Известно, что башкирские думбыры существовали много столетий назад, о чем говорят сказания и легенды, записанные при экспедициях по районам Башкортостана. Однако секрет их изготовления был потерян в связи с преследованиями сэсэнов, исполнявших кубаиры (хвалебные песни батырам - легендарным героям из народа, о красоте природы и т.д.) под аккомпанемент думбыры. Закрывались мастерские, где изготовлялись инструменты. В сороковые-пятидесятые годы еще можно было изредка встретить думбыру в районах, но вскоре их заменили мандолины и скрипки фабричного производства. В последние годы с ростом музыкальной культуры в республике, открытием музыкальных училищ, института искусств вырос интерес к фольклорным музыкальным произведениям и народным инструментам. Появилась необходимость в восстановлении башкирской думбыры, которая хорошо сочеталась бы с народными инструментами: кураем, кубызом и другими инструментами. При этом инструмент должен был иметь строй, близкий по звучанию к интонации башкирской национальной музыки. Был опробован двухструнный топшур горно-алтайцев (он имеет квартовый строй). Корпус его обтянут кожей, звук мягкий, а сам инструмент оказался неприемлем. Известны думбыры казахские - с длинным и тонким грифом, с двумя жильными струнами, настроенными на кварту, редко на квинту, ввиду чего они также пригодны для исполнения башкирских национальных мелодий и не гармонируют с национальными инструментами, кроме того, имеют маленький диапазон. Известны методы расчета основных акустических параметров щипковых музыкальных инструментов (Кузнецов Л. А. Акустика музыкальных инструментов: Справ. - М.: Легпромбытиздат, 1989, с. 159, 167 - 190). Известна технология - материалы для изготовления домр (Бандас Л.Л., Кузнецов И.А. Производство и ремонт щипковых музыкальных инструментов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983, С. 38 - 42, 74 - 96), которая взята в качестве прототипа, т.к. технологический процесс изготовления отдельных деталей, узлов и их последующая сборка совпадают с заявленным изобретением. Патентная информация (по фондам Республиканской библиотеки и ЦНТИ) не содержит аналогов, более близких по цели и по технологии изготовления инструмента. Отсутствуют до сих пор какие-либо рекомендации (теоретические и практические) по расчету и определению размеров и форм корпусов щипковых музыкальных инструментов, от которых зависят звуковые качества инструмента. Все зависит от индивидуальных замыслов и способностей мастера. Имеются методики по расчетам мензур, разбивке ладов и выполнению некоторых деталей корпуса. Инструменты, изготовленные по известным рекомендациям и размерам, не обеспечивают требования, предъявляемые к башкирской думбыре. В результате многочисленных и длительных поисков, экспериментов по изготовлению опытных образцов думбыры и духовых музыкальных инструментов (курая) была обнаружена определенная взаимосвязь между строем и тональностью инструмента, размерами сторон корпуса, мензуры, месторасположением резонаторного отверстия и длиной воздушного столба открытых трубок, настроенных на определенный звук по камертону "ля" (440). Благодаря этому появилась возможность строить основопологающие размеры инструмента по заданному строю и тональности. Для думбыры - это размеры внутреннего воздушного пространства корпуса, а именно: длина, ширина, высота, формирующие корпус, месторасположение резонаторного отверстия, его диаметр, а также длина мензуры. Определение указанных размеров практически производят с помощью трубок (разного диаметра, длины, материала). За исходный элемент берут трубку, настроенную на звук "ля" первой октавы от камертона "ля" (440). От этой трубки на слух настраивают затем длины трубок для определения вышеуказанных размеров инструмента по соответствующему определенному звуку. Задача предложенного изобретения - создание трехструнной башкирской думбыры с определенным строем и тональностью. Строй инструментов квинта-кварта. В зависимости от типа инструментов задается и строй открытых струн. Например: для сопрано - ля1, ре1, лядля альта - ре1, соль, ре
для баса - ля, ре, ля1. Задача решается тем, что строят три стороны корпуса (внутреннее воздушное пространство): длину, ширину, высоту, находят местоположение резонаторного отверстия и его диаметр, определяют длину мензуры, производят разбивку ладов на грифе, т.е. определяют или строят основополагающие размеры думбыры, а затем (по известной технологии) производят сборку инструмента. Сущность изобретения заключается в том, что с помощью 5 открытых трубок (разного диаметра и длины, из любого материала) от трубки, настроенной на звук "ля" первой октавы по камертону "ля" (440), на слух строят размеры трубок для определения длины корпуса, затем строят размеры трубок для ширины и наибольшей и наименьшей высоты корпуса. Находят на деке месторасположение и диаметр резонаторного отверстия. Трубка, настроенная на звук "ля1" по камертону "ля" (440), позволяет определить и длину мензуры путем нахождения месторасположения верхнего порожка на ручке и подставки на деке при слабо натянутых струнах (через резонаторное отверстие вдуванием воздуха). Одновременно с поиском принципов параметров инструмента был найден ряд решений по сохранению чистоты звука, расширению диапазона и обеспечению удобства при игре. Для этого разбивку ладов производят на укороченной длине мензуры. Осуществляют это тем, что перемещают верхний порожек от найденного расчетного места вниз на 1/16 тона. И эту длину делят известным способом на лады, после чего верхний порожек и наклейку возвращают на свое первоначальное место. Выполнение соединения корпуса с грифом на 15-ом ладу обеспечило необходимый диапазон. Установлено, что число ладов на думбыре должно быть не менее 19, что обеспечивает удобство при игре на инструменте. Изготовленные с использованием предложенного способа думбыры имеют квинто-квартовый строй, национальный тембр, хорошую акустику, гармонично звучат в ансамблях с другими национальными инструментами. На фиг. 1 представлена конструкция думбыры с корпусом грушевидной формы и плоским дном. Необходимо отметить, что форма корпуса может быть любой, вписанной в установленные прямоугольные габариты внутреннего воздушного пространства корпуса с учетом толщины обечаек (толщина обечаек 2 - 2,5 мм). Состоит думбыра из двух основных узлов: корпуса и грифа, соединенных между собой наглухо на 15-ом ладу. Минимальное количество ладов - 19. Корпус состоит из двух обечаек 1 (правой и левой), четырех контробечаек 2 (двух верхних и двух нижних), верхнего клеца 3, нижнего клеца 4, деки 5, дна 6 и пружин. К корпусу крепят кнопку 7, в нижний клец устанавливают регулировочную пробку 8. Гриф состоит из ручки 9, наклейки 10, колковых механизмов 11, верхнего порожка 12, головки 13, ладовых пластин 14. На фиг. 2 представлена схема построения габаритов корпуса, где: a - длина, b - ширина, c - наибольшая высота корпуса, d - наименьшая высота корпуса. Пример конкретного осуществления сущности изобретения (для думбыры - альт с плоским дном). I этап
1. Берут деревянную трубку и по камертону "ля" (440) строят длину трубки на звук "ля" первой октавы. Найденная длина (345 мм) будет внутренней длиной корпуса думбыры. Для определения ширины корпуса от звука "ля" первой октавы, найденной на первой трубке на слух, настраивают звук "ре" второй октавы. Полученная длина второй трубки будет шириной корпуса и равняется 252 мм. Аналогично от звука "ля" первой октавы определяют длину в третьей трубке на звук "ля" третьей октавы. Это будет наибольшая высота корпуса у нижнего клеца и равна будет 78 мм. Таким же способом на слух находят на 4-ой трубке звук "ре" четвертой октавы. Это будет минимальная высота корпуса у верхнего клеца и равняется 55 мм (при круглом дне высоту корпуса строят на звук "ля" второй октавы, она будет равна 178 мм). По полученным размерам строят корпус думбыры, при этом длину корпуса делают короче на 1 - 1,5 мм от расчетной. Впоследствии при помощи регулирующей пробки корпус достраивают начисто. II этап
2. Для нахождения месторасположения резонаторного отверстия и его диаметра производят сборку корпуса с ручкой (заведомо более длинной, чем предполагается). Приклеивают нижнюю деку с 2 - 3 пружинами. На нижнем клеце просверливают сквозное отверстие диаметром 10 - 12 мм и устанавливают регулировочную пробку с диаметром 10 - 12 мм и длиною 50 - 60 мм. После этих операций приступают к определению месторасположения и диаметра резонаторного отверстия одновременно. 3. Приклеивают верхнюю временную черновую деку. Ориентировочно на предлагаемом месте резонаторного отверстия вырезают окошечко прямоугольной формы: ширина 30 мм, длина 40 - 50 мм. 4. Готовят две полоски плотной бумаги 30 50 мм и клей БФ-2. 5. По камертону "ля" (440) настраивают трубку на звук "ля" первой октавы и от трубки на слух с помощью регулировочной пробки, удлиняя длину корпуса на 1 - 1,5 мм, настраивают длину корпуса на длину трубки звука "ля" первой октавы вдуванием воздуха через окошечко резонаторного отверстия. 6. Смазывают деку около окошечка и полоски бумаги клеем БФ-2. Двигая одну полоску бумаги снизу вверх, находят нижний край резонаторного отверстия, вторую полоску бумаги двигая сверху вниз, находят верхний край отверстия. Расстояние между верхним и нижним краем полос бумаги будет диаметром резонаторного отверстия, а его месторасположение будет настроено на звук ре1 относительно длины корпуса ля1. Диаметры резонаторного отверстия 22 мм: для сопрано диаметр будет 17 мм, для баса 29 мм. Затем полоски бумаги удаляются из деки. 7. На полоске из цветного металла (нержавеющей стали, латунь) толщиной 0,5 мм и размером 50 100 мм просверливают отверстие диаметром 22 мм и верхнюю поверхность лудируют. Аналогично пункту 5 снова настраивают длину корпуса думбыры при помощи регулировочной пробки. 8. Смазывают клеем БФ-2 поверхность деки вокруг окошечка резонаторного отверстия и нижнюю поверхность лудированной металлической полоски с резонаторным отверстием. Двигая полоску по оси корпуса, настраивают резонаторное отверстие и полоску приклеивают к деке. После высыхания клея к полоске припаивают фиксирующий стержень (делают шаблон). В дальнейшем по данному шаблону, закрепленному на верхней чистовой деке, прожигают окончательное резонаторное отверстие. 9. По камертону "ля" (440) настраивают трубку на звук "ля" первой октавы и через резонаторное отверстие на слух вдуванием воздуха в корпус производят окончательную настройку длины корпуса с помощью смазанной клеем БФ-2 регулировочной пробки. Пробка затем склеивается. Выступающая часть пробки в дальнейшем приспосабливается для укрепления на ней шнура, необходимого при игре на думбыре стоя. III этап
10. Определяют на ручке думбыры предварительное место верхнего порожка и приклеивают головку. 11. К головке прикрепляют колковые механизмы, к корпусу снизу струнодержателей кнопок натягивают струны так, чтобы верхний порожек и подставку можно было свободно двигать вверх-вниз. 12. По камертону "ля" (440) настраивают открытую трубку на звук "ля" первой октавы и на слух, двигая верхний порожек вверх-вниз, колебля одновременно воздух в корпусе через резонаторное отверстие, находят окончательное месторасположение верхнего порожка. Аналогично уточняют место подставки на деке. Таким образом, находят расчетную длину мензуры. Для альта - 549 мм, для сопрано - 370 мм, для баса - 685 мм. 13. Одновременно при определении длины мензуры расчетную мензуру укорачивают (повышают) на 1/16 тона, перемещая верхний порожек в сторону подставки, найденную укороченную длину разбивают на лады, после чего порожек возвращают на свое прежнее место, т.е. сохраняют длину расчетной мензуры. Размер расчетной мензуры, укороченной на 1/16 тона для альта - 546 мм, для сопрано это будет 368 мм, для баса 681 мм. 14. Определяют расстояние между ладовыми пластинами путем деления укороченной длины мензуры на интервальный коэффициент. 15. Соединяют гриф с корпусом наглухо на 15 ладу (количество ладов думбыры при этом должно быть не менее 19). Предложенный способ позволил изготовить думбыру с заданным строем и любой тональностью. Думбыра имеет свое индивидуальное звучание, свой колорит. Можно исполнять классические и народные музыкальные произведения. Улучшены технические возможности инструмента: расширен диапазон звучания, улучшена акустика. Инструменты, изготовленные автором, используются в оркестрах народных инструментов, ансамблях с кураистами (курай - национальный духовой инструмент).