устройство для предупреждения бокового износа рельсов в кривых

Классы МПК:E01B5/18 контррельсы; средства для их соединения, крепления и рихтовки 
E01B21/04 особые промежуточные и стыковые соединения; стяжки для сохранения нормальной ширины колеи 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Дальневосточная государственная академия путей сообщения
Приоритеты:
подача заявки:
1996-07-01
публикация патента:

Изобретение относится к устройствам верхнего строения железнодорожного пути. Устройство содержит контррельс, жестко сочлененный с рельсами внутренней нити и с помощью распорок соединенный с шейкой рельсов наружной нити колеи, причем, в качестве контрельса использованы старогодные рельсы, которые обращены к рельсам внутренней нити подошвой. Решает задачу по обеспечению равномерного распределения поперечных сил между внутренней и наружной нитками рельсовой колеи, 1 з.п.ф, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Устройство для предупреждения бокового износа рельсов в кривых, содержащее контррельс, жестко сочлененный с рельсом внутренней нити колеи, отличающееся тем, что контррельс соединен с рельсом наружной нити колеи распорками, одни концы которых через рельсовые накладки упираются в шейку рельса наружной нити колеи, а другие - в головку контррельса.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что контррельс обращен к рельсу внутренней нити колеи подошвой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к железнодорожному пути на криволинейных участках.

Общеизвестно, что при прохождении подвижным составом кривых участков в результате проявления поперечных сил имеет место сдвиг наружной нити колеи, интенсивный износ боковой поверхности головок рельсов и подрезание реборд колес подвижного состава.

Известны технические решения, в которых для уменьшения износа боковой поверхности головки наружного рельса последняя выполнена с несимметричным профилем (авт. св. СССР, E 01 B 2/00 N 2011724), где по всей длине участка кривой рабочая боковая грань головки наружного рельса скошена в пределах до 0,32 ширины головки последнего.

Недостатком такого решения является то, что поперечные силы от проходящего по кривой подвижного состава полностью воспринимаются нагруженной веткой колеи и наличие на ней скоса головки рельса не устраняет причины износа, хотя срок службы упорного рельса несколько увеличивается.

Другим существенным недостатком решения по авт. св. N 2011724 является то, что устройство скоса боковой грани упорного рельса связано со значительными технологическими трудностями.

Наиболее близким заявляемому объекту является установка контррельсов у внутренней нити на криволинейном участке пути (Г.М. Шахунянц. Путь и путевое хозяйство. "Государственное транспортное железнодорожное издательство", М., 1949, с. 264). Рельсы внутренней нитки кривой и контррельсы устанавливаются на общих подкладках и соединены друг с другом болтами. В местах болтовых соединений между рельсом и контррельсом установлены вкладыши. Они обеспечивают расчетную ширину желоба из условия, что колеса, катящиеся по наружной нитке, не прижимаются своими гребнями к боковой поверхности рельса, поскольку поперечные усилия полностью воспринимаются контррельсом и соединенной с ним болтами внутренней ниткой.

Недостатком прототипа является то, что поперечные силы от проходящего по кривой подвижного состава через контррельс полностью воспринимаются только внутренней ниткой колеи и совсем не воспринимаются наружной ниткой, вследствие чего стабильность рельсовой колеи нарушается.

Ставится задача обеспечить равномерное распределение поперечных сил между внутренней и наружной нитками рельсовой колен. Задача решается следующим образом.

В известном устройстве для предупреждения бокового износа рельсов в кривых, содержащем контррельс, жестко сочлененный с рельсом внутренней нити колеи, контррельс соединен с рельсом наружной нити колеи распорками, один конец которых через накладки упирается в шейку рельса наружной нити колеи, а другой - в головку контррельса. Контррельс установлен так, что его подошва обращена к рельсу внутренней нити колеи.

Благодаря соединению контррельса с рельсом наружной нити колеи распорками происходит передача части поперечных сил на рельс наружной нити колеи, в результате чего обеспечивается более равномерная нагрузка всей рельсошпальной решетки в кривых и исключается непосредственный контакт реборды колеса с головкой рельса наружной нити колеи, а следовательно, и боковой износ головки наружного рельса. Ориентация контррельса подошвой в сторону внутренней нити колеи позволяет использовать старогодные рельсы.

На фиг. 1 показано устройство для предупреждения бокового износа рельсов в кривых в поперечнике; на фиг. 2 - то же в плане.

Устройство включает рельсовую подкладку 1, закрепленную на подошве внутренней рельсовой нитки 2 с помощью клемм 3, тумбу 4, жестко закрепленную на внутреннем конце подкладки 1, контррельс 5, закрепленный на тумбе 4 с помощью болта 6 и обращенный подошвой к внутренней нитке рельсовой колеи, образуя между головкой рельса 2 и своей подошвой расчетный зазор "а", достаточный для свободного прохода реборды 7 колесной пары 8, распорку 9, один конец которой упирается в головку котррельса 5 и фиксируется в этом положении с помощью пластины 10 и болта 6, а другой, к которому приварена рельсовая накладка 12, упирается в шейку противоположного рельса 13. Шаг расстановки распорок A определяется расчетом.

Устройство работает следующим образом.

При движении подвижного состава в кривом участке пути каждая колесная пара под действием центробежной силы "P" внутренней поверхностью колеса 7 упирается в подошву контррельса 5, который через распорку 9 передает часть поперечных сил на шейку наружного рельса 13, чем исключается контакт реборды 14 колесной пары 8 с головкой рельса 13.

В качестве контррельса используются ястарогодные рельсы, которые, по мере износа работающей части подошвы, снимаются и устанавливаются снова с разворотом в плане и в вертикальной плоскости и выбраковываются при износе после повторной установки.

Наверх