коробка передач
Классы МПК: | F16H15/04 передачи с бесступенчатым изменением передаточного числа |
Автор(ы): | Исламов М.С. |
Патентообладатель(и): | Камский политехнический институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-06-08 публикация патента:
10.07.1998 |
Коробка передач содержит конические фрикционные элементы, установленные на параллельных валах и рычаг управления, конические фрикционные элементы смонтированные на кривошипах эксцентрично валам, причем фрикционный элемент ведущего вала смонтирован с возможностью вращения относительно этого вала и выполнен в виде полого конуса, соединенного с механизмом поступательного движения, а в его полости соостно с ним, установлен второй конус, в пространстве между конусом ведущего вала размещен полый конус ведомого вала, смонтированный посредством сухаря на кривошипе ведомого вала с возможностью радиального движения, кривошип ведомого вала выполнен с продольным пазом, в котором между ступицей кривошипа и сухарем установлена пружина, а ведомый вал соединен с трансмиссией транспортного средства с помощью шлицевого соединения и оснащен кольцевым пазом, в котором установлена вилка управления передачей. Указанная конструкция коробки передач обеспечивает снижение затрат на ее изготовление и эксплуатацию. 9 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10
Формула изобретения
Коробка передач, включающая по меньшей мере одну пару конических фрикционных элементов на параллельных валах и рычаг управления, отличающаяся тем, что конические фрикционные элементы смонтированы на кривошипах эксцентрично валам, причем фрикционный элемент ведущего вала смонтирован с возможностью вращения относительно вала и выполнен в виде полого конуса, соединенного с механизмом поступательного движения, а в его полости, соосно с ним, установлен второй конус, в пространстве между конусами ведущего вала размещен полый конус ведомого вала, смонтированный посредством сухаря на кривошипе ведомого вала с возможностью радиального движения, кривошип ведомого вала выполнен с продольным пазом, в котором между ступицей кривошипа и сухарем установлена пружина, а ведомый вал соединен с трансмиссией транспортного средства с помощью шлицевого соединения и оснащен кольцевым пазом, в котором установлена вилка управления передачей.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных средств. Известна коробка передач транспортного средства, содержащая ведущий, ведомый и промежуточный валы, установленные на параллельных валах блоки зубчатых колес, синхронизаторы и рычаги управления (см. Л.И.Белкин, И.С.Буденков, Л.Р.Горелов и др. Автомобиль "Москвич-2140", 1985, с. 156). Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является коробка передач транспортного средства, содержащая ведущий и ведомый валы, конические фрикционные элементы на параллельных валах и рычаг управления (см. FR, пат. N 2129005, кл. F 16 H 15/00, 1972). Недостатком известной коробки передач являются относительно высокие расходы на изготовление и эксплуатацию, обусловленные высокой сложностью конструкции. Задачей изобретения является снижение затрат на изготовление и эксплуатацию коробки передач. Согласно изобретению, эта цель достигается тем, что в коробке передач, включающей конические фрикционные элементы на параллельных валах и рычаг управления, конические фрикционные элементы смонтированы на кривошипах эксцентрично валам, причем фрикционный элемент ведущего вала смонтирован с возможностью вращения относительно вала и выполнен в виде полого конуса, соединенного с механизмом поступательного движения, в его полости соосно с ним установлен второй конус, в пространстве между конусами ведущего вала размещен полый конус ведомого вала, смонтированный посредством сухаря на кривошипе ведомого вала с возможностью радиального движения. Кривошип ведомого вала выполнен с продольным пазом, между ступицей кривошипа и сухарем установлена пружина, ведомый вал соединен с трансмиссией транспортного средства с помощью шлицевого соединения и оснащен кольцевым пазом, в котором установлена вилка рычага управления передачей. Подобное выполнение коробки передач позволяет сократить затраты на изготовление и эксплуатацию коробки передач. На фиг. 1 показана коробка передач, положение звеньев при ходе транспортного средства вперед;на фиг. 2 - то же при ходе назад;
на фиг. 3 - схема для расчета передаточного числа при ходе вперед;
на фиг. 4 - то же при ходе назад;
на фиг. 5 - разрез А-А на фиг. 1;
на фиг. 6 - разрез Б-Б на фиг. 1;
на фиг. 7, 8, 9 - варианты разреза В-В на фиг. 1. Коробка передач содержит ведущий вал 1, ведомый вал 2, оснащенный кривошипами 3 и 4. В кривошипах 3 и 4 с возможностью вращения относительно них эксцентрично валам 1 и 2 смонтированы конические фрикционные элементы 5, 6 и 7. Элементы 5 и 7 выполнены заодно и имеют общую ось 8, установленную на кривошипе 3 в подшипнике 9. Одна из шеек 10 оси 8 выполнена граненой и ее охватывает шайба 11 пантографа 12 (механизма поступательного движения). Полный фрикционный конический элемент 6 своей рабочей частью размещен в пространстве между элементами 5 и 7, а его ось 13 установлена в сухаре 14, размещенном в продольном валу 15 кривошипа 4. Между сухарем 14 и ступицей 16 кривошипа 4 помещена пружина 17. Вал 2 оснащен кольцевым пазом 18, в котором установлена вилка 19 рычага 20 управления передачей. Вал 2 имеет шлицевый хвостик 21, установленный в шлицевой втулке 22, скрепленной с трансмиссией транспортного средства (не показано). Шлицевая втулка 22 установлена в подшипнике 23. Пантограф 12 (плоский шарнирный механизм поступательного движения) выполнен в виде попарно параллельных и равных между собой рычагов 24 и 25, соединенных с помощью шарниров 26, 27 с шайбой 11, планкой 28 механизма и корпусом 29 коробки передач. Вместо описанного механизма поступательного движения может быть использован любой его технический эквивалент. Для скрепления оси 13 с сухарем 14 использована шпонка 30. В реальных конструкциях с целью усовершенствования число фрикционных элементов 5, 6, 7 с осями 8, 13 должно быть не менее двух и располагаться они должны по окружности такого радиуса, чтобы обеспечить центральную симметрию (см. фиг. 8, 9, 7). На фиг. 8, 9, 7 показаны варианты коробки передач с удвоенным, утроенным и ушестеренным числом фрикционных элементов. Одновременно при этом в соответствующее число раз возрастает и нагрузочная способность коробки передач. Работает коробка передач следующим образом. 1. Ход транспортного средства вперед - передний ход. Взаимное положение фрикционных элементов показано на фиг. 1. Элементы 5 и 6 под воздействием пружины 17 прижаты друг к другу рабочими шероховатыми поверхностями. Средний радиус элемента 5 на коническом участке прилегания составляет R, элемента 6 - r. При вращении ведущего вала 1 ось 8 фрикционного элемента 5 перемещается по окружности радиуса "e", но сам элемент 5 перемещается при этом поступательно, поскольку его граненая часть 10 охвачена шайбой 11 механизма поступательного движения. Пружиной 17 конус 6 прижат к внутренней поверхности конуса 5. В результате, при повороте конуса 5 на некоторый угол конус 6 также поворачивается на этот угол . Кроме того, поскольку конусы 5 и 6 являются шероховатыми, то при этом происходит обкатывание конуса 6 по поверхности конуса 5 и за счет этого конус 6 (вместе с валом 2) совершает дополнительный поворот на некоторый угол . Расчет этого угла поясняется по схеме на фиг. 3. При вращении ведущего вала 1 средняя точка участка прилегания перемещается по окружности радиуса R1. Элемент 5 при этом совершает плоское поступательное движение, поскольку с помощью шайбы 11 связан с механизмом поступательного движения (см. фиг. 3). При этом начальная точка касания B конусов 5 и 6 находится на линии OA. После поворота ведущего вала 1 на угол конусы 5 и 6 занимают положение OA1 с новой точкой касания B1. Но поскольку конус 5 перемещается поступательно, то прежняя точка касания конуса 5 оказывается на линии A"B"//AB, и, следовательно, как это видно из схемы, точка касания B перемещается по поверхности конуса 5 из точки B(B") в точку B1 в направлении вращения вала 1 на угол . Это значит, что конус 6 перекатывается по поверхности конуса 5 в направлении, обратном вращению вала 1. Длина дуги B"B1 (длина дуги перекатывания) равна
S=R ,
где
R - радиус конуса 5. Отложив длину этой дуги на окружности (поверхности) конуса 6, получим дугу B1C. Проведя из центра O2 конуса 6 луч через точку C, получим угол B1O2C, равный углу дополнительного поворота 6 в направлении, обратном вращению вала 1:
Таким образом, полный поворот конуса 6, а следовательно, и вала 2, равен
Согласно изложенному, передаточное число передачи при этом составляет
Итак
2. Нейтральное положение. Для приведения в это положение с помощью муфты сцепления разъединяют вал двигателя и вал 1. При этом вращение двигателя не может передаваться валу 1, а следовательно, и трансмиссии транспортного средства. Муфта сцепления на чертежах не показана. 3. Задний ход. Взаимное положение фрикционных элементов показано на фиг. 2 и 4. Из нейтрального положения с помощью рычага управления 20 конус 6 перемещается в направлении от конуса 5 до тех пор, пока его внутренняя фрикционная поверхность не войдет в соприкосновение с фрикционной поверхностью конуса 7. Средний радиус элемента 6 на коническом участке прилегания теперь будет составлять R2, а элемента 7 - r2. Обозначения, относящиеся к точке касания и взаимному положению элементов, а также обозначения углов поворота на фиг. 4 сохранены такими же, как на фиг. 3 для облегчения их сопоставления. При вращении вала 1 ось 8 фрикционного элемента 7 перемещается по окружности радиуса "e", но сам элемент 7 перемещается при этом поступательно, поскольку граненая часть 10 охвачена шайбой 11 механизма поступательного движения. В результате, при перемещении оси 8 конуса 7 на некоторый угол , конус 6 поворачивается на этот угол . Кроме того, поскольку конусы 6 и 7 являются шероховатыми, то при этом происходит обкатывание конуса 6 по поверхности конуса 7 и за счет этого конус 6 (вместе с валом 2) совершает дополнительный поворот на некоторый угол . Расчет этого угла поясняется по схеме на фиг. 4. При вращении ведущего вала 1 средняя точка участка прилегания перемещается по окружности. Элемент 7 при этом совершает, как сказано выше, плоское поступательное движение, при этом начальная точка касания B конусов 6 и 7 находится на линии OA. После поворота ведущего вала 1 на угол конусы 6 и 7 занимают положение OA с новой точкой касания B1. Поскольку конус 7 перемещается поступательно, то прежняя точка касания конуса 7 оказывается на линии A"B"//AB, и, следовательно, как это видно из схемы, точка касания B перемещается по поверхности конуса 7 из точки B (B") в точку B1 в направлении вращения вала 1 на угол . Это значит, что конус 6 перекатывается по поверхности конуса 7 в направлении, обратном вращению вала 1. Длина дуги B"B1 (длина дуги перекатывания) равна:
S = r2. (5)
Отложив длину этой дуги на окружности (поверхности) конуса 6, получим дугу B1C. Проведя из центра O2 конуса 6 луч через точку C, получим угол B1O2C, равный углу дополнительного поворота конуса 6 в направлении, обратном вращению вала 1
Таким образом, полный поворот конуса 6, а следовательно, и вала 2, будет составлять
Согласно изложенному предпочтительное число передачи при этом составило
Итак
Выражения (4) и (8) можно преобразовать, обозначив в них отношение большего радиуса к меньшему буквой n,
Рассчитанные по формулам (4a) и (8a) значения соотношения i для передач, соответствующих передачам автомобиля "Москвич", приведены в таблице (абсолютные значения - без учета знаков).
Класс F16H15/04 передачи с бесступенчатым изменением передаточного числа
зацепление бесступенчатой передачи - патент 2199044 (20.02.2003) | |
устройство для преобразования линейного колебательного движения во вращательное - патент 2159372 (20.11.2000) | |
устройство для преобразования линейного колебательного движения во вращательное - патент 2159371 (20.11.2000) | |
фрикционный вариатор - патент 2130562 (20.05.1999) | |
фрикционный вариатор - патент 2112169 (27.05.1998) | |
передача бесступенчатая - патент 2071688 (10.01.1997) | |
секция вариатора - патент 2064619 (27.07.1996) | |
фрикционный вариатор - патент 2020332 (30.09.1994) | |
вариатор - патент 2011070 (15.04.1994) |