одноразовое запорно-пломбировочное устройство
Классы МПК: | E05B39/02 с разрушаемыми пломбами, бумажными прокладками или печатями E05B65/14 для грузовых железнодорожных вагонов и тп; для грузовых автомобилей |
Автор(ы): | Моренов Владимир Константинович, Алексеев Валерий Анатольевич, Алексеев Алексей Валерьевич, Крезов Владимир Анатольевич |
Патентообладатель(и): | Моренов Владимир Константинович, Алексеев Валерий Анатольевич, Алексеев Алексей Валерьевич, Крезов Владимир Анатольевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-05-28 публикация патента:
27.07.1998 |
Изобретение относится к одноразовому запорно-пломбировочному устройству. Сущность изобретения заключается в том, что гибкий стержень размещен в окне корпуса с возможностью образования замкнутой петли, оба конца которой зафиксированы в расточке корпуса посредством отвердевшего материала, при этом контрольная шайба посредством посадочных отверстий установлена подвижно на концах петли и с возможностью поджатия к корпусу для повышения надежности устройства. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Одноразовое запорно-пломбировочное устройство, содержащее связанные с корпусом гибкий стержень с контрольной шайбой с маркировкой и затвор, отличающееся тем, что гибкий стержень размещен в окне корпуса с возможностью образования замкнутой петли, оба конца которой зафиксированы в расточке корпуса посредством отвердевшего материала, при этом контрольная шайба посредством посадочных отверстий установлена подвижно на концах петли и с возможностью поджатия к корпусу. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что затвор выполнен в виде размещенного в отверстии корпуса и параллельно концам гибкого стержня стопорного штифта с канавкой для размещения разрезного пружинного зажимного кольца, установленного в проточке корпуса. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что зажимное кольцо выполнено эллиптической формы, внутренний диаметр которого равен диаметру канавки штифта.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к разрушаемым запорно-пломбирующим устройствам, и может быть использовано для защиты дверей железнодорожных вагонов и контейнеров, кузовов автомобилей и других средств транспортировки различных грузов от возможного хищения посторонними лицами или злоумышленниками. Известны различные разрушаемые одноразовые устройства для запирания и опломбирования дверей различных объектов в процессе их транспортировки, состоящие из корпуса, запорного стержня и стопорящего его узла (RU, патент, 1556157, кл. E 05 B 65/14, 1987; RU, патент, 2062857, кл. E 05 B 65/14, 1993). Запорный стержень в этих устройствах может быть выполнен, например, в виде стержневой скобы, запорной дужки с цанговыми концами, болта. Стопорный узел выполнен в виде, например, цангового узла с запорными шариками, набора чередующихся металлических и резиновых колец, неразъемного замкового соединения в виде выступов и штыря, штифта с буртиком со стопорным кольцом. Известные устройства позволяют получить неразъемное соединение стержня с корпусом замка, однако не обладают достаточной прочностью и имеют низкую защищенность запорного узла и рабочего стержня от несанкционированного вскрытия. Известно одноразовое запорно-пломбировочное устройство, содержащее гибкий стержень (трос) с контрольной шайбой, зажим-затвор и плашку или вспомогательную шайбу (Рекламный букет на одноразовое запорно-пломбировочное устройство "Спрут универсал", ЗАО "Станко-инструмент", г. Павлово, 1996). Зажим имеет форму конуса со срезанной вершиной и стопорное отверстие в продольной части, через которое пропущен стержень. Зажим может использоваться повторно. На поверхности контрольной шайбы находится маркировка, обозначающая цифровые и буквенные коды завода-изготовителя и грузоотправителя. Зажим и контрольная шайба размещены на разных концах гибкого стержня, установленного в опорных отверстиях плашки или вспомогательной шайбы, выполняющих роль несущего предохранительного корпуса. Известное запорно-пломбировочное устройство навешивается путем пропускания одного конца сначала через одно отверстие плашки (предохранительной пластины), затем - через петли или накладки запирающих устройств объекта и второе отверстие плашки, контрольную шайбу. На свободный подвижный конец стержня конусом вперед нанизывается и продвигается до упора зажим. Вскрытие устройства осуществляется путем перекусывания цилиндрической части контрольной шайбы с помощью клещей и ее снятия с гибкого стержня. Использование троса в качестве гибкого стержня обеспечивает достаточную защиту дверей грузовых транспортных средств и специальных помещений, но не исключает доступности и несанкционированного нарушения контрольной шайбы и ее повторного использования. Техническим результатом изобретения является создание надежного запорно-пломбировочного устройства, предотвращающего несанкционированное проникновение в транспортные средства, исключающего неразрушающее вскрытие и съем контрольной шайбы. Достигается это тем, что в одноразовом запорно-пломбировочном устройстве, содержащем связанные с корпусом гибкий стержень с контрольной шайбой с маркировкой и затвор, согласно изобретению гибкий стержень размещен в окне корпуса с возможностью образования замкнутой петли, оба конца которой зафиксированы в расточке корпуса посредством отвердевшего материала, а контрольная шайба подвижно установлена на обоих концах стержня посредством посадочных отверстий и поджата к корпусу. Целесообразно затвор в таком устройстве выполнять неразьемным в виде стопорного штифта, размещенного в соответствующем отверстии корпуса, параллельном концам стержня, и разрезного пружинного зажимного кольца, установленного на штифте в канавке и в проточке корпуса, выполненных в плоскости, перпендикулярной штифту. Вводное окно в корпусе под петлю выполнено перпендикулярно затвору. Разрезное пружинное кольцо выполнено эллиптической формы, меньший внутренний диаметр которого выполнен равным диаметру канавки на штифте. Такое выполнение устройства исключает его неразрушающее вскрытие и съем контрольной шайбы, а также повторное использование. Выполнение гибкого стержня в виде петли обеспечивает надежное соединение проушин металлоконструкций транспортных средств двумя ветвями троса, что соответственно вдвое снижает возможность механического разрушения устройства. Технологическое соединение основных элементов устройства - петли, корпуса, контрольной шайбы в единое неразборное целое посредством фиксатора из отвердевшего материала, помещаемого в расточку, гарантирует исключение несанкционированного вскрытия транспортируемых грузов, съема контрольной шайбы без нарушения индексации на ней и самой шайбы. Фиксация концов троса (стержня) в корпусе затвердевшим материалом обеспечивает прочность неразъемного соединения, т.к. гарантируются силовые характеристики на вытаскивание концов стержня из корпуса. Кроме того, в процессе отвердевания материала, например при остывании металла, происходит его усадка, обеспечивающая дополнительное обжатие стержня-троса. Коэффициент усадки, например, для цинковых сплавов составляет 0,5% и в случае их использования в предлагаемом устройстве дополнительный зажим троса произойдет на 0,1 мм по диаметру. Следует отметить также, что концы троса, состоящие из прядей, вмонтированные в отвердевшем материале, являются для корпуса армирующими элементами, которые значительно упрощают корпус от разрушения. Запирание петли посредством предлагаемого затвора с разрезным пружинным зажимным кольцом, выполненным при оптимальном соотношении размеров, препятствует разборке этого узла устройства без его нарушения. Следовательно, можно судить о соответствии предлагаемого основным критериям изобретения: новизне и изобретательскому уровню. На фиг. 1 показан общий вид запорно-пломбировочного устройства в изометрии; на фиг. 2 - схематичное изображение устройства, общий вид; на фиг. 3 - разрез по А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез по B-B на фиг. 3. Предлагаемое одноразовое запорно-пломбировочное устройство содержит гибкий стержень (трос) 1, контрольную шайбу 2, затвор 3, установленные в корпусе 4. Гибкий стержень 1 выполнен в виде замкнутой петли 5, размещенной в вводном окне 6 корпуса 4. Оба конца 7 стержня-петли выполнены стационарными и вмонтированы в тело корпуса 4, расточку 8 посредством фиксатора 9 из отвердевшего материала, помещаемого в расточку 8, например жидкого металла. Контрольная шайба 2 имеет два посадочных отверстия 10 и свободно установлена на обоих концах 7 стержня 1 и поджата к корпусу 4. На лицевой поверхности шайбы 2 выполнена маркировка заводского знака, кода железной дороги или другого грузоотправителя, также может быть нанесена дополнительная требующаяся информация - код станции и т.д. Затвор 3 выполнен неразъемным в виде стопорного штифта 11, размещенного в отверстии 12 корпуса 4, параллельном концам петли 5, и разрезного пружинного зажимного кольца 13, установленного на штифте в канавке 14 и в проточке 15 корпуса 4, выполненных в плоскости, перпендикулярной штифту, что обеспечивает компактность устройства. Вводное окно 6 в корпусе 4 выполнено в центральной части корпуса в плоскости, перпендикулярной штифту 11, что обеспечивает простоту заведения петли в корпус и надежность ее удержания телом корпуса. Зажимное кольцо 13 выполнено эллиптической формы, меньший внутренний диаметр которого выполнен равным диаметру соответствующей канавки 14 на штифте 11, что позволяет легко его заводить в канавку и проточку и исключает его выемку из отверстия 12, доступ к которому закрыт. Устройство навешивается следующим образом: свободный конец петли пропускается в проушины запирающих элементов охраняемого объекта и заводится в вводное окно 6. Снизу до упора в отверстие 12 вводится затвор, фиксирующий расположение петли 5 в окне 6. При санкционированном вскрытии приемщик, убедившись в отсутствии механических повреждений контрольной шайбы, стержня или затвора, производит разрушение одной из ветвей троса с помощью кусачек и, удаляя трос из проушин, производит вскрытие объекта. Контрольная шайба при этом прикладывается к сопроводительному документу. В случае наличия на стержне, шайбе, затворе или корпусе разрушений или механических повреждений производится инвентаризация груза в присутствии заинтересованных сторон. Таким образом, предлагаемое устройство позволяет исключить несанкционированное проникновение к транспортному грузу, является надежным и простым запорно-пломбировочным приспособлением как в пользовании, так и в изготовлении, т.к. не требует перестройки действующего технологического процесса изготовления аналогичных устройств. Опытный образец предлагаемого устройства был изготовлен апробирован Горьковской железной дорогой, что подтвердило возможность промышленной применимости разработанной авторами конструкции.Класс E05B39/02 с разрушаемыми пломбами, бумажными прокладками или печатями
Класс E05B65/14 для грузовых железнодорожных вагонов и тп; для грузовых автомобилей