вертлюг
Классы МПК: | E21B21/02 вертлюги в шлангах |
Автор(ы): | Прохоров В.П. |
Патентообладатель(и): | Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-07-01 публикация патента:
27.07.1998 |
Изобретение относится к горной промышленности, а именно к вертлюгам. Задача, решаемая изобретением, - повышение надежности работы вертлюга за счет упрощения механизма поджатия узла уплотнения и защита узла уплотнения от абразивных частиц рабочей жидкости. Вертлюг включает составной корпус, состоящий из нижней и верхней частей, установленный в корпусе на подшипниках ствол, в нижней части которого размещен узел уплотнения. Нижняя часть корпуса выполнена составной, состоящей из обоймы, соединенной с верхней частью корпуса, и зажима, размещенного в обойме на резьбе, а на торце ствола и на торце зажима выполнены цилиндрические прорези, в которые с зазором установлено концентрическое кольцо, выполненное из неметаллического антифрикционного материала. Повышается надежность работы. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Вертлюг, включающий составной корпус, состоящий из нижней и верхней частей, установленный в корпусе на подшипниках ствол, в нижней части которого размещен узел уплотнения, отличающийся тем, что нижняя часть корпуса выполнена составной, состоящей из обоймы, соединенной с верхней частью корпуса, и зажима, размещенного в обойме на резьбе, а на торце ствола и на торце зажима выполнены цилиндрические прорези, в которые с зазором установлено концентрическое кольцо, выполненное из неметаллического антифрикционного материала.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к горной промышленности, а именно к вертлюгам. Известен вертлюг [1], включающий корпус, установленный в корпусе на подшипниках ствол, масляную полость и уплотнительное устройство. Недостатком известного вертлюга является низкая надежность работы вертлюга. Известен также вертлюг [2], выбранный в качестве прототипа, включающий составной корпус, состоящий из нижней и верхней частей, установленный в корпусе на подшипниках ствол, в нижней части которого размещен узел уплотнения с механизмом регулирования его поджатия. Недостатком известного вертлюга является сложность механизма регулировки поджатия узла уплотнения, а также незащищенность узла уплотнения от абразивных частиц рабочей жидкости. Задача, решаемая изобретением, - повышение надежности работы вертлюга за счет упрощения механизма поджатия узла уплотнения и защита узла уплотнения от абразивных частиц рабочей жидкости. Сущность изобретения заключается в том, что в вертлюге, включающем составной корпус, состоящий из нижней и верхней частей, установленный в корпусе на подшипниках ствол, в нижней части которого размещен узел уплотнения, нижняя часть корпуса выполнена составной, состоящей из обоймы, соединенной с верхней частью корпуса, и зажима, размещенного в обойме на резьбе, а на торце ствола и на торце зажима выполнены цилиндрические прорези, в которые с зазором установлено концентрическое кольцо, выполненное из неметаллического антифрикционного материала. На фиг. 1 изображен общий вид вертлюга с разрезом; на фиг. 2 - выносной элемент А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 1. Вертлюг состоит из ствола 1, составного корпуса, состоящего из верхней части 2 и составной нижней части, состоящей из обоймы 3, соединенной на резьбе с верхней частью 2 корпуса, и зажима 4, размещенного в обойме 2 на резьбе. На упоре 5, закрепленном на стволе 1, установлен упорный подшипник 6. Над упорным подшипником 6 размещен центрирующий радиальный подшипник 7, который закреплен на стволе 1 с помощью кольца 8. Между упором 5 и обоймой 3 размещен второй радиальный подшипник 9. Между стволом 1 и обоймой 3 размещен узел уплотнения, состоящий из пакета уплотнительных манжет 10 и нажимного кольца 11. На торце ствола 1 и на торце зажима 4 выполнены цилиндрические прорези, в которые с зазором установлено концентрическое кольцо 12, выполненное из неметаллического антифрикционного материала, например фторопласта. В верхней части ствола 1 на оси 13 размещен строп 14. К боковой поверхности ствола 1 приварен подвод 15 с ребром жесткости 16. Выпадению оси 13 из ствола 1 препятствует установочный винт 17. Внутренняя масляная полость, размещенная между корпусом и стволом, уплотнена при помощи уплотнительных колец 18, 19. Между зажимом 4 и обоймой 3 размещено уплотнительное кольцо 20. Заполнение масляной полости осуществляется через масленку 21. Для слива отработанного масла служит отверстие с пробкой 22. Упор 5 на стволе 1 стопорится при помощи винтов 23. Скручиванию обоймы 3 из верхней части 2 корпуса препятствуют болты 24. Проворачиванию зажима 4 во время работы вертлюга препятствуют установочные винты 25, торцы которых входят в овалообразные канавки, выполненные на средней шестигранной части зажима 4. В нижней части зажима 4 выполнена резьба для подсоединения ведущей бурильной трубы. Смазка оси 13 осуществляется через каналы, выполненные в ней, заполнение которых производится через масленки 26. Вертлюг работает следующим образом. К подводу 15 присоединяется нагнетательный шланг промывочного насоса. Нижнюю часть зажима 4 подсоединяют к ведущей бурильной трубе, закрепленной во вращателе бурового станка и соединенной с колонной бурильных труб в скважине. Затем включают насос, и промывочная жидкость поступает через шланг в подвод 15, в неподвижный ствол 1 и далее через зажим 4 в колонну бурильных труб в скважину. Далее включают вращатель станка, вращение которого передается на закрепленную в нем колонну бурильных труб. Вместе с трубами начинает вращаться присоединенный к ним зажим 4 и вместе с ним весь корпус с обоймой 3 и верхней частью 2. Для устранения протечек промывочной жидкости в масляную полость необходимо поджать узел уплотнения, для чего требуется отвернуть установочные винты 25 на несколько оборотов до выхода их концов из овалообразных пазов, выполненных на зажиме 4, затем довернуть зажим 4 в обойму 3, а установочные винты 25 завернуть до упора. Указанную операцию можно осуществлять без разборки вертлюга и без отсоединения колонны труб. Концентрическое кольцо 12, размещенное в цилиндрических прорезях, выполненных на торцах зажима 4 и ствола 1, выполняют функции лабиринтного уплотнения и препятствуют проникновению абразивных частиц из промывочной жидкости к узлу уплотнения. После износа концентрического кольца 12 его заменяют. Предложенный вертлюг позволяет регулировать величину поджатия узла уплотнения без разборки вертлюга и без отсоединения колонны труб, кроме того, у предложенного вертлюга узел уплотнения дополнительно защищен при помощи концентрического кольца, размещенного в цилиндрических прорезях, выполненных на торцах ствола и зажима, от абразивных частиц промывочной жидкости.Класс E21B21/02 вертлюги в шлангах
устьевая головка - патент 2525894 (20.08.2014) | |
вертлюг бурового станка - патент 2470139 (20.12.2012) | |
вертлюг - патент 2425951 (10.08.2011) | |
вертлюг для шнековой буровой установки (варианты) - патент 2274724 (20.04.2006) | |
буровая установка - патент 2256770 (20.07.2005) | |
верхнеприводной вертлюг - патент 2244089 (10.01.2005) | |
верхний силовой привод буровой установки - патент 2237790 (10.10.2004) | |
талевый блок - патент 2232250 (10.07.2004) | |
вертлюг - патент 2204687 (20.05.2003) | |
устьевая головка - патент 2078903 (10.05.1997) |