установка для регулирования температурного режима воздуха, подаваемого в кабину транспортного средства
Классы МПК: | B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства |
Автор(ы): | Алексеев Юрий Сергеевич (UA), Бондарь Михаил Анатольевич (UA), Малахов Виктор Николаевич (UA), Межуев Николай Николаевич (UA), Нода Александр Алексеевич (UA), Свириденко Николай Федорович (UA), Сенькин Владимир Сергеевич (UA), Яблуновский Александр Терентьевич (UA) |
Патентообладатель(и): | Нода Александр Алексеевич (UA), Свириденко Николай Федорович (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-09-24 публикация патента:
20.08.1998 |
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к оборудованию для обеспечения и поддержания комфортных условий в кабинах транспортных средств, и может быть использовано для регулирования температурного режима воздуха, подаваемого в кабину. Установка содержит вихревую трубу, которая подсоединена к выходу одного из контуров теплообменника "воздух-воздух". Каждый контур теплообменника подключен к отдельному компрессору, при этом контур теплообменника, не связанный с вихревой трубой, замкнут через двухпозиционный пневмопереключатель. Последний установлен со стороны выхода компрессора, вход которого соединен с выходом указанного контура. Установка также содержит емкость с водой, которая соединена фитилями с входом в теплообменник по контуру, не связанному с вихревой трубой, и с засопловым участком вихревой трубы. При этом емкость связана магистралью наддува с входом в вихревую трубу. Установка обеспечивает возможность работы в двух регулируемых режимах: охлаждения и подогрева воздуха, подаваемого в кабину. Кроме этого, в режиме охлаждения воздуха повышается эффективность работы теплообменника за счет увеличения коэффициента теплоотдачи и обеспечивается повышение температурной эффективности вихревой трубы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Установка для регулирования температурного режима воздуха, подаваемого в кабину транспортного средства, содержащая двухконтурный теплообменник типа воздух - воздух, каждый контур которого выполнен с отдельным источником воздуха в виде компрессора, и вихревую трубу, которая подсоединена к выходу одного из контуров теплообменника, отличающаяся тем, что контур теплообменника, не связанный с вихревой трубой, выполнен замкнутым через двухпозиционный пневмопереключатель, установленный на выходе из компрессора, вход которого соединен с выходом указанного контура. 2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что она содержит емкость с водой, соединенную фитилями с входом в теплообменник контура, не связанного с вихревой трубой, и с засопловым участком вихревой трубы, при этом емкость связана магистралью наддува со входом в вихревую трубу.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к оборудованию для обеспечения и поддержания заданных температурных параметров воздуха и может использоваться для поддержания комфортных условий в кабинах различных транспортных средств, преимущественно в кабинах тракторов. Известны устройства для обеспечения требуемого температурного режима воздуха, использующее в качестве хладагента воздух воздушной расширительной установки и содержащие нагнетатель и турбовентилятор с теплообменником (А.С. Наталевич, В.Р. Стуканов. Сравнение различных схем кондиционирования воздуха в мощных автомашинах и тракторах // Вопросы микроэнергетики. Труды, выпуск XXII. Куйбышевский авиационный институт, г, Куйбышев, 1965, с. 153-167). Недостатком указанных устройств является то, что они работают только в режиме охлаждения воздуха и не могут работать в режиме подогрева. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является установка для охлаждения воздуха, содержащая источник сжатого воздуха, к которому присоединен теплообменник типа воздух-воздух, расположенный в воздуховоде, вихревую трубу, подсоединенную к контуру теплообменника и турбину, выход которой через короб соединен с охлаждаемым объемом (М.М.Френкин. Воздушные холодильные машины и транспортные установки кондиционирования воздуха. Обзор зарубежных патентов М. : Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР, ЦНИИПИ, 1964, с.9, фиг.3). В воздуховоде горячий воздух охлаждается наружным воздухом, подаваемым в теплообменник вентилятором. Далее охлажденный воздух подается в сопловой вход вихревой трубы. Холодный воздух из рабочей (горячей) камеры трубы подается в турбину, где адиабатически расширяется, охлаждаясь, и затем поступает в охлаждаемый объем. Общими существенными признаками известной установки и заявляемого технического решения является теплообменник типа воздух-воздух, каждый контур которого снабжен отдельным источником воздуха, и воздушная расширительная машина в виде вихревой трубы, которая подсоединена к выходу одного из контуров теплообменника. В теплообменнике установки-прототипа охлаждающий контур выполнен в виде открытого воздуховода, по которому продувается атмосферный воздух, температура которого всегда ниже температуры сжатого и нагретого воздуха, который подается по другому контуру теплообменника. В связи с этим, теплообменник в установке-прототипе работает только в режиме охлаждения сжатого (нагретого) воздуха, подаваемого на вихревую трубу, и, следовательно, известная установка может обеспечивать только охлаждение подаваемого в кабину транспортного средства воздуха. Однако, транспортные средства эксплуатируются как при повышенных температурах окружающей среды (например, летом), когда требуется охлаждение воздуха, подаваемого в кабину, так и в условиях пониженных температур окружающей среды (например, зимой), когда требуется подогрев воздуха, подаваемого в кабину. Последнее известная установка обеспечить не может. В основу изобретения поставлена задача усовершенствования установки для регулирования температурного режима воздуха подаваемого в кабину транспортного средства, в которой путем введения новых конструктивных элементов и связей между узлами установки обеспечить возможность как охлаждения, так и подогрева воздуха, подаваемого в кабину, что расширит функциональные возможности установки и позволит использовать ее на транспортных средствах, эксплуатируемых как в условиях повышенных температур, так и в условиях пониженных температур окружающей среды. Поставленная задача решается тем, что в установке для регулирования температурного режима воздуха, подаваемого в кабину транспортного средства, содержащей теплообменник типа воздух-воздух, каждый контур которого снабжен отдельным источником воздуха, и вихревую трубу, которая подсоединена к выходу одного из контуров теплообменника, согласно изобретению, контур теплообменника, не связанный с вихревой трубой, выполнен замкнутым через двухпозиционный пневмопереключатель, установленный на выходе из компрессора, вход которого соединен с выходом указанного контура. Кроме того, установка содержит емкость с водой, соединенную фитилями со входом в теплообменник по контуру, не связанным с вихревой трубой, и с засопловым участком вихревой трубы, при этом емкость связана магистралью наддува со входом в вихревую трубу. Сопоставительный анализ с прототипом, показывает, что заявляемая установка отличается тем, что:1) контур теплообменника, не связанный с вихревой трубой, снабжен двухпозиционным пневмопереключателем;
2) пневмопереключатель установлен в контуре теплообменника со стороны выхода компрессора, подающего воздух в контур;
3) выход контура теплообменника соединен со входом компрессора;
4) имеется фитильный подвод воды ко входу контура теплообменника;
5) имеется фитильный подвод воды в засопловую часть вихревой трубы. Первые три из указанных признаков являются достаточными во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правой охраны, а остальные - характеризуют изобретение в отдельных случаях его выполнения. Наличие в контуре теплообменника, не связанного с вихревой трубой, двухпозиционного пневмопереключателя, установленного со стороны выхода компрессора, позволяет либо размыкать контур, либо замыкать его. При размыкании контура сжатый воздух, который через теплообменник поступает в вихревую трубу, охлаждается наружным воздухом, поступающим в разомкнутый охлаждающий контур, так как он своим выходом подсоединен к входу в компрессор. В этом случае установка работает в режиме охлаждения подаваемого в кабину воздуха. При замыкании с помощью пневмопереключателя контура теплообменника воздух циркулирует по замкнутому тракту "компрессор - теплообменник - пневмопереключатель" и все гидравлические потери преобразуются в тепло, что приводит к значительному повышению температуры воздуха, циркулирующего по этому тракту (см. Шадек Е. К. Загадка вентилятора //Энергия, N 7, 1988, с. 14-15). При этом КПД процесса близок к 1,0. Это тепло передается воздуху, проходящему по второму контуру теплообменника, связанному с вихревой трубой, т.е. теплообменник работает в режиме подогрева воздуха, подаваемого в кабину транспортного средства. Таким образом, предлагаемая установка позволяет как охлаждать воздух, подаваемый в кабину транспортного средства, так и подогревать его. Фитильный подвод воды (за счет капиллярных сил) на вход в теплообменник, которая имеет высокую теплоту испарения, обеспечивает повышение коэффициента теплоотдачи от охлаждаемой поверхности теплообменника к охлаждающему воздуху на 25-50% (см. В.А.Михайлов Современные водоиспарительные воздухоохладители для кабин сельскохозяйственных тракторов.// Тракторы и сельскохозяйственные машины, 1994, N 3, с. 8-11). Это повышает эффективность охлаждения при уменьшении габаритов и материалоемкости теплообменника. Подача воды аналогичным путем происходит в засопловую часть вихревой трубы, где обеспечивается ее интенсивный распыл за счет высокой скорости вихря и использование в качестве охладителя. При этом обеспечивается значительное повышение температурной эффективности вихревой трубы и, соответственно, понижение ее напорности и шумности при расходах воды, не превышающих (2 - 3) 10-3 кг воды/кг возд. , и практическое отсутствие влияния ее на влажность воздуха, подаваемого от вихревой трубы в кабину (см. А.Д.Суслов и др. Исследование процесса тепловлажностной обработки воздуха в вихревой трубе. // Изв. ВУЗов. :Машиностроение, 1990, N 6, с. 37-39). На чертеже приведена принципиальная схема установки. Установка содержит компрессорный блок 1 с компрессором 2, к которому подсоединен контур 3 теплообменника 4 типа воздух-воздух и компрессор 5, ко входу которого подсоединен выход второго контура 6 теплообменника 4. Компрессоры 2 и 5 связаны приводом 7 транспортного средства. К выходу контура 3 теплообменника 4 подсоединена вихревая труба 8. Контур 6 замкнут через двухпозиционный пневмопереключатель 9, который установлен на выходе компрессора 5. Установка содержит емкость 10 с водой, которая фитилем 11 соединена с входом в теплообменник 4 по контуру 6 и фитилем 12 - с засопловым участком 13 вихревой трубы 8. Емкость 10 соединена магистралью наддува 14 со входом 15 в вихревую трубу 8. Вихревая труба 8 имеет регулятор 16 соотношения расходов холодного и горячего потоков воздуха. 17, 18 и 19 - вентили. Установка работает следующим образом. При режиме охлаждения воздуха пневмопереключатель 9 разомкнут, а вентили 17 и 18 открыты. В этом случае воздух, сжатый в компрессоре 2, поступает в контур 3 теплообменника 4, где охлаждается атмосферным воздухом, прокачиваемым компрессором 5 через контур 6. Так как выход контура 6 подсоединен к входу компрессора 5, то атмосферный воздух в контур 6 подсасывается (но не нагнетается) и поэтому его температура всегда ниже температуры воздуха в контуре 3, в который воздух нагнетается (т.е. поступает сжатым) компрессором 2. После теплообменника 4 предварительно охлажденный воздух поступает в вихревую трубу 8, откуда часть (холодная) воздуха поступает в кабину машины, а часть (горячая) отводится наружу. Часть воздуха от входа 15 в вихревую трубу 8 поступает по магистрали 14 в воздушную полость емкости 10 с водой. Вода из емкости 10 по фитилям 11 и 12 поступает соответственно на вход теплообменника 4 и в засопловую часть 13 вихревой трубы 8. Регулирование температуры воздуха, подаваемого в кабину, осуществляется регулятором 16 соотношения расходов холодного и горячего потока вихревой трубы 8, а также изменением расходов воды, подаваемой на вход в теплообменник 4 и в засопловую часть вихревой трубы 8 соответственно вентилями 17 и 18, изменяющими проходное сечение фитилей. При работе установки в режиме подогрева воздуха пневмопереключатель 9 замкнут, а вентили 17 и 18 закрыты. В этом случае воздух в контуре 6 движется по замкнутому тракту "компрессор 5 - теплообменник 4 - пневмопереключатель 9". При этом все гидравлические потери преобразуются в тепло с КПД, близким к 1,0, что приводит к повышению температуры воздуха в контуре 6. Это тепло в теплообменнике 4 передается воздуху, проходящему по контуру 3 и его температура повышается. Подогретый воздух поступает далее в вихревую трубу 8, откуда горячая его часть поступает в кабину, а холодная - отводится наружу.
Класс B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства