световозвращающая разметочная линия и способ ее получения (варианты)
Классы МПК: | E01F9/04 разметка поверхности дорог; бордюрные камни или дорожные кромки, специально предназначенные для информирования водителей или пешеходов, например освещаемые |
Автор(ы): | Выговский Ю.Н., Гурари А.М., Молохина Л.А., Филин С.А. |
Патентообладатель(и): | Филин Сергей Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-08-04 публикация патента:
20.08.1998 |
Изобретение касается разметки дорог и направлено на повышение прочности разметочных линий. Разметочная линия содержит серии ретроотражающих элементов, установленных в разметочном материале. Каждая серия состоит из по крайней мере двух рядов, установленных либо в вертикальной плоскости, либо параллельно друг другу. Элементы выполнены в виде прямоугольных призм с наклонной гранью под углом 10 - 50o к основанию и установлены однонаправленно наклонной гранью, соседние элементы одной серии соединены между собой или армированы в каждом ряду. Элементы выполнены из материала с показателем преломления, по крайней мере на 3% большим показателя преломления разметочного материала, или элементы выполнены прозрачными и на их боковые грани и основание нанесено металлическое высокоотражающее покрытие. Способ получения световозвращающей разметочной линии заключается в применении элементов путем их размещения в разметочном материале. 4 с. и 16 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Световозвращающая разметочная линия, содержащая серии ретроотражающих элементов, установленных в разметочном материале, отличающаяся тем, что каждая серия состоит из по крайней мере двух рядов ретроотражающих элементов, установленных в разметочном материале в одной вертикальной плоскости, при этом ретроотражающие элементы выполнены в виде прямоугольных призм с наклонной гранью под углом 10 - 50o к основанию и установлены однонаправленно наклонной гранью, а соседние элементы одной серии соединены между собой. 2. Линия по п.1, отличающаяся тем, что ретроотражающие элементы выполнены из материала с показателем преломления по крайней мере на 3% больше показателя преломления разметочного материала или элементы выполнены из прозрачного материала и на их боковые грани, установленные под прямым углом друг к другу, и основания нанесено металлическое высокоотражающее покрытие. 3. Линия по п.1 или 2, отличающаяся тем, что наклонные грани ретроотражающих элементов соседних серий противоположно направлены. 4. Линия по любому из пп.1 - 3, отличающаяся тем, что ретроотражающие элементы одной серии установлены со сдвигом относительно ретроотражающих элементов соседней серии. 5. Линия по любому из пп.1 - 4, отличающаяся тем, что ретроотражающие элементы выполнены габаритными размерами 2,0 - 1500,0 мкм. 6. Линия по любому из пп.1 - 5, отличающаяся тем, что разметочный материал выполнен из флюоресцирующего пластика. 7. Способ получения световозвращающей разметочной линии, включающий применение ретроотражающих элементов путем их размещения в разметочном материале, отличающийся тем, что применяют ретроотражающие элементы, выполненные в виде прямоугольной призмы с наклонной гранью под углом 10 - 50o к основанию с нанесенным на наклонную грань антиадгезионным составом, перед размещением осуществляют группирование ретроотражающих элементов посредством формирования серий из по крайней мере двух рядов в одной вертикальной плоскости, при этом в сериях элементы устанавливают однонаправленно наклонной гранью и соединяют между собой, размещение в разметочном материале осуществляют посредством прокатывания под давлением серий между слоями разметочного материала. 8. Способ по п. 7, отличающийся тем, что ретроотражающие элементы выполняют из материала с показателем преломления, по крайней мере на 3% большим показателя преломления разметочного материала, или перед прокатыванием под давлением осуществляют нанесение на поверхность элементов металлического высокоотражающего покрытия. 9. Способ по п.7 или 8, отличающийся тем, что размещают соседние серии в разметочном материале с противоположным направлением наклонных граней. 10. Способ по любому из пп.7 - 9, отличающийся тем, что размещение в разметочном материале ретроотражающих элементов одной серии осуществляют со сдвигом относительно элементов соседних серий. 11. Способ по любому из пп.7 - 10, отличающийся тем, что разметочный материал выполняют из флюоресцирующего пластика. 12. Световозвращающая разметочная линия, содержащая серии ретроотражающих элементов, размещенных в разметочном материале, отличающаяся тем, что каждая серия состоит из по крайней мере двух установленных параллельно друг другу рядов, при этом ретроотражающие элементы выполнены в виде прямоугольных призм с наклонной гранью под углом 10 - 50o к основанию, установлены однонаправлено наклонной гранью и армированы в каждом ряду. 13. Линия по п.12, отличающаяся тем, что ретроотражающие элементы выполнены из материала с показателем преломления, по крайней мере на 3% большим показателя преломления разметочного материала, или элементы выполнены из прозрачного материала и на их боковые грани, установленные под прямым углом друг к другу, и основания нанесено металлическое высокоотражающее покрытие. 14. Линия по п.12 или 13, отличающаяся тем, что ретроотражающие элементы одной серии установлены со сдвигом относительно элементов соседней серии. 15. Линия по любому из пп.12 - 14, отличающаяся тем, что ретроотражающие элементы выполнены с габаритными размерами 2,0 - 1500,0 мкм. 16. Линия по любому из пп.12 - 15, отличающаяся тем, что разметочный материал выполнен из флюоресцирующего пластика. 17. Способ получения разметочной линии, включающий применение ретроотражающих элементов путем размещения в разметочном материале, отличающийся тем, что применяют ретроотражающие элементы, выполненные в виде прямоугольных призм с наклонной гранью под углом 10 - 50o к основанию, с нанесенным на наклонную грань антиадгезионным составом, перед размещением ретроотражающих элементов осуществляют их группирование посредством формирования серий из по крайней мере двух установленных параллельно друг другу рядов, при этом в сериях элементы устанавливают однонаправленно наклонной гранью, элементы армируют в каждом ряду, размещение в разметочном материале осуществляют посредством прокатывания под давлением серий между слоями разметочного материала. 18. Способ по п.17, отличающийся тем, что ретроотражающие элементы выполняют из материала с показателем преломления по крайней мере на 3% больше показателя преломления разметочного материала или перед прокатыванием под давлением осуществляют нанесение на поверхность элементов металлического высокоотражающего покрытия. 19. Способ по п. 17 или 18, отличающийся тем, что размещение в разметочном материале осуществляют со сдвигом элементов серий относительно друг друга в соответствующем ряду. 20. Способ по любому из пп.18 - 20, отличающийся тем, что разметочный материал выполняют из флюоресцирующего пластика.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области разметки дорог, в частности к световозвращающим разметочным линиям и регулирующим знакам, а также способам их получения, например, к однонаправленным световозвращающим разметочным линиям для обеспечения безопасности движения на шоссейных дорогах посредством отделения и (или) обозначения соседних полос для движения транспорта с односторонним движением друг от друга, тротуаров на проезжей части с регулируемым движением транспорта, эскалаторов и т.п. В настоящее время проблема получения эффективно эксплуатируемых на существующих шоссейных и вновь прокладываемых транспортных магистралях световозвращающих разметочных линий в связи с возрастающим потоком автотранспортных средств, в том числе иномарок, модернизацией транспортных артерий страны, в связи с возрастающей открытостью границ для автотранспорта и стремлением России иметь Европейского стандарта автотранспортную сеть встала достаточно остро. Связано это с тем, что существующие световозвращающие разметочные линии при нанесении на существующие шоссейные дороги требуют нарушения целостности дорожных покрытий (асфальта, бетона и т.д.) для размещения разметочной линии заподлицо с покрытием, что является крайне дорогостоящим и трудоемким и в течение длительного времени такой установки разметочной линии снижает эффективность эксплуатации транспортной магистрали, ее пропускную способность, а при прокладывании новых шоссейных дорог значительно усложняют и удорожают их технологию строительства и конструкцию самих дорог. С другой стороны, в случае размещения разметочной линии на поверхности покрытия шоссейных дорог в результате непрерывного взаимодействия с шинами транспортных средств световозвращающие элементы и сам материал для разметочной линии быстро изнашиваются и разрушаются, причем этот процесс сопровождается выщерблением световозвращающих элементов. Все это быстро снижает эффективность и приводит в негодность такие световозвращающие разметочные линии, требуя их частой замены для поддержания необходимого уровня безопасности движения. Известна световозвращающая разметочная линия, содержащая продольно нанесенные на разметочный материал сгруппированные с плоской и округленной поверхностями асимметричные световозвращающие элементы (патент США N 4681480A, E 01 F 9/08, 1987). Из указанного патента известен способ получения разметочной линии, включающий перемещение с плоской и округлой поверхностями асимметричных световозвращающих элементов по вибрирующей наклонной плоскости, ориентирование указанных элементов преимущественно плоской поверхностью к наклонной плоскости посредством вибрации, группирование световозвращающих элементов совместно с максимальным количеством контактов между ними и поперечное или продольное нанесение заданного количества сгруппированных одновременно рядов на разметочный материал. Однако известная световозвращающая разметочная линия в результате непрерывного контакта с шинами транспортных средств быстро изнашивается под их воздействием в результате стирания как самого разметочного материала, так и световозращающих элементов, и выщербления последних. Все это приводит к быстрому снижению эффективности световозвращающей разметочной линии и в дальнейшем к невозможности ее эксплуатации, что требует их частой замены для поддержания необходимого уровня безопасности движения и удорожает в конечном счете эксплуатацию шоссейной дороги. Известна световозвращающая разметочная линия, содержащая непрозрачную цельную конструкцию в виде серий ретроотражателей, размещенных в шахматном порядке относительно другой серии сегментов в разметочном материале, установленном в горизонтальной плоскости заподлицо с верхней поверхностью шоссейной дороги в продольном пазе, при этом продольные прорези сформированы в верхней поверхности указанной конструкции и прерываются только сериями указанных сегментов, сегменты выполнены с передней поверхностью с ретроотражателем, тыльной поверхностью и плоской промежуточной поверхностью, размещенной заподлицо с плоской верхней поверхностью указанной конструкции, причем разметочная линия при освещении ретроотражателей видна в одном направлении и преимущественно не видна в противоположном направлении (патент США N 5006010, E 01 F 9/06, 1991). Из указанного патента известен способ получения разметочной линии, включающий группирование в серии, размещение в разметочном материале, установку последнего в продольном пазе шоссейной дороги заподлицо в горизонтальной плоскости с ее верхней поверхностью наблюдения ретроотражателей при освещении только в одном направлении. Однако известная световозвращающая разметочная линия при нанесении на существующие шоссейные дороги требует нарушения целостности дорожного покрытия (асфальта, бетона и т.д.) для размещения разметочной линии заподлицо с верхней поверхностью покрытия шоссейной дороги, что является крайне трудоемким и дорогостоящим, кроме того, в течение длительного времени такой установки разметочной линии снижает эффективность эксплуатации транспортной магистрали, ее пропускную способность, а при прокладывании новых шоссейных дорог значительно усложняет конструкцию самих дорог и удорожает технологию их строительства. Кроме того, прочность самих разметочных линий является невысокой и, например, при воздействии нагрузкой непосредственно только на нее может быстро подвергнуться разрушению из-за невысокой прочности, а испорченный даже один ретроотражатель снижает эффективность всей разметочной линии в целом и как следствие безопасность движения транспорта по шоссейной дороге, требуя постоянного поддержания ее оптимальной работоспособности. Изобретение направлено на повышение световозвращающих свойств и прочности разметочной линии при упрощении технологии ее нанесения. По первому варианту световозвращающая разметочная линия содержит серии ретроотражающих элементов, установленных в разметочном материале. Каждая серия состоит из по крайней мере двух рядов ретроотражающих элементов, установленных в разметочном материале в одной вертикальной плоскости. Ретроотражающие элементы выполнены в виде прямоугольных призм с наклонной гранью под углом 10-50 град к основанию и установлены однонаправленно наклонной гранью, а соседние элементы одной серии соединены между собой. Ретроотражающие элементы выполнены из материала с показателем по крайней мере на 3% больше показателя преломления разметочного материала или элементы выполнены из прозрачного материала и на их боковые грани, установленные под прямым углом друг к другу, и на основания нанесено металлическое высокоотражающее покрытие. Наклонные грани ретроотражающих элементов соседних серий противоположно направлены. Ретроотражающие элементы одной серии установлены со сдвигом относительно ретроотражающих элементов соседней серии. Размер элементов 2,0 - 1500,0 мкм. Разметочный материал выполнен из флюоресцирующего пластика. Способ получения световозвращающей линии по первому варианту заключается в применении ретроотражающих элементов, выполненных в виде прямоугольной призмы с наклонной гранью под углом 10-50 град к основанию с нанесенным на наклонную грань антиадгезионным составом. Указанные элементы размещают в разметочном материале, перед размещением осуществляют группирование ретроотражающих элементов посредством формирования серий из по крайней мере двух рядов в одной вертикальной плоскости, при этом в сериях элементы устанавливают однонаправленно наклонной гранью и соединяют между собой, размещение в разметочном материале осуществляют посредством прокатывания под давлением серий между слоями разметочного материала. Ретроотражающие элементы выполняют из материала с показателем преломления по крайней мере на 3% большим показателя преломления разметочного материала, или перед прокатыванием под давлением осуществляют нанесение на поверхности металлического высокоотражающего покрытия. Размещают соседние серии в разметочном материале с противоположным направлением наклонных граней. Размещение в разметочном материале ретроотражающих элементов одной серии осуществляют со сдвигом относительно элементов соседних серий. Разметочный материал выполняют из флюоресцирующего пластика. По второму варианту световозвращающая разметочная линия содержит серии ретроотражающих элементов, размещенных в разметочном материале. Каждая серия состоит из по крайней мере двух установленных параллельно друг другу рядов, при этом ретроотражающие элементы выполнены в виде прямоугольных призм с наклонной гранью под углом 10-50 град к основанию, установлены однонаправлено наклонной гранью и армированы в каждом ряду. Ретроотражающие элементы выполнены из материала с показателем преломления, по крайней мере, на 3% большим показателя преломления разметочного материала, или на боковые грани, установленные под прямым углом друг к другу, и основания нанесено металлическое высокоотражающее покрытие. Ретроотражающие элементы одной серии установлены со сдвигом относительно элементов соседней серии. Ретроотражающие элементы выполнены с габаритными размерами 2,0 - 1500,0 мкм. Разметочный материал выполнен из флюоресцирующего пластика. Способ получения разметочной линии по второму варианту заключается в том, что применяют ретроотражающие элементы, выполненные в виде прямоугольных призм с наклонной гранью под углом 10-50 град к основанию, с нанесенным на наклонную грань антиадгезионным составом. Перед размещением ретроотражающих элементов осуществляют их группирование посредством формирования серий из по крайней мере двух установленных параллельно друг другу рядов, при этом в сериях элементы устанавливают однонаправленно наклонной гранью, элементы армируют в каждом ряду. Размещение в разметочном материале осуществляют посредством прокатывания под давлением серий между слоями разметочного материала. Ретроотражающие элементы выполняют из материала с показателем преломления по крайней мере на 3% больше показателя преломления разметочного материала или перед прокатыванием под давлением осуществляют нанесение на поверхность элементов металлического высоотражающего покрытия. Размещение в разметочном материале осуществляют со сдвигом элементов серий относительно друг друга в соответствующем ряду. Разметочный материал выполняют из флюоресцирующего пластика. Изобретение поясняется чертежами: на фиг. 1 показан первый вариант световозвращающей линии - соединение элементов одной серии между собой; на фиг. 2 - то же с нанесенным покрытием; на фиг. 3 - то же с размещением элементов с противоположно наклонными гранями по слоям в вертикальной плоскости; на фиг. 4 - второй вариант световозращающей линии - армирование элементов в каждом ряду при условии установки со сдвигом серий; на фиг. 5 - то же при условии установки без сдвига серий. Световозвращающая разметочная линия по первому варианту содержит серии 1 прямоугольных призм 3 с наклонной гранью 2 под углом 10-50 град к горизонтальной плоскости, установленных продольно и однонаправленно наклонной гранью, размещенных в шахматном порядке 4 относительно ретроотражающих элементов 3 другой серии 1 в разметочном материале 5, при этом каждая серия 1 ретроотражающих элементов 3 выполнена в виде по крайней мере двух рядов 6, установленных в одной вертикальной плоскости, армированных стяжками 7 между собой ретроотражающих элементов 3, выполненных из материала с показателем преломления, по крайней мере на 3% большим показателя преломления разметочного материала 5 (фиг. 1). Ретроотражающие элементы 3 могут быть выполнены с прямыми боковыми гранями и основанием, покрытыми металлической высокоотражающей пленкой 8, а разметочный материал 5 выполнен из флюоресцирующего пластика 9 (фиг. 2). Серии 1 армированных стяжками 7 ретроотражающих элементов 3 могут быть размещены между по крайней мере тремя слоями 10 разметочного материала 5 попеременно с противоположно направленными наклонными гранями 2 (фиг. 3). Световозращающая разметочная линия по второму варианту содержит серии 11 прямоугольных призм 3 с наклонной гранью 2 под углом 10-50 град к горизонтальной плоскости, установленных продольно и однонаправленно в шахматном порядке 12 относительно ретроотражающих элементов 3 другой серии 11 в разметочном материале 5, при этом ретроотражающие элементы 3 серий 11 армированы стяжками 7 между собой и выполнены из материала с показателем преломления, по крайней мере на 3% большим показателя преломления разметочного материала 5, причем серии II выполнены по крайней мере в виде двух установленных параллельно друг другу рядов 13 с армированными между собой в каждом из рядов 13 ретроотражающими элементами 3 и размещенными между слоями 14 разметочного материала. Ретроотражающие элементы 3 могут быть выполнены с прямыми боковыми гранями и основанием, покрытыми металлической высокоотражающей пленкой 8, а разметочный материал 5 выполнен из флюоресцирующего пластика 9. Световозвращающую линию по первому варианту получают следующим образом. Из пластины прозрачного (не менее 90%) материала с показателем 1,4 - 2,0, толщиной, обеспечивающей получение ретроотражающих элементов 3, необходимыми габаритами от 2,0 до 1500,0 мкм одним из методов, например посредством штамповки в матрице с ответным рисунком рабочей поверхности, штампуют ряды 6, например три ряда, соответствующей серии 1 армированных стяжками 7 между собой элементов 3, расположенных продольно в той же рабочей плоскости штамповки наклонными гранями 2, размещенными под углом 10-50 град к горизонтальной плоскости и поперек используемой рабочей плоскости штамповки, указанной пластины. После чего осуществляют нанесение на наклонные грани 2 элементов 3 антиадгезионного состава. Затем осуществляют, например, посредством прокатывания в валках, установленных в вертикальной плоскости рядов 6 армированных стяжками 7 элементов 3 в шахматном порядке относительно ретроотражающих элементов 3 другой серии 1, например трех серий 1 между, соответственно, четырьмя слоями 10 разметочного материала 5. Удержание серий 1 рядов 6 армированных стяжками 7 элементов 3 между слоями 10 разметочного материала 5 осуществляется, например, за счет вдавливания элементов 3 серий 1 в соответствующий им слой 10 разметочного материала 5 при сдавливании последних в валках и, например, тепловом склеивании слоев 10 разметочного материала 5, причем в этом случае валки находятся в нагретом состоянии до температуры размягчения разметочного материала 5. Разметочный материал используют с показателем преломления по крайней мере на 3% меньше, чем показатель преломления материала ретроотражающих элементов 3. При этом в качестве разметочного материала 3 используют, например, пластичные материалы на основе акрилонитрилбутадиена, стирола и т.д. и их композиций с высокими химическими и физическими характеристиками, такими как антикоррозийная стойкость, тепловая устойчивость, высокие прочностные характеристики, твердость и жесткость, а также легкость технологической обработки. Соответствующие пигменты могут быть добавлены к этим материалам для придания разметочному материалу 3 заданных свойств, например соответствие цвету шоссейной дороги (пигменты черного или серого цвета, например, сажи), для соответствия показателей преломления разметочного материала 5 и материала ретроотражающих элементов 3 (варьированием добавок оптических клеев, выбранных по ГОСТ-19887-86, с известным показателем преломления добиваются, при необходимости, снижения коэффициента преломления не менее чем на 3% для разметочного материала 5 по сравнению с ретроотражающими элементами 3), а также для флюоресценции, при необходимости, разметочного материала в периоды времени, когда разметочная линия не освещена. В последнем случае в качестве добавок к разметочному материалу, при необходимости, могут быть добавлены люминофорные частицы, обеспечивающие необходимую цветовую гамму свечения разметочного материала 5. В случае, если полное внутреннее отражение падающего от источника (транспорта, дорожного фонаря, светофора и т.д.) излучения не происходит на внутренних гранях ретроотражающих элементов 3 за счет указанного соотношения в показателях преломления материала 5 перед прокатыванием в валках осуществляют нанесение на всю поверхность ретроотражающих элементов 3 металлической высокоотражающей пленки 8 одним из стандартных методов, например гальваническим методом или вакуумным напылением и т.д., металлов с высокоотражающими свойствами в оптической области спектра. При размещении в шахматном порядке армированных стяжками 7 ретроотражающих элементов 3 серий 1 относительно армированных стяжками 7 ретроотражающих элементов 3 другой серии 1 между слоями 10 разметочного материала 5 серии 1 размещают продольно и однонаправленно наклонными плоскостями 2 как в случае, описанном выше, так и прокатывание в валках может быть осуществлено между по крайней мере тремя слоями 10 разметочного материала 5 попеременно размещенных серий 1 армированных стяжками 7 ретроотражающих элементов 3 с противоположно направленными наклонными гранями 2. В первом случае (фиг. 1) световозвращение от ретроотражающих элементов и вся разметочная линия при освещении от источника (транспортного) света видимы только в одном направлении (освещаемом направлении) и практически не видны водителем транспортного средства, едущего по отделенной разметочной линией полосе одностороннего движения в противоположном (встречном) направлении. Во втором случае (фиг. 3) водители транспортных средств видят световозвращение от ретроотражающих элементов 3 и всю разметочную линию при следовании в обоих противоположных направлениях. При этом они видят соответствующее световозвращение только от тех ретроотражающих элементов 3 серий 1, которые направлены к ним наклонными гранями 2. Последний случай позволяет использовать только одну разметочную линию для разделения полос с односторонним движением транспорта, видимую в обоих направлениях, вместо только одного направления в аналоге. После размещения разметочной линии на шоссейной дороге под действием незначительной нагрузки (усилия рук, ног, шин транспортных средств и т.д.) происходит отслоение части разметочного материала 5 и нанесенной металлической высокоотражающей пленки 8 (при ее наличии) с наклонных граней 2 самых верхних ретроотражающих элементов 3 за счет предварительно нанесенного на наклонные грани 2 антиадгезионного состава. Все это позволяет обеспечить эффективную работу ретроотражающих элементов 3 в разметочной линии и в то же время позволяет обеспечить технологию нанесения металлической высокоотражающей пленки 8 на всю поверхность и позволяет быстро привести их в работоспособное состояние после размещения разметочной линии на шоссейном покрытии. Предлагаемый световозвращающий разметочный материал по второму варианту получают следующим образом. Из аналогичной пластины с прозрачностью не менее 90% (как и по первому варианту) посредством, например, штамповки в матрице с ответным рисунком рабочей поверхности, представляющей собой установленные в одной плоскости, например, три серии 11, армированных стяжками 7 элементов 3, расположенных продольно и однонаправленно в шахматном порядке 12 относительно ретроотражающих элементов 3 в другой серии 11 в той же рабочей плоскости штамповки наклонными гранями 2, размещенными под углом 10-50 град к горизонтальной плоскости и вдоль используемой рабочей плоскости штамповки. После этого осуществляют нанесение антиадгезионного состава и нанесение металлической высокоотражающей пленки 8 на всю поверхность ретроотражающих элементов 3 или (вместо последнего) изготовление ретроотражающих элементов 3 из материала с показателем преломления, по крайней мере на 3% большим показателя преломления разметочного материала. Затем осуществляют, например, посредством прокатывания в валках, установленных в горизонтальной плоскости серий 11, армированных стяжками 7 элементов 3, например, в виде двух рядов 13, установленных параллельно друг другу. При этом ретроотражающие элементы 3 серий 11 в каждом из рядов армированы стяжками 7 между собой и между, соответственно, тремя слоями 14 разметочного материала 5. Удерживание рядов 13 серий 11 армированных стяжками ретроотражающих элементов 3 после прокатывания осуществляется аналогичным описанному в первом варианте образом. По второму варианту световозвращение от ретроотражающих элементов 3 и вся разметочная линия видимы только в одном направлении при освещении источником (транспортного) света ретроотражающих элементов 3 и почти не видимы с транспортного средства, идущего по соседней полосе одностороннего движения в противоположном направлении. После размещения разметочной линии на шоссейной дороге происходит аналогичным описанному в первом варианте образом удаление части разметочного материала 5 и нанесение металлической высокоотражающей пленки 8 (при ее наличии) с наклонных граней 2 ретроотражающих элементов 3 самой верхней серии 11 (из рядов 13). Световозвращающую разметочную линию изготавливают в виде рулонов, например, с адгезионным покрытием на основании разметочного материала, укрепляемого на дорожном покрытии. При этом разметочную линию наносят на дорожное покрытие посредством развертывания рулона в нужном направлении и обеспечения связывания его с дорожным покрытием, например, за счет высыхания адгезионного слоя на воздухе или путем прокатывания разогретой разметочной линии катком. При малых используемых размерах ретроотражающих элементов они не разрушаются под воздействие не только шин транспортных средств, но и катка. При необходимости, разметочную линию можно сделать с таким адгезионным покрытием, которое обеспечит и надежное крепление разметочной линии при эксплуатации, и ее возможное удаление путем обратного свертывания в рулоне при замене и отпадении в ней надобности. Световозвращающая разметочная линия по первому варианту работает следующим образом. При освещении от источника света (движущегося транспортного средства, фонаря на тротуаре или обочине, светофора и т.д.) элементов 3 излучение беспрепятственно проходит через соответствующую прозрачную наклонную грань 2 и претерпевает полное внутреннее отражение на других внутренних гранях ретроотражающих элементов либо за счет разницы в коэффициентах преломления между материалами ретроотражающих элементов 3 и разметочного материала 5, либо за счет отражения от нанесенной металлической высокоотражающей пленки 8. После этого отраженное излучение, вследствие того, что все грани в прямоугольной призме с наклонной гранью ретроотражающего элемента 3, на которых происходит полное внутреннее отражение падающего излучения, являются прямыми к основанию, выходит из соответствующих ретроотражающих элементов 3 опять через соответствующую наклонную грань 2 в противоположном направлении параллельно падающему излучению и в результате этого воспринимается в отправной точке наблюдателем (водителем транспортного средства) (фиг. 1-3). Последний видит всю разметочную линию, что повышает безопасность движения. Как отмечалось выше, разметочную линию по первому варианту можно видеть в одном направлении со стороны освещения ретроотражающих элементов 3, если наклонные плоскости 2 последних направлены у всех серий 1 и рядов 6 только в одном направлении в сторону движущегося транспорта, с передней части которого осуществляется освещение разметочной линии. И, наоборот, практически невидима с транспорта, идущего навстречу по соседней полосе с односторонним движением. В этом случае, как отмечалось выше, необходимо укладывать две рядом разметочные линии навстречу друг другу для транспорта с соседних полос встречного одностороннего движения. В случае же, если ряды 6 серий 11 с армированными стяжками 7 ретроотражающими элементами 3 расположены между слоями 10 разметочного материала 5 попеременно с наклонными гранями 2, противоположно направленными у каждого последующего ряда 6, такую разметочную линию видят водители транспортных средств, идущих в обоих направлениях по соседним полосам с односторонним движением шоссейной дороги. И в этом случае для разметки дороги необходима только одна разметочная линия. В случае использования флюоресцирующего разметочного материала 5 (флюоресцирующего пластика 9) еще более повышается видимость разметочной линии за счет, как отмечалось выше, "послесвечения" разметочного материала 5 после прекращения освещения со стороны движущегося транспорта, что также повышает безопасность движения по шоссейной дороге. Использование нескольких рядов 6 серий 1 армированных стяжками 7 элементов 3 позволяет повысить прочность самой разметочной линии и работоспособность ее ретроотражающих элементов. Так, при истирании верхнего слоя ретроотражающих элементов 3, еще до их полного истирания, уже начинает работать второй слой элементов 3 и т.д. до полного истирания всех элементов 3 рядов 6, расположенных параллельно в вертикальных плоскостях между слоями разметочного материала 5 серий 1. Все это в совокупности позволяет повысить ресурс эксплуатации разметочной линии в более жестких условиях, чем у аналога, не менее чем в 3 раза при повышении световозвращающих свойств ("послесвечения" ретроотражающих элементов 3 и их возможности как бы "самозамены" при истирании очередного верхнего слоя). Световозвращающая разметочная линия по второму варианту работает аналогичным описанному выше образом. Здесь при истирании армированных стяжками 7 ретроотражающих элементов 3 верхней серии 11 начинает работать нижний, расположенный горизонтально верхнему ряду 13 серий 11, ряд 13 ретроотражающих армированных стяжками 7 элементов 3 и т.д. до полного истирания всех параллельно расположенных имеющихся в горизонтальных плоскостях между слоями 14 разметочного материала 5 рядов 6 армированных ретроотражающих элементов 3. На основании вышеизложенного новым достигаемым результатом по сравнению с аналогом является следующее. 1. Повышение световозвращающих свойств разметочной линии не менее чем в 2 раза за счет "послесвечения" самих ретроотражающих элементов специальной конструкции, "послесвечения" флюоресцирующего разметочного материала, а также за счет "самозамены" истираемых в верхнем слое ретроотражающих элементов 3 на новые нижние слои таких элементов. 2. Повышение прочности разметочной линии за счет "армирования" ее разметочного материала сериями и рядами армированных между собой и между рядами (сериями) ретроотражающих элементов не менее чем в 3 раза. 3. Упрощение технологии нанесения разметочной линии не менее чем на порядок за счет отказа от укладывания разметочной линии заподлицо с верхней частью покрытия шоссейной дороги, а посредством простого раскатывания рулона такой разметочной линии в нужном направлении при разметке шоссейной дороги. 4. Повышение ресурса эксплуатации разметочной линии за счет повышения ее прочности посредством армирования от воздействия шин транспортных средств и за счет "самозамены" при истирании ретроотражающих элементов. 5. Повышение экономичности не менее чем на 50% изготовления и эксплуатации разметочной линии за счет ее нанесения на дорожное покрытие, повышение ресурса эксплуатации без замены, а также за счет возможности ее видения с двух противоположных направлений движения транспорта навстречу друг другу по соседним полосам с односторонним движением. Последнее позволяет использовать только одну разметочную линию для наблюдения сразу с двух противоположных направлений. 6. Повышение безопасности движения по шоссейной дороге за счет повышения световозвращающих свойств и обеспечения "послесвечения" маркирующей линии.Класс E01F9/04 разметка поверхности дорог; бордюрные камни или дорожные кромки, специально предназначенные для информирования водителей или пешеходов, например освещаемые