способ цветового сопровождения музыки, а также одних колебаний другими
Классы МПК: | A63J17/00 Устройства для воспроизведения цветовой музыки |
Патентообладатель(и): | Коростелев Александр Федорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-12-07 публикация патента:
10.09.1998 |
Способ предназначен для цветового сопровождения музыки и заключается в том, что для сохранения мелодии и усиления воздействия при сопровождении нот определенную ноту одной актавы частотного ряда сопровождают этой же нотой другой параллельной октавы частотного ряда. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ цветового сопровождения музыки, а также музыкального сопровождения цвета, включающий сопровождение нот по частотному признаку, отличающийся тем, что при сопровождении нот определенную ноту одной октавы частотного ряда сопровождают этой нотой же нотой другой параллельной октавы частотного ряда.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области цветовой музыки и может быть использовано в пограничных областях звука и звуковых волн, светового, теплового и других излучений, медицине и вычислительной технике. Известны способы цветового сопровождения музыки, в которых музыкальная октава становится в соответствие спектру, при этом звуку определенного тона (ноты) соответствует определенный цвет, т. е. сопровождение построено по частотному признаку (а не амплитудному или тембровому) (Б.Галеев, Светомузыка: Становление и сущность нового искусства, КАИ, Казань, 1976). Известен способ Кастеля (1720), в котором ноте "соль" соответствует красный цвет, а ноте "до" - голубой, но он не позволяет сохранить мелодию, поскольку соответствие далеко от пропорциональности - спектр расположен наоборот. В способе Финна (1881) увеличение частоты звука стало сопровождаться увеличением частоты цвета, но спектр по-прежнему оставался не пропорциональным и мелодия при сопровождении не сохранялась. В способе Ф.Юрьева (Ф.Юрьев. Музыка света. - Киев, 1971)установлено следующее соответствие: "до" - красный, "до-диез" - оранжевый, "ре", "ре-диез" - желтый, "ми", "фа" - зеленый, "фа-диез" - голубой, "соль", "соль-диез" - синий, "ля", "ля-диез", "си" - фиолетовый. Пропорциональность спектру почти соблюдена - в спектре меньше желтого и синего и больше красного. Сопровождение по этому способу позволяет почти сохранить мелодию, но не обеспечивает чистоты сопровождения, поскольку соотношение частот сопровождаемого и сопровождающего колебаний выбрано не целым. Сопровождение только мешает восприятию, а не усиливает его. Известен также способ цветового сопровождения музыки, а также музыкального сопровождения цвета, включающий сопровождение нот по частотному признаку (Галеев Б.М., Сайфуллин Р.Ф. Светомузыкальные устройства. - М: Энергия, 1978, с.134-138)Недостатком известного способа является невозможность сохранения необходимой мелодии. Техническим результатом данного способа является создание исполнения, при котором мелодия сохраняется, а воздействие от сопровождения усиливается. Сущность изобретения состоит в том, что оно устанавливает новое условие сопровождения одних колебаний другими, а именно: колебания определенного тона (ноты) одной октавы частотного ряда должно сопровождаться колебанием этого же тона (ноты) другой параллельной октавы частотного ряда. Параллельное сопровождение - это процесс, при котором соотношение частот сопровождающего и сопровождаемого колебаний постоянно, позволяет сохранить мелодию за счет пропорциональности, а строгое соответствие тона сопровождающего тону сопровождаемому обеспечивает чистоту сопровождения. Пример: Для мелодии - до1 - ре2 - си4
непараллельное сопровождение - до2 - ре1 - си5
параллельное сопровождение -доn - реn+1 - сиn+3, где n=0, 1, 2, ... Для определения тона (ноты) колебания частотный ряд делим на октавы (т. е. такие участки, на которых частота изменяется вдвое) соответственно общепринятому. В существующей темперации ноте "ля" первой октавы соответствует колебание с частотой 440 Гц, "ля" второй - 880 Гц, третьей - 1760 Гц и так далее. "Ля" сорок первой октавы - это колебание с частотой оранжевого цвета спектра. Аналогично определяется соответствие цвета другим нотам. Красный - "фа-диез", "соль", "соль-диез",
оранжевый - "ля",
желтый - "ля-диез",
зеленый - "си", "до",
голубой - "до-диез",
синий - "ре",
фиолетовый - "ре-диез", "ми", "фа". Мы определили соответствие для цвета и звука. Для других колебаний частота сопровождающего колебания нужной нам n-ой октавы (в зависимости от того, какое мы хотим получить сопровождение - тепловое, рентгеновское, видимое, ультрафиолетовое и другие) в 2n-1 раз больше частоты соответствующего колебания ноты первой октавы
n=2n-I1,
где
n=0, 1, 2, ...;
- частота колебания;
n - номер октавы. Сопровождаемое колебание относим к определенному тону (ноте) октавы. Сопровождающее колебание должно быть того-же тона (та же нота) нужной нам параллельной октавы. Изобретение предполагает переход сопровождающих колебаний из одной параллельной октавы в другую параллельную. Например, сопровождение первой части симфонии может быть световое, а сопровождение второй части симфонии тепловое и другое, т.е. соотношение частот сопровождающего колебания и сопровождаемого колебания сохраняется постоянным в течение определенного отрезка времени (а не всегда). Соответствие же: нота сопровождаемого - та же нота сопровождающего - постоянно. Мелодия не изменится, в какой бы октаве ее не сыграть. Мелодия, правда, не изменится, если при равнотемперированном строе ее сыграть и от другого звука (параллельность сохраняется, но коэффициент пропорциональности не будет целым - близко к способу Юрьева). Но при этом сопровождение не будет чистым. Для доказательства эффективности октавного сопровождения сравнивались различные способы сопровождения одних колебаний другими. В первом случае мелодию известной песенки "Чижик-пыжик" сопровождали по способу Ф.Юрьева, во втором сохранили пропорциональность, в третьем - и пропорциональность и октавное соответствие (заявленный способ). Наиболее гармоничное звучание, чистый синусоидальный звук достигались в третьем случае (фиг. 3). Изобретение иллюстрируется чертежами, где на:
фиг. 1 показан частотный ряд, разделенный на октавы, которые для наглядности условно представлены в виде фортепианной клавиатуры. Показана первая октава с частотой "ля1" - 440 Гц и октавы спектра. Остальные октавы подразумеваются и расположены аналогично;
фиг.2 - положение октавы спектра на нотном стане;
фиг. 3 - сравнение различных способов сопровождения одних колебаний другими. Согласно изобретению способ может быть осуществлен в виде создания приборов, переводящих звук в цвет (простейший пример - окраска клавишей музыкальных инструментов), тепло в рентгеновское излучение и др. Это расширит человеческие возможности. Становится реальным видеть лай собак в цвете, слышать мелодию батареи отопления или пламени костра. Начиная, примерно, с восьмой октавы, человек перестает воспринимать звук, но дельфины или летучие мыши слышат ультразвук прекрасно. Они услышат мелодию, которую при помощи устройств передаст им человек. Способ позволит однозначно обмениваться информацией с животными, может быть с бактериями, вирусами, растениями. Открываются новые возможности в медицине, обучении и в других областях.
Класс A63J17/00 Устройства для воспроизведения цветовой музыки