устройство автоматической регулировки зазора барабанного тормоза и привода стояночного тормоза

Классы МПК:F16D65/52 автоматически действующие в одном направлении для ограничения максимального зазора 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "ГАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-06-19
публикация патента:

Устройство относится к конструкции барабанных тормозов транспортных средств с устройством автоматической регулировки рабочей и стояночной тормозных систем. Техническим результатом от применения изобретения является возможность бесступенчатой регулировки зазора и повышение надежности за счет применения легкоскручивающейся резьбы с большим углом подъема витка. Устройство содержит резьбовой толкатель, шарнирно закрепленный на одной из колодок с возможностью осевого перемещения. На него навернута регулировочная втулка, в которой свободно перемещается корпус. Коническая поверхность регулировочной втулки, прижимаясь к сопряженной конической поверхности, выполненной на корпусе, препятствует вращению регулировочной втулки на толкателе. Корпус упирается в приводной рычаг и может дополнительно прижиматься к нему пружиной. Для уменьшения суммарного зазора между тормозными колодками и барабаном предусмотрено устройство блокировки вращения втулки в виде биметаллической пластины или другого элемента из материала с эффектом памяти, закрепленного на корпусе с возможностью зацепления с зубьями, выполненными на регулировочной втулке. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Устройство автоматической регулировки зазора барабанного тормоза и привода стояночного тормоза, содержащее размещенный под колесным цилиндром между двумя подпружиненными и расположенными с зазором относительно барабана тормозными колодками с упором в них, узел регулировки в виде подпружиненного относительно одной из колодок и шарнирно закрепленного на ней распорного элемента с возможностью изменения длины и стопорного элемента, выполненного на распорном элементе, отличающееся тем, что распорный элемент содержит толкатель, подпружиненный и шарнирно закрепленный на одной из колодок с возможностью осевого перемещения на величину, обеспечивающую необходимый зазор между колодками и барабаном с выполненной на нем легкоскручивающейся резьбой и с навернутой на него регулировочной втулкой, в которой установлен с возможностью перемещения и с упором в приводной рычаг корпус, пружину, одним своим концом поджатую к тормозной колодке, а другим концом через упорный подшипник поджатую к бурту регулировочной втулки с возможностью поворота ее на резьбе, стопорный элемент, исключающий возможность вращения регулировочной втулки, состоящий из подпружиненных конических поверхностей, выполненных на корпусе и регулировочной втулке.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус дополнительно поджат к приводному рычагу пружиной, одним своим концом закрепленной на тормозной колодке.

3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что для уменьшения зазора автоматической регулировки содержит зубья, выполненные на регулировочной втулке, и биметаллическую пластину или другой стопорный элемент из материала с эффектом памяти, чувствительные к температуре, обеспечивающие стопорение вращения регулировочной втулки по достижении высоких температур.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к конструкции барабанных тормозов транспортных средств с устройством автоматической регулировки рабочей и стояночной тормозных систем.

Известны барабанные тормоза, в которых автоматическая регулировка зазора осуществляется при помощи различного вида зубчатых соединений.

Например, устройство по патенту СССР N 1240369 A3, кл F 16 D 65/52, 1981 г. содержит автоматическое регулировочное приспособление барабанного тормоза, состоящее из размещенного под колесным цилиндром между двумя подпружиненными и расположенными с зазором относительно барабана тормозными колодками с упором в них узла регулировки в виде подпружиненного относительно одной из колодок и шарнирно закрепленного на ней распорного элемента с возможностью изменения длины и стопорного элемента, выполненного на распорном элементе

Недостатком данных устройств является наличие ступенчатой регулировки, которая требует увеличенного зазора между колодками и барабаном, и недостаточная надежность конструкции.

Задачей настоящего изобретения является создание устройства бесступенчатой регулировки зазора за счет легкоскручивающейся резьбы с большим углом подъема витка при одновременном повышении надежности работы устройства.

Указанная цель достигается тем, что распорный элемент содержит толкатель, подпружиненный и шарнирно закрепленный на одной из колодок с возможностью осевого перемещения на величину, обеспечивающую необходимый зазор между колодками и барабаном, с выполненной на нем легкоскручивающейся резьбой и с навернутой на него регулировочной втулкой, в которой установлен с возможностью перемещения и с упором в приводной рычаг корпус, пружину, одним своим концом поджатую к выступу тормозной колодки, а другим концом через упорный подшипник поджатую к бурту регулировочной втулки с возможностью поворота ее на резьбе, стопорный элемент, исключающий возможность вращения регулировочной втулки, состоящий из подпружиненных конических поверхностей, выполненных на корпусе и регулировочной втулке.

Кроме того, корпус может дополнительно поджиматься к приводному рычагу пружиной, одним своим концом закрепленной на тормозной колодке.

Уменьшение зазора автоматической регулировки обеспечивается тем, что устройство содержит зубья, выполненные на регулировочной втулке, и биметаллическую пластину или другой стопорный элемент из материала с эффектом памяти, чувствительные к температуре, обеспечивающие стопорение вращения регулировочной втулки при достижении высоких температур.

На фиг. 1 показан общий вид тормоза с устройством автоматической регулировки зазора; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - устройство блокировки при высоких температурах.

Устройство автоматической регулировки содержит толкатель 1 с легкоскручивающейся резьбой, шарнирно закрепленный на тормозной колодке 2. На толкатель навернута регулировочная втулка 3, в которую вставлен корпус 4. Коническая поверхность Б корпуса прижата к сопряженной с ней поверхности А втулки пружиной 5 через шайбу 6 и упорный подшипник 7. Другим своим концом пружина установлена с упором в поверхность С тормозной колодки. Корпус установлен с упором в поверхность Д приводного рычага 8 и может дополнительно прижиматься к нему пружиной 9. Толкатель имеет возможность осевого перемещения относительно колодки на величину Е, обеспечивающую постоянный суммарный зазор между колодками и тормозным барабаном (не показан).

Устройство блокировки при высоких температурах состоит из биметаллической пластины 10, закрепленной на корпусе 4 и зубьев 11, выполненных на регулировочной втулке 3.

Принцип работы предлагаемого устройства заключается в следующем.

При создании давления в колесном цилиндре 12 его поршни, перемещаясь, отводят колодки в пределах зазора Е, создавая тормозную силу. В случае дальнейшего перемещения поршней в результате износа тормозных накладок и барабана, между поверхностями А и Б образуется зазор, эквивалентный износу. При этом пружина 5, воздействуя на регулировочную втулку 3 через упорный подшипник 7, поворачивает ее на резьбе до касания поверхностей А и Б, увеличивая длину разжимного звена. После прекращения торможения колодки под действием стяжной пружины 13 отходят от тормозного барабана на суммарную величину, соответствующую осевому зазору Е, т.к. обратному вращению регулировочной втулки препятствует трение между поверхностями А и Б.

При экстренных торможениях, сопровождающихся выделением большого количества тепла, биметаллическая пластина 10 входит в зацепление с зубьями 11 регулировочной втулки 3, препятствуя ее повороту при образовании зазора между поверхностями А и Б.

При уменьшении температуры пластина выходит из зацепления с зубьями регулировочной втулки и вращение ее при образовании зазора между поверхностями А и Б возобновляется.

При приведении в действие стояночного тормоза приводной рычаг 8, поворачиваясь на оси, воздействует через разжимное звено на колодку, прижимая ее к тормозному барабану и создавая тем самым тормозную силу. Противоположная колодка при этом также прижимается к тормозному барабану за счет перемещения верхнего конца приводного рычага.

Проведенные предварительные испытания опытных образцов подтвердили работоспособность конструкции при значительном уменьшении свободных ходов рабочей и стояночной тормозной системы.

Класс F16D65/52 автоматически действующие в одном направлении для ограничения максимального зазора 

самоустанавливающийся автоматический механизм регулировки зазора с увеличенным сроком службы -  патент 2521454 (27.06.2014)
регулятор тормоза транспортного средства -  патент 2519587 (20.06.2014)
регулятор тормоза транспортного средства -  патент 2448289 (20.04.2012)
привод тормоза с компенсатором износа -  патент 2401955 (20.10.2010)
регулятор тормоза транспортного средства -  патент 2398986 (10.09.2010)
регулятор тормоза транспортного средства -  патент 2398985 (10.09.2010)
регулятор тормоза транспортного средства -  патент 2398984 (10.09.2010)
регулятор тормоза транспортного средства -  патент 2398983 (10.09.2010)
привод тормоза с компенсатором износа -  патент 2374518 (27.11.2009)
автоматический регулятор зазора в пневматических тормозах транспортных средств -  патент 2374517 (27.11.2009)
Наверх