многоэтажная механизированная монорельсовая автостоянка- гараж

Классы МПК:E04H6/12 с механическими средствами для подъема или переноса транспортных средств 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Институт проблем комплексного освоения недр РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1996-09-11
публикация патента:

Многоэтажная монорельсовая автостоянка-гараж содержит подъемный механизм с грузовыми площадками, закрепленный на несущей конструкции. Несущая конструкция выполнена сборно-разборной с возможностью изменения конфигурации к линии горизонта от 0 до 90oС в момент сборки. К верхней и нижней частям несущей конструкции прикреплен подъемный механизм, выполненный в виде монорельса с ходовой частью. На ходовой части установлены дополнительно верхний и нижний кронштейны, грузовая площадка. На нижнем кроншнейне установлен домкрат, соединенный шарнирно с нижней поверхностью грузовой площадки. В грузовой площадке выполнены отверстия, в которых установлены колесные стопоры с механизмом включения стопоров и ограничители габаритов по ширине. На каждой стояночной площадке всех ярусов установлены трапы, выполненные с возможностью выдвижения на грузовую площадку в момент ее остановки на данном этаже. Изобретение позволит повысить эффективность использования городских площадей для хранения автотранспорта и снизить экономические затраты на строительство гаражей-автостоянок. 13 з.п. ф-лы, 14 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16

Формула изобретения

1. Многоэтажная монорельсовая автостоянка-гараж, включающая в себя подъемный механизм с грузовыми площадками, укрепленный на несущей конструкции, отличающаяся тем, что несущая конструкция выполнена сборно-разборной с возможностью изменения конфигурации по отношению к линии горизонта от 0 до 90o в момент сборки, к верхней и нижней частям несущей конструкции прикреплен подъемный механизм, выполненный в виде монорельса с ходовой частью, на которой установлены дополнительно два кронштейна, верхний и нижний, и грузовая площадка, на нижнем кронштейне установлен домкрат, соединенный шарнирно с нижней поверхностью грузовой площадки и позволяющий изменять угол наклона грузовой площадки по отношению к горизонту вокруг горизонтальной оси верхнего кронштейна ходовой части, в самой грузовой площадке выполнены отверстия, в которых установлены колесные стопоры с механизмом включения стопоров и ограничители габаритов по ширине, а на каждой стояночной площадке всех ярусов установлены трапы, выполненные с возможностью выдвижения на грузовую площадку в момент ее остановки на данном этаже.

2. Автостоянка-гараж по п.1, отличающаяся тем, что монорельс выполнен в виде двутавра с двумя цевочными или зубчатыми дорожками, расположенными внутри или снаружи головки монорельса.

3. Автостоянка-гараж по п.1, отличающаяся тем, что домкрат установлен на кронштейне на шарнире и выполнен телескопическим, V-образным типа "ласточкин хвост" и синхронным с возможностью жесткого стопорения на заданной высоте выдвижения.

4. Автостоянка-гараж по п.1, отличающаяся тем, что к нижней части грузовой площадки прикреплен жесткий короб с направляющими механизмами включения колесных стопоров, выполненный в виде жестких толкателей с гибкими наконечниками на одном конце и прикрепленными к ним Т-образными по форме колесными стопорами, установленными между подшипниками в отверстиях грузовой площадки, а на противоположном конце толкателей в коробе направляющих установлена шестерня с контактным рычагом, при этом шестерня имеет зубчатую связь с механизмом включения стопоров для фиксации при касании контактного рычага с площадкой этажа.

5. Автостоянка-гараж по любому из пп.1, 3 и 4, отличающаяся тем, что механизм включения колесных стопоров выполнен в виде электрических индукционных толкателей, укрепленных под Т-образными стопорами колес и соединенных электрической связью с контактным рычагом, включающим и выключающим индукционные толкатели.

6. Автостоянка-гараж по любому из пп.1, 3 - 5, отличающаяся тем, что при монтаже плоскостных сооружений грузовая площадка нижней плоскостью прикреплена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси к нижнему кронштейну ходовой части, а на верхнем кронштейне установлен шарнирно-телескопический V-образный синхронный домкрат типа "ласточкин хвост".

7. Автостоянка-гараж по любому из пп.1, 4 - 6, отличающаяся тем, что на верхней поверхности грузовой площадки установлена на подшипниках или роликах поворотная платформа, выполненная с возможностью вращения вокруг вертикальной оси посредством механизма поворота, включающего электромотор с приводом, прикрепленного к нижней поверхности грузовой площадки.

8. Автостоянка-гараж по п.1, отличающаяся тем, что на ходовой части укреплены две грузовых площадки, направленные одна к другой под углом 180o.

9. Автостоянка-гараж по п.1 или 8, отличающаяся тем, что на монорельсе установлено несколько ходовых частей, расположенных в накопителе под первым этажом, выполненным ниже уровня земли.

10. Автостоянка-гараж по любому из пп.1, 8 и 9, отличающаяся тем, что грузовая площадка прикреплена к кронштейнам ходовой части перпендикулярна монорельсу, при этом въезд на площадку расположен справа или слева от монорельса.

11. Автостоянка-гараж по п.1, отличающаяся тем, что монорельс выполнен с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, пята монорельса установлена на платформе с зубчатым колесом поворотного круга с электроприводом, укрепленным на фундаменте несущей конструкции, а верхняя часть монорельса прикреплена к верхней поворотной площадке с электроприводом, установленной на верхнем ярусе несущей конструкции, при этом оба электропривода синхронизированы.

12. Автостоянка-гараж по п. 1, отличающаяся тем, что на транспортных разъездах этажей перед каждым боксом-стоянкой установлена поворотная платформа, аналогичная поворотной платформе, установленной на грузовой площадке.

13. Автостоянка-гараж по любому из пп.1, 4, 6, 7, 10 и 12, отличающаяся тем, что на грузовой площадке в передней части к верхней поверхности прикреплена лебедка с тросом, а в этажных боксах установлены упоры для задних колес.

14. Автостоянка-гараж по любому из пп.1, 4, 6, 7, 6, 10, 12 и 13, отличающаяся тем, что на грузовой площадке дополнительно установлен креномер, связанный через пульт управления с телескопическим V-образным типа "ласточкин хвост" синхронным домкратом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к строительству крытых коллективных автостоянок и гаражей, и в частности к созданию многоярусных автостоянок-гаражей.

Известна вертикальная автоматизированная автостоянка (1), включающая многоэтажную несущую конструкцию с подъемным устройством типа лифт и грузовой площадкой, на которой поднимают автомобили на заданный ярус.

Недостатком данной конструкции является его низкая эффективность, т.к. поднимается только одна машина за один цикл и невозможность установки данной конструкции в наклонном состоянии, например на склоне горы.

Известна многоэтажная автостоянка (2), включающая несущую конструкцию с подъемным устройством и стояночными боксами, при этом механизм подъемного устройства выполнен с возможностью вдвижения поднимаемого автомобиля в бокс.

Недостаток данной конструкции тот же, что и у ранее приведенной, низкая производительность и исключительно только вертикальный монтаж как несущей конструкции, так и подъемного механизма.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является механизированный гараж (3), включающий несущую конструкцию и подъемный механизм элеваторного типа.

Недостатком данной конструкции является также установка несущей конструкции только в вертикальном положении и невозможность изменения въезда и выезда поднимаемого автотранспорта на подъемную грузовую площадку, а также съезда с нее на этажах в боксы, расположенные в радиальных направлениях и под углом 90o.

Целью изобретения является повышение эффективности использования городских площадей для хранения автотранспорта и снижение экономических затрат на строительство гаражей-стоянок.

Одной из самых сложных, социально и экологически значимых проблем городского хозяйства является хранение и парковка легкового и, особенно, индивидуального автотранспорта. В настоящее время решение этой проблемы сводится к созданию системы открытых или крытых автостоянок, но основная часть (по некоторым данным более 70%) автомобилей пока хранится во дворах домов и на проезжей части улиц в жилых кварталах. Кроме общеизвестных недостатков такого способа хранения автомашин, в современных условиях особую важность приобретает социально-психологический аспект "беззащитности" индивидуального автотранспорта.

При строительстве крытых или открытых коллективных стоянок и гаражных кооперативов под одну автомашину задалживается (с учетом подъемных путей и других площадей общего пользования) около 30 кв. м территории, а при установке металлического укрытия ("ракушки") - 16 - 22 кв. м. В случае использования многоэтажных надземных гаражей удельная величина отторгаемой под одну автомашину площади сокращается до 8 - 9 кв. м, но резко возрастают сроки и стоимость строительства. Нетрудно посчитать, что для хранения 1 - 1,2 млн. легковых автомобилей, имеющихся в Москве, необходимо занять 35 - 40 кв.км территории города со всеми вытекающими отсюда экономическими, экологическими и социальными последствиями.

Проявившаяся в последнее время тенденция к развитию сети подземных многоярусных гаражей не сможет дать полномасштабного решения проблемы. И для этого есть ряд объективных причин: очень высокая стоимость подземного строительства, а поэтому и одного машино-места (10 - 12 тыс. USD); низкий коэффициент полезного использования площади каждого яруса при организации самостоятельного движения машин внутри гаража. На транспортные нужды и наклонные съезды задалживается от 30 до 50% площади яруса; сложность геологического строения приповерхностной толщи наносных пород, а также густая сеть подземных коммуникаций ограничивают возможности в выборе места строительства гаражей.

Все эти причины и ряд других, менее значимых, ограничений не позволит создать на базе этого типа гаражей систему хранения автотранспорта, соответствующую реальному количеству машин, а главное - характеру распределения на территории города и материальным возможностям среднего автовладельца.

В свете вышесказанного нетрудно сформулировать требования к автостоянке массового назначения: доступная цена машино-места; минимальная площадь изъятия земли; возможность трансформации по высоте и форме с целью встраивания в уже сложившиеся архитектурные ансамбли и в элементы рельефа местности: пожарная безопасность; защита машин от атмосферных и других внешних воздействий: высокая степень защиты от посягательств и повреждений; возможность полного или частичного заглубления гаража в землю без изменения его конструкции или технологии изготовления.

Всем этим требованиям наиболее полно удовлетворяет предлагаемая система организации хранения легкового автотранспорта на базе монорельсовой многоэтажной автостоянки-гаража. Поставленная цель достигается тем, что многоэтажная механизированная монорельсовая автостоянка-гараж включает в себя подъемный механизм с грузовыми прокладками укреплений на несущей конструкции, выполненной сборно-разборной с возможностью изменения конфигурации по отношению к линии горизонта от 0 до 90o в момент сборки, к верхней и нижней частям несущей конструкции прикреплен подъемный механизм, выполненный в виде монорельса с ходовой частью, на которой установлены дополнительно два кронштейна: верхний и нижний и грузовая площадка. На нижнем кронштейне установлен домкрат, соединенный шарнирно с нижней поверхностью грузовой площадки, позволяющий изменять угол наклона грузовой площадки по отношению к горизонту вокруг горизонтальной оси верхнего кронштейна ходовой части, в самой грузовой площадке выполнены отверстия, в которых установлены колесные стопоры с механизмом включения стопоров и ограничители габаритов по ширине, а на каждой стояночной площадке всех ярусов установлены трапы, выполненные с возможностью выдвижения на грузовую площадку в момент ее остановки на данном этаже, что монорельс выполнен в виде двутавра с двумя цевочными или зубчатыми дорожками, расположенными внутри или снаружи головки монорельса, что домкрат установлен на кронштейне на шарнире и выполнен телескопическим, V-образным, типа "ласточкин хвост" и синхронным, с возможностью жесткого стопорения на заданной высоте выдвижения, что к нижней части грузовой площадки прикреплен жесткий короб с направляющими механизмами включения колесных стопоров, выполненного в виде жестких толкателей с гибкими наконечниками на одном конце и прикрепленными к ним Т-образными в профиль колесными стопорами, установленными между подшипниками в отверстиях грузовой площадки, а на противоположном конце толкателей в коробе направляющих установлена шестеренка с контактным рычагом, при этом шестеренка имеет зубчатую связь с механизмом включения стопоров и выполняющая роль запора при касании контактного рычага с площадкой этажа, что механизм включения колесных стопоров выполнен в виде электрических индукционных толкателей, укрепленных под Т-образными стопорами колес и соединенные электрической связью с контактным рычагом, включающим и выключающим индукционные толкатели, что при монтаже плоскостных сооружений грузовая площадка нижней плоскостью прикреплена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси к нижнему кронштейну ходовой части, а на верхнем кронштейне установлен шарнирно-телескопический V-образный типа "ласточкин хвост" синхронный домкрат, что на верхней поверхности грузовой площадки установлена на подшипниках или рамках поворотная платформа, выполненная с возможностью вращения вокруг вертикальной оси посредством механизма поворота, включающего электромотор с приводом, прикрепленным к нижней поверхности грузовой площадки, что на ходовой части укреплены две грузовых площадки, по направлению относительно друг друга под углом 180o, что на монорельсе установлены несколько ходовых частей, расположенных в накопителе под первым этажом, выполненном ниже уровня земли, что грузовая площадка прикреплена к кронштейнам ходовой части перпендикулярно монорельсу, при этом въезд на площадку расположен справа, или слева от монорельса, что монорельс выполнен с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, при этом пята монорельса установлена на платформе с зубчатым колесом поворотного круга с электроприводом, укрепленным на фундаменте несущей конструкции, а верхняя часть монорельса прикреплена к верхнему зубчатому колесу с электроприводом, установленной на верхнем ярусе несущей конструкции, при этом оба электропривода синхронизированы, что на транспортных разъездах этажей перед каждым боксом-стоянкой установлена поворотная платформа, аналогичная поворотной платформе, установленной на грузовой площадке, что на грузовой площадке в передней ее части к верхней поверхности прикреплена лебедка с тросом, а в этажных боксах установлены упоры для задних колес, что на грузовой площадке дополнительно установлен креномер, связанный через пульт управления с телескопическим домкратом.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 приведена принципиальная схема многоэтажной механизированной монорельсовой стоянки-гаража; на фиг. 1a показан один из вариантов подъемной грузовой площадки; на фиг. 2 и 3 приведен вариант наклонного исполнения автостоянки-гаража; на фиг. 4 - горизонтальное исполнение автостоянки-гаража; на фиг. 5 - автостоянка-гараж с въездом под прямым углом; на фиг. 6 и 6a - автостоянка-гараж с въездом и выездом под любым углом в пределе 180o; на фиг. 7 приведен вариант автостоянки с накопителем, например, в жилом доме по его торцам; на фиг. 8 показан типовой вариант автостоянки-гаража с двумя и более монорельсами; фиг. 9 - вариант стоянки с боксами, расположенными под углом к горизонту; фиг. 10 - вариант автостоянки с въездами на грузовые площадки с противоположных сторон; на фиг. 11 и 12 приведен вариант кругового исполнения многоэтажной механизированной автостоянки-гаража; на фиг. 13 и 14 приведены виды монорельса (фиг. 13 для одной ходовой части; фиг. 14 - для двух ходовых частей).

Многоэтажная механизированная монорельсовая автостоянка-гараж содержит несущую конструкцию, выполненную сборно-разборной, например, из металлоконструкций типа уголок, швеллер, двутавр или собирается из боксов заводского изготовления и т.п., к которой крепится монорельс 1, по которому перемещаются ходовая часть 2 с кронштейнами 3 и 4, к кронштейну 4 крепится телескопический V-образный типа "ласточкин хвост" синхронный домкрат 5; выполненный с возможностью жесткой фиксации по его длине и изменением угла наклона посредством шарнирного соединения 6, на ходовой части 2 через кронштейн 3 с горизонтальной осью 7 и V-образный домкрат 5 с шарнирами 8 установлена грузовая площадка 9, к нижней части которой прикреплены короба с направляющими 10, в которых помещены толкатели 11 с гибкими пружинистыми наконечниками 12, соединенными с колесными стопорами 13 (Т - или грибообразными в профиль и полувал по ширине грузовой площадки), установленными между подшипниками 14 с возможностью подъема и опускания, т.е. вертикального перемещения в отверстиях грузовой площадки 9. На верхней поверхности грузовой площадки также установлены ограничители габаритов по ширине 15. На противоположном конце толкателей 11 колесных стопоров 13 установлен командный механизм подъема и опускания стопоров 13, выполненный в виде посаженной на горизонтальную ось шестерни 16 с контактным рычагом 17, при этом шестерня 16 имеет зубчатую связь 18 (зубчатая линейка) с двумя парами толкателей 11, жестко соединенных друг с другом. Контактный рычаг 17 выполнен с возможностью контакта с каждой этажной транспортной или боксовой площадкой 19, на которых установлены трапы 20, выполненные с возможностью выдвижения на грузовую площадку в момент ее остановки на заданном этаже. Грузовая площадка может быть выполнена и с поворотной площадкой 21 в случае исполнения автостоянки-гаража с въездом и выездом под любым углом в пределе 180o.

В этом случае в грузовой площадке выполняется выемка для роликов и отверстие для оси 22 привода 23 от электромотора 24, а механические толкатели заменяются индукционными 25, соединенными электрической связью 26 с командным контактным устройством 27. Следует отметить, что поворотная площадка 21, являясь съемной, может быть использована и в транспортных магистралях автостоянки-гаража для разворота автотранспорта при въезде в бокс. При круговом исполнении автостоянки-гаража (фиг. 11) пята монорельса 1 устанавливается на поворотной платформе 28 в жесткий зажим 29. На платформе жестко крепится зубчатое колесо 30, а сама платформа устанавливается колесами 31 на поворотный круг 32 на фундаменте. Разворот площадки осуществляется электромоторами 33, жестко прикрепленными к основе несущей конструкции, на оси электромоторов насажены приводные шестеренки 34 и шкивы 35, при этом шкивы соединены кольцевой тросовой или ременной передачей 36, а зубья шестерен 34 имеют контакт с зубчатым колесом 30. На верхней части монорельса установлено аналогичное нижнему зубчатое колесо 30, к которому крепится через зажим 37 монорельс 1. Электропривод верхней части монорельса выполнен аналогично электроприводу нижней и синхронизирован электросвязью 38 через пульт управления. Поскольку верхний привод имеет вспомогательное значение, поворот монорельса осуществляется только одним электромотором, а на противоположной стороне зубчатого колеса 39 шестеренка и шкивы установлены на оси 39, помещенной в подшипник 40, и вспомогательной подпорной осью 41. Все электромоторы жестко прикреплены к сборно-разборной несущей конструкции 42 и синхронизированы через пульт управления 43. Сам монорельс может быть выполнен как в обычном варианте (фиг. 13), включающем головку монорельса 44, цевочные или зубчатые дорожки 45, основу монорельса 46 и опорные плиты 47, так и в новом, выполненном в виде двутавра, при этом и в том, и в другом случае плоскость А-А всегда должна быть вертикальна, а плоскость В-В может быть наклонена к горизонту под углом от 0 до 90o во время сборки.

Для хранения автомобилей в наклонном состоянии на грузовой площадке 9 в передней ее части устанавливается электрическая реверсивная лебедка 48 с барабаном 49 и тросом 50, укрепленная на кронштейне 51, а в этажных боксах установлены упоры 52 для задних колес автотранспорта при его хранении. Вся многоэтажная механизированная монорельсовая автостоянка-гараж устанавливается на фундамент 53. Многоэтажная механизированная монорельсовая автостоянка-гараж представляет собой многоэтажный модуль, сооружаемый из сборных деталей по принципу детского конструктора и являющий собой несущую конструкцию 42, объединенную в один механизированный комплекс с монорельсовым подъемным механизмом, включающим монорельс 1 и ходовую часть 2 с навесным оборудованием грузовой площадки 9 и самой площадкой. Многоэтажная механизированная монорельсовая автостоянка-гараж собирается из металлических конструкций или блоков любых строительных конструкций, связанных между собой каркасом несущей конструкции 42, и имеет сплошное наружное ограждение. В центре конструкции устанавливается монорельс 1 или несколько монорельсов 1 с ходовыми частями 2. На первом этаже оборудуется помещение с воротами для въезда автотранспорта на грузовую площадку 9. На всех ярусах, включая и первый, устанавливаются выдвижные трапы 20 для въезда и съезда автотранспорта с грузовой площадки 9.

Типовая стоянка оборудуется электрическими устройствами для подогрева двигателя каждого стоящего автомобиля в зимнее время, автоматической системой пожаротушения, освещением и охранной сигнализацией (на чертежах не показаны).

Управление автостоянкой-гаражом может осуществляться либо оператором, либо с помощью автоматизированной электронной системы.

Автостоянка-гараж может быть выполнена как из стандартных элементов этажных блоков-боксов, так и из сборных металлоконструкций, что позволяет гибко изменять высоту стоянки и легко вписывать ее в любой архитектурный ансамбль. Стоянки могут быть смонтированы у стен жилых домов, торговых центров, крупных офисов и т.д., либо в непосредственной близости от них, освободив от автомашин прилегающие улицы и дворы жилых кварталов (фиг. 1 - 12).

Стоянка может быть полностью или частично заглублена в землю или вписана в складки рельефа, (фиг. 2 - 6).

Для хранения большого количества машин из стандартных модулей могут быть собраны автостоянки на 200 и 400 стояночных мест. При этом первый этаж может быть использован под автосервис, торговый центр и т.д. (фиг. 5, 6).

Для размещения на земной поверхности единичной стандартной автостоянки необходимо всего 160 кв.м. Это делает возможным реализацию принципа максимального приближения стоянки к потребителю. Участок земли такой площади легко можно найти в непосредственной близости от уже построенных домов или учесть возведение таких автостоянок при проектировании жилых кварталов.

Следует отметить, что возведение одиночной монорельсовой стоянки возможно как на фундаменте, так и на подушке из щебня. Последнее обстоятельство особенно важно в уже застроенных жилых кварталах.

Так как некоторые типовые проекты жилых зданий предусматривают наличие "глухих", лишенных окон, стен на торцах зданий, к ним можно пристроить предлагаемые стоянки и освободить от автомашин дворы и подъездные пути. Число этажей у дома будет равно числу этажей в гараже, на каждом из них будет всего располагаться 8 автомашин. Таким образом, в гаражах и 10-и этажного дома можно будет разместить 76 автомашин, что вполне соответствует реальным потребностям (фиг. 1, 7).

Компактное расположение стандартных модулей позволит создавать достаточно крупные по количеству автомашин стоянки. Разместив систему из трех модулей (фиг. 5, 8, 9) на площади, отведенной, к примеру, для обычных одноэтажных крытых стоянок, можно освободить для использования в других целях 3148 кв.м земной поверхности. Разработан также технический проект модульной стоянки на 200 и 240 автомашин. При этом количество подъемных устройств сокращается до 4-х. Обеспечивается выезд машин на любой из них, независимо от места парковки на этаже. Имеется аварийный наклонный съезд, не выходящий за габариты стоянки. Первый ее этаж освобожден для размещения автосервиса, магазинов и т.д.

Характерной чертой конструкции подъемного устройства монорельсовой автостоянки является возможность его применения под любым углом наклона к горизонту (от 0 до 90o). При этом меняются только габариты, форма и элементы каркаса стоянки. Поэтому в местах со сложным рельефом можно эффективно использовать любые откосы путем размещения на них наклонных монорельсовых автостоянок (фиг. 2, 3, 5). Возможность практически произвольного изменения угла наклона стоянки к горизонту значительно расширяет возможности его применения на участках города со сложным рельефом и позволяет предельно сократить необходимые для установки земляные работы.

Большие преимущества в условиях крупного города имеет перенос хранения автомашин под землю. Однако практическая реализация сдерживается такими существенными факторами, как высокая стоимость и организационная сложность строительства, особенно крупных гаражей; сравнительно низкий коэффициент использования площадей за счет необходимости размещения в объеме гаража внутриэтажных и межэтажных транспортных путей; ограниченность мест, пригодных для устройства подобных сооружений из-за крайне сложной инженерно-геологической ситуации в приповерхностных зонах подземного пространства и наличия очень плотной сети подземных коммуникаций. Есть также ряд других, менее значимых, но объективных ограничений. Предлагаемое изделие - механизированная монорельсовая многоэтажная автостоянка-гараж может быть смонтировано не только на поверхности, но и в подземной выработке необходимого размера. При этом окажут свое влияние все перечисленные выше факторы, свойственные подземному размещению вообще. Но удорожающее действие этих факторов будет значительно ослаблено особенностями конструкции и монтажа монорельсовой автостоянки.

1. Высокий коэффициент полезного использования площади горизонтального сечения предлагаемой автостоянки и отказ от системы наклонных и внутриэтажных транспортных путей существенно (на 35 - 40%) снижают объем подземной выемки, необходимый для размещения гаража и, таким образом, снижают общие и удельные затраты.

2. Секционное строение типового варианта монорельсовой автостоянки позволяет вести подземное строительство поэтапно, путем опускания смонтированных секций в выработку по мере ее углубления. Это позволяет не только удешевить работы, но и гарантирует высокую степень безопасности горно-строительных работ, которые при этом всегда ведутся под защитой внешних стенок гаражной конструкции.

3. Возможность произвольного изменения высоты монорельсовой автостоянки позволяет выбирать глубину заложения в зависимости от реальных инженерно-геологических и гидрогеологических условий.

Часть возможных вариантов размещения стандартной автостоянки под землей приведены на фиг. 2, 3, 4, 5, 6. При размещении подземной автостоянки на склоне возможно создание выемки более дешевым - открытым способом с последующей засыпкой вынутым грунтом.

В плоских выемках рельефа может быть установлен одноэтажный гараж с монорельсовым распределением машин (фиг. 4). В целом, учитывая крайне сложное геологическое строение приповерхностной толщи пород в крупных городах, а также реальную гидрогеологию, застроенность и наличие огромной подземной сети силовых и инженерных коммуникаций, рассчитывать на массовое строительство подземных гаражей вряд ли приходится.

Поэтому особенно большие перспективы открывает применение комбинированных вариантов расположения монорельсовых автостоянок-гаражей.

Комбинированные решения, включающие в себя лучшие качества различных конструкций, наиболее интересны с точки зрения их реализации. Применив принцип частичного углубления монорельсовой автостоянки в землю, можно значительно повысить технические возможности, а значит сократить непроизводственные затраты как на стадии строительства, так и при дальнейшей эксплуатации (фиг. 6).

Возможность свободного варьирования количеством секций позволяет иметь практически безграничное количество вариантов, отличающихся размерами подземной и наземной части, а поэтому легко вписывать эти сооружения в любой рельеф или архитектурный ансамбль с учетом реального геологического строения участка.

Конструкция монорельсовой автостоянки открывает интересные перспективы области ее применения. Реализация концепции строительства промышленных и общественных зданий и сооружений на основе идеи "функциональных стен" позволит отказаться от огромных автостоянок перед этими зданиями и сооружениями и тем самым освободить землю и снизить общие расходы на здание или сооружение. Собрав одну, две или три стены будущего сооружения из стандартных монорельсовых автостоянок, можно разместить в пространстве между этими стенами торговое предприятие, офис, мотель и любое другое общественное сооружение, в котором постоянно или временно находится большое количество людей, приезжающих туда на машинах. Возможность произвольного изменения высоты монорельсовых автостоянок, расстояния между ними и их расположения позволяет получить достаточно большое разнообразие архитектурных и компоновочных решений (фиг. 5, 6).

Особенно большой интерес для практического использования имеет возможность создания зданий и сооружений на склонах. Это позволит, например, в курортных зонах решить ряд сложных проблем с хранением машин автотуристов и с их размещением за счет использования склонов гор, уже подработанных при прокладке транспортных магистралей и коммуникаций.

Применительно к проблемам любого крупного города, интересную перспективу имеет использование, после небольшой переделки, монорельсовых автостоянок в качестве контейнерных складов, как поверхностных, так и полностью или частично подземных. В последнем случае склад становится изотермическим с температурой хранения, равной среднегодовой температуре для данной местности (в Москве, например, +5 градусов). Создав на этой основе систему накопительных и перевалочных складов на пересечениях МКАД с магистральными шоссе (фиг. 5), можно практически прекратить въезд в город большегрузных фургонов, везущих сегодня грузы в тысячи мелких складов, расположенных как в жилых, так и не в жилых зданиях и сооружениях по всей территории города.

Многоэтажная механизированная монорельсовая автостоянка-гараж представляет собой единый модуль для хранения в боксах и транспортирования из бокса на земную поверхность и подъема его с транспортной магистрали на земной поверхности к месту хранения в бокс. Осуществляется транспортировка автомобиля к месту хранения следующим образом.

Автомобиль через ворота автостоянки-гаража (фиг. 1, 1a) по выдвижному трапу 20 въезжает на грузовую площадку 9, между ограничителями габаритов по ширине 15 до передних колесных стопоров 13, при этом ,для предотвращения разгона автомобиля, колесные стопоры 13 выполнены по ширине грузовой площадки в виде полувала, представляющего собой в разрезе грибообразную форму. Оператором на пульте управления 43 задается этаж и ходовая часть 2 начинает движение, при этом контактный рычаг 17 включает командный механизм подъема и опускания колесных стопоров 13. Стопоры 13 поднимаются и зажимают автомобиль между собой до следующего яруса. При остановке площадки 9 на заданном этаже колесные стопоры 13 опускаются, а с этажной транспортной или боксовой площадки 19 выдвигается трап 20 и автомобиль въезжает либо в свой бокс, либо на этажную транспортную линию и далее своим ходом попадает к месту стоянки для хранения. Для заезда и выезда с грузовой площадки 9 в пределах 180o может быть использована грузовая площадка, показанная на фиг. 6 и 6a, при этом поворотная площадка 21 может поворачиваться от 0 до 360o вокруг своей оси, что делает более комфортным установку автомобиля в бокс прямым ходом. Аналогичные поворотные площадки 21 могут быть установлены перед боксами в транспортных магистралях на этажах автостоянки-гаража при ее многобоксовом исполнении на этажах.

При установке многоэтажной механизированной монорельсовой автостоянки-гаража на склонах гор и оврагов, либо в наклонных горных выработках (фиг. 2, 3, 5), монорельс 2 устанавливается вдоль профиля под углом наклона от 0 до 90o к горизонту, при этом грузовая площадка 9 выводится в горизонтальное положение телескопическим V-образным, типа "ласточкин хвост" синхронным домкратом 5 и жестко фиксируется в данном положении.

В некоторых случаях домкрат может быть вообще снят, а площадка 9 крепится к кронштейну 4 ходовой части 2 жестко.

В случаях установки многоэтажной механизированной монорельсовой автостоянки-гаража на склоне с переменным профилем домкрат 5 синхронизируется с датчиком горизонта 54, например кренометром, который устанавливается дополнительно и связан через пульт управления с силовой установкой домкрата 5, удерживающей грузовую площадку 9 всегда в горизонтальном положении до подъема ее на заданный ярус.

При расположении автостоянки в подземных выработках в горизонтальном положении, грузовая площадка 9 средней своей частью устанавливается на оси кронштейна 4 ходовой части 2, а домкрат 5 устанавливается на кронштейне 3 ходовой части, а сама грузовая площадка выводится в положение, параллельное монорельсу 1, при этом грузовая площадка может быть установлена и с поворотной площадкой (фиг. 6 и 6a).

Для уменьшения нагрузки на домкрат 5, а также въезда и выезда с грузовой площадки в прямом и обратном направлениях площадка 9 устанавливается перпендикулярно монорельсу 1 (фиг. 5), при этом ось поворота 7 выполняется с одной стороны грузовой площадки, а шарниры крепления домкрата - с другой. На данной площадке также может устанавливаться и поворотная площадка 21 (фиг. 6, 6a).

При создании крупных многоэтажных механизированных монорельсовых автостоянок-гаражей, на монорельсе 1 устанавливается несколько ходовых частей 2 (фиг. 7), которые хранятся в накопителе, расположенном ниже уровня заезда автотранспорта через въездные ворота гаража. На ходовой части могут также устанавливаться и две грузовых площадки (фиг. 5, 10, 11), либо устанавливаться две линии монорельсовых подъемников (фиг. 8).

На фиг. 9 показан вариант хранения автомобилей в наклонном положении. Автомобиль по пандусу въезжает на грузовую площадку 9 и стопорится лебедкой 48, либо подтягивается лебедкой к передним колесным стопорам 13, прикрепленной к кронштейну 51 грузовой площадки 9 и цепляется к тросу 50, намотанному на барабан 49. Оператор включает подъемник, и автомобиль стопорится колесными стопорами 13. При остановке грузовой площадки на заданном ярусе стопоры 13 разблокируют колеса, и автомобиль по трапу 20 медленно опускается в карман бокса стоянки на трос 50 до колесного упора 52. После остановки автомобиля в боксе на упоре 52 трос отцепляется и возвращается на барабан 49. Въезд автомобиля на грузовую площадку 9 выполняется в обратной последовательности.

На фиг. 11 и 12 показана многоэтажная механизированная монорельсовая автостоянка-гараж с круговым (радиальным) расположением боксов при однорядном расположении, но при таком варианте автостоянки-гаража стояночные боксы могут располагаться и по концентричным окружностям с радиальными транспортными артериями, при этом перед каждым боксом может быть установлена поворотная площадка 21.

При данном расположении стояночных боксов монорельс 1 с ходовой частью 2 и грузовой площадкой 9 устанавливается в круглой шахте пятой в жесткий зажим 29 поворотной платформы 28, установленной на поворотном круге 32. Автомобиль через ворота гаража въезжает на грузовую площадку 9. Оператор с пульта управления 43 задает команду на подъем. В случае, если заданный бокс-стоянка находится строго над въездом в гараж, подъемный механизм работает по ранее описанной схеме, но если бокс находится под углом к въезду, то перед началом подъема площадка 9 вместе с монорельсом 1 и ходовой частью 2 поворачивается на заданный горизонтальный угол посредством электромоторов 33 с приводами, работающими синхронно (фиг. 11). После установки грузовой площадки на заданный угол поворота, начинается подъем автомобиля до заданного бокса. Въезд автотранспорта с ярусов осуществляется по обратной схеме: автомобиль въезжает на грузовую площадку 9, опускается первый ярус, площадку разворачивают к выездным воротам и производится разгрузка грузовой площадки.

Для реализации подъема грузовой площадки 9 могут быть применены два вида монорельса: обычный (фиг. 13), широко применяемый монорельс, и новый монорельс, выполненный в виде двутавра. По новому монорельсу по каждой зубчатой или певочной дорожке может передвигаться самостоятельно отдельная ходовая часть 2, но и в то и в другом случаях плоскость А-А всегда должна быть вертикальна, а плоскость В-В может быть наклонена к горизонту под углом от 0 до 90o.

Техническая характеристика многоэтажной механизированной монорельсовой автостоянки-гаража

Количество этажей в типовом варианте - От 2 до 20 - 10

Количество стояночных мест - От 4 до 76

- в типовом варианте - 38

Габаритные размеры, м:

длина - 17

ширина - 8

высота - От 4 до 44

-в типовом проекте - 22

Скорость движения подъемника, м/сек - 0,2

м/сек - 24

Среднее время парковки (возврата) одного автомобиля в типовом варианте автостоянки, мин - 2,5

Площадь земной поверхности, занимаемая стоянкой, с учетом подъездных путей, кв.м - 160

Площадь занятой земной поверхности в пересчете на один автомобиль (с учетом подъездных путей) в типовом варианте, кв.м/ед (с увеличением высоты стоянки этот показатель сокращается) - 4,7

Многоэтажная монорельсовая автостоянка может быть предложена администрации любого крупного города как эффективное средство разрешения экологических, организационных и социальных проблем, связанных с необходимостью размещения на территории города огромного количества легковых автомашин. Установка монорельсовых автостоянок сокращает отчуждаемую площадь более чем в 5 раз.

Конструкция предлагаемых стоянок гарантирует максимальную сохранность машин с точки зрения угона или повреждения.

Все элементы стоянки изготавливаются на машиностроительном заводе с последующей сборкой готовых конструкций на месте. Изготовление на заводе по нормативам занимает 2,5 - 3 месяца, а монтаж типового варианта стоянки на 38 машин - 7 дней при двухсменной работе четырех и одного подъемного крана.

Эффективность предложения

Экологическая эффективность трудно поддается точному счету и по своей сути заключается в резком сокращении потерь общего земельного и рекреационного фондов города под охраняемыми и неохраняемыми стоянками автомобилей. Одно машино-место монорельсовой автостоянки освобождает для использования в любых других целях 20 - 25 кв. м, в предельном варианте это означает потенциальную возможность высвобождения около 30 кв. км территории города. Важна также возможность локализации на малой площади всего объема неизбежных загрязнений, связанных с длительным хранением автомобилей и вытекающая отсюда простота организации борьбы с этими загрязнениями.

Социальный эффект проекта заключается в гарантированной защите индивидуального автотранспорта как от экстремальных природных условий, так и от преступных посягательств.

Экономическая эффективность проекта определяется простотой конструкции и предельным снижением затрат на счет унификации и серийного производства узлов на заводе; простотой, низкой стоимостью монтажа и малыми сроками сборки автостоянок из унифицированных элементов; многообразием вариантов использования типовой автостоянки в соответствии с реальными условиями ее расположениями; возможностью продажи в другие города и за рубеж как готовых автостоянок, так и ноу-хау по их применению и адаптации к специфическим требованиям заказчика.

Класс E04H6/12 с механическими средствами для подъема или переноса транспортных средств 

гаражное устройство -  патент 2455438 (10.07.2012)
система парковки и хранения автомобилей -  патент 2425939 (10.08.2011)
навесная парковка и гаражная стоянка -  патент 2424405 (20.07.2011)
многоярусная механизированная автостоянка открытого типа -  патент 2393311 (27.06.2010)
платформа подъемника для автомобилей и материалов и установка для ее эксплуатации -  патент 2379450 (20.01.2010)
многоярусная механизированная автостоянка -  патент 2374411 (27.11.2009)
многоэтажный гараж -  патент 2338857 (20.11.2008)
грузовая платформа кабины лифта для подъема автомобиля -  патент 2263620 (10.11.2005)
многоярусный гараж для парковки и стоянки легковых автомобилей -  патент 2241812 (10.12.2004)
многоэтажная механизированная автостоянка -  патент 2238381 (20.10.2004)
Наверх