ротор турбонасосного агрегата
Классы МПК: | F01C21/02 устройство подшипников |
Автор(ы): | Дмитренко А.И., Зайцев Н.А. |
Патентообладатель(и): | Конструкторское бюро химавтоматики |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-05-22 публикация патента:
20.09.1998 |
Ротор предназначен для использования в турбонасосных агрегатах ЖРД. Он содержит вал 1, рабочее колесо турбины 2, рабочие колеса 3, 4 насосов окислителя и горючего, автоматическое разгрузочное устройство. Опора насоса окислителя выполнена из блока сдвоенных однорядных шарикоподшипников 7, 8, между наружными кольцами которых установлены упругое устройство 9 и опорное кольцо 16. Упругое устройство выполнено в виде кольцевого упругого элемента, соединенного с основанием, опирающимся на наружное кольцо одного шарикоподшипника. Упругий элемент, опирающийся на наружное кольцо второго шарикоподшипника, установлен с осевым зазором по отношению к опорному кольцу, величина которого равна осевому зазору шарикоподшипника. Минимальная величина зазора автоматического разгрузочного устройства превышает величину зазора между торцами основания упругого элемента и опорного кольца. В корпусе ротора выполнена кольцевая проточка 20, а в опорном кольце - каналы 19 для подвода охлаждающей жидкости. Использование устройства для опоры ротора обеспечивает его работоспособность на всех режимах работы ЖРД, включая запуск, повышает надежность и долговечность опор. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Ротор турбонасосного агрегата, содержащий установленные в корпусе на опорах вал, рабочие колеса турбины и насосов, автоматическое разгрузочное устройство, причем одна из опор выполнена из блока сдвоенных однорядных шарикоподшипников, между наружными кольцами которых установлено упругое устройство, отличающийся тем, что упругое устройство выполнено в виде кольцевого упругого элемента, соединенного с основанием, опирающимся на наружное кольцо одного шарикоподшипника, и с опорными выступами, причем ротор содержит опорное кольцо, установленное на внешней поверхности кольцевого упругого элемента с зазором и опирающееся на наружное кольцо второго шарикоподшипника. 2. Ротор по п.1, отличающийся тем, что осевой зазор между торцами основания кольцевого упругого элемента и опорного кольца выполнен равным осевому зазору шарикоподшипника. 3. Ротор по пп.1 и 2, отличающийся тем, что минимальная величина осевого регулирующего зазора автоматического разгрузочного устройства превышает величину осевого зазора между торцами основания кольцевого упругого элемента и опорного кольца. 4. Ротор по п.1, отличающийся тем, что в корпусе выполнена проточка, а в опорном кольце - соединенные с ней каналы для подвода охлаждающей жидкости.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и других энергетических установках. В современных ТНА ротор содержит вал, рабочие колеса турбины и насосов, установленные в корпусе на шарикоподшипниковых опорах. Возникающее при работе ТНА осевое усилие на роторе уравновешивается автоматическим разгрузочным устройством (АРУ). Однако при запуске ЖРД из-за повышенного перепада давлений на турбине на ротор действует осевое усилие, превышающее разгружающую способность АРУ. Для высокоресурсного ТНА опоры ротора (или одна из опор) выполняются в виде блока сдвоенных однорядных шарикоподшипников. Известен ротор, установленный на опорах, одна из которых состоит из блока сдвоенных однорядных шарикоподшипников, которые в осевом направлении поджаты упругими устройствами, выполненными в виде распорных колец и обеспечивающими равномерное распределение нагрузки между шарикоподшипниками (Г.Г.Гахун и др. Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей. Машиностроение. 1989, с. 250, рис. 10.46 - прототип). Недостатком указанной конструкции является то, что при возникновении на роторе осевого усилия, превышающего разгружающую способность АРУ, распределение нагрузки между шарикоподшипниками становится неравномерным и воспринимается одним из них, что может привести к снижению его долговечности и разрушению. Задачей предлагаемого изобретения является снижение нагрузки на шарикоподшипники, повышение долговечности и надежности опор ротора ТНА. Поставленная задача решается тем, что в роторе турбонасосного агрегата, содержащем установленные в корпусе на опорах вал, рабочие колеса турбины и насосов, автоматическое разгрузочное устройство, причем одна из опор выполнена из блока сдвоенных однорядных шарикоподшипников, между наружными кольцами которых установлено упругое устройство, согласно изобретению упругое устройство выполнено в виде кольцевого упругого элемента и соединенного с ним основания, опирающегося на наружное кольцо из шарикоподшипников, и с опорными выступами, причем ротор содержит опорное кольцо, установленное на внешней поверхности кольцевого упругого элемента с зазором и опирающееся на наружное кольцо второго шарикоподшипника. Для обеспечения совместного восприятия осевых нагрузок обоими шарикоподшипниками осевой зазор между торцами основания кольцевого упругого элемента и опорного кольца выполнен равным осевому зазору шарикоподшипника. С целью исключения взаимного касания ротора о корпус минимальная величина осевого регулирующего зазора автоматического разгрузочного устройства превышает величину осевого зазора между торцами основания кольцевого упругого элемента и опорного кольца. Для подвода жидкости на охлаждение шарикоподшипников в корпусе выполнена проточка, а в опорном кольце - соединенные с ней каналы. На фиг. 1 изображен ротор ТНА, на фиг.2 - кольцевой упругий элемент, на фиг. 3 - сечение А-А на фиг.2, где 1 - вал, 2 - рабочее колесо турбины, 3 - рабочее колесо насоса окислителя, 4 - рабочее колесо насоса горючего, 5 - корпус блока сдвоенных шарикоподшипников, 6 - шарикоподшипник насоса горючего, 7, 8 - шарикоподшипники, 9 - упругое устройство, 10 - кольцевой упругий элемент, 11 - основание, 13 - прорези, 14 - выступы, 15 - внешняя поверхность упругого элемента, 16 - опорное кольцо, 17 - упорный торец, 18 - ограничительный торец, 19 - каналы, 20 - кольцевая проточка,











