способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания
Классы МПК: | F02B77/02 поверхностные покрытия для частей, омываемых горячими газами |
Автор(ы): | Белозеров Валерий Владимирович (UA), Махатилова Анна Ивановна (UA), Минак Анатолий Федорович (UA), Севрук Игорь Витальевич (UA), Вурье Борис Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Белозеров Валерий Владимирович (UA), Вурье Борис Александрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-06-11 публикация патента:
27.09.1998 |
Способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания относится к машиностроению, преимущественно к двигателестроению, компрессоро- и турбостроению. Детали пары трения имеют надежное и эффективное покрытие, полученное экологически чистой технологией, заключающейся в создании на рабочих поверхностях этих деталей керамического покрытия, например, окиси алюминия с различной концентрацией фаз на каждой поверхности. Концентрация фаз от 70% до 100%. Изобретение повышает надежность и долговечность пар трения.
Формула изобретения
Способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания из легких металлов, например алюминия, заключающийся в том, что на рабочих поверхностях пар трения создают упрочняющее покрытие, отличающийся тем, что упрочняющее покрытие создают методом микродугового оксидирования таким образом, что на поверхности одной из деталей пары трения образуют

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, конкретно к парам трения в ДВС и может быть использовано в общем машиностроении, например, в компрессорах, насосах и т.д. Известны способы повышения надежности, долговечности и эффективности, т. е. совместимости пар трения в двигателях внутреннего сгорания (см. К.Энглиш. Поршневые кольца. Т. 1. М.: ГНТИ 1963; Трение и теплопередача в поршневых кольцах ДВС. Справочное пособие под ред. Р.М.Петриченоко. - Л.: Изд-во ЛГТУ, 1990; М.А.Григорьев, В.А.Далецкий. Обеспечение надежности двигателей. Изд-во стандартов. - М., 1978. с. 324) Недостатками приведенных в книгах способов упрочнение поверхностей деталей из легких металлов (сплавов), например, алюминия, является сложность, экологическая вредность технологических процессов, относительно низкая стойкость при больших термических и механических нагружениях рабочих поверхностей, малая коррозионная и эрозионная стойкость покрытий, а также высокие механические потери трения в парах между рабочими поверхностями таких деталей, например, "поршень-гильза", "кольца-гильза", "втулка-вал" и других. Известны также способы улучшения совместимости пар трения, уменьшающие перечисленные недостатки, но полностью их не исключающие:использование материалов различной для каждой поверхности пары твердости: нанесение дополнительных антифрикционных, приработочных покрытий, а также износостойких - хрома, молибдена и других;
внедрение твердых материалов в поверхность трения, повышающих износостойкость;
создание микрорельефа на поверхностях трения для улучшения гидродинамики смазки. Однако такие способы обладают такими же недостатками:
сложность технологии;
экологическая вредность;
малая коррозионная и эрозионная стойкость;
ненадежное соединение с материалом детали;
которые уменьшают, в целом, ресурс работы деталей пары трения. Прототипом является пара трения "алюминиевая гильза - алюминиевый поршень", описанные в кн. М.А.Григорьев, В.А.Долецкий. Обеспечение надежности двигателей. -М.: Изд-во стандартов, 1978, с. 324. При этом алюминиевая гильза цилиндра покрыта путем осаждения электролитического хрома на рабочей поверхности, а юбка поршня покрыта путем лужения приработочным покрытием. Недостатками прототипа являются:
экологически вредное производство;
недостаточно высокая твердость и износостойкость покрытия гильзы, неодинаковая адгезия покрытия по всему зеркалу гильзы, опасность отслоения и задира гильзы;
низкая твердость покрытия и основного материала поверхности поршня и, как следствие, недостаточная износостойкость и долговечность. Задачей изобретения является повышение надежности и долговечности деталей, образующих трущуюся пару, и, как следствие, увеличение моторесурса всего двигателя; внедрение экологически чистых технологий производства этих деталей. Для осуществления поставленной задачи предлагается способ получения совместимости пар трения для ДВС, изготовленных из легких металлов, например, алюминиевых сплавов, заключающийся в том, что на рабочих поверхностях пар трения создают упрочняющее покрытие. Согласно изобретению упрочняющее покрытие создают методом микродугового оксидирования таким образом, что на поверхности одной из деталей пары трения образуют











Класс F02B77/02 поверхностные покрытия для частей, омываемых горячими газами