способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания
Классы МПК: | F02B77/02 поверхностные покрытия для частей, омываемых горячими газами |
Автор(ы): | Белозеров Валерий Владимирович (UA), Махатилова Анна Ивановна (UA), Минак Анатолий Федорович (UA), Севрук Игорь Витальевич (UA), Вурье Борис Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Белозеров Валерий Владимирович (UA), Вурье Борис Александрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-06-11 публикация патента:
27.09.1998 |
Способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания относится к машиностроению, преимущественно к двигателестроению, компрессоро- и турбостроению. Детали пары трения имеют надежное и эффективное покрытие, полученное экологически чистой технологией, заключающейся в создании на рабочих поверхностях этих деталей керамического покрытия, например, окиси алюминия с различной концентрацией фаз на каждой поверхности. Концентрация фаз от 70% до 100%. Изобретение повышает надежность и долговечность пар трения.
Формула изобретения
Способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания из легких металлов, например алюминия, заключающийся в том, что на рабочих поверхностях пар трения создают упрочняющее покрытие, отличающийся тем, что упрочняющее покрытие создают методом микродугового оксидирования таким образом, что на поверхности одной из деталей пары трения образуют![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119041/945.gif)
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119068/947.gif)
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, конкретно к парам трения в ДВС и может быть использовано в общем машиностроении, например, в компрессорах, насосах и т.д. Известны способы повышения надежности, долговечности и эффективности, т. е. совместимости пар трения в двигателях внутреннего сгорания (см. К.Энглиш. Поршневые кольца. Т. 1. М.: ГНТИ 1963; Трение и теплопередача в поршневых кольцах ДВС. Справочное пособие под ред. Р.М.Петриченоко. - Л.: Изд-во ЛГТУ, 1990; М.А.Григорьев, В.А.Далецкий. Обеспечение надежности двигателей. Изд-во стандартов. - М., 1978. с. 324) Недостатками приведенных в книгах способов упрочнение поверхностей деталей из легких металлов (сплавов), например, алюминия, является сложность, экологическая вредность технологических процессов, относительно низкая стойкость при больших термических и механических нагружениях рабочих поверхностей, малая коррозионная и эрозионная стойкость покрытий, а также высокие механические потери трения в парах между рабочими поверхностями таких деталей, например, "поршень-гильза", "кольца-гильза", "втулка-вал" и других. Известны также способы улучшения совместимости пар трения, уменьшающие перечисленные недостатки, но полностью их не исключающие:использование материалов различной для каждой поверхности пары твердости: нанесение дополнительных антифрикционных, приработочных покрытий, а также износостойких - хрома, молибдена и других;
внедрение твердых материалов в поверхность трения, повышающих износостойкость;
создание микрорельефа на поверхностях трения для улучшения гидродинамики смазки. Однако такие способы обладают такими же недостатками:
сложность технологии;
экологическая вредность;
малая коррозионная и эрозионная стойкость;
ненадежное соединение с материалом детали;
которые уменьшают, в целом, ресурс работы деталей пары трения. Прототипом является пара трения "алюминиевая гильза - алюминиевый поршень", описанные в кн. М.А.Григорьев, В.А.Долецкий. Обеспечение надежности двигателей. -М.: Изд-во стандартов, 1978, с. 324. При этом алюминиевая гильза цилиндра покрыта путем осаждения электролитического хрома на рабочей поверхности, а юбка поршня покрыта путем лужения приработочным покрытием. Недостатками прототипа являются:
экологически вредное производство;
недостаточно высокая твердость и износостойкость покрытия гильзы, неодинаковая адгезия покрытия по всему зеркалу гильзы, опасность отслоения и задира гильзы;
низкая твердость покрытия и основного материала поверхности поршня и, как следствие, недостаточная износостойкость и долговечность. Задачей изобретения является повышение надежности и долговечности деталей, образующих трущуюся пару, и, как следствие, увеличение моторесурса всего двигателя; внедрение экологически чистых технологий производства этих деталей. Для осуществления поставленной задачи предлагается способ получения совместимости пар трения для ДВС, изготовленных из легких металлов, например, алюминиевых сплавов, заключающийся в том, что на рабочих поверхностях пар трения создают упрочняющее покрытие. Согласно изобретению упрочняющее покрытие создают методом микродугового оксидирования таким образом, что на поверхности одной из деталей пары трения образуют
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119041/945.gif)
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119041/945.gif)
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119068/947.gif)
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119068/947.gif)
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119098/961.gif)
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119007/183.gif)
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119041/945.gif)
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119007/183.gif)
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119068/947.gif)
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119041/945.gif)
![способ получения совместимости пар трения для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2119587](/images/patents/352/2119068/947.gif)
Класс F02B77/02 поверхностные покрытия для частей, омываемых горячими газами