способ получения авиационного бензина
Классы МПК: | C10G59/02 только из нескольких последовательных ступеней |
Автор(ы): | Абдульминев К.Г., Ахметов А.Ф. |
Патентообладатель(и): | Уфимский государственный нефтяной технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-05-13 публикация патента:
20.10.1998 |
Использование: нефтехимия. Сущность: прямогонный бензин подвергают каталитическому риформингу. Из риформата выделяют головную фракцию HK-90oC, среднюю фракцию 90-140oC и остаточную фракцию 140-KKoC. Головную фракцию направляют на гидродеароматизацию в присутствии платинусодержащего катализатора при повышенной температуре, давлении до 5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1. Продукт гидродеароматизации смешивают со средней фракцией 90-140oC. Предпочтительно гидродеароматизацию проводят при температуре 200-450oC в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64. Способ позволяет снизить энергозатраты на процесс, уменьшить расход водорода, повысить октановое число целевого продукта. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Способ получения авиационного бензина путем каталитического риформинга прямогонного бензина с получением риформата, выделением из риформата головной и остаточной фракций, направлением головной фракции на гидродеароматизацию в присутствии платинусодержащего катализатора при повышенной температуре и давлении до 5 Мпа и объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1, отличающийся тем, что из риформата выделяют головную фракцию НК-90oC, среднюю фракцию 90-140oC и остаточную фракцию 140-ККoC, а продукт гидродеароматизации смешивают со средней фракцией 90-140oC. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве платинусодержащего катализатора используют алюмоплатиновый катализатор АП-64. 3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что гидродеароматизацию проводят при температуре 200-450oC.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии и может быть использовано при производстве высокооктановых авиационных бензинов. Известен способ получения бензина путем риформинга бензиновой фракции в присутствии алюмоплатинового катализатора при температуре 480-530oC, давлении до 4 МПа с последующей ректификацией стабильных продуктов с получением головной фракции НК-120oC и ниже с последующим контактированием головной фракции в присутствии алюмоплатинового катализатора при температуре 200-450oC, давлении 2,0-5,0 МПа. Полученный продукт смешивают с остаточной фракцией риформата (авт. свид. СССР N 625407, кл. C 10 G 59/00, опубл. 1982 г.). Недостатком известного технического решения является существенное снижение октанового числа в процессе глубокой деароматизации головной фракции риформата. Предлагаемый способ получения авиационного бензина решает задачу повышения качества товарного продукта, снижения энергетических затрат и материальных затрат, снижения расхода водорода. Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе получения авиационного бензина путем каталитического риформинга прямогонного бензина с получением риформата, выделением из риформата головной и остаточной фракций, направлением головной фракции на гидродеароматизацию в присутствии платинусодержащего катализатора при повышенной температуре и давлении до 5 МПа и объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1 согласно изобретению из риформата выделяют головную фракцию НК-90oC, среднюю фракцию 90-140oC и остаточную фракцию 140-KKoC, а продукт гидродеароматизации смешивают со средней фракцией 90-140oC, причем в качестве платинусодержащего катализатора используют алюмоплатиновый катализатор АП-64, а гидродеароматизацию проводят при температуре 200-450oC. Условия риформинга: температура 480-510oC, объемная скорость подачи сырья 1,5 ч-1, соотношение водородсодержащего газа и сырья 1800 нм3/м3, давление до 3,0 МПа. На чертеже представлена схема осуществления способа. Риформат подвергают разделению в ректификационных колоннах 1,2 на три фракции: НК-90oC, фракцию 90-140oC и фракцию 140-KKoC, фракцию НК-90oC подвергают гидродеароматизации в реакторе 5 в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64 при температуре 200-450oC, давлении до 5 МПа и объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1, реакционную смесь охлаждают в теплообменнике-холодильнике 6, отделяют от водородсодержащих газов в газосепараторе 7 и растворенных газов в стабилизаторе 3, продукт гидродеароматизации смешивают со 2-й фракцией 90-140oC и получают авиационный бензин марки Б-91/115. Пример 1 получения авиационного бензина. Фракцию НК-90oC подвергают гидродеароматизации в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64 при температуре 320oC, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,0 ч-1 и кратности подачи водорода 600 нм3/м3, октановое число без ТЭС 75 пунктов. Смешением гидрированной фракции НК-90oC и фракции 90-140oC получают авиационный бензин марки Б-91/115. Пример 2. Фракцию НК-90oC подвергают гидродеароматизации в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64 при температуре 200oC, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,0 ч-1 и кратности подачи водорода 600 нм3/м3, получают компонент с октановым числом 75,4. Смешением гидрированной фракции НК-90oC и фракции 90-140oC получают авиационный бензин Б-91/115. В таблице представлены физико-химические свойства исходного сырья, выделяемых из него фракций, продукта деароматизации и получаемого бензина, а также требования ГОСТа 1012-72. Как видно из данных таблицы, полученный по описываемому способу продукт полностью удовлетворяет основным требованиям ГОСТа на авиационный бензин марки Б-91/115. Кроме того, снижается объем продукта, подвергаемого гидродеароматизации в два раза, что в свою очередь снижает энергозатраты, уменьшается расход водорода за счет того, что головная фракция НК-90oC, подвергаемая гидродеароматизации содержит в 3 раза меньше ароматических углеводородов. Предлагаемый способ получения авиационного бензина позволяет повысить октановое число целевого продукта на 3-4 пункта, что в свою очередь позволит уменьшить добавку ТЭС в 2 раза. Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для получения авиационного бензина.Класс C10G59/02 только из нескольких последовательных ступеней