способ загрузки и выгрузки автомобиля в многоярусной механизированной автостоянке с оппозитным расположением ячеек хранения относительно шахты подъемника и автостоянка для его осуществления
Классы МПК: | E04H6/18 со средствами для перемещения транспорта только в вертикальном или вертикальном и горизонтальном направлениях |
Автор(ы): | Егоров Олег Константинович, Матвейкин Юрий Владимирович, Голишев Олег Алексеевич |
Патентообладатель(и): | Егоров Олег Константинович, Матвейкин Юрий Владимирович, Голишев Олег Алексеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-08-04 публикация патента:
20.10.1998 |
Способ включает постановку автомобиля на поддон, вертикальное перемещение поддона с автомобилем на уровень заданной ячейки хранения и обратно подъемником с грузовой платформой, горизонтальное перемещение поддона с автомобилем с грузовой платформы в ячейку хранения и обратно, фиксацию грузовой платформы относительно заданной и оппозитной ячеек хранения на время горизонтального перемещения поддона. Автостоянка снабжена системой блокировки перемещения грузовой платформы относительно ячеек хранения, включающей размещенные на грузовой платформе четыре качалки с захватными роликами, закрепленные попарно на ее торцах, привод для перемещения качалок, и взаимодействующие с качалками фиксаторы, закрепленные на торцах ячеек, каждый из которых выполнен в виде кронштейна с пазом. Изобретение позволит уменьшить время загрузочно-разгрузочных работ при приеме и выдаче автомобиля. 2 c. и 3 з.п. ф-лы, 12 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12
Формула изобретения
1. Способ загрузки и выгрузки автомобиля в многоярусной механизированной автостоянке с оппозитным расположением ячеек хранения относительно шахты подъемника, включающий постановку автомобиля на поддон, вертикальное перемещение поддона с автомобилем на уровень заданной ячейки хранения и обратно подъемником с грузовой платформой, горизонтальное перемещение поддона с автомобилем с грузовой платформы в ячейку хранения и обратно и фиксацию относительно друг друга грузовой платформы и заданной ячейки хранения на время горизонтального перемещения поддона, отличающийся тем, что на время горизонтального перемещения поддона дополнительно фиксируют относительно друг друга грузовую платформу и оппозитную ячейку хранения. 2. Многоярусная механизированная автостоянка, содержащая каркас с двумя стеллажами ячеек хранения с поддонами для автомобилей, шахту подъемника, размещенную в проходе между стеллажами, с грузовой платформой, оснащенной механизмом перемещения поддона в ячейку хранения и обратно, и систему блокирования смещения грузовой платформы относительно ячеек хранения, включающую размещенные на грузовой платформе четыре качалки, закрепленные попарно на ее торцах, и привод для перемещения качалок в положение блокировки, и взаимодействующие с качалками фиксаторы, закрепленные на торцах ячеек хранения, отличающаяся тем, что система блокировки смещения грузовой платформы относительно ячеек хранения снабжена механизмом синхронного перемещения качалок, подключенным к общему приводу, каждый из фиксаторов выполнен в виде кронштейна с пазом, а качалки снабжены захватными роликами, контактирующими с пазами кронштейнов. 3. Автостоянка по п. 2, отличающаяся тем, что механизм синхронного перемещения качалок выполнен в виде соединенного с приводом вала, расположенного в центральной части грузовой платформы, на свободных концах которого закреплены два коромысла, соединенные с помощью тяг с качалками. 4. Автостоянка по п. 2, отличающаяся тем, что на контактирующие поверхности паза и ролика нанесено антифрикционное покрытие. 5. Автостоянка по п. 4, отличающаяся тем, что антифрикционное покрытие выполнено из дисульфида молибдена.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей и может быть использовано при проектировании многоярусных механизированных гаражей-автостоянок и складов для хранения автомобилей и грузов на поддонах в индивидуальных ячейках. Известны различные проекты многоярусных наземных и подземных механизированных гаражей-автостоянок и складов для кратковременного и долговременного хранения автомобилей и грузов на поддонах в индивидуальных ячейках или боксах. Управление работой таких гаражей автостоянок и складов полностью механизировано. Загрузка автомобиля или груза на поддоне в индивидуальную ячейку хранения или бокс и выгрузка их оттуда осуществляются по команде управляющей электронно-вычислительной машины. Известен, в частности, способ загрузки и выгрузки автомобиля в многоярусной механизированной автостоянке с оппозитным расположением ячеек хранения относительно шахты подъемника, включающий постановку автомобиля на поддон, вертикальное перемещение поддона с автомобилем на уровень заданной ячейки хранения и обратно подъемником с грузовой платформой и горизонтальное перемещение поддона с автомобилем с грузовой платформы в ячейку хранения и обратно. Способ реализован в автостоянке, содержащей каркас с боковыми несущими рамами, с двумя стеллажами ячеек хранения с поддонами для автомобилей, и шахту подъемника, размещенную в проходе между стеллажами, с грузовой платформой, оснащенной механизмом перемещения поддона в ячейку хранения и обратно. Ячейки хранения образованы двумя параллельными грузонесущими консолями, опирающимися своей средней частью на кронштейны, закрепленные на боковых несущих рамах каркаса. Грузовая платформа снабжена горизонтальными балками, охватывающими с боковых сторон грузонесущие консоли, и катками, опирающимися на вертикальные направляющие каркаса. Горизонтальные балки размещены между опорными кронштейнами и имеют направляющие, по которым перемещаются грузонесущие каретки механизма перемещения поддона. При перемещении поддона с автомобилем с грузовой платформы в ячейку хранения и обратно каретки выходят за концы балок и перемещаются над верхними поверхностями опорных кронштейнов (см. патент Российской Федерации N 2003600, кл. B 65 G 1/02, 1993). При постановке автомобиля в заданную ячейку хранения платформа посредством привода вертикального перемещения поднимается до нужного яруса в проходе между грузонесущими консолями и останавливается после размещения опорной поверхности поддона выше опорных поверхностей грузонесущих консолей. Включается привод горизонтального перемещения кареток, на которых размещен поддон, и каретки перемещаются в соответствующую сторону до размещения поддона над грузонесущими консолями. Затем грузовая платформа опускается и поддон остается на грузонесущих консолях, а каретки возвращаются в исходное положение на горизонтальных балках в проходе между грузонесущими консолями. Удаление автомобиля из ячейки хранения происходит в обратной последовательности. Недостатком данного способа загрузки и выгрузки автомобиля и самой автостоянки являются большие нагрузки на подъемник, так как при отсутствии фиксации грузовой платформы относительно ячейки хранения все усилия при перемещении поддона с автомобилем передаются непосредственно на грузовую платформу. Наибольшие усилия возникают от изгибающих моментов, вызванных консольным расположением кареток при загрузке автомобиля в ячейку хранения и выгрузке его из ячейки, когда после снятия поддона с грузонесущих консолей весь вес автомобиля воспринимается каретками при их максимально выдвинутом положении. Известен способ загрузки и выгрузки автомобиля в многоярусной механизированной автостоянке с оппозитным расположением ячеек хранения относительно шахты подъемника карусельного типа, включающий постановку автомобиля на поддон на грузонесущей тележке, вертикальное перемещение тележки с поддоном и установленным на нем автомобилем на уровень заданной ячейки хранения и обратно подъемником с грузовой платформой, подъем поддона с автомобилем относительно тележки выше опорных поверхностей ячейки хранения, горизонтальное перемещение на тележке поддона с автомобилем с грузовой платформы в ячейку хранения, опускание поддона с автомобилем на опорные поверхности ячейки хранения и обратное перемещение тележки на грузовую платформу. Способ реализован в автостоянке, содержащей каркас с двумя стеллажами ячеек хранения с поддонами для автомобилей, шахту подъемника, размещенную в проходе между стеллажами, с грузовой платформой, оснащенной грузонесущей тележкой с поддоном, механизмом перемещения тележки в ячейку хранения и обратно. Грузовая платформа снабжена шарнирно закрепленными на ее боковых сторонах мостиками, перекрывающими зазор между платформой и полом ячейки, поворотными осями и рычагами. Мостики и рычаги жестко смонтированы на осях под углом друг к другу. Тележка оснащена механизмом вертикального перемещения поддона и упорами, взаимодействующими с V-образными концами рычагов (см. авторское свидетельство СССР N 908669, кл. B 65 G 1/02, 1982). При загрузке автомобиля с заданную ячейку хранения грузовая платформа посредством привода вертикального перемещения поднимается на уровень заданной ячейки. После этого с помощью механизма вертикального перемещения, размещенного на тележке, поддон с автомобилем поднимают выше опорных поверхностей заданной ячейки хранения и тележку перемещают в направлении этой ячейки. Упоры на тележке воздействуют на V-образные концы рычагов, поворачивают их и опускают мостики до соприкосновения с полом ячейки и тележка перемещается по мостикам в ячейку хранения. Механизм вертикального перемещения опускает поддон с автомобилем на опорные поверхности ячейки хранения, а тележка возвращается на грузовую платформу, поднимая при перемещении мостики в вертикальное положение. Аналогично производится разгрузка автомобиля из ячейки хранения. Наличие мостика снижает ударные нагрузки на грузовую платформу и пол ячейки при перемещении тележки с автомобилем и уменьшает также силовые нагрузки на подъемник, связанные с изгибающими моментами, так как вес тележки, поддона и автомобиля частично воспринимается непосредственно полом ячейки хранения. Однако, и в данном способе загрузки и выгрузки автомобиля сохраняются большие нагрузки на подъемник, так как при отсутствии фиксации грузовой платформы относительно ячейки хранения все усилия при перемещении поддона с автомобилем передаются непосредственно на несущую систему подъемника. К недостаткам данного способа загрузки и выгрузки автомобиля и автостоянки в целом следует также отнести повышенную длительность цикла загрузки-выгрузки, связанную с необходимостью вертикального перемещения поддона с автомобилем относительно грузонесущей тележки. Известен также способ загрузки и выгрузки автомобиля в многоярусной механизированной автостоянке с односторонним расположением ячеек хранения относительно шахты подъемника карусельного типа, включающий постановку автомобиля на поддон, вертикальное перемещение поддона с автомобилем на уровень заданной ячейки хранения и обратно подъемником с грузовой платформой, горизонтальное перемещение поддона с автомобилем с грузовой платформы в ячейку хранения и обратно и фиксацию относительно друг друга грузовой платформы и заданной ячейки хранения на время горизонтального перемещения поддона. Способ реализован в автостоянке, содержащей каркас с односторонним стеллажом ячеек хранения с поддонами для автомобилей, шахту подъемника с грузовой платформой, установленную на платформе грузонесущую тележку с механизмами загрузки и выгрузки поддонов, и систему блокировки перемещения грузовой платформы относительно ячеек хранения, включающую размещенные на грузовой платформе механизмы фиксации ее относительно ячейки хранения (см. патент Российской Федерации N 2037618, кл. E 04 H 6/14, 1995). Фиксация грузовой платформы относительно ячейки хранения позволяет уменьшить нагрузки на грузовую платформу и подвесную систему подъемника при перемещении поддона с автомобилем с грузовой платформы в ячейку хранения и обратно. Однако, и в данном способе загрузки и выгрузки автомобиля сохраняются повышенные нагрузки на подвесную систему подъемника при перемещении поддона с автомобилем, так как грузовая платформа консольно закреплена к прилегающей ячейке хранения, что приводит к повышенным изгибающим моментам, воздействующим на узлы фиксации и подвесную систему подъемника. Наиболее близким к заявленному способу по совокупности существенных признаков является способ загрузки и выгрузки автомобиля в многоярусной механизированной автостоянке с оппозитным расположением ячеек хранения относительно шахты подъемника, включающий постановку автомобиля на поддон, вертикальное перемещение поддона с автомобилем на уровне заданной ячейки хранения и обратно подъемником с грузовой платформой, горизонтальное перемещение поддона с автомобилем с грузовой платформы в ячейку хранения и обратно и фиксацию относительно друг друга грузовой платформы и заданной ячейки хранения на время горизонтального перемещения поддона. Для фиксации грузовую платформы понимают выше уровня заданной ячейки хранения, выпускают блокирующие элементы в рабочее положение и опускают грузовую платформу до уровня заданной ячейки хранения. Способ реализован в автостоянке, содержащей каркас с двумя стеллажами ячеек хранения с поддонами для автомобилей, шахту подъемника, размещенную в проходе между стеллажами, с грузовой платформой, оснащенной механизмом перемещения поддона в ячейку хранения и обратно, и систему блокировки смещения грузовой платформы относительно ячеек хранения. Система блокировки включает размещенные на грузовой платформе четыре двуплечие качалки, закрепленные попарно на ее торцах, и четыре мотора для перемещения двуплечих качалок в положение блокировки, каждый из которых соединен с одним из плечей качалки, а также взаимодействующие с качалками фиксаторы, закрепленные на торцах ячеек. Фиксаторы выполнены в виде шарнирных откидных мостиков, перекрывающих зазор между грузовой площадкой и ячейкой хранения и имеющих две опорные поверхности, одна из которых взаимодействует с полом ячейки, а на вторую поверхность опирается пол грузовой платформы. На свободном плече каждой двуплечей качалки имеется ролик, взаимодействующий с противолежащим откидным мостиком при переведении его в положение блокировки при загрузке и выгрузке автомобиля (см. заявку Германии N 4032529, кл. E 04 H 6/22, B 66 F 7/00, 1992). В исходном положении свободные плечи двуплечих качалок размещены под грузовой платформой, что позволяет ей свободно перемещаться в шахте между стеллажами. В рабочем положении свободные плечи двух двуплечих качалок выступают в зазор между грузовой платформой и заданной ячейкой хранения и при опускании грузовой платформы надавливают роликами на откидные мостики, закрепленные на торце данной ячейки, и поворачивают их в горизонтальное положение, перекрывая зазор между грузовой платформой и заданной ячейкой хранения. Пол грузовой платформы опускается на опорные поверхности откидных мостиков и фиксируется в положении для перемещения поддона с автомобилем с грузовой платформы в ячейку хранения и обратно. Поддон с автомобилем с помощью привода на грузовой платформе перемещают либо в ячейку хранения, либо из ячейки. По окончании перемещения поворачивают двуплечие качалки и освобождают откидные мостики. Грузовую платформу приподнимают над откидными мостиками, освобождая их опорные поверхности. Откидные мостики поворачиваются в вертикальное положение, обеспечивая возможность свободного перемещения грузовой платформы в проходе между стеллажами. Однако и в данном способе загрузки и выгрузки автомобиля сохраняются повышенные нагрузки на подвесную систему подъемника при перемещении поддона с автомобилем с грузовой платформы в ячейку хранения и обратно, так как грузовая платформа консольно закреплена к ячейке хранения, в которую перегружается поддон с автомобилем, что приводит к повышенным изгибающим моментам, воздействующим на узлы фиксации и подвесную систему подъемника. К недостаткам данного способа загрузки и выгрузки автомобиля и автостоянки в целом следует также отнести повышенную длительность цикла загрузки-выгрузки, связанную с необходимостью дополнительных вертикальных перемещений грузовой платформы при фиксации ее от смещения относительно заданной ячейки хранения и при снятии фиксации. Кроме этого, недостатком данной автостоянки является также ее повышенная материалоемкость, так как на грузовой платформе необходимо иметь привод в составе четырех автономных моторов для перемещения двуплечих качалок, а в каждой ячейке хранения необходимо иметь по два откидных мостика. При наличии автономных моторов необходима система согласования их работы, обеспечивающая синхронность выдвижения двуплечих качалок в рабочее положение, что усложняет эксплуатацию автостоянки. Кроме того, откидные мостики не предохраняют от горизонтального смещения грузовой платформы при перемещении поддона с автомобилем, что может привести к нежелательным поперечным смещениям грузовой платформы и возможности случайного падения грузовой платформы при выполнении операций перемещения поддона с автомобилем между грузовой платформой и ячейкой хранения при случайном ослаблении тросов подвесной системы подъемников. Основной задачей, на решение которой направлены заявленные изобретения, является разработка способа загрузки и выгрузки автомобиля в многоярусной механизированной автостоянке с оппозитным расположением ячеек хранения относительно шахты подъемника и автостоянки для его осуществления, которые бы обеспечивали повышенную безотказность и долговечность автостоянки при ее эксплуатации и уменьшение времени загрузочно-разгрузочных работ при приеме и выдаче автомобиля. Дополнительной задачей, на решение которой направлены заявленные изобретения, является повышение безопасности эксплуатации автостоянки при выполнении операций перемещения поддона с автомобилем между грузовой платформой и ячейкой хранения. Единым техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленной группы изобретений, является снижение усилий, действующих на подъемник и уменьшение времени на блокировку грузовой платформы относительно ячеек хранения. Дополнительным техническим результатом является предотвращение возможности случайного падения грузовой платформы при выполнении операции перемещения поддона с автомобилем между грузовой платформой и ячейкой хранения. Поставленные технические задачи достигаются тем, что в известном способе загрузки и выгрузки автомобиля в многоярусной механизированной автостоянке с оппозитным расположением ячеек хранения относительно шахты подъемника, включающем постановку автомобиля на поддон, вертикальное перемещение поддона с автомобилем на уровень заданной ячейки хранения и обратно подъемником с грузовой платформой, горизонтальное перемещение поддона с автомобилем с грузовой платформой в ячейку хранения и обратно и фиксацию относительно друг друга грузовой платформы и заданной ячейки хранения на время горизонтального перемещения поддона, согласно изобретению, на время горизонтального перемещения поддона дополнительно фиксируют относительно друг друга грузовую платформу и оппозитную ячейку хранения. Сущность заявленного способа загрузки и выгрузки автомобиля заключается в том, что на время горизонтального перемещения поддона объединяют в единую силовую конструкцию грузовую платформу и две оппозитные ячейки хранения. Это гарантирует точную выставку грузовой платформы относительно заданной ячейки хранения и предотвращает как вертикальное, так и горизонтальное смещение грузовой платформы относительно заданной ячейки. При фиксации грузовой платформы по двум противолежащим сторонам, последняя работает как пластина с шарнирными опорами по двум противолежащим кромкам, что приведет к существенному снижению напряжений в грузовой платформе по сравнению с консольным ее креплением или с подвеской на тросах, уменьшит нагрузки на подвесную систему подъемника, и тем самым повысит эксплуатационную надежность автостоянки. Так как на время перемещения поддона с автомобилем или без него с грузовой платформой в ячейку хранения и обратно грузовая платформа будет зафиксирована относительно оппозитных ячеек хранения, то никакие случайные ослабления тросов подвесной системы подъемника не приведут к падению грузовой платформы, что повышает безопасность эксплуатации автостоянки. Для автостоянки, реализующей заявленный способ загрузки и выгрузки автомобиля, поставленные технические задачи достигается тем, что в известной многоярусной механизированной автостоянке, содержащей каркас с двумя стеллажами ячеек хранения с поддонами для автомобилей, шахту подъемника, размещенную в проходе между стеллажами, с грузовой платформой, оснащенной механизмом перемещения поддона в ячейку хранения и обратно, и систему блокировки смещения грузовой платформы относительно ячеек хранения, включающую размещенные на грузовой платформе четыре качалки, закрепленные попарно на ее торцах, и привод для перемещения качалок в положение блокировки, и взаимодействующие с качалками фиксаторы, закрепленные на торцах ячеек, согласно изобретению, система блокировки смещения грузовой платформы относительно ячеек хранения снабжена механизмом синхронного перемещения качалок, подключенным к общему приводу, каждый из фиксаторов выполнен в виде кронштейна с пазом, а качалки снабжены захватными роликами, контактирующими с пазами кронштейнов. Кроме этого, механизм синхронного перемещения качалок может быть выполнен в виде соединенного с приводом вала, расположенного в центральной части грузовой платформы, на свободных концах которого закреплены два коромысла, соединенные с помощью тяг с качалками. На контактирующие поверхности паза и ролика целесообразно нанести антифрикционное покрытие из дисульфида молибдена. Снабжение системы блокировки смещения грузовой платформы относительно ячеек хранения механизмом синхронного перемещения качалок, подключенным к общему приводу, обеспечивает одновременное выдвижение в зазоры между грузовой платформой и оппозитными ячейками хранения всех четырех качалок и захват их размещенными на торцовых поверхностях ячеек хранения кронштейнами с пазами с образованием единой жесткой конструкции, включающей грузовую платформу и две оппозитные ячейки хранения. При этом грузовая платформа будет испытывать нагрузки аналогично пластине с шарнирными опорами по двум противолежащим кромкам. Фиксация грузовой платформы по двум противолежащим сторонам обеспечивает безопасное перемещение поддона с автомобилем с грузовой платформой в ячейку хранения и обратно с уменьшением нагрузок на грузовую платформу и соответственно на подъемник, что повышает эксплуатационную надежность и безопасность автостоянки. Надежность автостоянки повышается также за счет наличия одного привода для перемещения всех четырех качалок. Выполнение механизма синхронного перемещения качалок в виде соединенного с общим приводом вала, расположенного в центральной части грузовой платформы, на свободных концах которого закреплены два коромысла, соединенные с помощью тяг с качалками, обеспечивает надежную фиксацию качалок в рабочем положении, так как коромысла и тяги образуют кривошипные механизмы с "мертвой точкой" при выдвинутых в рабочее положение качалках. Нанесение на контактирующие поверхности паза и ролика антифрикционного покрытия из дисульфида молибдена уменьшают износ контактирующих поверхностей и дает возможность уменьшить мощность привода системы блокировки перемещения грузовой платформы относительно заданной ячейки хранения. Заявителю не известны способы загрузки и выгрузки автомобилей в многоярусных механизированных автостоянках с оппозитным расположением ячеек хранения относительно шахты подъемника и автостоянки для их осуществления с указанной совокупностью существенных признаков и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, что подтверждает соответствие заявляемого изобретения критериям "новизна" и "изобретательский уровень". На фиг.1 изображена предлагаемая автостоянка с двумя хранилищами, общий вид; на фиг.2 и 3 - разрезы А-А и Б-Б на фиг.1, соответственно; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.1 в увеличенном масштабе; на фиг.5 - вид сверху на грузовую платформу без поддона в увеличенном масштабе; на фиг.6 - место Г на фиг. 3; на фиг. 7 - разрез Д-Д на фиг.3 в увеличенном масштабе; на фиг.8 - разрез Е-Е на фиг.7; на фиг.9 - разрез Ж-Ж на фиг.5; на фиг.10 - последовательность расфиксации поддона из ячейки хранения; на фиг.11 - положение качалок до фиксации грузовой платформы относительно ячеек хранения; на фиг. 12 - то же, после фиксации. Автостоянка состоит из двух параллельно установленных хранилищ - основного 1 и дополнительного 2 и присоединенного к ним технического отсека 3. Каждое хранилище имеет силовой каркас 4 и включает в себя два параллельно расположенных многоярусных стеллажа 5 с ячейками 6 для хранения автомобилей на поддонах 7. Каждый поддон 7 оснащен катками 8, расположенными на его поперечных силовых элементах 9, и направляющими бортиками 10, формирующими канавки 11 для колес автомобиля. Поверхность канавок имеет рифление 12 и клиновидные упоры 13 для фиксации положения автомобиля на поддоне 7. В проходе между стеллажами 5 размещена шахта 14, в которой установлен подъемник с грузовой платформой 15 в виде люльки, оснащенной двумя рельсовыми направляющими 16 для катков 8 поддона 7 и механизмом перемещения поддона с грузовой платформой 15 в ячейку 6 хранения и обратно. В техническом отсеке 3 размещены приводы 17 вертикального перемещения грузовой платформы 15. Каждая из ячеек 6 хранения образована четырьмя опорными кронштейнами 18, установленными на силовых элементах каркаса 4, с закрепленными на кронштейнах 18 двумя параллельными опорными балками 19 двутаврового поперечного сечения и установленными на их полках рельсовыми направляющими 20 для катков 8 поддона 7. Ячейка 6 хранения снабжена устройством фиксации поддона 7, включающим два стопора 21, закрепленных на опорных балках 19 между рельсовыми направляющими 20, и два шарнира закрепленных на поддоне 7 подпружиненных рычага 22, каждый из которых оснащен фиксирующим зубом 23 на его нижней поверхности, контактирующим с соответствующим стопором 21. Для исключения самопроизвольного выкатывания поддона 7 из ячейки 6 хранения на направляющих 20 по катками 8 поддона 9 со стороны, противоположной подпружиненным рычагам 22, закреплены две наклонные площадки 24, обеспечивающие постоянное поджатие фиксирующих зубьев 23 к стопорам 21 за счет веса поддона 7 и автомобиля. Механизм перемещение поддона 7 в ячейку 6 хранения и обратно включает в себя два буксирующих зацепа, расположенных на свободных концах подпружиненных рычагов 22. Каждый буксирующий зацеп выполнен в виде крюка 25 с обращенным вниз зевом 26. Зев крюка имеет цилиндрическую контактную поверхность 27 и заходной участок 28, просвет которого меньше диаметра указанной поверхности. Поддоны 7 установлены в каждой ячейке 6 хранения так, что подпружиненные рычаги 22 с крюками 25 не выступают в шахту 14 подъемника. На грузовой платформе 15 установлен мотор-редуктор 29, связанный с помощью двух цепных передач 30 с двумя валами 31, расположенными на краях грузовой платформы 15, обращенных к ячейкам 6 хранения. Грузовая платформа 15 оснащена двумя цепными конвейерами 32, звездочки 33 которых закреплены на валах 31. Каждый из цепных конвейеров 32 размещен в одной плоскости с одним из подпружиненных рычагов 22, при этом цепные конвейеры 32 и рельсовые направляющие 16 грузовой платформы 15 размещены параллельно ее короткой стороне. На каждом цепном конвейере 32 шарнирно закреплены одним концом два тяговых рычага 34, несущие на свободном конце вилку 35 с двумя последовательно расположенными захватными роликами 36. С каждым тяговым рычагом 34 шарнирно соединен одним концов поводок 37, второй конец которого шарнирно соединен с цепным конвейером 32 на расстоянии нескольких звеньев от точки крепления на нем тягового рычага 34. На контактирующие поверхности зева 26 крюка 25 и захватных роликов 36 нанесено антифрикционное покрытие из дисульфида молибдена. Автостоянка снабжена системой блокировки перемещения грузовой платформы 15 относительно ячеек 6 хранения, включающей размещенные на грузовой платформе четыре качалки 38, закрепленные попарно на ее торцах, привод в виде мотора-редуктора 39 для перемещения качалок 38 в положение блокировки, механизм синхронного перемещения качалок 38, подключенный к мотору-редуктору 39, и взаимодействующие с качалками 38 фиксаторы 40, каждый из которых выполнен в виде кронштейна с пазом 41, расположенного у торца ячейки 6 хранения и закрепленного на стенке опорной балки 19. Механизм синхронного перемещения качалок 38 выполнен в виде соединенного с мотором-редуктором 39 единого или составного вала 42, расположенного в центральной части грузовой платформы 15, на свободных концах которого закреплены два коромысла 43, соединенные с помощью тяг 44 с качалками 38, на концах которых установлены захватные ролики 45, контактирующие с пазами 41 фиксаторов 40. На контактирующие поверхности 46 пазов 41 и захватных роликов 45 нанесено антифрикционное покрытие из дисульфида молибдена. В нижней части автостоянки между шахтами 14 расположена кабина 47 оператора, в которой установлены пульт управления и электронно-вычислительная машина (на чертеже не показаны). Автостоянка работает следующим образом. При приеме автомобиля на хранение на грузовую платформу 15 из любой основной ячейки 6 перегружается хранящийся в ней поддон 7. Для этого грузовая платформа 15 поднимается на заданный ярус стеллажа 5 и останавливается напротив выбранной ячейки 6 хранения. При подъеме грузовой платформы 15 качалки 38 находятся в убранном положении, а тяговые рычаги 34 находятся на нижних ветвях цепных конвейеров 32 под грузовой платформой 15 и не препятствует перемещению грузовой платформы 15 в шахте 14 подъемника. Выбор ячейки 6 для хранения автомобиля и точная установка грузовой платформы 15 напротив этой ячейки осуществляются с помощью любой известной системы управления (на чертеже не показана). Затем включается мотор-редуктор 39 и захватные ролики 45 качалок 38 входят в пазы 41 фиксаторов 40 до упора в дно пазов, обеспечивая точную выставку грузовой платформы 15 относительно заданной ячейки 6 хранения и одновременно блокируя возможность ее вертикального и горизонтального смещения. По завершении блокировки перемещения грузовой платформы 15 относительно ячеек 6 хранения включается мотор-редуктор 29 и тяговые рычаги 34, перемещаясь вместе со звеньями цепных конвейеров 32, проходят зазор между грузовой платформой 15 и ячейкой 6 хранения для зацепления с крюками 25. Захватные ролики 36 свободно проходят через заходные участки 8 зевов 26 крюков 25 и при дальнейшем движении цепных конвейеров 32 поднимают подпружиненные рычаги 22, выводя фиксирующие зубья 23 из зацепления со стопорами 21. При этом происходит некоторое смещение поддона 7 по рельсовым направляющим 20 внутрь ячейки 6 хранения. Освобожденный от фиксации поддон 7 перемещают тяговыми рычагами 34 на грузовую платформу 15. Захватные ролики 36 при перемещении поддона 7 располагаются практически горизонтально в зевах 26 крюков 25, что исключает срыв последних с тяговых рычагов 34, так как просвет заходного участка 28 зева крюка меньше, чем диаметр его цилиндрической контактной поверхности 27. По завершении перемещения поддона 7 на грузовую платформу 15 мотор-редуктор 29 выключается по команде управляющей электронно-вычислительной машины. Поддон 7 зафиксирован на грузовой платформе 15 захватными роликами 36 тяговых рычагов 34. Затем включается мотор-редуктор 39 системы блокировки и захватные ролики 45 качалок 38 выводятся из пазов 41 фиксаторов 40. Грузовая платформа 15 с поддоном 7 опускается вниз под прием автомобиля. При постановке автомобиля на хранение в хранилище 1 или 2 автомобиль заезжает соответственно передним или задним ходом по канавкам 11 на поддон 7 до упора колесами в клиновидные упоры 13. Дальнейшая загрузка автомобиля в ячейку 6 хранения и выгрузка его оттуда осуществляются по команде оператора с использованием управляющей электронно-вычислительной машины без участия водителя. Грузовая платформа 15 посредством привода 17 вертикального перемещения поднимается до яруса, из ячейки 6 которого был взят поддон 7, и останавливается. Затем включается мотор-редуктор 39 и захватные ролики 45 качалок 38 входят в пазы 41 фиксаторов 40 до упора в дно пазов. При этой образуется единая силовая конструкция из двух оппозитных ячеек 6 хранения и грузовой платформы 15, воспринимающая все нагрузки при горизонтальных перемещениях поддона 7 с автомобилем, освобождая от них подвесную систему подъемника. Поскольку в положении блокировки коромысла 43 и тяги 44 расположены горизонтально в положении "мертвой точки", то исключается произвольное их смещение без работы мотора-редуктора 39. По завершении блокировки перемещения грузовой платформы 15 относительно ячеек 6 хранения включается мотор-редуктор 29 и поддон 7 с автомобилем тяговыми рычагами 34 перемещают в ячейку 6 хранения. В конце цикла перемещения поддона 7 с автомобилем в ячейку 6 хранения тяговые рычаги 34 вместе с цепными конвейерами 32 двигаются по окружности звездочек 33. При этом захватные ролики 36 начинают перемещаться вниз по криволинейной траектории и перемещают вместе с собой крюки 25 буксирующих зацепов и связанные с ними подпружиненные рычаги 22. Катки 8 поддона 7 со стороны, противоположной подпружиненным рычагам 22, наезжают на наклонные площадки 24 рельсовых направляющих 20 ячейки 6 хранения, и конец поддона 7 приподнимается, создавая скатывающее усилие. Захватные ролики 36 тяговых рычагов 34 продолжают давить на контактную поверхность 27 крюка 25, смещая поддон 7 с автомобилем вглубь ячейки 6 хранения до перемещения фиксирующих зубьев 23 подпружиненных рычагов 22 за стопоры 21. При дальнейшем движении цепных конвейеров 32 захватные ролики 36 через заходной участок 28 выходят из зева 26 крюка 25 и перемещаются под грузовую платформу 15. При этом под действием скатывающего усилия поддон 7 с автомобилем начинает смещаться к грузовой платформе 15 до упора фиксирующих зубьев 23 в стопоры 21, завершая операцию постановки автомобиля в ячейку 6 хранения. Затем включается мотор-редуктор 39 системы блокировки и захватные ролики 45 качалок 39 выводятся из пазов 41 фиксаторов 40. Грузовая платформа 15 освобождается для последующих работ. Выгрузка поддона 7 с автомобилем из ячейки 6 хранения производится аналогично перемещению вниз свободного поддона 7 для приема автомобиля. Все агрегаты и элементы конструкции предлагаемой автостоянки могут быть изготовлены на машиностроительных заводах с использованием современных материалов и технологий, что подтверждает промышленную применимость заявленного изобретения.Класс E04H6/18 со средствами для перемещения транспорта только в вертикальном или вертикальном и горизонтальном направлениях