способ разработки слабопрочных отложений на действующих намывных отвалах

Классы МПК:E02B1/00 Способы и устройства для производства работ в гидротехническом строительстве
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно- исследовательский институт гидротехники им.Б.Е.Веденеева"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-01-14
публикация патента:

Способ разработки слабопрочных отложений предназначен для использования при возведении и эксплуатации сооружений из сыпучих материалов. При осуществлении способа сначала производят остановку намыва в секцию отвала, где предполагается возведение очередного яруса дамбы наращивания. Затем за пределами зоны разработки намывных отложений вдоль дамбы сооружают дорогу. Дорога, отсыпаемая из крупнозернистого материала, предназначена для движения транспортных средств и экскаваторов, используемых при разработке дренажной канавы. Параллельно дороге, начиная от водосбросного колодца разрабатывают дренажную канаву. Выбираемый при устройстве дренажной канавы материал отвозится в дамбу, а вода из этой канавы отводится в водосбросные колодцы. Разработка отложений осуществляется после их осушения вследствие оттока воды в дренажную канаву на участке, ограниченном данной канавой и строящейся дамбой. Способ позволяет повысить эффективность разработки водонасыщенных слабопрочных отложений за счет упрощения процесса разработки, уменьшения влагосодержания разрабатываемого материала, сокращения сроков и снижения стоимости разработки. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ разработки слабопрочных отложений на действующих намывных отвалах, включающий возведение на намывных отложениях подъездных путей из крупнозернистого материала и разработку отложений, отличающийся тем, что за пределами зоны разработки намывных отложений после остановки намыва в секцию отвала, где предполагают возведение очередного яруса дамбы наращивания, сооружают дорогу вдоль дамбы, служащую для движения транспортных средств и экскаваторов, с помощью которых осуществляют разработку параллельно дороге дренажной канавы, воду из которой отводят в водосбросные колодцы, выбираемый при устройстве дренажной канавы материал отвозят в дамбу, а после осушения отложений осуществляют их разработку на участке, ограниченном дренажной канавой и строящейся дамбой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и может быть использовано при возведении и эксплуатации сооружений из сыпучих материалов.

Известен способ разработки водонасыщенных малопрочных отложений при эксплуатации действующего намывного отвала, включающий выбор участков на намытых отложениях, сооружение на них дороги из крупнозернистого материала, разработку отложений на участке и перенос дороги на новый участок /RU, патент N 2081963, кл. E 02 B 1/00, 1966/. Недостатком способа является необходимость использования при разработке отложений насосов для откачки поступающей в карьер воды, что увеличивает стоимость разработки.

Известен способ разработки водонасыщенных малопрочных сыпучих материалов, включающий создание участков разработки, устройство на отложениях дороги из крупнозернистого с разными свойствами материала и перенос этой дороги по мере разработки отложений на новое место - на неразработанные отложения /SU, авторское свидетельство N 1465472, кл. E 02 B 1/00, 1989/. Недостатком способа является невозможность разработки малопрочных отложений в процессе эксплуатации действующего намывного отвала, так как потоки пульпы и воды отстойного пруда поступят в карьер, что существенно затруднит или сделает невозможной разработку отложений.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является способ разработки малопрочных отложений при эксплуатации намывного отвала, включающий устройство на отложениях подъездных путей - дороги из крупнозернистого материала и разработку слабопрочных отложений /см. Технология возведения золоотвалов с дамбами обвалования из золошлакового материала, обзорная информация. Пантелеев В.Г., Жолнерович В.Г. М.: Информэнерго, 1988, серия "Тепловые станции, теплофикация и тепловые сети", вып. 1, с. 20/. Недостатком способа является высокая стоимость разработки, т.к. наряду с отбором малопрочных отложений забирается также и ценный материал дорог.

Целью предлагаемого технического решения является увеличение эффективности разработки водонасыщенных малопрочных отложений путем снижения стоимости разработки, уменьшения влагосодержания разрабатываемого материала, сокращения сроков и упрощения процесса разработки.

Поставленная цель достигается тем, что осуществляется остановка намыва в секцию отвала, где предполагается возведение очередного яруса дамбы наращивания, сооружается вдоль дамбы дорога, служащая для движения транспортных средств и экскаваторов, с помощью которых осуществляется разработка параллельно дороге дренажной канавы, вода из которой отводится в водосборные колодцы, а выбираемый из дренажной канавы материал отводится в дамбу.

Дорога отсыпается из крупнозернистого материала. При отсутствии крупнозернистого материала может использоваться мелкозернистый с укладкой поверху дорожных плит.

Разработка отложений осуществляется после их осушения вследствие оттока воды в дренажную канаву на участке, ограниченном данной канавой и строящейся дамбой.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен намывной отвал, вид сбоку, а на фиг. 2 - поперечное сечение фрагмента намывного отвала, где 1 - гребень существующей дамбы, 2 - водосбросные колодцы, 3 - ширина основания строящейся дамбы Вд, 4 - граница карьера разработки отложений, 5 - Воп - оптимальная зона разработки отложений бульдозером, стрелкой указано направление разработки, 6 - дренажная канава с уклоном i = 0,001 с устьем в водосбросных колодцах, 7 - подъездной путь из крупнозернистого материала, 8 - транспортный механизм с экскаватором с максимальным радиусом вылета R макс.

Способ реализуется в следующей последовательности. Осуществляется остановка намыва в секцию отвала, где предполагается возведение очередного яруса дамбы наращивания. За пределами зоны разработки намывных отложений сооружается дорога вдоль дамбы. Дорога, отсыпаемая из крупнозернистого материала, служит для движения транспортных средств и экскаваторов, с помощью которых осуществляется разработка параллельно дороге дренажной канавы, начиная от водосбросного колодца. Выбираемый при устройстве дренажной канавы материал отвозится в дамбу, а вода из дренажной канавы отводится в водосбросные колодцы. После осушения отложений вследствие оттока воды в дренажную канаву осуществляется их разработка на участке, ограниченном данной канавой и строящейся дамбой.

Изобретение имеет ряд преимуществ по сравнению с существующими способами разработки водонасыщенных слабопрочных отложений. Оно позволяет вести разработку в процессе эксплуатации действующего намывного отвала с большей степенью эффективности круглый год, независимо от температуры окружающей среды. Стоимость разработки слабопрочных отложений является минимальной в результате осушения отложений за счет наличия дренажной канавы и отвода воды из нее в водосбросные колодцы. Таким образом, система водопонижения и водоотведения не требует специальных механизмов /например, насосов/ или иного дорогостоящего оборудования.

Данный способ характеризуется высокими технико-экономическими показателями. Например, внедрение этого способа на золоотвале ТЭЦ Архангельского ЦБК при возведении дамбы позволило получить экономический эффект 8 млрд. руб. в ценах 1996 года. Этот способ позволяет до минимума сократить время, необходимое для обезвоживания и консолидации намывных отложений и возможности начать разработку этих отложений.

Данный способ научно обоснован и соответствует всем нормируемым требованиям техники безопасности.

Наряду с перечисленными преимуществами изобретение обеспечивает надежность и экологическую безопасность намывного отвала.

Класс E02B1/00 Способы и устройства для производства работ в гидротехническом строительстве

способ создания элементов конструкций для строительства морского города -  патент 2509840 (20.03.2014)
способ повышения устойчивости бетонной плотины на скальном основании -  патент 2501904 (20.12.2013)
способ изготовления наплавных элементов гидротехнического сооружения -  патент 2494191 (27.09.2013)
способ герметизации разрушений в гидротехнических сооружениях под поверхностью воды -  патент 2486308 (27.06.2013)
устройство для определения деформаций грунтового массива и способ его эксплуатации -  патент 2484200 (10.06.2013)
способ уменьшения нагрузки на подпорные сооружения цимлянского гидроузла -  патент 2479689 (20.04.2013)
способ возведения плиточного крепления -  патент 2471920 (10.01.2013)
способ расширения причальных сооружений и перегрузочный причал -  патент 2459902 (27.08.2012)
способ изготовления грунтового геоконтейнера -  патент 2436892 (20.12.2011)
конструкция здания гэс (гаэс) на мягком основании и способ его сооружения -  патент 2429326 (20.09.2011)
Наверх