способ определения критической силы при потере устойчивости стержня

Классы МПК:G01L1/00 Измерение силы или механического напряжения вообще
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Орловская государственная сельскохозяйственная академия
Приоритеты:
подача заявки:
1997-07-09
публикация патента:

Способ предназначен для испытания машиностроительных и строительных конструкций и может быть использован при проведении лабораторного практикума по сопротивлению материалов. Стержень закрепляют в опорных устройствах испытательной машины и нагружают продольной силой. Возбуждают в стержне в направлении его наименьшей изгибной жесткости поперечные колебания на резонансной частоте в ненагруженном и нагруженном заданной продольной силой Р состояниях. Измерив частоты этих колебаний, критическую силу Pкр определяют по математической зависимости. Техническим результатом является снижение трудоемкости и сокращение времени проведения испытаний. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ определения критической силы при потере устойчивости стержня, заключающийся в закреплении стержня в опорных устройствах испытательной машины, его нагружении продольной силой и определении критической нагрузки, отличающийся тем, что в испытуемом стержне в направлении его наименьшей изгибной жесткости дважды возбуждают поперечные колебания на резонансной частоте в ненагруженном и нагруженном некоторой продольной силой P состояниях, измеряют эти частоты колебаний, а критическую силы Pкр определяют по формуле

Pкр = P(f0)2 / [(f0)2 - (f1)2],

где P - продольная сила, прикладываемая к стержню, по величине меньше критической;

f0, f1 - резонансные частоты колебаний закрепленного стержня соответственно в ненагруженном и нагруженном состояниях.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области испытания машиностроительных и строительных конструкций и может быть использовано при проведении лабораторного практикума по сопротивлению материалов.

Известен экспериментальный способ непосредственного определения критической силы при потере устойчивости стержня [1], заключающийся в закреплении стержня в опорных устройствах испытательной машины и постепенном нагружении до момента резкого искривления его оси, которое устанавливается по шкалам индикаторов-прогибомеров. Недостаток этого способа заключается в том, что момент перехода стержня от прямолинейного состояния в искривленное можно установить только приближенно из-за невозможности изготовления идеально прямого стержня и сложности его строгого центрального нагружения.

Известен также экспериментальный способ косвенного определения критической силы по приращению прогиба предварительно искривленного стержня, нагруженного продольной силой P [2] (способ Саусвелла), который заключается в нагружении стержня ступенчато возрастающей нагрузкой в несколько этапов (4 - 5 этапов), замерах приращения прогибов на каждом этапе нагружения и построении линейной графической зависимости

y = kx + b.

которая в этой задаче представляется в виде соотношения

y1/P = y1/Pкр + y0/Pкр,

где

y0 - начальный прогиб стержня;

y1 - дополнительный прогиб, возникающий за счет приложенной силы P [2],

Pкр - критическая сила.

Угловой коэффициент этой прямой связан с критической силой зависимостью k = 1/Pкр, по которой и находят величину Pкр.

Недостаток этого способа заключается в необходимости начального искривления стержня, проведения замеров прогибов на каждом этапе приращения нагрузки и графической интерпретации результатов эксперимента, что значительно увеличивает время проведения испытаний и их трудоемкость.

В основу изобретения поставлена задача снизить трудоемкость способа определения критической нагрузки для стержня с различными граничными условиями и сократить время проведения испытаний.

Решение поставленной задачи обеспечивается введением в технологическую процедуру испытаний операции вибрационного воздействия на стержень в режиме свободных колебаний (или резонанса) с целью определения собственных (резонансных) частот колебаний стерня для двух значений сжимающих нагрузок. По этим значениям частот определяется критическая нагрузка.

Известно [1] , что наименьшая критическая сила (эйлерова сила) Pкр при потере устойчивости стержня определяется по формуле

Pкр= способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 21216652EImin/(способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 2121665l)2, (1)

где

E - модуль упругости материала;

Imin - минимальный момент инерции сечения стержня;

способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 2121665 - коэффициент приведения рабочей длины стержня, зависящий от условий закрепления его концов;

l - длина стрежня.

В свою очередь, критическая сила центрально сжатого (или растянутого) стержня связана с его круговой частотой колебаний w следующей зависимостью [2, с. 66]:

способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 2121665 = 2способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 2121665f = Kспособ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 21216652/l2(EImin/m)1/2(1-P/Pкр)1/2, (2)

где

f - частота колебаний стержня;

K - коэффициент пропорциональности, зависящий от вида граничных условий (для шарнирного опирания обоих концов стержня K = 1, для жесткого защемления одного конца и шарнирного опирания другого - K = (1,25)2, для жесткого защемления обоих концов - K = (1,5)2);

m - погонная масса стержня;

P - действующая на стержень внешняя нагрузка.

Запишем аналитические выражения для определения основной частоты колебаний заданного стержня в ненагруженном состоянии (способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 2121665o) и нагруженном состоянии, когда к нему приложена продольная сила P(способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 21216651)

способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 2121665

Разделим первое выражение на второе, возведя предварительно их в квадрат, и проведем необходимые при этом преобразования

способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 2121665

Отсюда находим

Pкр= P(fo)2/[(fo)2-(f1)2]. (3)

Эта зависимость позволяет найти значение критической силы стержня всего по одной нагрузке, приложенной к нему, и частотам свободных колебаний стержня в ненагруженном и нагруженном состояниях.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема реализации предлагаемого способа, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Указанная схема включает испытуемый стержень 1, закрепленный в опорных устройствах 2 испытательной машины (например, УМ-5); излучатель 3 и приемник 4 механических колебаний, установленные на противоположных гранях стержня в средней его части; блок приборов 5 для обработки параметров механических колебаний в электрических сигнал, соединенный на входе с излучателем 3 и приемником 4 механических колебаний, и на выходе с электронным осциллографом 6, отображающим амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) колебательного процесса испытуемого стержня.

В проводимых испытаниях были использованы следующие приборы и средства измерения;

- излучатель механических колебаний 3 - электродинамический вибровозбудитель колебаний типа 11075 (Роботрон);

- приемник механических колебаний 4 - пьезоэлектрический датчик ускорения типа КВ11 и КВ35А (Роботрон);

- блок приборов для обработки параметров механических колебаний, включающий в себя: усилитель колебаний - усилитель мощности типа LV-103 (Роботрон); цифровой вольтметр типа В7-27А; предварительный усилитель - измерительный усилитель типа М60Т (Роботрон); полосовой фильтр - октавный фильтр 01016 (Роботрон);

- электронный осциллограф 6 типа С1-83.

Практическая реализация способа осуществляется следующим образом (см. фиг. 1).

Стержень 1 закрепляют в опорных устройствах 2 испытательной машины. На боковые грани стержня в средней его части (в направлении его наименьшей жесткости на изгиб) закрепляют излучатель и напротив - приемник механических колебаний 4. Возбуждение поперечных колебаний в стержне 1 происходит путем подачи на излучатель 3 механических колебаний, преобразованных и усиленных из электрического сигнала в блоке приборов по обработке параметров электрического сигнала в механические колебания. Возбуждение свободных затухающих колебаний можно производить также с помощью механического удара. Колебания стержня 1 преобразовываются посредством приемника механических колебаний 4 в электрический сигнал, который обрабатывается в блоке приборов 5 и отображается на электронном осциллографе 6 в виде соответствующей осциллограммы.

Возбуждение колебаний производят дважды: до приложения продольной силы и после. В обоих случаях замеряют по осциллограммам (виброграммам) соответствующие частоты колебаний f0 и f1. Подставляя эти значения в формулу (3), находят значение критического усилия заданного стержня.

Пример реализации способа. Стальной прямолинейный стержень (E = 2 способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 2121665 105 МПа) длиной l = 50 см, шириной b = 4 см и толщиной h = 0,3 см закрепляется в опорных устройствах испытательной машины по схеме шарнирного опирания обоих концов (см. фиг. 1). С помощью механического удара в ненагруженном стержне возбуждаются свободные поперечные колебания. По соответствующей осциллограмме установлена частота колебаний f0 = 0,86 Гц. Затем стержень нагружается продольной силой P = 300 H и в нем также возбуждаются свободные поперечные колебания, частота которых, определенная по соответствующей осциллограмме, равнялась f1 = 0,64 Гц.

По данным опыта с помощью выражения (3) находим

способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 2121665

Теоретический расчет при способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 2121665 = 1 дает следующий результат:

способ определения критической силы при потере устойчивости   стержня, патент № 2121665

Расхождение значений составляет 5,21%.

Преимущества предлагаемого способа заключаются в следующем.

1. Количество этапов нагружения стрежня сокращается до одного.

2. Отпадает необходимость задания начального искривления стержня и графической интерпретации результатов эксперимента.

Таким образом, применение предлагаемого способа в лабораторном практикуме по сопротивлению материалов способствует сокращению времени проведения испытаний и снижению трудоемкости его выполнения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Ердаков В. И. , Минин Л.С. Лабораторный практикум по сопротивлению материалов. - М.: Высшая школа, 1961. - 190 с.; с 126 - 130.

2. Ердаков В. И. , Минин Л.С. Лабораторный практикум по сопротивлению материалов. - М.: Высшая школа, 1961. - 190 с.; с. 130 - 134.

3. Справочник по строительной механике корабля: Том 3. - Л.: Судостроение, 1982, - 317 с.; с. 66.

Класс G01L1/00 Измерение силы или механического напряжения вообще

регулятор давления -  патент 2526899 (27.08.2014)
упругий элемент тензорезисторного датчика силы -  патент 2526228 (20.08.2014)
устройство для испытания материалов в ядерном реакторе -  патент 2525678 (20.08.2014)
эталонный образец с контролируемым распределением напряжений по толщине -  патент 2525153 (10.08.2014)
устройство для определения механических напряжений на поверхности металлической конструкции путем введения фиксированного количества теплоты -  патент 2523073 (20.07.2014)
система "интеллектуального" троса для моста с использованием встроенных датчиков с волоконными дифракционными решетками -  патент 2522679 (20.07.2014)
способ определения механических напряжений в стальных трубопроводах -  патент 2521714 (10.07.2014)
силоизмерительный датчик -  патент 2517961 (10.06.2014)
устройство для обеспечения заданого усилия натяжения спаренных тяг -  патент 2516647 (20.05.2014)
волоконно-оптический датчик давления -  патент 2515116 (10.05.2014)
Наверх